урок по русскому языку в 1 классе
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Черноярова Наталья Сергеевна

обозначение мягкеости согласных звуков ч спомощью гласных и мягкого знака

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока43.27 КБ
Файл презентация 1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка в 1 «А» классе . 
Тема:
 «Способы   обозначения    мягкости  согласных  звуков  на письме». 
Класс: 1. 
Цель: научить обозначать мягкость  согласных звуков гласными  буквами и мягким знаком. 
Задачи: 
1.Учить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки; познакомить учащихся со способами обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, и, я  и  мягким знаком; 
2.Развитие умения работать самостоятельно; умения применять знания на практике; 
3.Воспитыватьлюбовь к русскому языку. 
УУД: 
Познавательные: уточнить представления учащихся о работе гласных звуков при обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков; о работе мягкого знака для обозначения мягкости согласных  звуков;
Личностные: умения работать над каллиграфическим письмом; 
Коммуникативные: формирование умения работать в группах, слушать и слышать товарища: 
Регулятивные: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков гласными   буквами и мягким  знаком. 
Тип урока: Урок  ознакомления  с  новым  материалом. 
Вид  урока: Мультимедиа - урок. 
Методы  обучения: объяснительно - иллюстративный метод (с использованием ТСО),частично - поисковый. 
Формы  работы: фронтальная, парная. 
1.Организационный  момент
Добрый день, мои друзья, . 
Вот и прозвенел звонок, 
Начинаем наш урок. 
Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работать.(слайд №2) 
2. Актуализация.

Рассмотрите буквы на слайде.(слайд №4) На какие 2 группы их можно разделить? (Гласные и согласные).

- Назовите признаки согласных звуков. ( Образуются с помощью  преград, состоят из голоса и шума или только шума, не образуют слог)

3.Минутка  чистописания. 
Откройте тетради, отступите строчку и запишите    дату. 
      Проверяю я посадку, 
      Спинку и тетрадку. 
      Ручку правильно держу, 
      Не тороплюсь и не спешу. 

- Ребята, посмотрите на слайд (слайд №3).

- Отгадайте загадку: 

    Он с весны висел на ветке,
   Был зеленый - пожелтел,
   Только дунул слабый ветер,
   Он уже и полетел. (Лист)

-Какой может быть лист? (лист дерева, лист бумаги) Как называются  слова, у которых несколько  значений? (многозначное)

- Из этого слова возьмём первый слог и запишем его 3 раза.

- Отгадайте загадку: 

Семь ребят на лесенке
          Заиграли   песенки. (Ноты).

- Какая это нота?

 http://school.xvatit.com/images/e/e5/006-006-mi.jpg (ми)

- Запишите   слог     «ми»   3 раза.

- Что заметили в этих  слогах? ( мягкие   согласные)

4.Постановка целей, задач урока.

-Ребята, в связи с этим, предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

- какой может быть тема нашего урока? (ответы детей).

- Тема урока сегодня: «  Способы  обозначения  на письме   мягкости   согласных звуков» (слайд № 6). 
- Какие задачи на урок поставим? (научиться обозначать на письме мягкость   согласных  звуков). 

5.Новая тема. 

- Кто  командует  согласным , чтобы они читались мягко или твёрдо?
( гласные буквы)

- Какие гласные обозначают твёрдость предшествующих согласных? какие гласные обозначают мягкость предшествующих согласных?

- Как вы думаете ,  имеет ли значение то, какую гласную вы пишете?

- Например,  Л…К: если поставим букву  У, то получится слово ЛУК, а если напишем букву Ю, то получим слово ЛЮК. Вывод: от гласной зависит смысл слова.

- Прочитайте  слова и скажите , какую работу выполняют   выделенные гласные  в  этих словах?

Мяч, лиса, мак, мост, озеро, яблоко. ( слайд № 7)

(я, и – указывают на мягкость, а,о – на твёрдость согласного, в словах озеро и яблоко перед гласными нет согласных, они не работают)

-Какой вывод можно сделать, когда  гласные могут скомандовать согласным «читайся мягко» или «читайся твёрдо?» ( гласные должны стоять после согласных)

6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Прочитайте текст загадки. Что это? ( слайд № 8 )

Висит  за окошком

Кулёк    ледяной.

Он  полон  капели

И  пахнет  весной. (Сосулька)

Сколько в этом тексте предложений? Списать первое предложение, подчеркнуть мягкие согласные зелёным карандашом.

Проверяем. Поменялись тетрадками, приготовили карандаш, чтобы ставить «плюс»   или    «минус». ( слайд № 9 )

Висит  за окошком

Кулёк    ледяной.

- Если  пять «плюсов»  ставим  звёздочку. Молодцы!

7. Физкультминутка. 
Немного поиграем. Если я буду называть слова с мягкими согласными- то будем хлопать в ладоши, если с твёрдыми - топнем ногой. 
Рад, ряд, слон, мяч, роза, мама, сад, рёв. 
Какие вы внимательные! 

8.Мягкий  знак для обозначения  мягкости  согласных.

- Отгадайте, о какой  букве  идёт  речь? ( слайд № 10)

Я волшебник. Захочу-
Появлюсь и превращу 
Мел, которым пишут в школе, 
В мель, опасную на море. 
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай!
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква -…
( мягкий знак).

- Почему мягкий знак называет себя волшебником?

-Давайте тоже станем  волшебниками и превратим  одни слова с помощью мягкого знака в другие .

банка – банька, шест – шесть, галка – галька. ( слайд № 11 )

- Что происходит  с согласными звуками , если после них мы видим мягкий знак? (они читаются мягко).

- Сделайте вывод, как  ещё обозначается мягкость согласных  на письме?

9. Закрепление.

Незнайка написал предложения.  Прочитайте.  ( слайд № 12 )

Машина  привезла  угол.

Корабль  сел на мел.

- Какую ошибку допустил Незнайка?

-Запишите   1 предложение   и  исправьте   ошибки. Подчеркните  основу предложения.

- Проверьте себя по слайду. ( слайд № 13 )

10. Работа с диском.

Упражнение. Определить , с какого звука начинается  слово? (задание  с пингвинами). Дети выходят по цепочке и выполняют задание.

11.Итог. Тест.

Настал момент подведения итогов нашей работы. У вас на партах находятся тесты. Ответив на вопросы теста, мы сумеем с вами выяснить, что вы узнали сегодня на уроке.   

( слайд №  14)

Тест

Выбери правильный ответ

Оцени себя сам

1. Какие буквы обозначают на письме мягкость  согласных звуков?

          1) а, о, у, ы, э.                                 2) е, ё, ю, и, я, ь.

 

2.Выбери слово, в котором   все  согласные  мягкие.

         1) тень                          2) кольцо                 3) урок

 

3. Какая  буква  не обозначает звука?

          1) ь                              2) й                            3) я                  

 

4. Подбери  пару к слову конь.

          1) кот                            2) кон                    3) кол

    

 

5. Какую букву нужно написать в этих словах вместо пропусков  

  пис…мо, пал…то, ден…  .

 

Проверьте,  как получилось.  ( слайд №15  )

 - У кого  пять «плюсов»? Ставим себе звёздочку. Молодцы!

 12. Рефлексия. ( слайд № 16 )

 – Давайте вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока. Как  обозначается мягкость согласных звуков на письме?

- Что удалось? Что не получилось? Когда было трудно? Когда интересно? Оцените свою работу с помощью   смайликов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 1 классе. Автор:Черноярова Н.С., учитель начальных классов МБОУ «Сосново – Озёрская средняя общеобразовательная школа № 2»

Слайд 2

Заходите, дети, в класс! Мы урок начнем сейчас. Встали прямо, подравнялись, Посмотри на парту, Всё ли там в порядке? Ручку, книжку и дневник Имеет каждый ученик. Здравствуйте, садитесь, Больше не крутитесь. Начинаем наш урок, Знайте, вам пойдет он впрок.

Слайд 3

А В Ч Ы К Л О Е У Р И М

Слайд 4

Он с весны висел на ветке, Был зеленый - пожелтел, Только дунул слабый ветер, Он уже и полетел. Минутка чистописания ЛИСТ

Слайд 5

Семь ребят на лесенке Заиграли песенки . МИ

Слайд 6

Минутка чистописания ли ми

Слайд 7

«Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме ». Тема урока:

Слайд 8

Читайся твёрдо! А О У Э Ы Читайся мягко! Я Ё Ю Е И

Слайд 9

Л . К У Ю От гласной буквы зависит смысл слова

Слайд 10

М я ч, л и са, м а к, м о ст, о зеро, я блоко. Какую работу выполняют выделенные гласные буквы?

Слайд 11

Вывод : Буквы Е, Ё, Ю, Я, обозначают мягкость согласных звуков только в том случае, если стоят после них. Твёрдый согласный а о у ы э Мягкий согласный я ё ю е и

Слайд 12

Что это? Висит за окошком Кулёк ледяной. Он полон капели И пахнет весной. Записать первое предложение, подчеркнуть зелёным цветом мягкие согласные.

Слайд 13

Проверка В и с ит за окошком Ку л ёк л е д яной.

Слайд 14

Физкультминутка

Слайд 15

Я волшебник. Захочу- Появлюсь и превращу Мел , которым пишут в школе, В мель , опасную на море. Кто волшебник – отгадай, Выше руку поднимай! Мягкий голос, мягкий шаг… Это буква- … мягкий знак. ь

Слайд 16

ба н ка – ба нь ка

Слайд 17

шес т – шес ть ,

Слайд 18

га л ка – га ль ка От мягкого знака зависит смысл слова

Слайд 19

Вывод Мягкость согласного звука может обозначаться с помощью мягкого знака

Слайд 20

Маш и на пр и в е зла угол. К о рабль сел на мел. Исправьте ошибки.

Слайд 21

Проверка Маш и на пр и в е зла угол ь . К о рабль сел на мел ь .

Слайд 22

Тест. Выбери правильный ответ Оцени себя сам 1. Какие буквы обозначают на письме мягкость согласных звуков? 1) а, о, у, ы , э. 2) е, ё, ю , и, я, ь . 2.Выбери слово, в котором все согласные мягкие. 1) тень 2) кольцо 3) урок 3. Какая буква не обозначает звука? 1) ь 2) й 3) я 4. Подбери пару к слову конь. 1) кот 2) кон 3) кол 5. Какую букву нужно написать в этих словах вместо пропусков пис …мо, пал…то, ден … .

Слайд 23

Итог урока: Что удалось? Что не получилось? Когда было трудно? Когда было интересно? Как обозначается мягкость согласных звуков на письме? Я Ё Ю Е И ь

Слайд 24

Оцените свою работу на уроке У меня всё получилось ! Ещё надо потрудиться! Мне было трудно!

Слайд 25

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....