Памятки для тетради "Помогай-ка"
консультация по русскому языку (3 класс) на тему

Малязина Людмила Васильевна

Материал помогает детям выполнить фонетический, морфологический, синтаксический разборы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

а я ь о ъ ы э у ё ю и е р л м н ж й б д г в ш ц ч щ п ф к т с х Гласные первого ряда, о бозначают твёрдость согласных звуков, после которых следуют. Гласные второго ряда, обозначают мягкость согласных звуков, после которых следуют Обозначают два звука, если стоят : -в начале слова (ель) после гласной (пояс) п осле разделительных Ъ и ь знаков ( подъём, вьюга) Буква обозначает твёрдый и мягкий звук ( смотри на последующую гласную букву) з Всегда твёрдые звуки Всегда мягкие звуки В верхнем ряду звонкие согласные звуки В нижнем ряду глухие согласные звуки


Предварительный просмотр:

Порядок ФОНЕТИЧЕСКОГО разбора1.

1. Напиши слово, раздели его на слоги, поставь ударение.

2. Укажи количество слогов, букв, звуков.

3. Дай характеристику каждому звуку.

    СОГЛАСНЫЙ                       или                     ГЛАСНЫЙ 

 

звонкий  или глухой                           ударный   или безударный  

твёрдый  или   мягкий  

парный    или непарный

Характеристика гласных

А, О, У, Ы, Э   -  обозначают твёрдость согласных;

Я, Ё, Ю, Е, И    -   обозначают мягкость согласных  -  (Ь)

Буквы   Я,           Ё,         Ю,         Е      обозначают ДВА звука 

           (й, а)     (й, о)    (й, у)     (й,э)                                                     В НАЧАЛЕ СЛОВА;  ПОСЛЕ   ь ИЛИ ъ;  ПОСЛЕ ГЛАСНОЙ

Ь, Ъ – звуков не обозначают

Характеристика согласных

ПАРНЫЕ согласные:      Б     В    Г    Д    Ж    З

                                             П    Ф    К    Т    Ш    С

Л, М, Н, Р, Й – непарные звонкие  

Х, Ц, Ч, Щ – непарные глухие

Всегда МЯГКИЕ  - Й, Ч, Щ

Всегда ТВЁРДЫЕ  - Ж, Ш, Ц

                     

Й  - это СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, МЯГКИЙ, НЕПАРНЫЙ

Порядок ФОНЕТИЧЕСКОГО разбора1.

1. Напиши слово, раздели его на слоги, поставь ударение.

2. Укажи количество слогов, букв, звуков.

3. Дай характеристику каждому звуку.

    СОГЛАСНЫЙ                       или                     ГЛАСНЫЙ 

 

звонкий  или глухой                           ударный   или безударный  

твёрдый  или   мягкий  

парный    или непарный

Характеристика гласных

А, О, У, Ы, Э   -  обозначают твёрдость согласных;

Я, Ё, Ю, Е, И    -   обозначают мягкость согласных  - (Ь)

Буквы   Я,           Ё,         Ю,         Е      обозначают ДВА звука 

           (й, а)     (й, о)    (й, у)     (й,э)                                                     В НАЧАЛЕ СЛОВА;  ПОСЛЕ   ь ИЛИ ъ;  ПОСЛЕ ГЛАСНОЙ

Ь, Ъ – звуков не обозначают

Характеристика согласных

ПАРНЫЕ согласные:      Б     В    Г    Д    Ж    З

                                             П    Ф    К    Т    Ш    С

Л, М, Н, Р, Й – непарные звонкие  

Х, Ц, Ч, Щ – непарные глухие

Всегда МЯГКИЕ  - Й, Ч, Щ

Всегда ТВЁРДЫЕ  - Ж, Ш, Ц

 

Й  - это СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, МЯГКИЙ, НЕПАРНЫЙ                   



Предварительный просмотр:

Части речи

Часть речи

Обозначает

Вопросы

Имя существительное

Предмет

Кто? Что?

Имя прилагательное

Признак предмета

Какой? Какая? Какое? Какие?

Глагол

Действие предмета

Что делать?

Что сделать? Что делает?

Числительное

Количество предметов

Сколько? Который?

Наречие

Признак действия

Как? Где? Куда? Откуда? Когда?

Части речи

Часть речи

Обозначает

Вопросы

Имя существительное

Предмет

Кто? Что?

Имя прилагательное

Признак предмета

Какой? Какая? Какое? Какие?

Глагол

Действие предмета

Что делать?

Что сделать? Что делает?

Числительное

Количество предметов

Сколько? Который?

Наречие

Признак действия

Как? Где? Куда? Откуда? Когда?

Части речи

Часть речи

Обозначает

Вопросы

Имя существительное

Предмет

Кто? Что?

Имя прилагательное

Признак предмета

Какой? Какая? Какое? Какие?

Глагол

Действие предмета

Что делать?

Что сделать? Что делает?

Числительное

Количество предметов

Сколько? Который?

Наречие

Признак действия

Как? Где? Куда? Откуда? Когда?

Части речи

Часть речи

Обозначает

Вопросы

Имя существительное

Предмет

Кто? Что?

Имя прилагательное

Признак предмета

Какой? Какая? Какое? Какие?

Глагол

Действие предмета

Что делать?

Что сделать? Что делает?

Числительное

Количество предметов

Сколько? Который?

Наречие

Признак действия

Как? Где? Куда? Откуда? Когда?



Предварительный просмотр:

        ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДОПОЛНЕНИЕ – отвечает на вопросы косвенных падежей

                                КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ?  ЧТО? КЕМ?

                                ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? КОМУ? ЧЕМУ?

               

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  -  отвечает на вопросы КАКОЙ?  КАКАЯ? 

                                  КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ?  

                     

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО –  отвечает на вопросы:

                                        обстоятельство образа действия

                                        КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?

                                        обстоятельство места

                                        ГДЕ? В КАКОМ МЕСТЕ? КУДА? ОТКУДА?

                                       обстоятельство времени

                                        КОГДА? В КАКОЕ ВРЕМЯ? КАК ДОЛГО?

                                       С   КАКИХ  ПОР? ДО КАКИХ ПОР?

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДОПОЛНЕНИЕ – отвечает на вопросы косвенных падежей

                                КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ?  ЧТО? КЕМ?

                                ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? КОМУ? ЧЕМУ?

               

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  -  отвечает на вопросы КАКОЙ?  КАКАЯ? 

                                  КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ?  

                     

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО –  отвечает на вопросы:

                                        обстоятельство образа действия

                                        КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?

                                        обстоятельство места

                                        ГДЕ? В КАКОМ МЕСТЕ? КУДА? ОТКУДА?

                                       обстоятельство времени

                                        КОГДА? В КАКОЕ ВРЕМЯ? КАК ДОЛГО?

                                       С   КАКИХ  ПОР? ДО КАКИХ ПОР?

СХЕМА РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Простое или сложное.

2. Какое предложение по цели высказывания?

(Повествовательное, вопросительное или побудительное.)

3. Какое предложение по интонации?

(Восклицательное или невосклицательное?)

4. Распространённое или нераспространённое?

5.  Подчеркни подлежащее и сказуемое.

6. Разбираем группу подлежащего.   Ставим вопрос от  подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

7.  Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

СХЕМА РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Простое или сложное.

2. Какое предложение по цели высказывания?

     (Повествовательное, вопросительное или побудительное.)

3. Какое предложение по интонации?

     (Восклицательное или невосклицательное?)

4. Распространённое или нераспространённое?

5.  Подчеркни подлежащее и сказуемое.

6. Разбираем группу подлежащего.   Ставим вопрос от  подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

7.  Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федотова В.А. Памятки по ПДД для младших школьников.

В данной работе представлены памятки – обращения (листовки) по правилам дорожного движения в соответствии с погодными условиями. Цель пособия: снижение уровня детского травматизма на дорогах, воспитан...

Памятки по чтению для младших школьников

Памятки для учащихся начальной школы применяются для оформления классного уголка по чтению . В уменьшенном формате можно распечатать индивидуально для каждого ребёнка...

Работа над предложениями. Памятки для учащихся.

Такие памятки могут пригодиться на уроках русского языка и для индивидуальной, и для групповой работы....

памятка родителям

Родителям о причинах детской неуправляемости...

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Памятка родителям первоклассника

Памятка родителям первоклассника...

памятка по правописанию орфограмм

В данной памятке попыталась объединить многие изученные орфограммы по русскому языку ...