Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Технология развития критического мышления  помогает эффективно формировать УУД, так как в  основе  стратегии технологии критического мышления –  нацеленность  на  развитие  умения  учащимися  анализировать;  применять   самостоятельно  полученные знания к  решению, как  стандартных, так и нестандартных ситуаций; развивать способность ставить собственные вопросы; критически  относиться  к  собственным  суждениям; предлагать  оригинальные  пути  устранения   проблемных  моментов.

Цель работы: описание   опыта  применения ТРКМ  на  уроках  русского  языка в начальной школе.

Задачи:

·        показать значимость и сущность технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях современного урока в начальной школе;

·        ознакомить с адаптированными методами и приёмами технологии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Средняя общеобразовательная школа №1

г. Советский Тюменская область

628240, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Советский район, город Советский, улица Гастелло, дом 24,  тел. 8(34675) 3-15-49, e-mail: sovsc1_87@mail.ru

 

Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка

Выполнил:

учитель начальных классов

Белобородова Светлана Новомировна

Адрес: 

628240, Тюменская обл., ХМАО – Югра,

 Советский район, г. Советский,

 ул. Калинина 25(общ.)

тел. 89088832597

e-mail: svetlanabeloborodova2013@yandex.ru

г. Советский

2014 г.

Содержание

Введение.........................................................................................................................

1. Сущность ТРКМЧП..................................................................................................

2. Адаптированные приёмы и методы технологии ТРКМЧП на уроках русского языка в начальной школе...........................................................................................

3.Применение приёмов технологии  ТРКМЧП на  уроках русского языка в 3 классе ...........................................................................................................................

Заключение.....................................................................................................................

Введение

      Третий год я работаю по ФГОСНОО. В федеральном государственном стандарте второго поколения сказано "развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий...составляет цель и основной результат образования".  Поэтому основная задача учителя на любом уроке формировать универсальные учебные действия. Формирование универсальных учебных действий может быть обеспечено только в результате деятельности ученика, развития способности ребёнка к совершенствованию, путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В условиях современного урока, обучающимся необходимо думать о том, что они делают, зачем и почему. Возникает необходимость  развития познавательной активности. Как средство развития познавательной активности я взяла технологию развития критического мышления через чтение и письмо(ТРКМЧП). Данная технология привлекла меня тем, что она хорошо вписывается в учебный процесс, имеет базовую модель(вызов       осмысление содержания       рефлексия) + набор приёмов и методов,  повышает познавательную активность обучающихся на уроке, является новым подходом, потому что её использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении.  Она  позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. В корне меняется характер  уроков. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Ребята с удовольствием посещают такие уроки и активно на них работают.

  Цель моей работы: описание   опыта  применения ТРКМ  на  уроках  русского  языка в начальной школе.

Задачи:

  • показать значимость и сущность технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях современного урока в начальной школе;
  • ознакомить с адаптированными методами и приёмами технологии.

1. Сущность ТРКМЧП

    Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики.  Разработчиками технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"являются американцы Чарльз Темпл, Курт  Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл. В России технология осваивается с 1997года. Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления, посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Технология относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Данная технология даёт ученику следующие преимущества:

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • умение критически мыслить;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования учеников;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

2. Адаптированные приёмы и методы технологии ТРКМЧП на уроках русского языка в начальной школе

           Структура технологии ТРКМЧП стройна и логична, представляет собой чёткий технологический алгоритм урока с набором приёмов, стратегий ведения урока, рекомендаций по их использованию на определённой стадии (табл.1)

                               

Таблица 1

Стадия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

I.Вызов

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

- «верные и неверные утверждения»;

- ключевые слова;

- «Верите ли вы?»

- «Корзина идей»;

- «толстые» и «тонкие» вопросы;

- таблица «З – Х – У»;

- «Дерево предсказаний»

Информация полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах и в группах

II.Осмысление содержания

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях, или ведет записи по мере осмысления новой информации

- таблица «тонких» и «толстых» вопросов;

- кластер;

- «ИНСЕРТ»;

- чтение с остановками;

- «Бортовые журналы»;

- дневники;

- стратегия «Зигзаг»

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал учебника). Работа ведется индивидуально или в парах

III. Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления

- заполнение «кластеров»;

-возврат к ключевым словам, «верным и неверным» утверждениям;

-письмо, эссе по принципу «закончи предложение»;

- «Фишбоун»;

- «Двухрядный стол»;

- синквейн

На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется  индивидуально, в парах или группах

Изучив приёмы и методы технологии, я использовала и адаптировала их на уроках в начальной школе.

      На стадии "Вызов" я часто использую приём"Верные и неверные утверждения". Обучающимся раздаю листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указаны номера вопросов. Я задаю вопрос, который начинается со слов "Верите ли вы, что..." Дети работают в паре. Если согласны- ставят "+", если не согласны- "-", если возникли сомнения - обводят номер в кружок.

Тема: Приставка как часть слова

1

2

3

4

5

6

7

-Верите ли вы, что слово можно разбить на части?

-Верите ли вы, что у слова может не быть корня?

-Верите ли вы, что за корнем стоит суффикс?

-Верите ли вы, что суффикс образует новые слова?

-Верите ли вы, что в словах бывают приставки?

-Верите ли вы, что не только суффиксы могут образовывать новые слова?

-Верите ли вы, что не все слова с одинаковым корнем могут являться однокоренными?

Приём "Ключевые слова"

Тема: Склонение

Заполнить кроссворд. Из ключевых букв составить слово (склонение).

По горизонтали:

2. И попались нам в садки.
Только шустрые ....

5. Учит в школе нас не зря
... первая.

6. Крутится – вертится ветряная …

7. Принес хлопот немало
Подарок Скоропеи:
…. жена украла, 
Мартын в тюрьме за дверью.

По вертикали:

1. Мы возьмем с собой ….
И отправимся гулять,
Нам ребята предложили
В хоккей с ними поиграть.

2. Держись, мой….
На свете два раза не умирать…

3. Вдаль бежит дорога,
…. без конца,
Поезду осталось
Ехать два часа

4. Стал натягивать гамаши, 
Говорят ему: “Не ваши!”.
Одевать он стал …, 
Говорят ему: “Не то!”.

Часто использую "Найди лишнее слово"

Приставка, предлог, суффикс, окончание.

Любят дети "Анаграммы"(спрятанное слово)

Каставпри - приставка.

Таблица "Толстых"и "Тонких"вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова -это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Толстые?

Тонкие?

Дайте 3 объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему Вы думаете...?

Почему Вы считаете...?

В чём различие...?

Предположите, что будет, если...?

Что, если...?

Кто?

Что?

Когда?

Может...?

Будет...?

Мог ли..?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Если на уроке нужно собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда подойдёт таблица "Знаю-хочу знать- узнал".

З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

На стадии "Вызов" дети вспоминают и записывают что известно по изучаемой теме и записывают в первую графу. При постановке целей и задач заполняют вторую графу таблицы. На стадии "Рефлексия"заполняют третью графу.

   На стадии "Осмысление" применяю приём "Инсерт."Детям предлагаю проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях: "V"- еже знал, "+"- новое, "-"- думал иначе, "?"- не понял, есть вопросы. После прочтения текста, дети заполняют таблицу "Инсерт," кратко заносят в таблицу сведения из текста.

Тема:"Глагол. Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам".

После проработки предложенного текста, заслушиваю все высказывания, записанные в таблицу. В результате получается примерно такая таблица:

V

+

?

Глаголы обозначают действие предмета

Неопределённая форма глагола

Изменение глаголов по лицам

Вопросы глагола

Изменение глаголов в прошедшем времени.

Личные окончания глаголов

Изменение по числам

Изменение по временам

Приём "Кластер"(пучок, созвездие). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это графический приём систематизации материала, который может быть использован на всех трёх фазах урока.

Денотатный граф-способ вычленения существенных признаков ключевого понятия.

Тема: Определение

"Концептуальная таблица"особенно полезна, когда предполагается сравнение нескольких объектов.

Тема: Падеж имён существительных.

Сопоставление слов в форме именительного и винительного падежа.

Линии сравнения

Именительный падеж

Винительный падеж

Вопросы

Предлоги

Член предложения

"Таблица-синтез".

Тема: Части речи

Ключевые слова

Толкование

Примеры

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Числительное

Наречие

"Фишбоун" (Рыбий скелет)

filepS5CT9.jpg

Тема: Роль имён прилагательных в речи.

Записать в голове название темы. На верхних косточках будем записывать исследуемые признаки, на нижних - примеры использования этих признаков. В хвосте-вывод.

В результате исследования, выполнения упражнений,  получается запись.

В голове: Какую роль играют имена существительные в речи?

На верхних костях: Описывает предмет по форме, расмеру, цвету, вкусу и т.д.

Описывает характер человека.

Помогают описать красоту природы, украшают нашу речь.

На нижних косточках (под каждым признаком, соответствующий пример):

Апельсин - большой, круглый, оранжевый, пахучий, сладкий.

Мой друг весёлый, решительный, доброжелательный, честный.

Красногрудый дятел трудится над сосновой шишкой.

В хвосте: Люди используют имена прилагательные для описания предметов, характера человека. Прилагательные помогают нам ярче описывать красоту природы, украшают нашу речь.

     Третья стадия-"Рефлексия". На  заключительной стадии происходит целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания учеником. У обучающегося должно сложиться собственное отношение к изучаемому материалу. Чаще всего использую приёмы "Рафт", "Синквейн"," Бортовой журнал" , "Шесть шляп мышления".

Приём "Рафт"

Р-роль. От чьего имени вы будете писать?

А- аудитория. Кому вы будете писать?

Ф-в какой форме вы будете писать (рассказ, диалог, эссе).

Т- тема. На чём будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

Тема: Глагол. Изменение глаголов в настоящем вемени по лицам и числам.

-Составить  диалога от имени глагола.

(Примерный диалог)

-Здравствуйте, ребята. Я - часть речи, которая обозначает действие предмета. Узнали кто я?

-Глагол.

-Правильно. Сегодня я был в центре внимания. Ачто вы запомнили обо мне?

-Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам.

-Молодцы! А что такое спряжение?

-Изменение по лицам и числам.

-До новых встреч!

Нравится  форма заполения бортового журнала.

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал(а)?

Заполняется на первой стадии

Заполняется на третьей стадии.

Приём "Синквейн". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по определённым правилам.

1.В первой строке тема называется одним словом.

2. Вторая строка - это описание темы в двух словах (два прилагательных).

3. Третья строчка - это описание действия (три глагола)

4. Четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

5. Пятая строка - это синоним, который повторяет суть темы.

Тема: Имя прилагательное.

Имя прилагательное.

Яркое, подходящее.

Помогает, украшает, описывает.

Прилагательные украшают нашу речь.

Признак предмета.

Приём "Шесть шляп мышления." подходит для окончания любого урока. Суть приёма состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа "примеряет свою шляпу", высказывается шесть точек зрения по теме урока.

-Те, кто получил БЕЛУЮ шляпу перечисляют с чем познакомились на уроке.

-Те, кто получил ЖЁЛТУЮ шляпу говорят, что интересного, полезного узнали на уроке.

-Те, кто получил ЧЁРНУЮ шляпу, делятся с трудностями, рассказывают, что было непонятно.

-Те, у кого КРАСНАЯ шляпа, делятся какие эмоции испытали на уроке.

-Те, кто получил ЗЕЛЁНУЮ шляпу, пробуют предположить, где могут пригодиться знания, полученные на уроке.

-Те, у кого СИНЯЯ шляпа, должны внимательно выслушать ответы всех и сделать вывод по уроку.

3.Применение приёмов ТРКМЧП на уроках русского языка в 3 классе .

Рассмотрим на практике некоторые приёмы ТРКМЧП.

3 класс

 Блок "Как устроен наш язык"

Раздел "Второстепенные члены предложения"

Тема: Обстоятельство.

Стадия "Вызов".

1. Приём "Верные и неверные утверждения".

У вас на столах листы с таблицей. Я задаю вопрос, если вы согласны- ставите-"+", если не согласны - "-", если у вас возникли сомнения, то обведите этот номер в кружок.

1

2

3

4

5

- Верите ли вы, что грамматическая основа предложения- это подлежащее и сказуемое?

-Верите ли вы, что подлежащее - это второстепенный член предложения?

- Верите ли вы, что предложение с второстепенными членами- распространенное предложение?

- Верите ли вы, что у второстепенных членов есть свои названия?

- Верите ли вы, что обстоятельство - это второстепенный член?

-Значение какого слова из предложенных в вопросах, вам не совсем понятно? (Обстоятельство).

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

-Какие цели и задачи вы поставите?

Стадия "Осмысление".

 Приём "Инсерт"

Сейчас вы прочитаете текст об обстоятельстве. По ходу чтения делайте в тексте пометки:

V- эту информацию знал, знаю, вспомнил.

+ - это новая для меня информация.

?- эта информация мне не понятна, у меня появились вопросы.

Учащиеся самостотельно читают, используя пометки.

Текст.  Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который  
обозначает место, время, причину, образ действия.  Поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения. Отвечает на вопросы  когда?   где?   куда?   откуда?   зачем?   почему? как?  
Обстоятельство выражается наречием, именем существительным  и другими частями речи. При разборе предложения обстоятельство подчеркивается штрихпунктиром (узор «тире — точка»,— ∙ — ∙ —).  

Заполнение таблицы "Инсерт".

 

V

+

?


Практическое применение знаний.

В каком предложении содержится самая точная информация? Запишите предложение.

Дети вернулись домой.

Дети вернулись домой из похода.

Дети вернулись домой из похода вечером.

-Подчеркните грамматическую основу предложения.

-Задайте вопросы от сказуемого к второстепенным членам.

- Каким членом предложения являются эти слова?

-Что может обозначать обстоятельство?

В результате исследования предложений выстраиваем таблицу-синтез.

Обстоятельства

Что означают

Вопросы

Примеры

Времени

Время

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Придёт завтра. Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел (Н.Некрасов). От восхода до заката жизнью улицы кипят (Е.Трутнева)

Образа действия и степени

Как? Каким образом? В какой степени?

Работать увлечённо

Места

Место действия, направление, путь

Где? Куда? Откуда?

На рисунке

Причины

Причину, повод

Почему? На каком основании? Отчего? По какой причине?

Не пошёл из-за болезни

3 стадия "Рефлексия"

-Назовите тему урока?

-Какие цели и задачи ставили?

-Удалось справиться с поставленными задачами?

-Что помогло справиться с поставленными задачами?

-Поделитесь впечатлениями об уроке?

-Постройте кластер "Обстоятельство".

Тема: Определение.

1. Стадия "Вызов".

Приём "Кластер"

-Что вы знаете о членах предложения? Для ответа используйте кластер.

(Дети получают модель, работают с ней).

        

Приём "Ключевое слово"

Составьте слово, переставив буквы (работа с анаграммой)

одепелриене- (Определение)

2. Стадия "Осмысление"

- Что обозначает это слово?

Подчеркнуть известные члены предложения.

Зелёная листва шелестит на ветках.

-С какой проблемой столкнулись? Над чем будем работать? Сформулируйте тему.

- Что мы не знаем?

-Обозначьте цель и задачи урока?

Приём "З-Х-У"(дети заполняют 1и 2 графы.)

З-знаю

Х-хочу узнать

У-узнал

- К каким источникам информации мы можем обратиться?

-Прочитайте информацию на странице 95.

Вернитесь к предложению.

Практическое применение знаний.

-Спишите предложение. Подчеркните члены предложения.

Пушистые снежинки ложатся на землю.

-Самостоятельная работа. Подчеркнуть члены предложения.

Красный шар летит по небу.

-Сравните предложения:

Звучит мелодия.

Звучит нежная мелодия.

-Для чего нужны определения?

-Какую работу они выполняют?

-Выполнить упражнение 5 на странице 95.

3.Стадия "Рефлексия."

Работа с таблицей "З-Х-У".

-Какие задачи были поставлены?

-Что мы хотели узнать?

-Удалось ли нам с ними справиться?

-Поставьте знаки "+", если узнали, "-", если нет.

-Достройте" Денотатный граф" по теме урока. (Дети получают листы с графом, дописывают)

        

Тема: Дополнение

1. Стадия "Вызов"

Приём "Продолжи предложение."

1) Члены предложения, которые поясняют, уточняют, дополняют предложение называются...

2) Предложение с второстепенными членами называется...

3) Предложение без второстепенных членов называется....

4)Второстепенный член предложения, который обозначает как совершается действие, когда совершается действие, по какой причине совершается действие, с какой целью и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? называется....

5) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чья? чьё? чьи? называется....

Приём "Ключевое слово".

Даю анаграмму ОДОПЛЕНИЕН (дополнение)

- Сформулируйте тему урока.

2.Стадия "Осмысление".

Записать предложения. Подчеркнуть члены предложения.

Маляр красил стену.

Ученики подготовились к уроку.

- С какой проблемой мы столкнулись?

-Чего мы не знаем?

- Сформулируйте задачи урока.

- К какому источнику информации обратимся?

- Прочитайте информацию в учебнике на стр.106,107.

- Что вы узнали?

-Нашли мы ответ на поставленные задачи?

-Что обозначает дополнение?

-На какие вопросы отвечает?

-Как подчёркивается?

Самостоятельная работа.

Вставить в текст дополнения. Записать текст. Подчеркнуть члены предложения.

Семья.

      Я расскажу о своей (о чём?)  .............Папа работает (кем?)..................... Мама занимается домашним  (чем?)...................Она любит готовить (что?).........................Вечерами мы собираемся за круглым ( чем?)...................и разговариваем (о чём?)..................

     Я люблю свою (что?)...............

3. Стадия "Рефлексия".

- С каким второстепенным членом мы познакомились на уроке?

-Запишите полученную информацию в "Денотатный граф".

Заключение

   Практическая ценность технологии критического мышления через чтение и письмо заключается в том, то она  востребована и эффективна в условиях современного урока, позволяет формировать универсальные учебные действия, учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией, учит взаимодействию с другими людьми,  способам активных действий, в том числе и социально значимых, применима на первой ступени обучения. Надеюсь, что описанный опыт найдёт практическое применение  в работе коллег.

Литература

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Альянс «Дельта», Речь, 2003.
  2. Заир-Бек  С.И.  Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир.Бек, И.В. Муштавинская. М., 2011., второе издание.

  1. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо // Директор школы. 2005. №4. - С. 66 - 72.
  2. Заир-Бек С.И., Марико В.В., Швец И.М. Работа со взрослыми: вверх по горизонтали // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо.2006, т. 7, № 1, С.11-19.
  3.  Салатаева, Р. В.  Некоторые приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе [Текст] / Р. В. Салатаева// Начальная школа плюс До и После. - 2008. –№7.-С. 56-58.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка

Использование приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка...

Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литера- турного чтения

Изначально как программу «Развитие критического мышления через чтения и письмо» разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем вместе с Чарлзом Темп...

Исследовательская работа «Приёмы мониторинга степени обученности учащихся на уроках русского языка во 2 классе».

ВВЕДЕНИЕВажным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно – познавательной деятельности учащихся. Эту инф...

Методы и приёмы технологии ТРИЗ на уроках русского языка (3 класс)

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ...

Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка

Цель моей работы: описание   опыта  применения ТРКМ  на  уроках  русского  языка в начальной школе.Задачи:·      показать знач...

Методы,формы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Поэтому в начальном курсе грамматики, правописания и развития ре...

Методы и приёмы, развивающие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка. Состав слова.

Сознательный разбор слова по составу может пробудить у детей живой интерес к русскому языку, что так актуально в сегодняшней школе. Материал можно использовать на факультативах, кружках, в любой внеур...