Урок русского языка по теме: "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Лозовская Ирина Евгеньевна

На уроке наблюдали за ролью наречий в словосочетаниях и предложениях.Выявляли граммаческие и синтаксические признаки наречия, наблюдали за способами связи наречий в составе словосочетания. Повторяли способы словообразования. Отрабатывали написание словарных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminr_urok_russkogo_yazyka.docx35.05 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka.pptx714.3 КБ

Предварительный просмотр:

25 февраля 2014года.

Тема урока:  «Наречие».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.

Задачи: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.

               2. Метапредметные:

Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;

содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;

формировать умения структурировать информацию.

Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Коммуникативные: содействовать  развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

Личностные: способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я – мы - дело», помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

Предполагаемый результат: овладение способомопределения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками  сотрудничества.

Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование,  учебник, раздаточный материал, презентация к уроку, детская презентация- проект

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой   1слайд (урок русского языка)

- Добрый день, сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков. Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

Учите русский годы  кряду

С душой, с терпением, с умом.

Вас ждет великая награда.

И та награда в нем самом!

- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.

- Пусть девизом нашего урока является следующее  высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

(Бенедикт Спиноза) слайд №  2

- Запишем число, классная работа. (под музыку).

звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года.

2.Сообщение темы.

 А теперь слушайте небольшое стихотворение,  скажите о какой части речи пойдёт разговор?

Что это за части речи?

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!

Есть у меня семёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг, -

Всё знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Зачем, Куда, Откуда, Когда и Где.

-О какой части речи идёт речь?

(Правильно. Это наречие.) слайд № 3

Какие цели мы поставим?  (Сегодня мы должны обобщить наши знания о новой для нас части речи.)

Чем мы сегодня будем заниматься?( думаем, что будем упражняться в написании слов этой части речи).

Да , ребята, вы правы.

3 Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)

-Учитель: Составим план изучения данной части речи, ведь мы не раз изучали части речи.

1. Часть речи …….

2. Отвечает на ? ……

3. Обозначает…..(глагол обозначает действие предмета, а наречие обозначает признак действия)

4. Изменяемая или неизменяемая часть речи …

5. В предложении является …………..

6.Роль …( точность и выразительность).……. Слайд № 4

- План – конспект у каждого из вас, который мы будем заполнять по ходу наших открытий. (желтый цвет)

Для открытия знаний выполним задание на карточках. (зелёный цвет)

Задание: Прочитайте предложения.. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. (самостоятельная работа)

1вариант:

Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Я  возвращался с охоты вечером.( (Где?) впереди, (когда?) вечером)

2 вариант.

С пасмурного высокого  неба изредка падали одинокие снежинки.

Завтра состоится соревнование по хоккею.

(Как? Изредка, Когда? Завтра).

3 вариант.

Сегодня наша команда участвует в соревновании. Издалека доносился  тихий скрип вековых сосен (Когда? Сегодня, Откуда? Издалека).

4 вариант.

Повернитесь вправо, влево,
Приседайте:
вниз и вверх.

(Куда? Вправо, влево, вверх, вниз).

5вариант. Почему?(спросонок, поневоле).

Зачем? (нарочно, специально).

-Какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия)- запись в таблицу(план-конспект).

- Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да) 1пункт плана.

--Что такое наречие,  на какие же ещё вопросы может отвечать наречие.(правило.)

3 пункт  плана.

- С какими частями речи связано наречие?

Рассмотрим примеры  Слайд № 5

(наречие может быть связано с глаголом, прилагательным, наречием, существительным).

- Что обозначает наречие?

(Как часть речи наречие обозначает признак действия (разговаривали как? долго),

Признак другого признака (интересный в какой степени? Очень, )

Признак предмета (яйцо (какое?)всмятку).

  1. (Устно выполнить задание слайд 5.)
  2. Индивидуальное выполнение задания (у доски).стр. 60 упр.19 определи какой частью речи является главное слово, что обозначает наречие?).

Всем остальным: стр.61 упр 2(1ряд-сущ, 2 ряд-прилагательные, 3 ряд-глаголы).

Рассказ о наречии.  

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ»

-А почему? Вы догадались?

(Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.)

4)Учитель: рассмотрим 4 пункт плана.(изменяемая и неизменяемая часть речи).

Работа в парах.

Чтобы справиться со следующим заданием, понадобится дружба и согласие. Поработаем в парах. На партах у вас лежат карточки. Прочитайте задание и выполните его.       

Работа  в парах.          Понаблюдайте!       Карточка№1

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

                     ед. ч.                                                                  мн. ч.

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;

Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .

Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.

Сделайте вывод!

Наречия по числам ________________________________________

Работа  в парах.          Понаблюдайте!       Карточка№2

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

                    м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;

Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________________________

Работа  в парах.          Понаблюдайте!       Карточка№3

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами  разного времени?

                                    пр. в.

Образец:  появились (когда?) рано;

Разольются (______________?) _________________;

Цветут (____________?) _________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по временам ________________________________________

Работа  в парах.          Понаблюдайте!       Карточка№4

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( ______________?) ______________;

3л. : он встаёт (____________?) _____________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

Работа  в парах.          Понаблюдайте!       Карточка№5

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Образец: 1 л. : мы встаём (когда?) рано;

2л. : вы встаёте (_______?) ______________;

3л. : они встают ( ____________?) _______________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

Работа  в парах.          Понаблюдайте!       Карточка№6

Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ____________________________________________

Чего? ___________________________________________

Чему? ___________________________________________

Чем? ____________________________________________

О чём? ___________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ________________________________________

-В предложении является каким членом ?(обстоятельством)

Грамматическая сказка «Кто важнее?»

Ведущий:В царстве частей речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям. Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее.

1Наречие: Я,(говорит одно наречие), могу прыгать по-заячьи.

2Наречие:А стоит представить меня, - (хвастается другое), - так сразу всё исполнится. А вот ты когда собираешься помогать людям?-обращается оно к наречию, сидящему в мягком кресле.

3Наречие: Как-нибудь, (лениво отвечает то).

3Наречие:А я люблю вредить всем, растягивая слова , вставляет наречие Еле-еле.- Стоит меня поставить, так всё делается медленно.

4 Наречие: И я тоже! крикнуло наречие Кое-как. Стоит мне встать рядом с глаголом, так всё дело портится.

Ведущий: И вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул:

1Наречие: Где же наречие ярко?

2 наречие: Почему оно нам не поможет? Подхватили другие.

Наречие (Ярко):А зачем я вам?(спросило наречие?)Ярко. Ведь вы всё-всё можете. Вы же важнее всех.

Ведущий: Наречия покраснели. Стыдно им стало за своё хвастовство.

А наречие Ярко подошло к глаголу Светит, и всё стало по прежнему. Только никто уже больше не хвастался.

Физминутка.

5. Вспомним изученные правила:1.Правописание гласных на конце наречий.(В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется суффикс –о, в наречиях из-(ис-), до-, с-на конце пишется суффикс –а).

Игра. ( работа с карточками)

Слева, вправо, справа, изредка, направо, засветло, дочиста, досыта.

2.Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

(после шипящих на конце наречий пишется мягкий знак.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж).

Р.Т.стр.15 упр.1.(работа по группам) ?

6.Отвечаем на следующий пункт плана:

Какую роль выполняют наречия в нашей речи?

- Обратимся к тексту (голубой цвет).

Задание:1.Прочитайте. 2.Найдите наречия.

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)

                   Карточка.

Лес шумел однотонно, голо и неуютно. Снега было всего чуть-чуть. Давно уже пора бы ему, а  запоздал надолго. Может быть, поэтому и шум леса стал ворчливо - нудным, сонливым, казалось, настолько безнадёжным, что вроде бы и зимы не будет, и весны не будет.

  1. Разбор  1 предложения.(устно).
  2. Морфологический разбор наречий(однотонно, голо, неуютно). (наречия, в предложении является обстоятельством).

Итог урока. Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка.

Слайд 2

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». Бенедикт Спиноза.

Слайд 3

Тема урока: «Наречие»

Слайд 4

План. 1. Часть речи … 2. Отвечает на ? … 3. Обозначает… 4. Изменяемая или неизменяемая часть речи … 5. В предложении является … 6.Роль …

Слайд 5

Наречие обозначает: 1.Разговаривали долго признак действия. 2.Интересный очень признак другого признака. 3.Яйцо всмятку признак предмета. Как? В какой степени? Какое?

Слайд 6

Работа в парах.

Слайд 7

Завтра мы пойдём в музей. Друг приехал издалека. Я выучил правило назубок. . - . - . - . - . - . - . . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - .

Слайд 8

Физминутка .

Слайд 9

Вывод: Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и в предложении является обстоятельством.

Слайд 10

Итог урока. Самооценка Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – синий цвет. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый цвет. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Наречие.Общее понятие"

К уроку подобраны  слова, сочетания слов , которые помогают усвоению материала...

Серия уроков русского языка по теме !Наречие" 4 класс

Серия уроков русского языка по теме "Наречие". Данные уроки были разработаны у с пользой апробированы в рамказ учебника Поляковой "Русский язык 4 класс".  В уроках подобрана система заданий напра...

Урок русского языка по теме Наречие по ФГОС

Я предлагаю разработку урока русского языка в 4 классе по программе Гармония в соответствии ФГОС. Это первый урок по теме "Наречие" - ознакомительный.Технологическая карта урока составлена с УУД, кото...

Урок русского языка по теме Наречие по ФГОС

Я предлагаю разработку урока русского языка в 4 классе по программе Гармония в соответствии ФГОС. Это первый урок по теме "Наречие" - ознакомительный.Технологическая карта урока составлена с УУД, кото...

урок русского языка по теме "Наречие"

конспект урока по рускому языку по теме "Наречие" содержит  интересные задания и разные формы работы на уроке....

Урок русского языка по теме "Наречие"

Технологическая карта урока по ФГОС...

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...