Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мухарямова Гульфия Тимерхановна

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Четко прописаны результатаы, к которым должен стремиться педагог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет__русский язык__класс___3____

Тема урока

Место урока по теме

Правописание приставок раз- и рас-

3 урок в разделе "Как пишутся приставки"

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный

Коллективная, парная, индивидуальная; составление алгоритма, продуктивные методы

Цель урока

Задачи урока

Научиться правильно писать слова с приставками раз- и рас-; выделять приставки в словах, самостоятельно подбирать слова с приставками раз- и рас- и правильно использовать их в тексте.

1.Предметные результаты:

  • Закрепить умение правильно определять приставки, выделять приставки в словах
  • Развивать орфографическую зоркость по слитному написанию приставок;
  • Учить применять орфографические знания в повседневной жизни

2. Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

закреплять информацию в виде алгоритма; формировать умение различать приставки и предлоги, обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.

  • Регулятивные УУД:

понимать и применять задачи урока; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

  • Коммуникативные УУД:

формировать умение работать в паре; учить представлять результат своей работы; формировать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные результаты:

  • Формировать положительную мотивацию к изучению  правильного  написания приставок и  верному  их употреблению в устной речи, как показателю личной образованности и культуры речи.
  • Создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету
  • Формировать чувство товарищества и взаимовыручки

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- как пишутся приставки раз-, рас-;

- понятия "приставки ", "предлоги"

- находить в тексте слова с приставками раз- и рас-;

-правильно выделять приставки в словах;

-различать приставки и предлоги;

- обобщать полученные знания о приставках;

- произвести (само-, взаимо-) оценку;

- делать вывод о правильном употреблении приставок в письменной и устной речи;

- оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Учебно-познавательная:

Информационная;

Коммуникативная

Интеграционная технология развивающего обучения

Учебник "Русский язык" 3 кл. ч. 2, ч.3,рабочая тетрадь и "Тетрадь для самостоятельной работы" №2, "Толковый словарь " В. И. Даля, "Толковый словарь для начальных классов" Т.В. Василенко.

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность          учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: Организационный этап( 2 минуты).

Организация направленного внимания на начало урока

Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.

Уточнить, как готовы дети к уроку.

- Оцените свою готовность к уроку.

Подтвердить свою  готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку.

    Личностные результаты:

самоопределение  к деятельности, спо-собность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.    

Оценка/ самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности.

Включение в учебный процесс.

II этап: Актуализация знаний

Мотивировать учащихся на изучение темы.

Учитель сообщает:

- На очередное занятие клуба  «Ключ и Заря» Волшебница пригласила Машу и Мишу, а мы являемся  участниками  заседания  клуба

«Ключ и Заря».  

- А кто такая Волшебница? Как её зовут?

- А начала  Волшебница заседание клуба чтением отрывка из стихотворения

великого русского поэта

А.С. Пушкина:  

«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух. И опыт – сын ошибок трудных  и  гений – парадоксов  друг…»

- Как вы думаете, почему именно с этих строчек начала  Волшебница заседание?  Что она хотела тем самым сказать?

- Вам сегодня предстоит сделать открытия,  вы,  как учёные,  которые исследуют и объясняют настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.

- Мише показались незнакомыми такие слова, как гений, парадокс и просвещение.  А Маша знает значение этих слов  и объяснила Мише, что они обозначают.

-Ребята, а вы знаете значение  этих слов? Давайте Мише объясним, что обозначают эти слова с помощью Толковых  словарей  В.И. Даля и Т.В. Василенко.

- Значит, на уроке сегодня мы будем  что-то разъяснять,  рассказывать,  распространять, рассматривать, расследовать.

- Какая  часть слов  объединяет все эти названные слова?

Учащиеся  высказывают свои ответы:

- Волшебницу зовут Анишит  

  Йокоповна, так как она любит тишину и покой.

  Слушая  внимательно друг  

  друга,  мы  узнаем и изучим  

  что-то новое на уроке.

Учащиеся  высказывают свои ответы:

- На уроке мы сделаем какие-то открытия, узнаем  что-то новое.

Учащиеся  находят   значения слов  из Толковых словарей  В.И. Даля  и Т.В. Василенко.

Дают объяснение словам:

Гений - человек, обладающий высшей степенью одарённости, таланта.

Парадокс – мнение, суждение,  противоречащее здравому смыслу.

Просвещение – распространение знаний, образование.

Учащиеся  дают свои высказывания:

- Все слова имеют приставку раз- или рас-.

Предметные результаты:  понимают задание, как его надо выполнить, уметь работать с Толковым словарём.

Метапредметные результаты: Коммуникативные:

сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают  друг друга;  умеют  выражать свои мысли  в соответствии с задачами  и  условиями  коммуникации.

Работа со словарями.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. Формирование навыков поисковой деятельности.

III этап : Постановка учебной задачи

Познакомить  учащихся  с учебной задачей.

Учитель спрашивает:

- Кто-то догадался,  о чём   сегодня  мы будем говорить?  

- Кто сможет назвать  тему

  заседания?  

- Правильно, тема заседания: Правописание приставок раз- и рас-. Объяснить задание:

- Запишите дату занятия в  рабочую тетрадь. Сейчас проведём словарную работу.

(Слова с пропусками букв даны на доске).  

- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Праз..ник, а…ея,  лес..н…ца, мес…ц, д…кабр.., …нвар.,.  р…кета, расстояние, ф..врал., с…рен…  .  

- Что вы заметили при списывании? (Слово расстояние  не имеет пропусков букв)

- Как вы думаете, почему? (Так как это словарное слово мы ещё не учили)

- Какая часть слова отличает это слово от всех остальных?

(Приставка рас-)

- А что такое приставка?

- Чем отличается пристав-

  ка от предлога?

Выделите в этом слове  приставку  рас-.

- Проведём взаимопроверку написания словарной работы, проверьте работу друг у друга.          

После проверки словарной работы сообщить:

- Вы будете исследовать и

открывать  что-то новое.

Тема заседания записана на

Высказывают свои ответы:

 - Мы будем говорить о правописании приставок  раз-  или рас-. Значит, тема заседания:  «Правописание приставок раз- и рас-.

Проговорить, как поняли задание  и что будут делать для того, чтобы записать слова правильно.

Утвердиться в понимании задания (для того, чтобы назвать часть слова, надо вспомнить, какие части слова бывают).

Высказывают свои предположения:

- Приставка – часть слова.

- Приставка отличается  от предлога тем, что пишется со словом всегда слитно.

Взаимопроверка  задания в парах.

Метапредметные результаты:

Анализируют учебную задачу и принимают её,

сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга;  умеют выражать свои мысли.

Познавательные:  различать приставки и предлоги.

Коммуникативные:

уметь работать в парах;  внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами  и  условиями  коммуникации.

Оценка/ самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач.

Появление цели урока. Развитие учебно- познавательной мотивации.

доске: Правописание приставок  раз- и рас-.

И наша задача узнать, в каких случаях надо писать приставку раз-, а  в каких словах пишется рас-  и почему?

 Уже в словарной работе вы повстречались со словом, в котором есть  приставка  рас- (расстояние).

Откройте учебники на с.17.  Чтение  учителем текста интриги  между героями о правописании приставок.

Чтобы убедиться в высказывании Анишит  Йокоповны, выполним  упражнение 10.

Открывают учебники (с.17)

и  слушают текст интриги.

Чтение учащимися упр.10.

Коллективное составление плана работы с заданием.

Работают по заданию, выписывают слова из Обратного словаря и распределяют их в два столбика.

( В I столбик учащиеся записывают слова с приставкой раз-: разломать, разбросать, разболтать, размешать. Во II столбик слова с приставкой рас-: растолкать, распускать, расписать, расхватать, раскатать, распечатать, расшатать, рассчитать, растоптать, расслышать). 

IV этап : Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Учить  детей  самостоятельно формулировать правило и создавать

алгоритм по написанию слов с приставками  раз-, рас-.

- Продолжаем наше исследование. Выполним упр. 11.

После написания упражнения  учитель  спрашивает:

- Какая буква пишется на конце приставки? (Буква З)

- Подчеркните букву З и ту, с которой начинается корень. Какой звук она обозначает? (Гласный звук).

- Сформулируйте самостоятельно правило о правописании приставок раз- и рас-, не обращаясь к плакату Летучей Мыши.(Приставка раз-  пишется в словах, корни которых начинаются  с  гласных или звонких согласных.

Приставка  рас-  пишется в словах, корни которых начинаются  с глухих согласных).

- А теперь познакомьтесь с текстом на плакате  Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать приставки  раз- и рас-.

(с. 18  в учебнике).

Учащиеся самостоятельно читают и выполняют упр. 11.

Записывают слова, выделяют приставки, подчёркивают буквы и делают  вывод о написании приставок, не опираясь на плакат Летучей Мыши.

Проговаривают алгоритм:

- читаю слово;

- определяю, с  какого звука

  начинается корень;

- делаю выбор приставки.

Затем  учащиеся  самостоятельно составляют правило о правописании приставок  раз- и рас-, не опираясь  на  плакат Летучей Мыши.

После составления алгоритма  и  правила о правописании приставок  раз- и рас-, учащиеся обращаются к плакату  Летучей Мыши и делают соответствующие выводы.  

Метапредметные результаты:

Регулятивные:    

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в  устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании приставок  раз-, рас-;

уметь формулировать правило  по написанию приставок  раз-, рас-.

Предметные результаты:

знать, как пишутся приставки раз-, рас-

Работа с учебником. Само-взаимопароверка.

V этап : Динамическая пауза

Дать возможность детям отдохнуть и проверить себя, как усвоили  новый материал на уроке.

Учитель делит всех детей на две команды. Дети одной команды слева от учителя, другой – справа.

Далее учитель объясняет задание: та команда, которая находится слева от учителя, делает хлопок над головой, когда слышит слово с приставкой рас-, а другая команда, когда слышит слово с приставкой раз-.

Учащиеся  встают около своих парт.

После распределения на две команды внимательно  слушают   задание учителя и выполняют его.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; Познавательные:  знать, как правильно писать слова с приставками раз- и рас-.

Критерии:

выигрывает та команда, которая меньше допустит ошибок.

VI этап: Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач.

Обобщить

полученные знания учащихся при выполнении учебного задания

Дать задание в «Тетради для самостоятельной работы»,ч.2

№ 12, с. 11.

Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, которые испытывают затруднения в работе.

- Проверьте, как вы выполнили  это задание.

Самостоятельное выполнение задания № 12 в «Тетради для самостоятельной работы», ч. 2, с. 11.

Учащиеся читают отрывки из стихотворений, объясняют выбор буквы в приставке.

Самоконтроль и самооценка.

Метапредметные результаты:

Самоопределяются в УД.

Работа в паре.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

VII этап : Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.

Учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания

Дать задание: выпишите в рабочую тетрадь слова с приставками раз-, рас- из «Тетради  для самостоятельной работы», упр. № 12. Выделите приставки.

________________________

Для тех детей, кто выполнит раньше всех задание, предложить самостоятельно  подобрать и записать в рабочей тетради ещё 5 слов с изученной орфограммой и выделить в них приставки. С любыми словами составить 2-3 предложения  (задание повышенной сложности).

Учащиеся записывают слова в рабочую  тетрадь.

Самоконтроль и самооценка.

( Рассердился, развяжите, расфуфырили, разболелись, расскажет, разъярённых,

разумный, распорядок).

 ________________________

(Расписание, рассада, разговор, рассказ, размен)

Ученик составил новое расписание. Этот рассказ мне очень понравился.

Метапредметные результаты:

Самоопределяются  в УД.

Личностные результаты:

осознают смысл изучения правописания приставок и успешного их использования в словах, понимают значимость правильного написания  приставок в словах.

КОЗ.

Критерии:

все слова записаны правильно и выполнено дополнительное задание -  2+  б.,

все слова записаны правильно-

2 б., 2-3 ошибки, допущенные в словах – 1 б., более 3 ошибок – 0 б.

Самостоятельно работает по алгоритму. Ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал. Умение давать оценку своей деятельности.

VIII этап: Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков.

Закрепить ранее изученный материал, продолжить формирование умений и навыков.

Дать задание: выполнить упр. № 13, на с.13. в «Тетради  для самостоятельной работы», ч. 2.

Проверить выборочно  выполнение задания:

(Рассердился - сердится, развяжите - вяжет, детей- дети, коты - кот, хвосты- хвост, разболелись – больно, свои - свой, разъярённых - ярость).

Учащиеся самостоятельно читают и выполняют упр. 13 на с. 13. в «Тетради  для самостоятельной работы», ч. 2.

Самоконтроль и самооценка.

Метапредметные результаты:

Сформированный способ деятельности.

Личностные результаты:

самоопределение  к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Самоконтроль и самооценка.

Умение применять  алгоритма в самостоятельной деятельности.

IX этап : Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.

Проконтролировать умения учащихся использовать полученные знания и умения.

Учитель задаёт вопросы по  упр. 13  из  «Тетради  для самостоятельной работы», ч. 2.

- Назовите из всех слов,  которые вы выписали, только те слова, в которых есть приставка раз- или рас-.

Устные высказывания учащихся:

( Рассердился - рас-,  

  развяжите - раз-,

  разболелись - раз-,

  разъярённых – раз-).

Метапредметные результаты:

Сформированный способ деятельности. Самоопределяются  в УД.

Само-взаимопроверка

X этап : Рефлексия деятельности.

Сформировать личную ответственность за результаты своего труда.

Учитель сообщает:

- Завершается работа клубного заседания «Ключ и Заря». Давайте подведём итог всей работе.

Учитель задаёт вопросы по уроку

- А сейчас дайте оценку за работу  на  уроке  себе  и своим  одноклассникам.

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок.

Личностные результаты:

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Метапредметные  результаты:

Регулятивные: оценивать результат выполнения  работы своих одноклассников.

Критерии:

самореализация,

самоопределение,

рефлексия.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

XI этап: Домашнее задание.

Дать

инструктаж выполнения домашнего задания.

Записать домашнее задание на доске.      

  Упр.12, с. 19  в учебнике.

- Прочитайте домашнее зада-

  ние  про себя.

- На что особо надо обратить    

  внимание  при выполнении    

  этого упражнения?

  ( Показать образование слов  

    и выделить в словах  при-

    ставки).

- На этом работа клубного  

  заседания «Ключ и Заря»    

  завершена. Волшебница

  благодарит за хорошую  

  работу Машу и Мишу и  

  всех участников клуба  

 «Ключ и Заря».

Учащиеся читают задание про себя.

Задают вопросы по выполнению задания.

Понимают, как надо  выполнить домашнее задание.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Личностные результаты:   осознавать смысл изучения правописания приставок, понимать  значимость правильного  написания  приставок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4

урок по теме "Местоимение" 4 класс1.Предметные результаты:- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют ли...