Урок русского языка 2 класс «Начальная школа 21 века» с использованием ТРКМ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шепаева Любовь Николаевна

Урок русского языка    (2 класс  «Начальная школа 21 века»)

с использованием ТРКМ (технология развития критического мышления)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка    (2 класс  «Начальная школа 21 века»)

с использованием ТРКМ (технология развития критического мышления)

                                                учитель высшей категории Шепаева Л.Н.

Тема урока: Разделительный мягкий знак.

Цели урока:

Образовательные:

  •  Закрепить знания о роли разделительного мягкого знака в слове;
  • Повторить правило написания разделительного мягкого знака;
  • Обучать умению соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Развивающие:

  • Развивать умение соотносить произнесение и написание слов с разделительным мягким знаком;
  • Развивать творческие способности: умение излагать важные мысли в нескольких словах.

Воспитывающие:

  • Пробуждать интерес к получению новой информации.

Оборудование:

  • Сигнальные карточки для обозначения отдельных звуков и слияния звуков.
  •  Предметная картинка «санки»,
  • Презентация

Ход урока.

  1. Организационный момент.                                                      Слайд 1

- Ребята, вам сегодня предстоит сделать маленькое открытие. Связано оно с одной очень «трудолюбивой» буквой. Она не обозначает звука.

- Как вы думаете, о какой букве идёт речь? (Возникла проблема: звука не обозначают буквы «ь» и «ъ».)

-  Выбрать нужную букву поможет нам минутка чистописания.  

  1. Минутка чистописания.

- Первое задание в зимнем лесу вам приготовила белка:                   слайд  2

Запишите слоги : ля, ни, ве, рю, тё, ми.

-   Какой звуковой схемой можно обозначить эти слоги?

- Измените запись, чтобы она  обозначалась зелёным квадратом

  (Ученики называют и записывают ниже сочетания: ль, нь, вь, рь, ть, мь.)

- ! О какой букве мы сегодня будем говорить на уроке?                      слайд3

-Запишите строчку Ь                                                                              слайд 4 

       

III. Актуализация опорных знаний.

- Какую работу выполнила буква «ь»?

 (!Она обозначила мягкость предыдущего согласного звука.)

IV. Стадия вызова.

1.Определение темы и цели урока.

-  Какую ещё «работу» выполняет «ь».?

 -  Что может разделять мягкий знак? (дети высказывают предположения)

- Определите цель нашего урока. ( закрепить знания о мягком знаке)

 2. Составление таблицы «ЗХУ». 

Вторым нам встретился соболь, который  спрашивает: чему вы хотите научиться на уроке?                                                                               Слайд 5

- Итак, мы можем заполнить таблицу «ЗХУ»(у детей таблицы)               слайд 6

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Мягкий знак не обозначает звука.

Обозначает мягкость предыдущего согласного звука.

 

Какую ещё «работу» выполняет «ь».

Что разделяет «ь».

 

Когда в словах пишется разделительный мягкий знак.

V. Стадия осмысления.

1. Наблюдения над произнесением и написанием слов с разделительным мягким знаком.                                                                               Слайд 7

- Прочитайте стихотворение В.Нестеренко. Зимний день

 День – прозрачный

 День – морозный.

В серебре лежат дворы.

Санок звонкие полозья

С ледяной бегут горы.

- Какой день описан в стихотворении? (Зимний, т.к. прозрачный и морозный день бывает зимой.)

- Подберите синонимы к словам «прозрачный», «морозный». (Ясный, холодный.)

- Объясните смысл предложения «В серебре лежат дворы» (Во дворах лежит серебристый снег.)

- Какую картину вы представили, читая третье предложение? (Ученики делятся впечатлениями.)

-Назовите слова, в которых есть мягкий знак. (Словарная работа.)

-Понятно ли вам слово «полозья»? (Учитель показывает картинку с изображением санок, полозьев санок.)                                                 щелчок

2. Самостоятельная работа (с последующей взаимопроверкой)

 Крас.

Зел.

Зел.

- Выпишите из текста слова с мягким знаком, составьте схемы этих слов.( слова «день» и «полозья»)

 Крас.

Син.

 Крас.

Син.

Зел.

  Крас.

Зел.

-  Взаимопроверка .

- Какую «работу»  выполняет мягкий знак в этих словах? («Ь» указывает на мягкость предыдущего согласного звука.)

- Произнесите ещё раз слово «полозья». Какую особенность при этом  вы заметили? (Ученики выделяют особенность в произношении слога «зья» и уточняют, что мягкий знак разделил согласный и гласный звуки.) 

3. Первичное закрепление.                                                                     слайд 8 

Двигаемся дальше по зимнему лесу. Следующее задание приготовила рысь: рассмотрите рисунок. Запишите слова   в два столбика,  в зависимости от работы, которую выполняет Ь.(Дети записывают слова).

 листья          пень

 перья            коньки

муравьи         кольцо

 варенье        тетрадь

деревья        мальчик              (Самопроверка  по слайду щелчок ).

 -  Какой вывод можно сделать, какую «работу»  выполняет мягкий знак ?

(Мягкий знак разделяет согласные и гласные и показывает мягкость согласного)

4. Физминутка.          Слайд 9

 -В лесу можно слепить снеговика. Встаньте, давайте отдохнем.

Лепим, лепим  снежный ком,
Глазки сделаем потом  
Мы попрыгаем немножко                            
И похлопаем в ладошки.                              
Головой кивнём друг другу                        
И пожмём соседу руку.                                
Сядем – встанем, и прыжок.                        
И продолжим наш урок.  

  

5. Соотнесение звукового и буквенного обозначения слов с разделительным мягким знаком.

Двигаемся по лесу, а навстречу заяц со своим заданием:      ( слайд 10 )

- Прочитайте слова ( ателье, бельё, вьюга, друзья, ручьи).

- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

       (Ученики, наблюдая за произнесением и написанием слов определяют, что разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед гласными:  е, ё, ю, я, и.                                                              щелчок

 - Мы уточнили, когда пишется в словах разделительный мягкий знак.  

- 2-3 группы:Спишите слова. Подчеркните одной чертой разделительный мягкий знак, двумя – буквы, перед которыми он пишется.

1 группа: подберите 3 слова с разделительным Ь и транскрипцию к ним. Взаимопроверка.  

6. Творческое задание. Для любознательных   ( Слайд  10)

   Отгадайте загадки и скажите, какую ещё «работу» выполняет «ь».

« Без неё я на доске писать вам помогаю, с ней  неприятность кораблям доставляю»,

«Если я без этой буквы, то за проказы в меня встанете, а с ней из-под земли меня достанете».

 « Без этой буквы я часть игры обозначаю, а с ней я на себе верхом людей катаю».

(Ученики называют и записывают пары слов: мел – мель, угол - уголь кон-конь.)

- Какую ещё «работу» выполняет «ь»?

! Разделительный мягкий знак тоже  изменяет лексическое значение слова.

Например: Лёт-…льёт, солю-…солью, Коля-…колья.

8. Составление кластера

- Попробуем составить кластер о разделительном мягком знаке. 1 ученик у доски

-  

VI. Стадия рефлексии.

1. Итог урока.

- Что вы узнали о разделительном мягком знаке?

(Ученики  самостоятельно заполняют  третью  колонку таблицы «ЗХУ») слайд11

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Мягкий знак не обозначает звука.

Обозначает мягкость предыдущего согласного звука.

 

Какую ещё «работу выполняет «ь».

Что разделяет «ь».

Мягкий знак разделил согласный и гласный звуки.

Когда в словах пишется разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед гласными: е, ё, ю, я, и.

Изменяет лексическое значение слов.

( солю-солью)

2. Составление синквейна.

- Попробуем  составить синквейн о мягком знаке, отобразив в нём полученные на уроке знания. (Работа выполняется  фронтально, его под руководством учителя.)

                                                                                                      ученик 1 группы

 Возможный вариант синквейна.    

 «Ь»

Трудолюбивый, разный.

Смягчает, меняет, разделяет.

Очень нужная  буква!

Знак.

 3. Оценивание работы на уроке (учениками и учителем).

- Оцени свою работу на уроке: что было трудным для тебя, что не вызвало затруднений?

- Какая работа вызвала интерес?

(Далее учитель оценивает работу учеников на уроке.)

  1. Домашнее задание.- Тетрадь «Пишем грамотно» стр. 5 №1

-   Составьте 1 предложение cо  словами с Ь - показателем мягкости согласного и

                     1- с разделительным Ь.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 4 класс «Начальная школа 21 века» Тема: Деление на трёхзначное число.

Тема: Деление на трёхзначное число.Цель:совершенствование знаний и умений при работе с многозначными числами;формирование умения решать задачи;развивать навык устного счёта, логического мышления;созда...

1 -10 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"

Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"...

10 -20 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"

10 -20 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"...

21 -33 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"

21 -33 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"...

1 -10 Презентации к урокам ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"

1 -10 Презентации к  урокам ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"...

11 -20 Презентации к урокам ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"

11 -20 Презентации к  урокам ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"...