Конспект урока по русскому языку по теме " Грамматическая основа предложения"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Ярославцева Вера Николаевна

Тема урока: « Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое».

Цель урока: познакомить с грамматической основой предложения

Задачи:

развивать умение находить в предложении главные члены - подлежащее и сказуемое;                                                                                                              

совершенствовать знания о связи слов в предложении;                                                                                                                                                                                                                                                                

 продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;                                                                                                                          

развивать интерес к русскому языку;                                                                                                                                                                             

  воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством ,совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой;                                                                                                                                                                                                                       

формировать ответственность, самостоятельность, чувство товарищества, умение работать в коллективе   

                                                                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ярославцева Вера Николаевна

Предмет:    русский язык .   Класс    3 «В»

Тема урока: « Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое».

Цель урока: познакомить с грамматической основой предложения

Задачи:

развивать умение находить в предложении главные члены - подлежащее и сказуемое;                                                                                                              

совершенствовать знания о связи слов в предложении;                                                                                                                                                                                                                                                                 продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;                                                                                                                           развивать интерес к русскому языку;                                                                                                                                                                               воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством ,совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой;                                                                                                                                                                                                                        формировать ответственность, самостоятельность, чувство товарищества, умение работать в коллективе    

        

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Вид урока:  урок решения познавательных задач

Метод: продуктивный

Оснащение:  учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева « Русский язык» 3 класс, часть 2

Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя

 С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М:Азбуковник, 2003

Оборудование: технические средства обучения( ТСО): аудиомагнитофон; карточки с заданиями, иллюстрация « Весна пришла».

 

Этапы урока

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

подготовить обучающихся к работе на уроке;

проверить подготовленность рабочего места  обучающихся к уроку,

организовать внимание класса к работе на уроке,

включить в учебный ритм,

создать положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Метод: создание игрового момента

Форма работы: фронтальная

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы  обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.

Учитель:

- Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем

 - Прочитайте пословицу, записанную на доске: «Где труд, там и радость».                                                                    – Как вы её понимаете?                                                                                                                               - Поднимите руку, кто готов со мной работать?

- Запишем в тетрадях дату.

Результат:  полная готовность класса,  включение обучающихся в деловой ритм

2

Постановка проблемы

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы,

стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации.

Форма работы: фронтальная  

Метод:  проблемно-поисковый

- Обратите внимание, название какого месяца мы с вами записали? К какому времени года он относится? А какие весенние месяцы вы ещё знаете? Посмотрите на иллюстрацию? Что вы видите?                                                                                                                                                    - Прочитайте предложение, написанное на доске:                                                                          Руч.и б.гут (по) ш.роким ул.цам.                                                                                                                                                    

- Какое задание можно выполнить?                                                                                                           – Запишите предложение самостоятельно, выделите орфограммы.

- Кто нам будет помогать объяснять написание орфограмм?

 - А теперь докажите, что на доске и в ваших тетрадях записано предложение.

- Какое оно по цели высказывания? – Сколько слов в этом предложении? – Назовите грамматическую основу. (Затруднение!  Проблема!)

- Вот и возникла у нас проблема, чтобы её решить, проведём исследовательскую работу.

 

Результат:  планирование  учебных действий по решению поставленной проблемы.

3

Сообщение темы и целей урока

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

сформулировать тему и цели    урока;

учиться сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, отстаивая свою точку зрения и принимая позицию других.  

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

создать условия для формулирования темы и целей  урока обучающимися.

Принятые  задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс их выполнения.

Форма работы: фронтальная

Метод: словесный (беседа)

- Попробуйте прочитать предложение без первого слова, без второго, без третьего и четвёртого.

 - Без каких слов обойтись нельзя? (ручьи бегут)                                                                                   - Какой вывод можно сделать? (это главные слова)                                                                                                           – Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?  - Да, ребята, вы правы , мы познакомимся сегодня с главными словами в предложении.                                                                                 – Какие перед нами стоят цели? (Научиться находить в предложении главные  слова и отличать их от второстепенных)

Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.

4

Открытие нового знания

Цель которая должна быть достигнута обучающимися: 

в процессе работы над текстом упражнения выяснить, что такое  грамматическая основа предложения, чем выражена, что такое подлежащее, сказуемое

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: 

формирование  понятия о грамматической основе предложения

Форма работы: фронтальная  

Метод:  проблемно-поисковый

 - Ребята, а сейчас мы с вами поработаем с упражнениями учебника. Они  помогут нам реализовать поставленные задачи.

 - Прочитайте  текст упр.397на 125 стр.                                                                                                 – Предложения ли это? Почему? Докажите. Какие они по цели высказывания?

  - Прочитайте  ещё раз каждое предложение. О чём говорится? Что именно говорится?                    

  - Задайте вопросы к каждому слову.                                                                                                       – Достаточно ли этих двух слов, чтобы понять смысл предложения? Почему это так?

 - Так какие же это слова?

- А теперь прочитайте предложения упр. 398. Сравните их с предложениями упр. 397

- Что изменилось?  (Добавили слова)                                                                                                                                           - Как изменился смысл предложения?  (Оно стало более полным, точным)

- Обратите внимание на выделенные слова. Что это за слова?                                                                                - А теперь прочитайте, как принято называть эти слова в русском языке.  ( Грамматическая основа предложения)                                                                                                                                                

– Да, ребята, вот так грамотно звучит тема нашего урока.                                                                    – Но мне хотелось бы узнать, а почему именно основа предложения?                                             –А теперь я вам прочитаю, как объясняет это слово толковый словарь Ожегова.                                               – Итак, на основе предложения как на опорах, держится всё предложение.

-- Сколько слов входит в основу?  Что они обозначают и на какие вопросы отвечают?

- Давайте обобщим наши сведения о грамматической основе предложения

 - Прочитайте  первое определение на стр.126.

 - Так как же в русском языке принято называть слова в предложении?

 - Что такое  грамматическая  основа предложения? (подлежащее и сказуемое)

- Может ли предложение состоят только из грамматической основы? Приведите примеры.

- Читаем второе определение.

  - Что такое подлежащее? А сказуемое?                                                                                                       – Почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения?

- Ребята, молодцы!                                                                                              

Результат: открытие нового знания

Физкультминутка: отдохнём, послушаем мелодии весны, выполним гимнастику для глаз

5

Первичное закрепление

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей .

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

развивать умение логически строить цепь собственных суждений;

формировать умение взаимодействовать  по ходу выполнения задания;

развивать  умение  слушать собеседника в ходе совместной работы.

Форма работы: самостоятельная, с последующей проверкой

Метод: практический.

В ходе выполнения заданий установить связи между отдельными операциями, выполнять действия по алгоритму, уметь выстраивать логическую цепь рассуждении, задавать вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу. В ходе работы учитель обращает внимание на умение говорящего обосновывать собственное мнение и учитывать мнение других.

– Переходим к применению новых знаний на практике.

- Выполним упр. 399, стр. 126. Читаем задание..

(По 1 человеку от каждого ряда работают у доски).

 Результат: Выработка умений оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи. 

6

Самостоятельная работа

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

выполнить задание, сверить результат выполненной работы с образцом, определить уровень овладения знаниями.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

определить практический уровень овладения новым материалом,

работать над развитием навыка практического применения знаний.

Форма работы: самостоятельная, парно - дифференцированная

- Ребята, я думаю, что теперь вы можете поработать самостоятельно

 - Я приготовила для вас карточки с заданиями.  Обратите внимание, что.на карточках зелёного цвета задания проще, чем на карточках   голубого  цвета. Вы работаете в парах. Посоветуйтесь и возьмите ту карточку, над которой вы решили  работать.

-  Запишите предложения в тетради. Найдите и подчеркните грамматическую основу, советуясь друг с другом.

 - А теперь проверим, как вы справились с работой.

Результат: определить практический уровень овладения материалом.

7

Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

оценить значимость учебных действий для самого себя.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

формировать осознанность и критичность учебных действий;

осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям

Форма работы: фронтальная

-  В конце любого исследования необходимо сделать выводы.

 

- Выскажите своё мнение об уроке, начав с этих слов:

 - Я понял, что…

 - Я узнал…

 - Было трудно…

- Было легко…

- Мне понравилось…

Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока.

 

Результат: осознание  обучающимися значимости учебных действий.

8

Итог урока.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

получить информацию о результатах учения

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Метод: устный опрос

Форма работы: фронтальная

 - Какие цели в начале урока мы ставили ?                                                                                                                      -  Какие цели мы реализовали?

 - Что такое грамматическая основа предложения?

 - Какие главные члены предложения вы знаете?                                                                                           - Что такое подлежащее? Сказуемое?

 - Над чем еще предстоит поработать?

Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений

Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку.

Организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанном  на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.

Результат: адекватность самооценки обучающегося оценке учителя. Получение обучающимися информации о результатах учения.

9

Задание на дом

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания;

записать домашнее задание

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

 Метод: словесный .

Форма работы: фронтальная.

- Ребята, я вам предлагаю закрепить полученные знания, выполняя д/з.

Информация о домашнем задании, проверка того, как обучающиеся поняли содержание работы и способы  её выполнения, соответствие содержания домашней работы уровню развития обучающихся. Д/з: Упр. 4, стр.135 или упр.5,стр.136; определение – стр. 126

Результат: применение обучающимися   полученных знаний на практическом уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме : "Повторение о предложении".

Конспект урока по русскому языку,  2 класс, по программе "Школа России"..Тема урока: "Повторение о предложении". Цель урока: систематезировать знания о предложении; развивать умения распозновать ...

Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс)

Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс) с подробным описанием хода урока, презентацией, разрезными карточками для фронтальной и индивидуальной раб...

Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения".

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологии проблемно-диалогического обучения....

Конспект урока по русскому языку по теме: «Однородные члены предложения» (4 класс). УМК "Школа России"

Авторская разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Однородные члены предложения"....

урок русского языка по теме "Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое"

На уроке используются проблемные ситуации, групповая работа, работа в группах, ИКТ.  Урок разработан и проведен в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....