Авторская программа кружка по научно-познавательному направлению "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Любовь Владимировна Берникова
 
 
Авторская программа кружка по научно-познавательному направлению "Занимательная грамматика" длч обучающихся в 1-м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Авторская программа кружка

для младших школьников

по  научно – познавательному направлению

                                        «Занимательная грамматика»

                                                                           

                                                                         Составила: учитель 1 кв. категории БерниковаЛ.В.

Бавлы

2013г.

I.Пояснительная записка

Программа данного кружка позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русского языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
      Кружок “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
      Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям необходимо ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывать необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.


II. Цель и задачи программы.
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
   
Задачи:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

III.  Особенности программы  «Занимательная грамматика»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих 

принципах:
-занимательность;
-научность;
-сознательность и активность;
-наглядность;
-доступность, связь теории с практикой;
-индивидуальный подход к учащимся.

IV. Описание места курса  в учебном плане

Данная программа рассчитана на детей 7 лет (первоклассников). Срок ее реализации – 1год. Форма организации – кружок. Курс рассчитан на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
 

V. Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

VI.  Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



VII. Тематическое планирование.

Тема раздела

Тема занятия

Планируемые результаты (УУД)


Цифровые образовательные ресурсы

1История письма-1ч

1. «А начинали все медведи…» (Как обходились без письма).

Моделировать разнообразные ситуации
расположения объектов.

презентация

2.Культура речи-1ч

2.Зачем нужны звуки? Звуковая культура речи.

Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу.
Формулировать
 выводы.

дидактическая игра

3.Звуки- 3ч.

3.Знакомство с жителями страны слов –звуковичками
( звуками )

Развитие познавательного интереса. 
Развитие готовности к сотрудничеству. Формирование мотива деятельности.

дидактическая игра, кроссворды, головоломки


4.Игра « Том и Тим». (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах)

Формирование мотива деятельности.
Умение слушать, получать необходимые
сведения.
Волевая саморегуляция.

презентация, тесты, дидактическая игра


5.Игра « Грамотный регулировщик». (Звукобуквенный анализ слов)

Развитие познавательного интереса. 
Уметь ставить и решать проблемы.

дидактическая игра

4.Буквы-3ч

6.Чудесные превращения слов.  

Развитие учебных мотивов.
Моделировать выбор способов деятельности, группировать

дидактическая игра, кроссворды, головоломки

7.Игры на превращения слов: « Буква заблудилась», «Замените одну букву»,

« Какое слово задумано».

Развитие познавательного интереса. 

дидактическая игра

8.Буква, которая не имеет звука.
« Грамматическое домино». Форма проведения: «Счастливый случай». (Мягкие согласные звуки и мягкий знак)

Умение договориться, находить общее

решение проблемы. 

тесты, дидактическая игра

5.Слово-14ч

9. Из чего строятся слова?

Уметь слушать и получать необходимые знания

презентация

10.Сюжетная игра

« Сказание о Слове». Слово имя собственное.

Уметь объяснять выполнение задания.
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки.

презентация, тесты, дидактическая игра


.

11.Игра –сказка « Пропавшие имена»

Корректировать выполнение заданий.
Умение аргументировать, высказывать прогнозы

дидактическая игра

12.В Театре близнецов.

Развитие познавательного интереса. 

дидактическая игра, кроссворды, головоломки

13.К словам – родственникам. Почему их так назвали?

Развитие познавательного интереса. 

дидактическая игра


14.Собираем слова.

Формулировать выводы. 
Умение аргументировать, высказывать прогнозы.

презентация, дидактическая игра

15.Значение слов.

Развитие познавательного интереса. 

проекты



16.Игры Деда Буквоеда.

Формирование умений сравнивать,
анализировать, обобщать по разным основаниям. Умение осознанно строить высказывания

дидактическая игра

17.К тайнам волшебных слов.

Умение аргументировать, высказывать прогнозы.
Развитие познавательного интереса.

дидактическая игра

18. Сказка о царевне Несмеяне. 
(Составление текста по вопросам учителя)

Умение аргументировать, высказывать прогнозы.
Развитие познавательного интереса.

игра, кроссворды, головоломки

19.Слова-«паразиты»

Формулировать выводы.

проекты


20.Сколько слов вы знаете ?Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра-соревнование « Кто больше слов знает на букву.. .

Умение договориться, находить общее
решение проблемы.

презентация, тесты, дидактическая игра

21. Слова, которые пишутся с большой буквы. Игры.

Уметь объяснять выполнение задания.

тренажёр

22. Итоговое занятие. Обобщение изученного материала.

Умение аргументировать, высказывать прогнозы.
Развитие познавательного интереса.

презентация, тесты, дидактическая игра

6.Ударение-3ч

23.Добрый «Волшебник» - Ударение.

Развитие познавательного интереса.
Волевая саморегуляция.
Уметь объяснять выполнение задания.

презентация.

кроссворды, головоломки

24.Ударение над гласной может сделать букву ясной.

Формировать умения сравнивать, анализировать.

презентация, тесты

25.Запомни произношение слова.

Формировать умения сравнивать, анализировать.

тесты

7.Парные  и непарные согласные-2ч

26.Звонкие и глухие «двойняшки». Сказка про  «Ошибку»

Находить решение разными способами.
Обобщать
 данные.
Умение договориться, находить общее
решение проблемы.

презентация, тесты, дидактическая игра

27.Звонкие и глухие «Одиночки».

Анализировать различные способы хода рассуждения.

презентация

8.Загадки-2ч

28. Играем в загадки.

Моделировать выбор способов деятельности.
Корректировать выполнение заданий.

тесты, дидактическая игра

29. Сочиняем загадки

Моделировать выбор способов деятельности.
Корректировать выполнение заданий.

дидактическая игра

9Экскурсия в прошлое-2ч

30. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Моделировать выбор способов деятельности.
Корректировать выполнение заданий.

кроссворды, головоломки

31. В «музее» древних слов.

Анализировать различные способы хода рассуждения.

кроссворды, головоломки

10.Полёт в будущее-1ч

32. Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

Анализировать различные способы хода рассуждения.

дидактическая игра


Повторение-1ч


33.Итоговое занятие. Игры «Кто больше?», «Лишнее слово».

Уметь объяснять выполнение задания.
Формирование умений сравнивать,
анализировать.

Презентация: урок - сказка

VIII Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные  слова.  

 Антонимы, многозначные слова.                                                                                        

 Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов. 
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. 
Делить слова на слоги.                                                                                                        

 Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. 
Составлять текст по вопросам учителя.                                                                                    

 Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

IX СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  5. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  6. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"

Материал содержит  задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпа...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Часы занимательной грамматики» 2 – 4 класс

Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Первоклассники приходят в ш...

Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"

Материал содержит задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир...

Рабочая программа кружка по английскому языку "Практическая грамматика" для 3х классов.

Программа групповых занятий по английскому языку для обучающихся 3 классов....

Авторская программа кружка "Занимательная грамматика"

Данная программа расчитана на детей 6-9 лет. Срок её реализации 2 года. Форма организации-кружок. курс расчитан на 68 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. К специальным особенностям данной прогр...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика». 1 класс

Направление программы: интеллектуальное и общекультурноеТип программы: образовательный...

Авторская программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для учащихся 1 класса: «Книжкин клуб»

Аннотация: Предлагаемая  авторская программа внеурочной деятельности " Книжкин  клуб"  представляет собой непосредственно саму программу, календарно- тематическое планирование на у...