Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка «Написание приставок раз-/рас-» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Грошевская Наталья Юрьевна

в своей творческой разработке я представляю урок русского языка по теме "Написание приставок раз/рас".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_groshevskoy.docx231.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Формирование универсальных учебных действий

на уроке русского языка «Написание приставок раз-/рас-»

(УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Выполнила:  Грошевская Н.Ю.

МБОУ СОШ №50

Научный руководитель:

Автайкина Т.О., к.п.н.,

зав. кафедрой

 начального образования

Новокузнецк, 2013

Содержание

Страницы

1

Введение

С. 3

2

Основная часть

Проект урока по русскому языку

«Написание приставок раз-/ рас-»

С. 4 - 8

3

Заключение

С. 9

4

Список литературы

С. 10

5

Приложение

С. 11

        

  1. Введение

  “Великая цель образования - это не знания, а действия”.

                                       (Герберт Спенсер)

          Как преодолеть разрыв обучения с жизнью? Как научить детей применять свои знания на практике? Как научить детей учиться, при этом сохранить их здоровье и воспитать полезного обществу гражданина, которому выбранная профессия приносила бы радость и счастье?

          Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

          На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

           В результате изучения всех без исключения предметов (в том числе и курса «Русский язык») на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные,  регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

          В своей творческой разработке я представляю урок русского языка по теме «Написание приставок раз-/рас-» УМК «Перспективная начальная школа».

2.

Раздел: Как пишутся приставки

Тема: Написание  приставок раз-, рас-

Тип урока: Открытие новых знаний

Связь новой темы с будущими темами: на следующих уроках учащиеся будут работать с приставками из-/ис-, без-/бес-, воз-/вос-

Цели урока:

  1. Способствовать овладению способом правописания слов с приставками раз-/ рас-
  2. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать вывод.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку.

Средства обучения: учебник, тетрадь на печатной основе, карточки, модели слов с приставками раз-/ рас-, листы самооценки.

Ход урока

I.Организационный момент

(положительная эмоциональная направленность)

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

  1. Запишите слова под диктовку слова: полететь, сбежать, написать, заскочить.

- Выделите приставку. Каким способом воспользуетесь для выделения приставки в слове? (алгоритм)

Фронтальная проверка. 

- Какие приставки выделили? Было трудно? Что вы знаете о правописании приставок? (пишутся слитно со словами, пишутся единообразно, находятся перед корнем).

2) – Посмотрите на слова,  которые записаны на доске:  разлить, распечатать, разводить, рассказать, разделить, расклеить.

 - Что можете сказать про эти слова? (слова с приставками раз/рас)

- Что удивительного в написании этих слов?

- Всегда ли приставки пишутся одинаково? (нет) 

- А можем ли мы распределить эти слова по какому-нибудь признаку?

- Запишите эти слова в 2 столбика.

разлить

разводить

разделить

рассказать

расклеить

распечатать

3)  - Добавлю к нашему списку еще слово  ра(з/с)тереть.

- Что увидели? (пропущена буква)

- В какой части слова пропущена буква? (в приставке)

- Поработайте в парах и  подумайте, в какой столбик нужно записать это слово.

Дети работают в парах и пишут на листе свои варианты. Учитель фиксирует на доске (разтереть/ растереть).

- В какой столбик нужно записать  слово? Докажите. В чем затруднения? Чего не знаете? (Знали, что приставки пишутся единообразно, а оказывается, что есть приставки раз-/рас-. В каких случаях пишется приставка  раз-, а в каких  рас-? Какой способ существует в русском языке для определения написания приставки раз-/рас-?)

- Хотите получить ответы на эти вопросы? Хотите сами узнать способ, с помощью которого правильно писать приставки раз-/рас-?

Физминутка

III. Открытие «нового» знания

  1.  - Вернитесь к словам, которые записали в начале урока. Подчеркните в каждом слове букву, с которой начинается корень.

разлить

разводить

разделить

рассказать

расклеить

распечатать

 - Дайте общую характеристику подчеркнутым буквам первого столбика (буквы обозначают согласный звонкий звук)

- Дайте общую характеристику подчеркнутым буквам второго столбика (буквы обозначают согласный глухой звук)

 - Какая приставка пишется, если корень начинается со звонкого согласного? (раз-)

раз         (схема фиксируется на доске)

- А если  с глухого согласного? (рас-)

рас  *      (схема фиксируется на доске)

 2)  - А теперь вернемся к заданию, которое не могли выполнить в начале урока. В чем была трудность? (Не знали, какую букву написать в приставке)

- Какую же приставку нужно написать в слове «ра…тереть»? Почему? ( Первая буква корня начинается с глухого согласного, значит приставка рас-, слово запишем во второй столбик)

3) - Запишите слова: разобидеть, разубедить, разоружить, разодеться. Выделите в них приставку.

- Какая буква пишется в конце приставки? (з).

- А теперь подчеркните букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает? (гласный)

- Какой вывод можно сделать? (в словах, корни которых начинаются с гласных, пишется приставка раз-)

раз         (схема фиксируется на доске)

4) А теперь, пользуясь схемами, самостоятельно сформулируйте правило написания приставок раз- , рас-.

раз  ∙   

рас  

раз  

6) - В учебнике на с. 18 познакомьтесь с правилом на плакате Летучей Мыши.

IV. Структурирование полученных знаний

 Групповая работа

Задание. Составьте алгоритм, как нужно действовать при написании приставок раз-,  рас-. Это будет ваш «помощник». Если возникнут затруднения можно воспользоваться облегченным вариантом (восстановить последовательность в алгоритме; вставить пропущенные слова в алгоритм)

Дети  в группах высказывают свои варианты. Обсуждают, выбирают наиболее удачный вариант. Фиксируют на листах  ватмана фломастерами.

Оценка работы. Листы ватмана от каждой группы помещаются на доску. Выбираем более точное и лаконичное. Добавляем упущенное.

  1. Читаю слово.
  2. Выделяю приставку.
  3. Смотрю, на какую букву начинается корень.
  • Если корень начинается с гласного или звонкого согласного, пишу приставку  раз-
  • Если корень начинается с глухого согласного, пишу приставку рас-
  1. Подчеркиваю орфограмму.

V. Первичное закрепление нового способа действий.

1) На доске слова: ломать, писать, слышать, болтать, мешать, шатать, хвалить, бросать, топить, пускать, нести, кидать. 

– Пользуясь алгоритмом, вставьте приставки раз- и рас- в данные слова. Запишите получившиеся слова в два столбика.

- Добавьте свои слова с приставками  раз- и рас- по 3 слова в каждую группу.

- Какие слова написали в первую группу? Какие слова добавили?

- Какие слова написали во вторую группу? Какие слова добавили?

2)  Выполнение упражнения из тетради для самостоятельных работ.

 С. 11-12, упр. 12 (цель: учить правильно писать слова с приставками рас-, раз-)

- Какие приставки вставили? Почему? (Учащиеся зачитывают слова, в которые вставили приставки, обосновывая свой выбор)

VI. Рефлексия

 - С какими приставками работали сегодня на уроке?

- Что вы узнали о правописании этих приставок? (обращение к схемам и алгоритму)

- Оцените свою работу на уроке.

Лист самооценки.

Сегодня на уроке я:

…все понял, могу помочь другим;

…все понял;

…могу, но нужна помощь;

…ничего не понял;

VI. Домашнее задание

  • Выучить правило;
  • Выполнить упражнение из тетради №2  для самостоятельных работ с.13, упр. 13;
  • Задание дополнительное: запишите несколько слов с приставкой раз-, корень которых начинается с буквы гласного.

3.

 Заключение     

             В своей творческой разработке я представила урок русского языка по теме «Написание  приставок раз-, рас-» УМК «Перспективная начальная школа». На моем уроке обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельности, сами фиксировали разрыв знаний, сами формулировали учебную задачу и искали способ написания приставок раз-, рас-.

          Этапы урока взаимосвязаны, чередовались различные виды деятельности.

          Учебный материал урока соответствовал принцип научности, доступности и был посилен для третьеклассников. Выполняемые работы в группах способствовали развитию у обучающихся мыслительных операций, т. к. дети сами делали выводы, анализировали ситуации.

          Интенсивность урока была оптимальной, с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся третьего класса.

В групповой работе ребята учились договариваться, принимать решение, представлять результат.

         

  1. Список литературы.
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] –М.: Просвещение, 2009. – 41с.
  2. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1 – 4 кл.: в 2 ч./Сост. Р.Г. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 1: 240с. (Проект «Перспективная начальная школа»)
  3. Каленчук М.Л. Русский язык: [Текст]:3 кл. : Учебник в 3 ч. /М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова. – М.:Академкнига  /Учебник, 2012 – Ч.3: 192с. : ил.
  4. Байкова Т.А. Русский язык: [Текст]:3 кл. : Тетрадь для самостоятельной работы №2/ Т.А.Байкова; под ред. М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/ Учебник, 2012. – 96с. :ил.
  5. Абрамова М.Г. Русский язык: [Текст]:3 кл. : Методическое пособие. /М.Г. абрамова, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская – 5-е изд., доп. – М.: Академкнига /Учебник , 2012. – 304с.
  6. СанПиН 2.4.2821 – 10, утвержденные Постановлением Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. № 189
  7. Урок в современной начальной школе:лучшие педагогические практики: пособие для учителя/ под ред. Т.О. Автайкиной. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. – 45с.- (Мастер-класс)

  1. Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование универсальных учебных действий по русскому языку".

Доклад на тему: "Формирование универсальных учебных действий по русскому языку в начальной школе". Описывается как формировать универсальные учебные действия по русскому языку в начальной школе....

Конспект урока русского языка. Тема: "Что такое обращение" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об обращений, формирование умений находить в тексте обращения и выделять их пунктуационноПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое обращение, з...

Конспект урока русского языка "Написание частицы НЕ со словами, называющими действия" (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять схемы образования новых слов; формирование умения подбирать родственные слова; закрепление умения пользоваться Обратным словарем.Планируемые р...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен прилагательных» (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цель урока: создание условий для закрепления умения правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном числе.Задачи урокаДидактические:Вспомнить изученную информацию о б...

Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в сложном предложении» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о знаках препинания в сложном предложении.Задачи урокаДидактические:обобщить знания, умения по постановке зн...

Технологическая карта урока русского языка «Подбор заголовков к предложенным текстам» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: систематизирование знаний у обучающихся о предложении, тексте и заголовке текста.Планируемые результатыПредметные:1. Знать, что такое предложение, текст и заголовок текста.2. Уметь определ...

Технологическая карта урока русского языка "Как строится текст.Начало текста." УМК «Начальная школа XXI» 2 класс

Цель урока:закрепление и корректировка знаний о тексте; умения определять цельность текста и формулировать варианты начала и окончания к незаконченным текстам. Дидактические:1) устранить пробелы ...