Статья. Формирование навыков грамотного письма.
статья по русскому языку на тему

На примере наиболее сложной темы (на мой взгляд) "Безударные гласные в корне слова" показала систему работы по формированию навыка грамотного письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Работа над формированием навыков  грамотного письма»

За 30 лет работы в школе мне пришлось учить детей по разным программам: традиционной, по системе развивающего обучения Занкова, программа» Школа 2100»и «Перспектива». Каждая программа представляет возможность для выработки у учащихся прочных навыков грамотного письма, развивает орфографическую зоркость, восприимчивость к орфографическим нормам языка. Чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа с первого по четвёртый класс в определённой системе. Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу поможет осуществить звуко-буквенный анализ слова. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.

Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а всё же допускает ошибки при письме. Надо учить детей видеть и узнавать орфограммы. Этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий. Не менее важно, чтобы ученик умел сам контролировать себя во время проверки своей работы.

Мой опыт работы учителя, результаты контрольных работ учащихся позволили сделать вывод, что обучение правописанию безударных гласных представляет определённые трудности для детей. На примере этой темы хочу показать систему работы по формированию навыка грамотного письма.

Работу над понятием «безударные гласные» начинаю с первых страниц букваря. В 1 классе провожу постоянную работу над развитием фонематического слуха учащихся, веду наблюдения над словами, написание которых расходится с их произношением, отрабатываю умения находить в словах ударные и безударные слоги, проговариваем слова, в двусложных словах проверяем безударные гласные путём постановки ударения.

Основная задача на данном этапе- научить учащихся видеть безударную гласную в слове. Процесс этот очень сложный и длительный. Наиболее эффективным видом работы, на мой взгляд, было задание, которое дало возможность научить детей зрительно запоминать слова, присматриваться к ним. Выглядело это следующим образом. Было дано предложение. В лесу жила лиса. В норе у неё были лисята.

При выполнении задания дети читали слова дважды: сначала орфографически, затем орфоэпически. Цель этого задания- обратить внимание детей на несооветствие написания слов их произношению.К словам с выделенной буквой подбирались проверочные слова путём изменения формы слова.

Помог и такой приём, когда дети слышимые слова не записывали, а отмечали графически только безударные гласные. Мною использовались и другие традиционные виды работ. К концу 1 класса дети обычно безошибочно определяли в словах типа вода, мосты безударный гласный и проверяли его.

На втором году обучения, опираясь на знания и умения, полученные в 1 классе, я продолжила работу над безударными гласными. При изучении темы «Состав слова» были использованы слоговые таблицы, по которым дети составляли родственные слова, сравнивали их, находили слова с безударной гласной в корне, подчёркивали проверочные и выделяли в словах корень.

Не менее интересный вид работы- подбор родственных слов с заданными корнями.

У детей формируется умение осознано составлять гнёзда однокоренных слов. В данном случае дети учились обобщать материал.

Другой вид работы рассчитан на слуховое восприятие. Диктую слова. Дети должны выделить в них корни, записать их и сверить  с написанным образцом.

Учитывая возраст учащихся и несформированность  у них умения орфографического анализа слов, ставлю перед ними конкретную задачу. Например, в тексте, написанном на доске, предлагаю детям объяснить, почему подчеркнула букву. После чтения текста орфографически дети установили соответствие написания произношению. Затем определили орфограммы в словах с подчёркнутой буквой и рассуждают по памятке.

Следующий приём, когда дети сами учились  обнаруживать в тексте слова с безударной гласной.

Восприятие орфограмм на слух всегда представляет трудности для учащихся. Чтобы преодолеть эти трудности, я ежедневно зачитываю детям загадки, пословицы, предложения из рассказов, насыщенные словами с орфограммами. Дети слова не записывали, а только называли их вместе с проверочными и показывали сигнальную карточку с безударной гласной. Этот вид работы проводился за очень короткий промежуток времени.

Кроме обычных упражнений и заданий, предлагаю детям ребусы с целью заинтересовать их.

Важно, чтобы ученик мог найти безударные гласные не только в предлагаемом учителем тексте или учебнике, но и в любом печатном тексте. Для этого у ребёнка должна развиваться орфографическая зоркость как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Иногда я давала домашнее задание по русскому языку из книги для чтения.

Важно научить ребёнка анализировать свои действия и их результаты.

Даю памятку проверки безударной гласной. Памятка составлялась по ходу выяснения способов проверки безударной гласной. В 3 классе дети хорошо знают все способы проверки.

Итак. Разнообразие приёмов, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе, межпредметные связи помогли моим ученикам усвоить такую трудную тему, как правописание безударных гласных.

Эта методика работы создавалась на протяжении многих лет. В ней использован собственный опыт работы, опыт работы других учителей, материалы журналов «Начальная школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

Чтобы повысить грамотность учащихся учитель должен развивать орфографическую зоркость при коллективной работе над ошибками, применяя разные приемы, используя индивидуальный дифференцированный подход. ...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА. РАБОТА ПО ПРЕДУПPЕЖДЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК.

В статье рассказывается о причинах возникновения графических ошибок на письме и какие упражнения можно проводить, чтобы снизить количество графическихъ ошибок....

формирование навыков грамотного письма

формирование навыков грамотного письма (практические советы)...

Обобщение опыта работы "Формирование навыка грамотного письма, выработка орфографической зоркости"

Презентация и описание опыта работы в начальных классах по формированию навыков грамотного письма и выработке орфографической зоркости учащихся...

Статья «Развитие навыков грамотного письма»

Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чём же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неум...

статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"

Данная статья содержит практические рекомендации для учитетелй начальных классов по формированиюнавыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе....