Урок русского языка «Непроизносимый согласный в корне слова» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Алексеева Наталья Владимировна

Нестандартный урок с применением презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neproiznosimyy_soglasnyy.docx829.32 КБ
Office presentation icon 3b.pps1.49 МБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1»

Волховского района Ленинградской области.

                                                                                                Учитель начальных классов

                                                                                                Алексеева Наталья Владимировна.

                                                                                                Педагогический стаж – 36 лет.

                                                                                                Квалификационная категория –

                                                                                                высшая квалификационная категория

                                                                                                по должности «учитель».

Урок русского языка

«Непроизносимый согласный в корне слова»

(Образовательная система «Школа России» ФГОС)

                                                                    2014

                                               Русский язык

Тема. Непроизносимый согласный в корне слова.

Цель: повторить и закрепить правило о правописании непроизносимых согласных в корне слова.

Задачи: - развивать навык видеть и выделять орфограмму;

              - продолжить формирование умений написания словарных слов для обогащения

               словарного запаса учащихся;

             - совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова;

             - закреплять фонетические и синтаксические навыки;

            - развивать внимание, речевые умения, творческие способности,

              санитарно- гигиенические навыки;

            - воспитывать интерес к родному краю.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: нетрадиционный, урок-путешествие с решением проблемно-познавательных задач.

Технология: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация урока, музыкальное произведение П. И. Чайковского «Щелкунчик» («Вальс цветов»), учебник русского языка под редакцией Зелениной, 3 класс, М. «Просвещение», 2013, сладкие призы для учащихся, муляж (заколка) бабочки, смайлики.

Знать по теме урока: правило о написании непроизносимого согласного в коне слова.

Уметь по теме урока: видеть, находить и выделять орфограмму «Непроизносимый согласный в корне слова», объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными.

                                                            Ход урока

I. Вхождение в урок.

(слайд 2)

Звучит музыкальное произведение «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

II. Самоопределение к деятельности.

Постановка цели урока. Определение темы урока.

Цель: создать мотивацию к обучению, объяснить цель урока, заинтересовать и определить тему урока.

1 Вступительное слово учителя.

Урок русского языка я начну с очень древней и мудрой легенды.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить и отправился на луг.

Поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Если он скажет-живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет- мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший,- живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который был умным человеком сказал: «Всё в твоих руках»

(слайд 3)

                  «Всё в твоих руках!»

Как понимаете смысл этого высказывания?

Учитель подводит итог по высказываниям детей.

Человек сам может строить своё счастье, свою судьбу.

В ваших руках. В ваших силах на этом уроке познать чудные законы родного языка и повторить тему, над которой работали.

Над какой темой работали на прошлом уроке? (Правописание непроизносимого согласного в корне слова). Мы продолжим эту работу. Определите тему урока.

(слайд 4)

   «Непроизносимый согласный в корне слова.»

Урок наш необычный. Это урок-путешествие за сокровищами злого Кощея Бессмертного. Для путешествия нам понадобится карта. Состоять она будет из познавательных задач, решая которые, вы будете продвигаться вперёд. В путь!

III. Работа по теме урока. (слайды 5,6,7,8,9,10.)

1. Рассмотрите карту нашего путешествия и назовите основные этапы урока

2. Город «Буковка».

Начнём путь с города «Буковка», где вас встречают буквы: (слайд 11)

          л    и    д    т    е    у    в    а    э

На какие две группы можно поделить эти буквы? (Гласные и согласные)

Напишите в тетради ту группу букв, которых меньше по количеству.

(слайд12)

                              л     д     т     в

Проверьте. У кого другие буквы?

Дайте характеристику звукам, которые обозначены данными буквами (устно).

1-ый ученик: [л] –согласный, звонкий, непарный.

2-ой ученик: [д] – согласный, звонкий, парный, пара - [т]

3-ий ученик: [т] – согласный, глухой, парный, пара – [д]

4-ый ученик: [в] – согласный. Звонкий, парный, пара – [ф]

 Подчеркните лишнюю букву.

Проверьте. Внимание на экран. (слайд 13).

                                       л 

Почему именно л записали с парными д т в? Ведь в азбуке много других согласных: м р з?

Л – непроизносимый согласный. Какие ещё согласные относятся к непроизносимым? (д т в)

 3. Словарно-орфографическая работа (слайды14,15)

Вы прошли первый этап путешествия.

(слайд16)

Перед вами озеро словарных слов. В нём плавают необыкновенные рыбки. Чтобы переплыть это озер, надо расшифровать слова на каждой рыбке (слова записать в столбик).

(слайд17)

                          пмщь

Ученик расшифровывает и объясняет написание слова. Остальные дети записывают в тетрадь.

Помощь – первый слог ударный, во втором слоге слышу безударный гласный [а], проверочное слово-помощник, поэтому в слове помощь напишу букву [о].

Проверьте. Внимание на экран. (слайд18)

                           помощь

(слайд19)

                           прзднк

Ученик расшифровывает и объясняет написание слова. Остальные дети записывают в тетрадь.

Праздник – первый слог ударный, непроизносимый согласный [д], проверочное слово праздь-нерабочий день.

Проверьте. Внимание на экран. (слайд20)

                               праздник

(слайд21)

                                  пчтльн

Ученик расшифровывает и объясняет написание слова. Остальные дети записывают в тетрадь.

почтальон – третий слог ударный, в первом слоге безударный гласный: [а], проверочное слово – почта, поэтому в первом безударном слоге напишу букву [о].

Проверьте. Внимание на экран. (слайд22)

                             почтальон

Определите и подчеркните слово, которое поможет перейти к следующему этапу работы, опираясь на тему урока.

(слайд23).

                                Праздник

Проверьте. У кого другое слово?

Выполните краткий фонетический разбор этого слова.

Объясняет один из учеников.

(слайды24, 25, 26, 27, 28 посвящены фонетическому разбору слова)

В слове праздник – 2 слога (так как в слове два гласных: [а] [и]), 7 звуков: [п], [р], [а], [з], [н], [и], [к]. 8 букв: п, р, а, з, д, н, и. к.

почему букв больше, чем звуков? (Непроизносимый согласный д)

4. Синтаксическая работа. (слайд29)

Вы прошли второй этап.

Перед вами лес. Чтобы не заблудиться, устно составьте предложение со словом праздник (так как наш урок-это праздник) и со словом лес (вы оказались в лесу).

Я тоже придумала предложение.

(слайд30)

(В) л.су н.ступил радос.ный праз.ник.

Задание. Запишите предложение в тетради. Приготовьтесь объяснять орфограммы.

(слайды 31, 32, 33,34,35,36,37,38 посвящены разбору предложения)

Один из учащихся объясняет все орфограммы, пропущенные в предложении.

Объяснение орфограмм.

1) Начало предложения пишется с большой буквы.

2) В-это предлог, вставляется вопрос (в чём?)

3) лесу- в первом слоге безударный гласны и, проверочное слово-лес, поэтому, в слове напишу букву е. 

4) наступил- приставка- на, пишется: а, нет приставки: но.

5) радостный – непроизносимый согласный [т], проверочное слово-радость.

6) праздник – непроизносимый согласный [д], проверочное слово: праздь - нерабочий день.

7). В конце предложения – точка. Это предложение повествовательное. Простое. Распространённое.

В лесу наступил радостный праздник.

Определите и выделите основу предложения.

Один из учащихся объясняет, остальные-проверяют свои работы.

1). В предложении говорится о празднике. (что?) праздник-это подлежащее, подчеркну одной чертой, выражено именем существительным неодушевлённым, нарицательным.

2). Что говорится о празднике? Что праздник сделал? Наступил-это сказуемое, подчеркну двумя чертами, выражено глаголом прошедшего времени.

Праздник наступил-основа предложения.

Запись.

 В лесу наступил радостный праздник.

Не пробраться через лес.

Как по-другому можно назвать такой лес?

1). Роща-небольшой, чаще лиственный лес.

2). Чаща-густой, частый лес, заросли.

3). Бор-лес из одинаковых пород деревьев (сосновый бор).

5. Физкультминутка.

(слайд 39)

Представьте, что сейчас лето. Вокруг цветы, летают бабочки, стрекозы, шмели, пчёлы. Поют птицы. А издалека доносится красивая мелодия, под которую хочется кружиться, танцевать и просто наслаждаться.

Кто узнал, что это за музыкальное произведение? Кто автор? («Вальс цветов» из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик»).

6. Избушка «Непроизносимых согласных» (слайд40)

Вы отдохнули, и впереди новое испытание: избушка «Непроизносимых согласных».

1-ое испытание.

Актуализация опорных знаний.

Цель: восстановить в памяти учащихся правила о правописании непроизносимых согласных.

Учитель. Иногда согласные при произношении

Уберут из слова вдруг-

Сазу ты в сомнении.

1 ученик. Не печалься и не плачь:

Буква не пропала,

Разыщи её в том слове, где она звучала.

2 ученик. Если выйдет затрудненье

И не разрешить сомненье,

И тогда не унываю,

 И словарь я открываю.

3 ученик. Любят в прятки поиграть

«Хитрые» согласные,

А мы можем поискать-

На игру согласны мы.

Позно, позний, позновато-

Какой звук пропал, ребята?

4 ученик. Как проверить, как узнать?

Родственное подобрать!

Опоздать! Опаздывать- вот теперь всё ясно.

Здесь скрывался «хитрый» д,

Нашёл его нам гласный!

5 ученик. Иногда и так бывает,

Вовсе звук не пропадает-

На стыке двух согласных (сн)

Его в слове нет совсем.

6 ученик. Вкусный, гласный, интересный,

Безопасный и небесный,

И чудесный, и прекрасный

И ужасный, и напрасный-

Этих слов не забывайте,

Букву т в них не вставляйте!

Повторили правила правописания непроизносимых согласных.

Проверим, сможете ли вы самостоятельно применить эти правила при следующих испытаниях.

2 испытание. (слайд 41, 42)

Задание 1.

Паровоз и два вагона. На паровозе написано «сн», на вагонах-слова.

                         1                                      2

                    прекра.ый                        грус.ый

 «сн»           вку.ый                             изве.ый

                   небе.ый                             преле.ый

Какое задание можно предложить? (Вставить пропущенные буквы: сн или стн в слова, подобрать проверочные слова). Определить, какой вагон к паровозу прицепили правильно. А какой-неправильно.

Запись в тетради:

I вариант: прекрасный-прекрасен

                  вкусный-вкусы

                  небесный-небеса

II вариант: грустный-грусть

                   известный-известие

                   прелестный-прелесть

(слайды 43, 44, 45, 46, 47, 48-проверка по этому заданию)

Проверка.

I вариант: прекрасный- проверочное слово-прекрасен, вставлю: сн;

вкусный-проверочное слово-вкусы, вставлю: сн;

небесный-проверочное слово-небеса, вставлю: сн.

(слайд 49, 50)

Этот вагон со словами уедет с поездом, так как на поезде «сн».

II вариант: грустный-проверочное слово-грусть, вставлю: стн;

известный-проверочное слово-известие, вставлю: стн;

прелестный-проверочное слово-прелесть, вставлю: стн.

Этот вагон со словами лишний.

3 испытание.

Задание 2. (слайд 51)

слове                                        зло

согла      сный                          гру     стный

интере                                      опа

вла                                            че

Какое задание можно предложить по этой записи?

(Составить слова из левой и правой части столбиков).

Когда будете составлять, подбирайте проверочные слова (устно). Только после этого вы поймёте, какая проблема скрывается под этим заданием.

(слайд 52)

Взаимопроверка.

Проверка слов первого столбика.

1 ученик.

словесный-словеса

согласный-согласие

интересный-интересен

властный-власть

Вывод. В этом столбике лишнее слово властный, оно из второго столбика.

2 ученик.

злостный-злость

грустный-грусть

опасный-опасен

честный-честь

Вывод. В этом столбике лишнее слово опасный, оно из первого столбика.

(слайд53). Проверьте.

Какая проблема скрывалась под этим заданием? (В каждом столбике найти лишнее слово и доказать.)

Как решали эту проблему? (Подбирали родственное проверочное слово).

7.Работа с учебником. (слайды54, 55)

Цель: проверить умения находить и правильно писать изученную орфограмму.

Путешествие продолжается и вас ждёт работа с книгой.

№241

Ученик читает вслух задание.

Работа в тетради, записывать в столбик (устно доказать)

Запись в тетради: солнце

                               прелестный

                               здравствуй

                               ненастный

                               грустной

(слайды56, 57, 58. 59, 60, 61, 62-проверка выписанных слов)

                            прелестный

                            здравствуй

                           ненастный

                           грустной

Проверьте. С чем не согласны?

(Пропущено слово солнце. Непроизносимый согласный: л, проверочное слово-солнышко.)

IV. Итог урока и домашнее задание. (слайд63, 64)

Вот и закончилось наше путешествие. Вы справились со всеми заданиями и дошли до замка Кощея Бессмертного.

(слайд65). А вот и сокровища. Похлопаем в ладоши, что путешествие удалось.

Достигли цели урока? Назовите её. (Повторить и закрепить правило о правописании непроизносимых согласных в корне слова).

Вспомните эпиграф урока. («Всё в твоих руках!»)

В ваших руках ещё раз доказать себе, что ты сможешь самостоятельно выполнить домашнее задание. А № вы выполните по своему желанию, опираясь на тему урока.

V. Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке? Что показалось трудным? Оцените свою работу на уроке.

Спасибо за урок!

Награждение учащихся сладостями из сокровищницы Кощея Бессмертного                

Музыка продолжается

Под звуки музыки учитель рассказывает легенду.

(Во время рассказа)

Учитель, подойдя к экрану, на котором изображён луг с цветами и порхающими над ним бабочками, имитирует ловлю бабочки и сжимает её между ладонями, демонстрируя всё это учащимся.

Музыка произведения «Вальс цветов» затихает. На экране появляется запись.

Ответы учащихся.

После ответа ученика появляется тема урока.

На экране-карта путешествия.

При названии основных этапов урока, высвечивается каждый этап.

Один из учащихся вслух читает (называет) основные этапы урока.

Ответы учащихся.

Самостоятельная работа учащихся.

Если у кого-то из учеников ответ другой, то он доказывает.

На экране – карта.

На экране – картинка озера с рыбками.

Выплывает первая рыбка, на которой запись: пмщь

Первая рыбка уплывает.

Выплывает вторая рыбка, на которой запись: прзднк

Вторая рыбка уплывает.

Выплывает третья рыбка.

Третья рыбка уплывает.

На экране остаются расшифрованные слова.

Дети подчёркивают слово праздник

Дети самостоятельно выполняют работу в тетради

На экране по мере объяснения:

1) на слоги

2) счёт и название звуков

3) счёт и название букв

На экране – карта.

Варианты предложений.

Учитель произносит свой вариант предложения.

При объяснении ученик работает за компьютером. Орфограммы появляются по щечку.

На экране –запись предложения.

Самостоятельная работа.

После объяснения, подчёркивание подлежащего.

После объяснения, подчёркивание сказуемого.

Подчёркивание основы предложения.

Работа со словарём.

Звучит музыкальное произведение «Вальс цветов», под которую дети выполняют танцевальные движения.

Музыка затихает.

На экране-карта.

На экране поезд с двумя вагонами.

Самостоятельная работа по вариантам: I вариант работает со словами из первого вагона, II вариант-со словами второго вагона.

При объяснении орфограммы появляются по щелчку.

Первый вагон уезжает с паровозом.

Второй вагон отцепляется от состава и исчезает.

Варианты предложений.

Дети самостоятельно составляют слова, устно подбирая к ним проверочные слова.

Варианты ответов детей.

На экране-карта.

Работа в парах.

Проверка осуществляется по щелчку.

Ответы учащихся.

Смайлики.

Прилагается к конспекту урока «Непроизносимый согласный в корне» презентация «Непроизносимый согласный в корне». Выполнила учитель начальных классов Алексеева Наталья Владимировна. Педагогический стаж – 36 лет. Квалификационная категория – высшая квалификационная категория по должности «учитель».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

русский язык "Непроизносимые согласные в корне слова"

Этот урок предназначен для учащихся 3 класса по программе "Планета знаний"....

Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова".

Урок изучения нового материала. Использованные технологии: проектно-исследовательский метод в технологии  деятельностного обучения. УМК «Школа России», 3 класс....

Презентация к уроку русского языка "Непроизносимые согласные в корне слова"

В данном материале ведется подробный разбор по выбранной теме. Присутствуют все этапы урока....

Дидактический материал по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова"

Дидактический материал по русскому языку для работы в классе и дома  "Непроизносимые согласные в корне слова"...

Урок русского языка. Непроизносимые согласные в корне слова. Перспектива. 3 класс

Презентация к уроку русского языка в 3 классеТема: Непроизносимые согласные в корне слова Ознакомление с новой орфограммой и правилом проверки слов с непроизносимыми согласными в корне. Развитие ...

Методическая разработка урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова" 3 класс

Тема урока: Непроизносимые согласные в корне слова.Класс: 3Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цели по содержанию:обучающие: ввести понятие «непроизносимая согласная в корне слов...

Презентация к уроку русского языка "Безударная гласная в корне слова" (2 класс, школа России)

Презентация для работы на уроке русского языка по тебе "Безударная гласная в корне слова" . Минутка чистописания, орфографическая минутка и задания по теме....


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

За много лет работы не хочется повторения... Очень надеюсь, что ваша работа мне поможет "обновить" мысли... :)) Спасибо, Наталья Владимировна!