конспект урока русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кирилюк Светлана Михайловна

В ходе урока дети обобщают, что слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ. Родственные слова следует отличать от форм одного и того же слова.

Научатся выделять и характеризовать корень как глав­ную, обязательную часть слова; познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова» и «родственные слова», наблюдать за группа­ми родственных слов и формами одного и того же слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Родственные слова. Корень слова. Урок 1

Обобщение урока: слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ. Родственные слова следует отличать от форм одного и того же слова.

Цель урока: научить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова; познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова» и «родственные слова», наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.

Материалы к уроку: рабочие листы, словообразовательные словари русского языка, компьютерная презентация.

Планируемые результаты

Дети учатся:

  • различать понятия «форма слова» и «родственные слова»;
  • определять по существенным признакам принадлежность слов к той или иной группе;
  • анализировать, классифицировать, структурировать материал и находить факты, доказывающие выдвинутые предположения, оценивать полученные результаты и применять их к новой ситуации.

Умения, характеризующие достижение этих результатов:

  • находить в тексте формы слова и родственные слова;
  • распознавать по существенным признакам родственные слова и формы одного и того же слова;
  • давать определение понятиям;
  • сравнивать собственные выводы с правилом в учебнике, статьёй в словаре; оценивать правильность выполнения задания.

Ход урока (индуктивного типа)

1. Мотивация

Для создания мотивации учитель может использовать приём «выполнимое/невыполнимое действие». Детям предлагаются для классификации слова, которые являются формами одного и того же слова и родственными словами:

дом (о)доме дома домашний

домик домом дому дом домищи

домашний домиком домище

Учитель. Прочитайте слова. На какие группы их можно разделить?

Выслушать детей. Среди предложенных вариантов может прозвучать вариант деления на формы слова и родственные слова, или учитель сам предложит данный вариант классификации.

По какому принципу составлены столбики слов? (Форма слова «дом» и родственные слова с общей частью «дом».)

ФОРМА СЛОВА       РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Что общего в словах каждого столбика?

Выслушать ответы детей.

Учитель. Как отличить родственные слова от форм одного и того же слова? (Поместить знак вопроса рядом со словами «форма слова», «родственные слова».) По каким признакам вы можете выделить родственные слова?

Записать гипотезы детей на облачках.

Учитель. Действительно ли мы правильно разбили слова на группы? Что необходимо знать, чтобы проверить это? Достаточно ли одного примера со словом «дом», чтобы сформулировать правило?

Формулирование цели исследования: выяснить, как отличать родственные слова от форм одного и того же слова; найти факты, подтверждающие выдвинутые гипотезы.

2. Исследование в группах

Для работы в группах детям понадобятся разные группы родственных слов, рабочий лист, словари (или статьи из словаря, выбранные учителем для каждой группы). Каждая группа учащихся работает с несколькими словами:

Рабочий лист для группы № 1.

Прочитайте слова. Найдите родственные слова. Выделите лишнее слово.

  1. Выделите общую (одинаковую) часть родственных слов.
  2. Объясните значение каждого слова.
  3. * Проверьте по словарю.

1.группа: курица, куриный, петух, курочка, курятник.

Рабочий лист для групп № 1—4

  1. Прочитайте слова. Найдите родственные слова. Выделите лишнее слово.
  2. Выделите общую (одинаковую) часть родственных слов.
  3. Объясните значение каждого слова.
  4. * Проверьте по словарю.

2. группа: гусыня, гусь, гусеница, гусиный, гусята.

3.группа: корова, коровушка, корову, коровёнка, коровник.

4.группа: рис, рисовать, рисунок, зарисовка, рисование.

Рабочий лист для группы № 3

  1. Прочитайте слова. Найдите родственные слова. Выделите лишнее слово.
  2. Выделите общую (одинаковую) часть родственных слов.
  3. Объясните значение каждого слова.
  4. * Проверьте по словарю.

3.группа: корова, коровушка, корову, коровёнка, коровник.

Рабочий лист для группы № 4

  1. Прочитайте слова. Найдите родственные слова. Выделите лишнее слово.
  2. Выделите общую (одинаковую) часть родственных слов.
  3. Объясните значение каждого слова.
  4. * Проверьте по словарю.

4.группа: рис, рисовать, рисунок, зарисовка, рисование.

Рабочий лист для группы № 5

  1. Прочитайте слова.

Рисунок, рисунка, рисунком, по рисунку, рисовать.

  1. Выделите лишнее слово.
  2. Объясните значение каждого слова. Что вы заметили?
  3. * Проверьте по словарю.

  1. Обмен информацией

Учитель. Удалось ли вам найти родственные слова? Что вы делали, чтобы правильно их выделить?

Каждая группа представляет свой перечень родственных слов и объясняет, по каким признакам их можно отнести к родственным словам, а также почему лишнее слово не подходит к группе родственных слов.

После ответа группы учитель задаёт вопрос: «Какие слова можно назвать родственными?» Группа размещает свой рабочий лист рядом с понятием «родственные слова».

Группа № 5 работала над понятием «форма слова».

Учитель. Почему эти слова не являются родственными?

(Изменялось одно и то же слово, значение слова оставалось одинаковым.)

  1. Обобщение. Подведение итогов

Учитель. Итак, какие слова называются родственными?

Дети формулируют определение, в котором фиксируются два основных признака родственных слов: общая часть и близость значения.

Учитель. Как проверить правильность вашего определения?

Дети. Прочитаем правило в учебнике: «Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ. Корень — это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень обозначается

Лес — лесок, луг — луговой, дерево — деревянный.

Форма слова — это изменение одного и того же слова (дом — дому, домом, дома)».

Учитель. Что вы узнали нового из правила, которое прочитали в учебнике?

Дети. Новое понятие — «корень слова».

Учитель подводит итог: родственные слова — это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Его часть живёт во всех родственных словах. Поэтому у родственных слов обязательно есть общая часть, в которой хранится их общее значение.

  1. Подведение итогов

Учитель обращает внимание на классификацию слов, сделанную в начале урока.

Учитель. Правильно ли мы разбили слова на группы? Какие гипотезы удалось подтвердить?

Учитель зачитывает гипотезы, и дети оценивают их правильность.

  1. Применение

На этом этапе для выполнения задания учитель может организовать работу детей в парах.

Упражнение 1. Найдите пары слов, которые мы можем назвать родственными.

Еловый — ельник

Осень — осенний

Дождик — дождиком

Туча — тучка

Трава — травушка

Ветер — ветерок

Жёлтый — жёлтому

Птица — птицы

Поле — полевой

Земля — земли

Упражнение 2. Узнайте родственников слова «зима»:

  1. ласковое название зимы        ;
  2. день во время зимы (какой?)         ;

проводить где-то зиму, жить зимой        ;

  1. место, помещение, где зимой живут люди (охотники, геологи,

полярники)         

Упражнение 3. Найдите границы предложений. Выделите корень у родственных слов.

Зимой у медведицы рождаются крошечные медвежата звери слепые и нуждаются в материнской заботе.

Рабочий лист для группы № 1.

Прочитайте слова. Найдите родственные слова. Выделите лишнее слово.

  1. Выделите общую (одинаковую) часть родственных слов.
  2. Объясните значение каждого слова.
  3. * Проверьте по словарю.

1.группа: курица, куриный, петух, курочка, курятник.

Рабочий лист для группы № 2

  1. Прочитайте слова. Найдите родственные слова. Выделите лишнее слово.
  2. Выделите общую (одинаковую) часть родственных слов.
  3. Объясните значение каждого слова.
  4. * Проверьте по словарю.

2. группа: гусыня, гусь, гусеница, гусиный, гусята.

Рабочий лист для группы № 3

  1. Прочитайте слова. Найдите родственные слова. Выделите лишнее слово.
  2. Выделите общую (одинаковую) часть родственных слов.
  3. Объясните значение каждого слова.
  4. * Проверьте по словарю.

3.группа: корова, коровушка, корову, коровёнка, коровник.

Рабочий лист для группы № 4

  1. Прочитайте слова. Найдите родственные слова. Выделите лишнее слово.
  2. Выделите общую (одинаковую) часть родственных слов.
  3. Объясните значение каждого слова.
  4. * Проверьте по словарю.

4.группа: рис, рисовать, рисунок, зарисовка, рисование.

Рабочий лист для группы № 5

  1. Прочитайте слова.

Рисунок, рисунка, рисунком, по рисунку, рисовать.

  1. Выделите лишнее слово.
  2. Объясните значение каждого слова. Что вы заметили?
  3. * Проверьте по словарю.

Выдержки из словарей для группы № 1

КУРИЦА, Одомашненный вид птиц отряда куриных, с кожным выростом на голове (гребнем) и под клювом (сережками).

ПЕТУХ, -а, м. 1. Самец домашних кур и некоторых куриных.

Куря́тник

1. Помещение для кур.

2. разг. Тесное жилое помещение.

3. разг. Торговец курами, домашней птицей.

4. Животное или птица, поедающие, истребляющие кур.

Выдержки из словарей для группы № 2

ГУСЬ - родственная утке крупная дикая и домашняя водоплавающая птица с длинной шеей.

ГУСЫНЯ - самка гуся.

Гусята -  птенцы гусей.

Гусеница - личинка бабочки

Выдержки из словарей для группы № 3

Корова - домашнее молочное животное

Коровник –

1.Помещение, хлев для крупного рогатого скота.

2. Работник, ухаживающий за коровами

Выдержки из словарей для группы № 4

Рис - злак с белыми продолговатыми зёрнами, идущими в пищу, а также его зёрна.

Рисунок - изображение, сделанное карандашом, пером, углем, красками и т.д.

Зарисовка

1.Действие по значению глаг.: зарисовать, зарисовывать.

2.Рисунок, набросок с натуры.

3.Небольшой рассказ, очерк о ком-либо, чем-либо

Выдержки из словарей для группы № 5

Рисунок - изображение, сделанное карандашом, пером, углем, красками и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс

Русский язык. Конспект урока с презентацией. Тема урока "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс, УМК Занкова, программа А,В,Поляковой....

Конспект урока русского языка во 2 классе Тема: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК «Школа России»

Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Задачи:1)      развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова...

Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема."Корень слова. Однокоренные слова"

Урок соответствует требованиям ФГОС.Целевые установки:Предметные:-учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове, подбирать однокоренные слова.Метапред...

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова.

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова. УМК "Школа России" 2 класс....

Конспект урока русского языка + презентация "Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «настоящий звук» и «нулевой звук»; о закономерностях чередования согласного звука с нулевым в корнях слов при пр...