Урок русского языка по теме: "Правописание разделительного Ъ и Ь"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Щербакова Нина Ивановна

Данный урок содержит игровой материал и является повторительно-обобщающим уроком в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yaz.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Российская Федерация

Брянская область

Выгоничский район

МБОУ Хмелевская ООШ

Урок русского языка 3 класс.

Тема:

« Правописание слов с  разделительным ъ и ь знаками.»

                                                               Составитель:

Щербакова Нина Ивановна

Цели:

 1.Развитие умения различать слова с разделительными знаками

2. Закрепить умение распознавать орфограмму и определять способ проверки

3.Развитие орфографической зоркости

4.Воспитание чувства товарищества

Задачи:

Оптимизация образовательного процесса в начальной школе, повышение интереса учащихся к предмету.

Ход урока:

1. Организационный момент.

– Добрый день, дорогие ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Проверьте свою готовность к уроку. Проверьте, всё ли у вас лежит на парте: рабочая тетрадь, пенал, учебник, дневник.

2. Целевая установка.

-Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем исследователями. А что мы будем исследовать, подскажет загадка, которую вы сейчас отгадаете:

(Слайд2)

Это полезные буквы,

Но есть у них одна беда:

Бывают ведь всегда строчными,
А вот большими никогда.

-Итак, поставим цель нашего исследования: Повторить и сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь знаков, установить, чем интересны эти буквы и непохожи на все остальные.

- Девиз нашего урока- исследования:

(Слайд3)

Мы будем думать, отвечать,

Рассуждать и обсуждать,

И в тетрадях писать

На оценку «5»!

3.Минутка чистописании

(Слайд4)

Ь Ъ

-Запишите слова:  Съехал, льёт, объехал, ручьи.

-На какие две группы можно разделить слова?

-Какие правила вы знаете о Ъ и Ь знаках?

- Итак , мы начинаем исследовать проблему -будем сопоставлять Ъ и Ь .

-Послушайте вопросы:

  • Что общего? (Название – разделительные знаки.)
  • Какие общие действия? ( Разделяют согласную от гласной е, ё, ю, я.)
  • Каковы составные части? (Ь стоит в корне, Ъ перед приставкой.)

- В каких случаях пишется разделительный Ъ и Ь знаки?

(Слайд 5-6)

Учитель читает стихотворение: (Слайд7)

Не чересчур ли ты добряк?

Так знаку Ь промолвил Ъ знак.

Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-

Знак Ь твердому на это отвечал.

Ты тверд и груб, как суковатый дуб

Давным-давно пора как букву ЯТЬ

Тебя из азбуки изъять…

Друзья, Ваш разговор- никчемные слова-

Услышав этот спор сказала буква А.

Вы оба хороши, достойны чести,

Когда стоите в нужном месте

4.Словарная работа.

(Слайд8)

- Посмотрите на картинки и запишите слова.(сорока, ворона, медведь, заяц, воробей)

-На какие группы можно разделить слова?

(Птицы и звери)

-Каких зимующих птиц вы знаете?

-Как вы заботитесь о птицах и животных?

- Запишите предложение: «Птицы- наши друзья. Берегите птиц!»

-Объясните правописание орфограмм.

(Самопроверка) (Слайд 9)

5. Работа по теме урока.

а)- Составьте слова с данными в скобках приставками:

(Слайд 10)

Поел(с-, об-,). Пояснил (об-, раз-). Соединил (об-, раз-). Поехал ( от-, под-, об-).

в)-Выпишите:

(Слайд 11-12)

Мальчики выписывают слова с разделительным Ъ, а девочки – с Ь.

Б.ют, с.ел, сол.ются, об.единятся, друз.я, б.ёт, под.ёмный, в.юга, вз.ерошенный, об.яснил.

Взаимопроверка.

 Исследователи– девочки называют слова с Ъ знаком и объясняют. Исследователи – мальчики – с Ь и объясняют.

Физкультминутка.

г) Работа по учебнику

д)-Продолжаем наше исследование.

-Исправь ошибки:

(Слайд13)

Шъёт платье, обьяснил невеже, сьесть печение, птичъи семьи, вьётся въюнок.

е)-Подумай и запиши по три слова разных частей речи с Ъ и Ь знаками.

ж)Тест «Разделительные знаки»

  1. Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Отметь знаком +

а) сразу после приставок;

                     б)  в корне и после корня слова.

  1. Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком +

                      а) сразу после приставок;

                      б)  в корне и после корня слова.

     3.   С каких букв должен начинаться корень? Отметь знаком +

                       а)   с гласных;

                       б) с согласных.

      4.  На какую букву должна оканчиваться приставка перед             разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +

                        а) на согласную;

                        б) на гласную.

      5. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы.

 А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

       6. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы.

 А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

       7. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный мягкий знак

 а) жизн…

 б) счаст…е

 в) б…ет

 г) пис…мо

8. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный твёрдый знак:

 а) у…ехал

 б) пред…явить

 в) в…ёт

 г) об…яснить

6.Итог урока

(Слайд 14)

-В каких случаях пишется Ъ?

-Какую роль играет Ь разделительный знак? (Речевое проговаривание)

Учитель: Всем ребятам надо знать,

Где Ъ, а где Ь знак писать.

7. Рефлексия  

8. Домашнее задание.

(Слайд 15)

Придумать 4 слова с ъ и 4 слова с ь.  Составить и записать с ними предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком" ( с использованием технологии проблемного обучения)

Применение технологий проблемного обучения на практике позволяет формировать у детей такие способности как: самостоятельное мышление, разрешение нестандартных проблем путем применения знаний, полученн...

Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

Тема: Правописание  слов с разделительным твёрдым знакомТип урока: ОНЗЦель: Формировать способность к написанию Ъ в словах. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к русскому языку...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание разделительного твердого знака".

Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание разделительного твердого знака". Разработка может быть использована любым учителем начальных класов для ознакомления обучающихся с те...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Презентация к уроку русского языка по теме Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

В презентации помещены правила и материал для отработки написания разделительных знаков, а так же материал для работы в группах и парах....