План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Гиневичюс Людмила Андреевна

Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы  в  определении спряжения глаголов. К уроку применён системно -деятельностный подход.Учитель выступает в роли тьютора, учащиеся  работают группами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Слайд 2

Шифр Л И О П Д М А СЛОВО

Слайд 3

Олимпиада

Слайд 4

ЧЕМПИОН мастер ЮНИОР Самооценка

Слайд 5

Групповая оценка баллы- места золото серебро бронза

Слайд 6

ПОТРЕНИРУЙСЯ ЮНИОР !

Слайд 7

Словарь Олимпийские зимние виды спорта

Слайд 8

КЁРЛИНГ

Слайд 9

ХОККЕЙ

Слайд 10

БОБСЛЕЙ

Слайд 11

БИАТЛОН

Слайд 12

ё лк а ель дерев о

Слайд 13

А спряжений ? Склонений –три.

Слайд 14

Ед.ч . Мн.ч . 1 л . У Ю У Ю ЁМ ИМ ЁМ ИМ 2 л. Ё ШЬ И ШЬ Ё ШЬ И ШЬ Ё М И М Ё ТЕ И ТЕ 3 л. ЁТ ИТ ЁТ ИТ УТ ЯТ УТ АТ

Слайд 15

ЕдУТ И спЯТ



Предварительный просмотр:

Забайкальский край.

МБОУ СОШ № 30 г.Чита.

Конспект урока   русского языка

в 4 классе по программе «Гармония».

.

         

Разработала:

                       

                                                                       

учитель начальных классов

МБОУ СОШ  №30

Л.А.Гиневичюс.

2014г.

Тема урока: Открытие новых знаний. Склонений три. А спряжений ?

Форма урока. Деловая игра «Олимпиада». Работа в группах.

Цели урока: формировать следующие УУД:  

 Личностные УУД:

Формирование интереса к изучению родного языка.

Формирование креативного мышления учащихся.

 Нравственно-этическая ориентация, самооценка своих возможностей

Воспитание чувства гордости за свою Отчизну, за Олимпийских чемпионов России.

Познавательные УУД:

Определить наличие у глаголов двух спряжений на основе различий , проявляющихся в наборах личных окончаний глаголов.

Наблюдать за личными окончаниями глаголов.

Разработать  алгоритм определения спряжения глаголов с ударными личными окончаниями.

Устанавливать связи на основе аналогии свойств.

Определять спряжение глагола по его ударному окончанию.

Определять грамматические признаки глаголов.

Строить рассуждения, делать и формулировать выводы.

 Поиск и выделение необходимой учебной информации, использование имеющихся знаний.

   Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге, общей беседе.

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, учителем, присутствующими гостями, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Развитие культуры коллективного общения.

 Планирование учебного сотрудничества.

  Ориентирование в своей системе знаний, обоснование своего ответа.

  Регулятивные УУД:

Обучение умению:

 планировать и контролировать свою деятельность, оценивать свои результаты.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Выделение и осознание того, что усвоено.

 Определение целей учебных заданий.

-познакомить с наличием двух спряжений глаголов;

-упражнять в определении спряжения;

-вести работу по запоминанию личных окончаний глаголов;

- развитие способностей обучающихся к рефлексии;

-  воспитывать чувство гордости за российских  спортсменов по информации о результатах,  проходящей Олимпиады.

Планируемые результаты:

1. Личностные: активное и сознательное усвоение нового материала, способность к самооценке.

2. Предметные: научиться определять  спряжение глагола по его ударному окончанию.

3. Метапредметные: учитывать мнение партнёра в сотрудничестве с целью успешности диалога.

Методы: словесные, наглядно-иллюстративные,  наблюдения,  работа с книгой, со словарями,  метод упражнений,  метод активизации познавательной деятельности,  самостоятельная работа, работа в группе, проблемная ситуация.

Используемые технологии:

Информационно-компьютерная;

Здоровье сберегающая;

Личностно-ориентированная;

Обучение  в сотрудничестве.

Вид урока- открытие нового знания

Средства: мультимедийная презентация, листки  заданий, учебники, задачник, тетради.

Оборудование:

  1. компьютер, мультимедийный проектор,
  2. презентация
  3. толковые словари
  4. словари иностранных слов
  5. Учебники под  ред. М.С.Соловейчик., Н.С.Кузьменко «Ктайнам нашего языка» 4 класс, часть 2.
  6. Тетради задачники.
  7. Карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

Дети рассаживаются по группам: 4 группы по 5,6 человек.

  1.             Организационный этап. 

Приветствие.

 Подготовка учащихся к работе на уроке: психологическая подготовка учащихся к общению на уроке, раскрытие общей цели урока и плана его проведения. Сообщение формы проведения урока: Деловая игра  (какая?)

Игра «Расшифровщик»  в группах расшифруй слово на карточке.

Слово

                                        

О            Л     И          М       П       И           А      Д           А

Шифр                        

             Л          И        О      П          Д          М        А

Слово Олимпиада. (баллы начисляем) 1-м 4 балла, 2-м 3б, и т.д

 Слайд 2

Беседа.

Учитель

-Почему так актуально это понятие в настоящее время.

Дети

-В России проходит Олимпиада

Учитель

-Какие по счёту Олимпийские игры?

-Что вам понравилось при просмотре Открытия Олимпийских игр?

За соревнованиями, какого вида спорта вы следите по ТВ?

Каких Олимпийских чемпионов, мастеров спорта  этих игр можете назвать? Какие награды получают спортсмены?

Всякий ли спортсмен может стать участником Олимпийских игр ?

Дети

 -Нет, только тот, кто много качественно тренируется, успешно выступает на Чемпионатах страны и  мира.

Учитель

-Действительно спортсмен не сразу становится чемпионом.

Многие спортсмены свою карьеру начинают с детства и юности, тогда они юниоры  Слайд 3

Прочитайте значение этого слова в словаре иностранных слов. Читают ….

Далее спортсмен стремится получить звание

мастер  спорта

И высшее звание это –

Чемпион Олимпийских игр, прочитайте лексическое значение этого слова в словаре иностранных слов.

 Мы сегодня тоже условно попытаемся  тренироваться в различных упражнениях, стать мастерами и чемпионами  в определённой теме предмета русского языка, только тренировку будем вести над  словами нашего родного языка.

Любой труд вознаграждается. Если мы с вами сегодня хорошо потрудимся, то также совершим какие-нибудь достижения, которые сделают нас грамотней.

Эти ступени и взяты сегодня на уроке для вашего личностного самооценивания. Уровни прохождения материала.

Юниор-это каждый из вас с вашими запасами знаний по русскому языку на данный момент.

Мастер - это тот учащийся, кто освоит новый материал и сумеет его применить сам или с помощью партнёров по игре.

Чемпион-это учащийся, который освоит новую тему и без помощи партнёров сможет применить её на практике, оказывая при этом помощь своим одноклассникам.

А для группового оценивания у нас будут баллы и по количеству баллов ,награда на команду

-золотая медаль

-серебряная медаль

-бронзовая медаль

2. Этап  актуализации предыдущих достижений. Работать будете  по группам, выполняете устно задание. Доказываем, что мы

Юниоры

Каждое задание содержит два высказывания: одно из них истинное, одно ложное. Выберите истинное. Докажите свой выбор.

                                                Команда 1

Задание содержит два высказывания: одно из них истинное, одно ложное. Выберите истинное. Докажите свой выбор.

  1. Склонение имён существительных - это их изменение по падежам.
  2. Склонение существительных - это их изменение по родам.

 Нам надо доказать верность утверждения. Воспользуемся подсказкой.

        И.        олимпиада

        Р.       (нет) олимпиады

        Д.        олимпиаде

        В.         олимпиаду

        Т.         олимпиадой

        П.         об олимпиаде.

Команда 2

Задание содержит два высказывания: одно из них истинное, одно ложное. Выберите истинное. Докажите свой выбор.

  1. Изменение глаголов по лицам и числам называют спряжением.
  2. Имена склоняются, и глаголы тоже склоняются.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что…

Воспользуемся подсказкой:

        1-е лицо  я бегу                                мы бежим

        2-е лицо   ты бежишь                        вы бежите

        3-е лицо    он бежит                        они бегут

Команда 3.

Задание содержит два высказывания: одно из них истинное, одно ложное. Выберите истинное. Докажите свой выбор. Воспользуйтесь подсказкой

  1. Орфограмма – это место в слове, где нужно выбирать правильную букву.
  2. Орфограмма -  это часть слова.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что…….

  1. Воспользуемся подсказкой:

Сп *ртсмен– спОрт,

Команда 4

Задание содержит два высказывания: одно из них истинное, одно ложное. Выберите истинное. Докажите свой выбор.

 1.Глаголы спрягаются во всех трёх временах.

2.Глаголы изменяются по лицам и числам только в настоящем и будущем времени.

Воспользуйтесь подсказкой.

2 Воспользуемся подсказкой:

Настоящее время                                

        1-е лицо  я соревнуюсь                          мы соревнуемся

        2-е лицо   ты соревнуешься                     вы соревнуетесь

        3-е лицо    он соревнуется                       они соревнуются

Прошедшее время

       1-е лицо  я соревновался                         мы соревновались

        2-е лицо   ты соревновался                    вы соревновались

        3-е лицо    он соревновался                     они соревновались

  1. Подготовка учащихся  к работе на основном этапе.
  2. Словарная работа.

 Давайте выясним название некоторых видов Олимпийских зимних игр. Найдём  названия в толовых словарях и запомним их написание.

(кёрлинг, бобслей,  биатлон, хоккей)

Просмотр слайдов с одновременным поиском лексического значения слов в словаре. Слайд № 4.5.6,7

Я предлагаю вам записать названия этих видов спорта, запомнить, как они пишутся.          

а) актуализация субъектного опыта обучающихся (опорных знаний, способов действий, ценностных отношений).

Устно составьте предложения с этими словами.

Запишите предложение к последнему слайду.

 Биатлонист приближается  к ёлке.

Сделайте разбор по членам предложения и частям речи, дайте ему полную характеристику. (По желанию ученик).Назовите  изученные орфограммы.

   Подберите однокоренные слова к слову ЁЛКА  (ель)

Как одним словом можно назвать эти слова в ед.ч? ДЕРЕВО.      

Работа по учебнику с.32 упр.390.

Поставьте каждое слово в форму указанных падежей, запишите  в нужный столбик только окончания .

    1-е                                2-е                          3-е

И.   …                        …                        …

Д.   …                        …                        …

В.    …                        …                        …

П.   …                        …                        …    

Объясните различие в окончаниях.

Из-за трёх наборов окончаний, которые могут быть у существительных, учёные выделили 3 склонения.

А что же у глаголов, как они распределяются?

Формулирование детьми  темы урока

Склонений три. А спряжений?

 Постановка учебной проблемы. Формулирование целей урока – узнать, сколько спряжений. Показ практической значимости изучаемого материала.

5 .Этап «открытия»  нового знания. 

Давайте проведем исследование

Работа в задачнике №391.

Что общего у всех этих слов?

Чем отличаются?

Устно проспрягай 4 глагола, запиши только окончания.

                                Идти*говорить*нести*замолчать

1-е             у  ю                                ем,ём,  им

2-е         ешь, ёшь,  ишь                 ете,ёте,  ите

3-е         ет,    ёт,    ит                      ут   ят                       

 Слайд №3.

- Сколько вариантов окончаний в каждом лице получилось, кроме 1-го лица (выслушать ответы). Назовите их.

- Предположите, сколько спряжений? (два спряжения).

  1. Работа с выводами (правилами).
  2. - Проверим наш  вывод. Для этого прочитайте сообщение ученых. стр. 32  (ученики знакомятся с сообщением ученых):

№392.

Рассмотрение таблицы стр.33

Какими цифрами принято обозначать спряжение? /римскими/

Сопоставление вертикальных элементов цифр и букв Е И(одна палочка-Е, две палочки –И) эта подсказка. Если в окончании глагола буква Е. значит глагол 10го спряжения , если буква И –глагол второго спряжения.

Личные окончания каждого спряжения надо хорошо знать. Запомнить их вам поможет ещё одна  подсказка.

       

- Чтобы вы лучше запомнили, какие окончания пишутся в глаголах I спряжения, а какие – II, придумали «встроить» подсказки в хорошо знакомые нам глаголы:

    I                 II

ЕдУТ     И  спЯТ.

6  Этап первичной проверки понимания изученного.

Коллективное выполнение упражнения № 393, стр.33./письмо у доски/

-наблюдение за орфограммами в словах

-определение лица, числа, спряжения глаголов.

Вывод правила по встреченным орфограммам.

Чтение и обсуждение  правила стр.34

ЗАДАНИЕ ОТ ГОСТЕЙ   (в придуманных ими глаголах группой определить лицо, число. Спряжение глаголов).

Например «ХОККЕИСТАМ»

от « болельщиков»

Поработайте в группе.

Определите и подпишите справа от глагола его лицо, число спряжение , выделите окончания.

1) летишь -

2)

3)

4)

5)

6)

Поучитесь  определять спряжение глагола по его окончанию. На что будете обращать внимание?

7.Закрепление

Самостоятельная работа по карточкам по выбору детей.

Уровень 0 (дети со справкой 7 вида)

Распредели глаголы  по столбикам (спряжениям).

Запиши в первый столбик в окончании

 с гласной Е(Ё),

 во второй с гласной И.

Бежит,  видите,  говорите,  поёт,   рисует,  молотит,  поиграет,  поливает.

 ------------------------------                                      --------------------------------------

-------------------------------                                     -------------------------------------

--------------------------------                                    ---------------------------------------

----------------------------------                                  ----------------------------------------

1 уровень.

У глаголов выдели окончания и укажи спряжение .( карточки с заданием)

2 уровень.

Соедини  стрелками по смыслу слова из первого и второго столбика. У глаголов надпиши лицо, число, спряжение.

Фигурист                         стреляет

Хоккеист                         скользит

Лыжник                           бросает (шайбу)

Биатлонист                       кружится

3 уровень.

В отрывке комментатора   /монолог  с Олимпийских игр, от 08.02.2014 / в сокращении/найди глаголы, выдели окончания , определи лицо и число глагола,  надпиши  спряжение.

Добрый вечер, уважаемые друзья!

 Представляем вам  трансляцию короткой программы женщин-фигуристок на Олимпийских Играх в Сочи

Сборную России в этом виде  представляет Юлия Липницкая

Отметим, что Россия лидирует в командных соревнованиях фигуристов.

 И вот - 15-летняя Юлия Липницкая.

Девушка катается под романс "Не отрекаются любя"

Очень легко смотрится на льду наша спортсменка

Зал скандирует "Молодец! Молодец!". И мы присоединяемся к залу!

Судьи по достоинству оценивают выступление россиянки .

9.Подведение итогов

Какое новое знание открыли?

Как определить спряжение глаголов с ударными окончаниями?

10.Самооценивание  определение достигнутого уровня.

11.Групповая оценка, подсчёт баллов.

      12.Этап информации о домашнем задании.

Команда, которая  НАБРАЛА БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, получила «Золотую медаль» заучить правила стр.33. 34

Команда получившая «Серебром»-  заучить правило стр.33, 34 +придумать 10 глаголов наст и буд. времени, указать спряжение.

Команда, получившая «Бронзу»- заучить правило стр.33,34 + упр 395 ТПО

Команда, занявшая 4 место заучить правило стр.33,34 + упр 395..

                                                                               

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени»

Дата: 01.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»       ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. ...

Конспект урока по русскому языку "Распознавание глаголов в неопределённой форме" УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс

Конспект урока  по русскому языку  "Распознавание глаголов в неопределённой форме" УМК ''Школа России'' 3 класс...

Презентация к уроку по русскому языку 3 класс УМК «Планета знаний» по теме «Употребление глаголов в форме прошедшего времени»

Презентация по русскому языку по УМК» Планета знаний»  для 3 класса содержит словарную работу; актуализацию знаний по теме «Глагол»; перед детьми ставится проблема при нап...