Справочная тетрадь по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Боровикова Екатерина Николаевна

Справочная тетрадь по русскому языку предназначена для постепенного заполнения материала по мере его изучения учениками 3 класса по программме "Школа России", а также подходит и для других программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravochnaya_tetrad_3_klass.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Боровикова Екатерина Николаевна     http://nsportal.ru/ 

Справочная тетрадь

 по русскому языку

 ученика(цы) 3  класса

МКОУ ООШ № 5 п. Сосьва

 …………………………

 …………………………………….. 


Оглавление

ГЛАСНЫЕ        

СОГЛАСНЫЕ        

Приставки и суффиксы.        

Разделительный  Ъ и Ь        

ПРЕДЛОЖЕНИЕ        

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ        

МЕСТОИМЕНИЕ        

ГЛАГОЛ        

ПАМЯТКИ        


ГЛАСНЫЕ

Безударные гласные (а, о, и, е, я).

  1. Чтобы проверить безударную гласную, надо слово изменить так, чтобы безударная стала ударной.

Моря – мо́ре, стена – сте́нка, грибы – ………….…, стекло –  ………………, бревно – ……………..,  блины – ……………, тащу – ……………………. .

II.         Слово с непроверяемой гласной надо запомнить или посмотреть в словаре.

Пенал, мороз.


СОГЛАСНЫЕ
Парные согласные.

  1. Чтобы проверить парный согласный, надо слово изменить так, чтобы после согласного стоял гласный или буква Н.

Завод – заводы, шкаф – шкафы, поезд – ………………, находка – ………………., улыбка – ………………, сказка – ………………, кружка – …………………..

Удвоенные согласные.

  1. лла, Анна, ванна, класс,

Ссора, теннис и рассказ,

Пассажир, шоссе, программа,

Группа, касса, телеграмма.

Русский, касса, группа, тонна,

Пассажир, шоссе, колонна.

Непроизносимые согласные.

  1.  В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо слово изменить так, чтобы  согласный слышался чётко.

Поздний – опоздал, доблестный – доблесть, честный – ………, звёздный – …………..., солнце – …………… ….., здравствуй –……………., известный – ……………

  1. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

Чудесно - ………………, опасно - ………………., прекрасно - ……………….., ужасно - ……………………, вкусно - ….. ……………………. .


Приставки и суффиксы.

Приставки:

Пиши с О:  о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-

Пиши с А:  за-, на-, над-

Запомни:  в-(во-), с-(со-), вы-, пере-

Суффиксы:


Разделительный  Ъ и Ь

        ¬    Ъ    я

                       е

                       ё

                       ю

Например : ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

     

                 Ь     я  [ й´а]

                         е  [ й´э]

                         ё  [ й´о]

                         ю [ й´у]

                         и  [ й´и]

Например : ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


ПРЕДЛОЖЕНИЕ

- это ……………………………………………………………...........
…………………………………………………………………………

По интонации  предложения бывают ………….…………………., …………………………………………………………………………

По цели высказывания  - ………………………………………….

…………………………………………………………………………

По наличию грамматических основ ……………………………. ………………………………………………………………………….По наличию второстепенных членов -  ……………………………

…………………………………………………………………………

Главные члены предложения – это ………………………………..

………………………………………………………………………….

ПОДЛЕЖАЩЕЕ - …………………………………………………….

………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………….

СКАЗУЕМОЕ - ………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

………………………………………………………………………....

Второстепенные члены предложения – это дополнения, определения, обстоятельства.

ДОПОЛНЕНИЕ – обозначает предмет

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чём?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ – Обозначает признак предмета

                                  какой? Чей?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – обозначает признак действия или признак  

                                  признака

                          Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? И  как?

Словосочетания - ……………………………………………………..

…………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………..

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное – это часть …………………………., которая отвечает на вопросы ……………………, …………………..  и обозначает ……………………….………… .

Начальная форма – существительное в ……………………………  числе и отвечает на вопросы ……..…………., ………………….. (………………………………………….)

БЫВАЮТ:

  1. Одушевлённые (кто?) и ………………………………………..
  2. Собственные и ………………………………………………...
  3. Трёх родов: ……………………………………………, ………….………………….., …………………………………
  4. Трёх склонений ………………………………………………

ИЗМЕНЯЕТСЯ:

  1. По числам: ……………………., ………………………………
  2. По падежам

Изменение по падежам называется ………………………………………………..

Падеж

Вопрос (дополнительный)

Вопрос падежный

Например

Именительный

есть

  кто?     что?

зима,  конь

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

  1. На конце существительных ……………………… ……………. после …………….. пишется …………………………………… …………………..  : мышь, печь, ложь, мощь.
  2.  У существительных в ………………………………………… падеже ………………………… ……………. числа после ……………………………………… мягкий знак не пишется: из-за туч, с крыш, много задач.

МЕСТОИМЕНИЕ

Местоимение – это …………… …………………,  которая …………………… на предмет, но  ………………………. ………………………………………………………………

  1. Личные местоимения имеют ТРИ лица и ДВА числа:

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Ед. число

Мн. число

 

  1. Местоимения изменяются по …………………….…… (……………….……….)

И.п.

Я

МЫ

ТЫ

ВЫ

ОН

ОНА

ОНО

ОНИ

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

  1. В предложении местоимения могут быть …………………………………….., ……………………………………………, ………………………………………………………. .

ГЛАГОЛ

Глагол – это ……………. ……………, которая ………… ….. ………………… …………………. и отвечает на вопросы ……………………………………….. .

  1. Глагол имеет начальную форму - ……………………………… отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?   И  оканчивается на –ть,  -ти,  чь.
  2. Глаголы бывают …………………………….. и ……………….. ……………………………… …………..……. .
  3. Глаголы изменяются по:
    ВРЕМЕНАМ:

    настоящее
     время-действие происходит В…………………………. что ……………………………………………………………….…….
    прошедшее время-действия произошли ДО ……. …………..…….
    что …………………………….………………………………….…….
    будущее время-действия произойдут ПОСЛЕ …………………..…
    что ……………………………………………………………………...

ЧИСЛАМ:ед.ч ………………………………………………………….
                 мн.ч ………………………………………………………….

РОДАМ:…ж.р.…………………………………………………………..
                   м.р…………………………………………………………..
                  с .р………………………………………………………….

ЛИЦАМ и ЧИСЛАМ (………………………….):

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Ед.ч

Мн.ч

  1. НЕ с глаголом пишется ………………………………………….
  2. Перед глаголом не бывает ……………………………………..
  3. На конце глаголов ……………….настоящего и будущего времени пишется ………………………………

ПАМЯТКИ

Фонетический разбор. 1

  1. Запиши слово, поставь  ударение.
  2. Запиши количество слогов.
  3. Запиши звуки в скобках [………….]
  4. Запиши буквы в столбик.
  5. Дай характеристику звукам.
  6. Гласные звуки (ударный,   безударный).
  7. Согласные:
  • Звонкий-глухой (парный или непарный)
  • Твёрдый-мягкий(парный или непарный)
  1. Сколько букв, звуков.

гласные

согласные

А

э

О

У

ы

й

л

м

н

р

б

в

г

д

ж

з

ь

я

Е

Ё

ю

и

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

ъ

Разбор слова как части речи 3

Имя существительное

1. Часть речи (вопрос)

2. Начальная  форма  (И.п., ед. ч.)

3. Собственное  или нарицательное

4.Одушевлённое или неодушевлённое

5. Род , число, падеж, склонение

6. Член предложения.

Имя прилагательное

1. Часть речи (вопрос)

2. Начальная форма (И.п., ед. ч., м.р.)

3. Род, число, падеж

4.  Член предложения

Местоимение

1. Часть речи

2. Начальная форма   ( И.п., ед.ч.)

3. Лицо

4. Падеж*

5.  Род (если есть)

6. Число

7.  Член предложения

Глагол

1. Часть речи

2.  Неопределённая форма (что делать?, что сделать?)

3*. Вид (сов., несов.)

4*. Спряжение

5.  Число

6.  Время (если есть)

7*. Лицо (если есть)

8*. Род (если есть)

  1. Член предложения

                    Синтаксический разбор предложения. 4

  1. По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
  2. По интонации ( восклицательное, невосклицательное)
  3. Выделить грамматическую основу ( подлежащее, сказуемое)
  4. По наличию грамматических основ ( простое - 1 грам. основа, сложное – 2 и более грам. основ.).
  5. По наличию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое)
  6. Подчеркнуть  второстепенные члены предложения:  определение -   (какой?, какому?, каким?...),
    дополнение   (вопросы падежей, кроме И.п.),
    обстоятельство (где?, когда?, куда?, откуда?, почему?,  зачем?, почему? и как?)
  7. Выписать словосочетания
    ( подлежащее + второстепенные члены предложения,

      сказуемое + второстепенные члены предложения,

      второстепенные члены предл. + второстепенные члены предл.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочные материалы по русскому языку

Справочные материалы по руссскому языку за курс начальной школы....

справочный материал по русскому языку 2-4 класс

Материал пригодится всем учащимся. Он систематизирован и понятен....

Справочное пособие по русскому языку

Материал для уроков русского языка...

Справочные материалы по русскому языку

Справочные материалы по русскому языку...

Узорова " Справочное пособие по русскому языку 3 класс"

Самостоятельная работа –одно из важнейших средств развития мышления иречи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса....

Справочные материалы по русскому языку

Справочные материалы по русскому языку для 3 класса. Презентация...

Справочные материалы по русскому языку для учащихся начальной школы

Справочные материалы по русскому языку для учащихся начальных классов включают в себя таблицы, схемы, памятки, алгоритмы на все орфографические правила русского языка в объёме начальной школы. Весь те...