Технологическая карта урока «Вежливые слова». Предмет: русский язык
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Данная технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Может быть использована на уроке русского языка и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vezhlivye_slova.doc676.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Вежливые» слова

Цель: развивать умения употреблять в речи «вежливые» слова, распознавать слова, называющие предмет, признак предмета,  действие предмета.

Планируемые  результаты: учащиеся научатся использовать  в  речи  «вежливые» слова.

  • Предметные: сформировать позитивное отношение к правильной устной  и письменной  речи  как показателям общей культуры  и  гражданской позиции человека; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
  • Метапредметные (под руководством учителя): овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; учиться слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение  и  аргументировать свою точку зрения.
  • Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах; формировать эстетические потребности, ценности и чувства; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
  • Коммуникативные: объяснять свой выбор; выслушивать учителя, одноклассников; выражать свои мысли; формулировать ответы на вопросы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

Запись числа и т.д. в тетрадях

2. Самоопределение к деятельности

Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?

Отменить, 
что ли, слово “пожалуйста” -
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что, без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

- Какие слова мы называем «вежливыми»?

- Определите тему сегодняшнего урока. -  Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?

- Во время урока мы с вами будем составлять цветок, на лепестках которого прочитаем слова.

http://www.razumniki.ru/images/articles/kladovaya/trafaret_cvety3.gif

- Мы будем говорить о «вежливых словах» и повторим то, что узнали на прошлом уроке.

- Кто может напомнить, чему мы учились на прошлом уроке?

- У вас на партах лежат лепесточки со словами,. После выполнения заданий вы будете находить  «вежливые» слова  и по одному лепесточку собирать наш цветок.

Дети дают ответы на вопросы учителя

3. Актуализация знаний

- Опишите, какие это животные. Постарайтесь описать животное  с разных сторон: окрас, размер, повадки и т. д.

(приложение 1)

  (какой?) …, …, ….

 (какая?) …, …, … .

(какой?) …, …, … .

 (какой?) …, …, … .

- На какой вопрос отвечают слова заяц, лисица, волк, медведь?

- Что они называют?

- Что называют слова, которые вы добавили?

- Что ещё могут называть слова?

- На какие вопросы они отвечают?

Учащиеся называют слова, обозначающие признаки предметов.  

- Кто?

- Предметы

-   Признаки предметов

- Действия предметов

- Что делает? Что делают?

4.Работа по теме урока

1. Работа по карточкам.

- Прочитайте текст на карточках.

(приложение 3)

-Найдите «вежливые» слова. Назовите их. Когда мы говорим эти слова? Как можно их назвать?

- Какие слова-приветствия вы ещё знаете? Запишите.

- А какие слова говорят, когда прощаются?

- Как называются такие слова?

-Найдите листочек с «вежливым» словом.

2. Работа по учебнику (с.25 № 14)

Прочитайте «вежливые» слова.

— Когда употребляют эти слова?

— Для чего нужны «вежливые» слова?

— Как называют человека, который в своей речи употребляет «вежливые» слова?

-Найдите листочек с «вежливым» словом.

Читают текст на карточках.

Находят «вежливые» слова.

- Слова-приветствия

Дети записывают слова-приветствия.

Учащиеся называют слова-прощания

5. Физкультимнутка

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идёт ли волк.

Раз — согнуться, разогнуться,

Два — нагнуться, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Дети выполняют действия

6. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику (с.23 № 9)

Прочитайте текст.

Как называется сказка, отрывок из которой вы прочитали?

— О ком и о чём идёт речь в этом тексте?

— Найдите в тексте слова, которые называют действия жар-птицы. Прочитайте их.

— Найдите в тексте слова, которые называют действия Ивана-царевича. Прочитайте их.

- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

Читают текст упражнения

-Иван царевич и серый волк.

Называют действующих героев.

Находят и прочитывают слова обозначающие действия жар-птицы.

Аналогично.

Списывают первое предложение.

7. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Спасибо, доброе утро, завтра, спокойной ночи, пожалуйста.

- Найдите  лишнее слово.

- Как называются все остальные слова?

- Для чего в речи нужно употреблять «вежливые» слова?

- Как называют человека, который употребляет в своей речи такие слова?

- Как называют грубого, невоспитанного человека?

- А кто такой невежда и невежа? ( учебник стр. 139-140 сам-но читают)

А сейчас почитаем и стихотворение и вставим пропущенные слова.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (Пожалуйста!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут: «…» (Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «…» (Благодарю!)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит: «…» (Спокойной ночи!)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…» (Добрый день!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)

-Какие слова мы вставили?

Послушайте стихотворение.

Малыша обидел Витя.

Перед школою в строю

Витя просит:

- Извините,

Я ошибку признаю.

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

- Извините,

Я немного опоздал.

— Тихомиров!

Покажите

Нам на карте город Псков.

— Извините, —

Шепчет Витя, —

Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя

Или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ!

И. Антонов

-  А как вы думаете, ребята, вежлив ли Витя?

-  Составьте два предложения, используя слова вежливого общения.

-  Какие предложения вам понравились больше всего?

-  Оцените свою работу на уроке.

- Завтра

- «Вежливые» слова

Ответы учащихся

- Вежливый, воспитанный

- Невежа

Ответы детей

Составление предложений с использованием «вежливых» слов

8. Подведение итогов урока

 

 

Приложение 1

http://salsknews.ru/blog/uploads/images/f/d/2/3/144/5d5e00d997.jpg

http://skasochki.ru/images/logos/934506415.png

http://lykoshko.files.wordpress.com/2011/12/1293033049_pxjh2uye4daheov.jpg

http://com.xvatit.com/upload/iblock/8d8/8d83f4ac5ffe4040aacc8ecaf6b6b041.jpg

Приложение 2

http://www.razumniki.ru/images/articles/kladovaya/trafaret_cvety3.gif

        

Приложение 3

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (Пожалуйста!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут: «…» (Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «…» (Благодарю!)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит: «…» (Спокойной ночи!)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…» (Добрый день!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)

Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать они друг друга.

Возможные варианты: жирафы (наклоны вперед);

        антилопы (поднятие ног поочередно);

        львы (повороты вправо влево);

        обезьяны (подскоки, наклоны вправо–влево с руками за головой);

        медведи (вращение головой).

Использованная литература:

  1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2011г.
  2. Русский язык 1 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Москва «Просвещение» 2011г.
  3. Толковый словарь Ожегова.
  4. Картинки из интернет источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш.»

Технологическая карта урока  по учебному предмету  «Русский язык» в 1 классе  на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш.»УМК «Школа России»...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему «Изменение имён существительных по падежам"

Технологическая карта урока  по учебному предмету  «Русский язык» в 3 классе на тему «Изменение имён существительных по падежам"Урок закрепления знаний. УМК &laqu...

Технологическая карта урока по учебному предмету « Русский язык», 2 класс, тема «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

     Конспект урока русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова» по программе "Школа России". Урок- путешествие.  ...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 1-ом классе на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме  «Твёрдые и мягкие согласные звуки» Школа России...