Поурочное планирование
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Петрова Светлана Ивановна

Поурочное планирование УМК Перспектива. Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир

Скачать:


Предварительный просмотр:

Винительный падеж

Цели: формировать умение определять винительный падеж существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции; показать роль имени существительного в винительном
падеже в предложении; работать над развитием речи учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать в предложении имена существительные в именительном падеже и имена существительные в винительном падеже; наблюдать, анализировать языковые явления; записывать текст по памяти; работать в паре; слушать собеседника; контролировать и оценивать свою работу.

Оборудование: таблица с названиями падежей.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

(Письмо под диктовку.)

Синичка устроилась на ночлег под кустом. Мороз туда кустик не пускает. И ветер под куст не задувает. (По Н. Сладкову)

  • Подчеркните орфограммы.
  1. Самоопределение к деятельности
  • Найдите и подчеркните главные члены в этих предложениях.
  • На какие вопросы отвечает подлежащие? Укажите падеж.
  • На какие вопросы отвечают остальные имена существительные? Какие из этих существительных употребляются с предлогами?
  • Как определить падеж этих слов?
  • О каком падеже мы будем говорить сегодня на уроке?
  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику
С. 31

  • Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Почему винительный падеж так называется?

Упр. 54 (с. 31)

(С комментированием по образцу.)
Упр. 55 (с. 31)

Решете проблемной ситуации

  • Прочитайте, как профессор Самоваров советует различать существительные в именительном и винительном падеже.
  1. Физкультминутка

Поднимает руки класс - это раз.
Повернулась голова это два.
Руки вниз, вперед смотри — это три.
Руки в стороны пошире
Развернули на четыре.
С силой их
 к плечам прижать - это пять.
Всем ребятам тихо сесть — это шесть.

  1. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику
Упр. 56 (с. 32)

(Самостоятельно. Один ученик указывает падежи у доски в заранее записанном тексте. Взаимопроверка по образцу.)
Упр. 57 (с. 32)

(Письмо по памяти. Самостоятельно. Самопроверка.) Вставьте пропущенные слова в устойчивые сочетания слов, определите их падеж.

Одна ... весны не делает. Намылить ... . Не ударить в ... лицом.... ….на все руки. Бросать... на ветер.

  1. Рефлексия
  • Определите падеж имен существительных.

Корабль ведет опытный капитан. Молодой конь ест овес. Рассказ сочинил известный писатель.

  • Оцените себя на полях в тетради:
    «!» — молодец, все сделано правильно;
    «+» — хорошо, были небольшие ошибки;
    «?» - нужна помощь учителя.
  1. Подведение итогов урока
  • Какие падежи мы сегодня учились различать?
  • В чем заключается опасность при определении этих падежей?
  • Какие имена существительные — одушевленные или неодушевленные - имеют одинаковые вопросы в этих падежах?
  • Как их различить?
  • Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание

Выполнить упр. 50 (с. 29) в учебнике.



Предварительный просмотр:

Дательный падеж

Цели: формировать умение находить имена существительные в дательном падеже по вопросам; показать роль имени существительного в именительном падеже в предложении; работать над развитием речи учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся употреблять имена существительные в дательном падеже; подписывать конверт письма адресату в дательном падеже; безошибочно списывать текст с орфографическим проговариванием; составлять устный рассказповествование по заданной теме с использованием ключевых слов; работать в паре; слушать собеседника; контролировать и оценивать свою работу.

Оборудование: таблица с названиями падежей.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  • Запишите словосочетания, употребляя существительные в скобках в родительном падеже.

Около стволов (березы), крем от (торты), десять (апельсины), рота
(солдаты), варенье из (мандарины), стая (голуби), лезвия (ножи), пара
(сапоги), двести (граммы), много (валенки), корзина (яблоки), упаковка
(чулки), подошва от (сапоги).

  • Подчеркните орфограммы.

(Один ученик работает у доски. Взаимопроверка.)

  1. Самоопределение к деятельности
  • Отгадайте грамматические загадки. Запишите ответ на вопрос одним словом.
  • В немецком языке их 4, в английском - 2, а в русском языке - 6?(Падежи.)

Этот падеж указывает на то, какого рода, происхождения человек или предмет. (Родительный.)

- Подлежащее всегда стоит в этом падеже. (Именительный.)
- Этот падеж имеет такой же вопрос, как именительный. (Винительный.)

Про падеж, с которым мы сегодня познакомимся:
Такой падеж.
..
Я с детства не терплю:
Давать,

Делиться чем-нибудь
                С друзьям
и
        Не люблю. (Дательный.)

  1. Работа по теме урока
  1. Выполнение заданий в рабочей тетради
    Работа по таблице падежей        

    Упр. 63 . 43)
  • Выполните задание Совенка, пользуясь демонстрационной таблицей на доске.

(Коллективное составление словосочетаний с существительными в дательном падеже с выбором предлогов. Учитель обращает внимание на окончания имен существительных в дательном падеже.)

  1. Работа по учебнику
    С. 29
  • Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Как образовано название дательного падежа?

Упр. 49 (с. 29)
(С комментированием.)

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради        '
    Упр. 64 (с. 44)

(Работа в паре. Коллективная проверка.)

  1. Физкультминутка

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно
.
Брызги пены, шум прибоя,
А
 над морем — мы с тобою!
ашут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Плавательные движения руками.)

Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику
Упр. 52 (с. 30)

(Самостоятельно. Самопроверка. Можно дать учащимся творческое задание — подписать конверт письма своей маме, бабушке, другу и т. д.)
Упр. 51 (с. 29)

(Самостоятельно. Несколько учеников зачитывают свои рассказы. Выбирают самый интересный рассказ. Учитель обращает внимание на предлоги и окончания существительных в дательном падеже.)

  1. Рефлексия

Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 65 (с. 45)

(Работа в паре. Самопроверка. Один ученик зачитывает ответы. Учащиеся оценивают свою работу с помощью сигнальной ленты «Светофор».)

  1. Подведение итогов урока
  • Какой падеж мы сегодня изучали?
  • Почему этот падеж так называется?
  • С какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже?
  • В каком падеже стоят имя и фамилия адресата на конверте?
  • О каком задании вы расскажете дома?

Домашнее задание

Выполнить упр. 66 (с. 45) в рабочей тетради.



Предварительный просмотр:

Предложный падеж

Цели: формировать умение определять предложный падеж существительных по вопросам и предлогам; познакомить учащихся со значением имен существительных в предложном падеже; провести наблюдение за правописанием окончаний имен существительных в творительном падеже.

Планируемые результаты: учащиеся научатся употреблять имена существительные в предложном падеже; записывать текст по памяти; писать безударные окончания имен существительных
в предложном падеже; составлять текст по иллюстрации; контро
лировать и оценивать свою работу.

Оборудование: таблица с названиями падежей.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

(Письмо по памяти.)

  • Спишите отрывок из народной песенки.

Весна красна, на чем пришла?
На жердочке, на бороздочке,
На овсяном колосочке,
На п
шеничном пирожочке.

  • Подчеркните орфограммы.
  • Разберите по составу слова, которые образованы при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.
  • В какой паре слов при образовании слова суффиксальным способом произошло чередование согласных? (Пирог — пирожок, чередование г.)
  1. Самоопределение к деятельности
  • Выпишите словосочетания с глаголом «пришла», поставьте вопросы к именам существительным.
  • В каком падеже стоят имена существительные?
  • Разберите слово «предложный» по составу.
  • От какого слова образовано слово «предложный»? (От слова «предлог».)
  • Какое языковое явление вы наблюдаете на конце корня слов? (Чередование г-ж.)
  • Сделайте предположение, почему предложный падеж получил такое название

Работало теме урока

  1. Работа по учебнику
    С. 36
  • Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Проверьте его утверждение. Составьте словосочетания с именами существительными в предложном падеже, назовите предлоги.

(Учитель заслушивает несколько ответов.)

  • Какой вывод вы можете сделать? редложный падеж употребляется только с предлогами.)
  1. Выполнение заданий в рабочей тетради
    Упр. 71 (с. 48)

.(Работа по таблице падежей.)

  • Сделайте вывод: как распознать в предложениях имена существительные в предложном падеже?
  1. Работа по учебнику
    Упр. 65 (с. 36)

(С комментированием по образцу. Учащиеся записывают несколько своих предложений и зачитывают их.)
Упр. 66 (с. 36)

(Коллективно. Предложения записывают с комментированием под контролем учителя для пропедевтики пунктуационных ошибок.)

  1. Физкультминутка

На болоте жабы жили
И друг с другом так дружили
-
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе темной ночкой.
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру:
Сесть и встать,
И два прыжка.
..
Вместе весело всегда. Е. Гайтерова

  1. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику
Упр. 67 (с. 37)

(С комментированием. Перед записью словосочетаний учитель просит сравнить произношение и написание окончаний имен существительных.)

  • Назовите слова с ударными окончаниями. Какое окончание в этих словах?
  • Назовите слова с безударными окончаниями. Какой звук произносится в безударном окончании?

        - Как пишутся ударные и безударные окончания?
Упр. 68 (с. 37)

  • Исправьте грамматические ошибки в тексте.

(Сначала учащиеся определяют падеж имен существительных в которых допущены ошибки. Затем учитель акцентирует внимание на правописании безударных окончаний.)

  • Какую роль играют окончания имен существительных в предложении? (Они служат для связи слов в предложении и словосочетании.)
  • Назовите имена существительные с ударными окончаниями.
  • А теперь назовите имена существительные, в которых гласный звук находится в слабой, безударной позиции.
  • Какую гласную вы напишете в этих окончаниях?
  • Запишите текст самостоятельно и выделите окончания имен существительных в предложном падеже.
  1. Рефлексия

Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 74 (с. 50)

(Взаимопроверка: проверяется написание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.)

  • Оцените себя на полях в тетради:
    «!» — молодец, все сделано правильно;
    «+» — хорошо, были небольшие ошибки;
    «?» — нужна помощь учителя.
  1. Подведение итогов урока
  • Какой падеж мы сегодня изучали?
  • Почему этот падеж так называется?
  • Какую роль могут играть имена существительные в нашей речи?
  • Что вы узнали о правописании окончаний имен существительных в предложном падеже?
  • Какое задание было интересно выполнять?

Домашнее задание

Выполнить упр. 50 (с. 29) в учебнике.




Предварительный просмотр:

Творительный падеж

Цели: формировать умение определять творительный падеж существительных по вопросам и предлогам; обратить внимание на окончания имен существительных в творительном падеже; наблюдать за использованием имен существительных в творительном падеже в образной речи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся употреблять имена существительные в творительном падеже; записывать текст по памяти; самостоятельно составлять и озаглавливать текст; работать в паре; слушать собеседника; контролировать и оценивать свою работу.

Оборудование: таблица с названиями падежей.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний  (Письмо по памяти.)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
..  И. Бунин

  • Подчеркните орфограммы.
  • Определите падеж имен существительных.
  • Назовите имена существительные в именительном падеже.
    Какую роль они играют в предложении?
  1. Самоопределение к деятельности
  • Прочитайте стихотворение выразительно.
  • С чем сравнивается лес? Как вы понимаете это сравнение?
  • С чем сравниваются березы?
    — Какую картину вы представили?
  • Определите, в каком падеже стоят имена существительные, образующие сравнения.
  • Послушайте стихотворение об этом падеже.

Чтоб от всех не отставать,
Слы
ть сообразительным,
Надо все теперь понять
В падеже творительном.
Что там долго говорить,
Вот решился я творить!
Я художник! Я творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржет.
Я творю карандашом,
На листе своем большом,
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.

Т.Рик

  • Как вы думаете, почему творительный падеж получил такое название?
  1. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику
С. 33

  • Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Что вы теперь можете сказать о происхождении названия творительного падежа?
  • На какие вопросы отвечает имя существительное в творительном падеже?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 67 (с. 46)

  • Какие предлоги употребляются с именами существительными в творительном падеже?
  • Какие окончания могут иметь существительные в творительном падеже?
  1. Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

одьба на месте.)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

змахи руками.)

Раз, два, три, четыре —

Полетели, закружились.

егкий бег на носках, машут руками, кружатся.)

  1. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 58 (с. 33)

(С комментированием по образцу.)

  • Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже?
  • Какие предлоги вы выбрали для составления словосочетаний?

Упр. 59 (с. 33)

  • Как вы понимаете смысл пословиц?
  • Найдите имена существительные в творительном падеже. Выделите их окончания.

(Самостоятельно — списывание текста.)

Упр. 60 (с. 34)

(Самостоятельно. Несколько учеников зачитывают рассказы и заглавия к ним. Заглавия анализируют. Выбирают самое точное.)        -

  • Прочитайте слова с непроверяемым написанием в рубрике «Твой словарик». (Победа, победить.)
  • Что вы можете сказать об этих словах? то однокоренные слова. Слово «победа»  имя существительное, «победить» —глагол.)
  • Назовите орфограммы в слове «победа». уква непроверяемого безударного гласного О в корне слова.)
  • Прочитайте слово орфоэпически.

Прочитайте слово орфографически.

  • Назовите орфограммы в слове «победить». уква непроверяемого безударного гласного О в корне и проверяемого безударного гласного Е.)
  • Прочитайте слово орфоэпически.
  • Прочитайте слово орфографически.
  • Запишите слова в тетради, разделяя на слоги. Подчеркните орфограммы.
  • Составьте и запишите словосочетание со словом «победа» в творительном падеже.
  1. Рефлексия

 Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 68 (с. 47)

(Работа в паре. Самопроверка. Одна пара выходит к доске и называет все существительные в творительном падеже. Учащиеся оценивают свою работу.

 Подведение итогов урока

  • Какой падеж мы сегодня изучали?
  • Почему этот падеж так называется?
  • С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
  • Какое задание вам было интересно выполнять?
  • Какое задание вызвало трудности?
  • С какими словарными словами познакомились на уроке?

Домашнее задание

Выполнить упр. 69 (с. 47) в рабочей тетради.



Предварительный просмотр:

Творительный падеж

Цели: формировать умение определять творительный падеж имен существительных по вопросам и предлогам; обратить внимание на окончания имен существительных в творительном падеже;
наблюдать за использованием имен существительных в творительном падеже в образной речи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся употреблять имена существительные в творительном падеже; записывать текст под диктовку; находить сравнения в тексте и придумывать их; контролировать и оценивать свою работу.
Оборудование: таблица с названиями падежей.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

(Письмо под диктовку.)

  • Вставьте пропущенные буквы и составьте из данных слов пословицы.

Птица, човек, а, дружбой, крыльями, е.ьна.

За, камен.., д..ржать, пазухой.

Не вырубишь, п..ром, н..писано, т..пором, что, того.

Не, порогами, кр.сна, ..зба, а, углами.

  • Назовите слова с непроверяемыми безударными гласными.
  • Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв. Сделайте их звуко-буквенный разбор.
  1. Самоопределение к деятельности
  • Обозначьте падеж имен существительных.
  • Назовите имена существительные в творительном падеже.
  • Какое значение имеют эти имена существительные в этих предложениях? {Они обозначают, чем, с помощью чего выполняется действие: не вырубишь ем ?) топором.)
  • Сегодня мы понаблюдаем, какое еще значение могут иметь имена существительные в творительном падеже.
  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Словесное творчество

Упр. 61 (с. 34)

  • Прочитайте стихотворение. Найдите сравнения.
  • На что, на кого похож снег на ветках деревьев?
  • Найдите имена существительные в творительном падеже.
  • Составьте и запишите словосочетания с союзом «как». нег повис на суках дубов, как клочья. Снег лежит на полях, как ковер.)

Такие сравнительные обороты встречаются в пословицах, фразеологических оборотах (устойчивых сочетаниях слов), в загадках.

Творческая переменка

Упр. 62 (с. 35)

  • Прочитайте задание.; Какую роль играют имена существительные в творительном падеже в этих загадках? (Это сравнения.)
  • Выполните задание по образцу. Составьте свои загадки, используя сравнения — существительные в творительном падеже.
  • Физкультминутка

Мы попрыгаем, как зайки,
На лужайке, на лужайке.
По тропинке побежим
,
(Бег на месте.)
До лесочка добежим.
(Прыжки на месте.)
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем
.
(Ходьба на месте.)

  1. Продолжение работы по теме урока
  1. Работа по учебнику
    Упр. 63 (с. 35)

(Самостоятельно. Взаимопроверка по образцу, который зачитывает один ученик. Учитель обращает внимание на окончания имен существительных в творительном падеже.)

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради s
    Упр. 70 (с. 48)

(Самостоятельно. Самопроверка.)

  1. Рефлексия

(Диктант с грамматическим заданием.)
Приметы погоды связаны с цветом неба, росой, туманом. Самая простая примета — дым костра. Вот он поднялся столбом к небу. Вот туманом по траве лег. Вот заметался зверем вокруг огня. Дым костра предсказывает, чем встретит нас завтрашний день: солнцем, дождем или ветром.

  • Найдите и подчеркните имена существительные в творительном падеже и выделите в них окончания.

(Взаимопроверка.)

  • Оцените себя на полях в тетради:
    «!» — молодец, все сделано правильно;
    «+»  хорошо, были небольшие ошибки;
    «?» - нужна помощь учителя.
    (Учитель собирает диктанты для проверки орфографической
    : грамотности.)
  1. Подведение итогов урока
  • Какой падеж мы сегодня изучали?
  • Почему этот падеж так называется?
  • Какую роль могут играть имена существительные в нашей речи?
  • Какое задание вам было интересно выполнять?
  • Какое задание показалось трудным?
  • Разобрались ли вы в своих ошибках?

Домашнее задание

Выполнить упр. 64 (с. 35) в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование Математика 2 класс 1 и 2 полугодие

В настоящем пособии предлагается система работы по обучению детей математике во 2 классе. Уроки разработаны в соответствии с новой программой по математике для второго класса начальной школы, рассчита...

Поурочное планирование Математика 1 класс 1 и 2 полугодие

В настоящем пособии, содержащем планы уроков, раскрывается система работы по обучению математике учащихся 1 класса в соответствии с программой и учебным комплектом: учебником «Математика» для 1 класса...

поурочное планирование по чтению, Школа России, 2 класс

Поучрочное планирование по чтению, 5 часов в неделю, 170 часов в год. В программу включены часы внеклассного чтения. Пояснительной записки нет....

Поурочное планирование по математике 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике  составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, программы «Школа России»...

Задачи поурочного планирования - 1

Задачи поурочного планирования 1 класс : гимнастика, лыжная подготовка,  спорт игры, подвижные игры....

Задачи поурочного планирования - 2

Задачи поурочного планирования 2 класс : гимнастика, лыжная подготовка....