Конспект урока. Русский язык.Тема: Словообразование слов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Материал может быть использован на уроке русского языка во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (2 класс, С.И. Иванов)

Тема урока: Словообразование имён существительных

Цели урока: 1) Учить образовывать новые слова;

                      2) Обогащать словарный запас учащихся;

                       3) Воспитывать любовь к слову и родному языку.

Целевая установка

Ход урока:

« Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.»

М.В. Ломоносов.

А кто такой М.В. Ломоносов? ( Известный и знаменитый  ученый, основатель первого университета в России)

Как мы определяем, что перед нами слово? ( Слово состоит из звуков, слово имеет значение)

Какое значение имеет слово? ( Лексическое, грамматическое) Лексика изучает слово и его значение, историю появления слов в русском языке.

Как обогащается словарный запас в русском языке? ( заимствованные слова ,которые пришли из других языков) Приведите примеры слов, которые пришли к нам из других языков.

Например: Цирк, зонтик, ладонь, весна, запад, сердце, фейерверк, благодарить, костюм, эскимо, футбол и.т.д.

Слова могут образоваться при помощи приставки и суффикса? (да)

А сегодня мы с вами узнаем ещё об одном слове.

Угадайте:  С ней не будешь спорить. Она такая, что добрый хозяин собаку со двора не выгонит. ( погода)

Записать в тетрадь слово  погода. Какое лексическое значение данного слова?

Погода- состояние атмосферы в данном месте, в данное время.

А теперь назовите грамматические признаки данного слова. (Имя существительное, начальная форма(погода),нарицательное, употребляется в форме единственного числа, женского рода,1 склонения)

Разбери слово по составу.

Слова могут образоваться при помощи приставки и суффикса? (да)

Попробуйте образовать новые слова от слова погода.

Погода, погодка, погодушка, погожий, погодная, непогода. Каким способом образованы однокоренные слова? (Суффиксальный, приставочный).Обратимся к словообразовательному словарю.

К нам в русский язык пришли не только заимствованные слова, но и корни и суффиксы.  (дирижёр, суффикс ёр, микро, фото, теле ( микрофон, телефон, микроскоп, фотоаппарат)

Что можете сказать про эти слова? Определите способ образования слов каждого столбика.

Неудача                   грибок        подстаканник

Невезение                дымок        подсвечник      

Неуважение            лесок           подснежник

 Образование слов:

1)приставочным способом;

2)суффиксальным;

3)приставочно-суффиксальным;

Физминутка

Можно образовать слова при помощи слияния двух корней? Обсуждение.

Земля, мерить ( землемер)

Вода, проводить (водопровод)

Нефть, возить (нефтевоз)

Камни,падать( камнепад)

Газ, проводить (газопровод)

Вода, мерить ( водомер)

А можно ли слова образовывать другим способом? На чём летал Иван Царевич? Старик Хоттабыч? Оказывается, можно сложить два слова, между ними ставится дефис.(тире)

Ковёр-самолёт, диван-кровать, дом-музей,зонт-автомат.

А знакомо ли слово аббревиатура? Обратимся к  толковому словарю. Аббревиатура - условное сокращение слов на письме.

Это слово обозначается, что слова можно образовывать сложением начальных букв.

Например: СССР, вуз, ,ОРТ.

Открываем фабрику слов.( работа в группах) Раздаются карточки с заданиями,назначаются бригадиры.

1)цех№1  Составить сложные слова

2) цех№2 Составить слова суффиксальным способом

3) цех №3 Составить слова приставочным способом

4)цех №4 Составить слова приставочно– суффиксальным способом

Проверка.

Итог урока.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс, образовательная система "Школа 2100". Урок, соответствующий требованиям ФГОС, с использованием презентации....

Конспект урока русского языка. Тема "Понятие о словах, называющие признаки предметов.( имя прилагательное)". 2 класс.

Русский язык. Тема "Понятие о словах, называющие признаки предметов ( имя прилагательное)". 2 класс....

Конспект урока русского языка Тема: Начальная форма слов-названий признаков. 2 класс . УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по определению начальной формы слов-названий признаков предмета. План...

Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...

Конспект урока русского языка Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова».

Конспект урока русского языка, 3 класс, «Школа России»Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова»....

Конспект урока русского языка. Тема урока "Части слова Корень"- 2 класс

Урок разработан в соответствии с требованиямиФГОС...