ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Лахминова Галина Николаевна

Урок русского языка в 4 классе на тему: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_znaniy_ob_imeni_prilagatelnom.docx342.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников»

выполнена учителем начальных классов

ГБОУ СОШ №1392 им. Д.В. Рябинкина

Лахминовой Галиной Николаевной

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  

НА УРОКАХ русского языка

Тема урока: «Тема "Имя прилагательное"» . 4 класс

Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном. Обогащение памяти учащихся разнообразными  по лексике именами прилагательными. Развитие речи учащихся.
Формирование нравственных понятий доброты, справедливости, непримиримости к жадности.

Исследовательская работа в начальной школе способствует развитию учебной самостоятельности учащихся, стимулирует детское познавательное общение, формирует коммуникативные навыки, способствует развитию творческого начала в познавательной деятельности младшего школьника.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему...

2) знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

3) деятельность учителя сводится к оперативному управлению решения проблемных задач...

Задачи:

1. Образовательные:

     -  обобщать  знания учащихся  об имени прилагательном.    

     -  обучать умению правильно говорить, использовать в своей  речи имена         прилагательные.

2. Развивающие:

  • развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;
  • учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
  • развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы;
  • нахождение новой информации в учебной литературе, в справочниках, словарях;
  • обучение рациональным приёмам поиска текстовой информации и её анализу.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к литературному наследию;
  • формировать толерантность в отношениях учащихся  в группе;

умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат

Прогнозируемые результаты:

  • повышение познавательного интереса к предмету;
  • расширение представлений о значении слова, как средства выразительности речи;
  • совершенствование навыков работы с текстом,
  • совершенствование навыков использования  дополнительной литературы;
  • развитие коммуникативных способностей.

Учебные материалы (оборудование):

  • учебник «Русский язык» В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого;
  • сказки А.С. Пушкина (любое издание)
  • интерактивная доска;
  • презентация к уроку;
  • дополнительная литература (словари, принесенные детьми)
  • диск «Литературное чтение В. П. Канакина, В.Г. Горецкий»

Сообщение темы и целей: 

За дверью раздается сварливый голос:

-  Дурачина ты, простофиля!
Учитель:  Ребята, кто там идет? (Ответы детей.)

Входит старуха с корытом.
Старуха:  Да, это я. Угадали. Задам вам трудный вопрос - как начинается моя сказка? ("Жил старик со своею старухой у самого синего моря". При вероятном варианте ответа "Жили-были старик со старухой у самого синего моря". А может: "Жили-были дед да баба, ели кашу с молоком", "Жили-были старик со старухой, не было у них детей, слепили они Снегурочку ", "Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба", "У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе". При затруднении зрителей сама подсказывает правильный ответ.)
А как сказка заканчивается? ("На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто".) Верно, ребята. Нескромно я себя вела, теперь так и хожу с корытом.

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/7/6035/6035_html_m39e4ca3.pngслайд 1

- Мы с вами читали произведение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и готовили проекты по теме «Имя прилагательное». Попробуйте пересказать сказку, используя только имена прилагательные. Понятно ли, о чем велась речь? Какую роль в русском языке играют имена прилагательные? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Урок-обобщение. Тема: «Имя прилагательное» 
- Сегодня мы проверим знания в области имени прилагательного. Будем учиться, правильно говорить и использовать в нашей речи имена прилагательные. Учиться слушать и правильно оценивать своих товарищей.


- Языковым материалом нашего урока будут имена прилагательные из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Чистописание:
- Давайте напишем красиво и правильно название сказки.

Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке - e5.ruслайд 2

- В этой сказке Пушкин использует много имен прилагательных. 
- Что такое имя прилагательное? (ответы детей)

- Вы отлично подготовились к уроку и теперь настало время подвести итоги…

- А примеры найдете, внимательно послушав начало сказки, 
/видеозапись. Фрагмент «Жил был старик со своею старухой...»/
- Какие примеры имен прилагательных вы услышали? 
- Докажите, что это имена прилагательные. Назовите имена прилагательные, которые вы услышали в отрывке…
- С какой целью использует Пушкин имена прилагательные?
- Верно, чтобы мысль была выражена, верно, точно, ярко, выразительно, живописно.

Словарная работа. (используется толковый и орфографический словари)
/таблица с изображением предметов: корыто, рыбка, терем, волны, https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2011%2F11%2Fskazka_o_rybake__i_rybke_pushkin.pptx&docid=e87d3f3e9706e7dacb46d59082743d06&a=bi&pagenumber=5&w=524
- Какие прилагательные Пушкин употребил в тексте, чтобы показать признак этих предметов. 
-Что это?
- Подберите прилагательное из сказки.
- Назовите противоположное по смыслу?
- Как напишем слово
корыто
Запишем словосочетания 
Новое корыто. Разбитое корыто.http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/7/6035/6035_html_m59bce43c.jpg слайд 3
- А это кто?
- Подберите прилагательное из сказки.
- Почему использует прилагательное 
золотая?
- Объясните, как напишем слово
 рыбка?
- Как напишем слово 
золотая? А почему золотая? Она из золота? (варианты ответов) В каком значении употреблено слово золотая?
Запишем словосочетание 
Золотая рыбка

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.mk.ru/upload/iblock_mk/475/d3/f4/b7/DETAIL_PICTURE_627949.jpg&mb=imgdb_preview_148 слайд 4
- Это что?
- Подберите прилагательное. 
- Назовите противоположное по смыслу.
- Как напишем
 терем?
Запишем словосочетание 
Высокий терем. 

- А это что?

https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2F2011%2F11%2Fskazka_o_rybake__i_rybke_pushkin.pptx&docid=e87d3f3e9706e7dacb46d59082743d06&a=bi&pagenumber=3&w=524слайд 5

- Какое прилагательное употребляет А.Пушкин с этим именем существительным?

Запишите словосочетание Ветхая землянка.

 http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//samlib.ru/img/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/bozhestwennoemoresushnosti/2.jpg&mb=imgdb_preview_1772http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//a1.tcdn.ru/assets/att/40/7d/5645877_62295_7882095_z_ebd5e627.jpg&mb=imgdb_preview_409http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//i070.radikal.ru/1001/e6/8b51895f827a.jpg&mb=imgdb_preview_1363     слайды 6-8
- А это что? 
- Какие имена прилагательные употреблял Пушкин с  существительным море, чтобы описать его характер?
- Как напишем синее? ? 
Запишем словосочетания 
Синее море….сердитые волны… 


- Может ли имя прилагательное обозначать внутренние качества людей и животных?
- Какое прилагательное Пушкин употребил, чтобы показать характер старухи?
Запишем словосочетание 
Сварливая старуха. http://ejka.ru/uploads/images/0/4/4/e/3/aba4382d65.jpg   слайд 9

III. Работа по теме.
Упражнение в определении рода и числа у прилагательных.
- Какие грамматические признаки определяем у имен прилагательных?
- Определите род и число в записанных словосочетаниях.
- Так как определить род и число у прилагательного?
- Старуха в сказке сварливая. А каким Пушкин изобразил старика?

 ( Добрым) Почему?
/На таблице море со словосочетаниями. Дети выпускают рыбок, на которых написан род и число/
- Кто не допустил ошибок, поставьте +
- У какого прилагательного не определен род?
- На какой вопрос отвечают, какие имеют окончания имена прилагательные во множественном числе?
- На какой вопрос отвечают, какие имеют окончания имена прилагательные в женском роде, мужском роде, среднем роде? 
/опора/
- Приведите примеры имен прилагательных в среднем роде, прослушав видеозапись. 
/видеозапись /Отпустил он рыбку золотую
 и сказал ей ласковой слово/
- Какие примеры услышали?
- Что значит ласковое?
- Какие вы знаете ласковые слова?
 Синтаксический разбор предложения.
- Запишем это предложение для того, и сделаем синтаксический разбор.
/выполняют разбор/
Проверка у доски.
- У кого 1, 2 ошибки поставьте +
- Ласковые слова значит добрые. Вот какие слова сказал старик рыбке:
Ступай себе в синее море
Гуляй там себе на просторе.
- Вместе со всем подводным царством порадуемся за рыбку
/видеозапись/

Физминутка.
- Выпустив рыбку, старик хотел, чтобы она жила на свободе, а старуха хотела наживиться за счет рыбки.
- Как можно назвать старуху в этом случае?
- В чем проявилась жадность старухи?
- Кем хотела сначала стать старуха?
- Послушайте видеозапись для того, чтобы определить, кем хотела она стать в конце сказки? 
 /видеозапись. Говорит старику старуха... 
И была б у меня на посылках. /.
Упражнение в правописании безударных окончаний имен прилагательных. 
- Так кем захотела стать старуха в конце сказки? 
/таблица: черн… крестьянкой 
 Вольн… царицей 
 владычицей морск…/. 
- Какие окончания нужно вставить? Почему? 
- Сделайте морфологический разбор 
морскою
- Ответьте помощникам, как определить падеж? 
/работа в группе/. 
- Так как определить падеж? 
- В каком падеже употреблено прилагательное морскою?
- Какие еще имеют окончания имена прилагательные в этом падеже?
- Что нужно помнить, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного? 
/опора/ 
Работаем в паре. 
- Определите, какие окончания нужно писать у прилагательных, 
/карточки:

  1. Жил старик со своею старухой У самого син... моря.
  2. Вот идет он к син... морю

 Видит на море черная буря. 
/Помощник выполняет два варианта/.
- Проверка. 
(Проверяют помощники и учитель)

IV.Завершающий контроль.
- Захотела стать старуха владычицей морскою, не осмелился старик ей перечить и отправился к синему морю.
- Как встретило его море? Почему?
- Запишем видеодиктант, проверим, как вы усвоили правила, которые мы повторили.

Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря.
Так и вздулись сердитые волны
Так и ходят, так воем и воют.
 Стал он кликать золотую рыбку.                            Слайд 10

- Выполнила ли рыбка просьбу? Почему?

Итог.
- Чему учит сказка?

Домашнее задание.
- Написать сочинение «Если бы я был золотой рыбкой……»
- Чего же мы достигли? 

 V.Рефлексия.
- Подготовьтесь представить свои выводы о значении имен прилагательных в нашей речи на примере сказки А.Пушкина. Можете проиллюстрировать.
- Оцените своё настроение от урока.
- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка."

Проблема:  ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.Цель:выявить основные условия и направления формирования исследовательских умений младших школьн...

"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка".

Презентация к уроку (4 класс) на тему: "Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка." Проблема: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРО...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...

Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

В статье раскрываются теоретические основы, практические основы, а также средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках руского языка...

Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    В начальной школе нужно не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать....

Обобщение педагогического опыта «Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка».

Тема: «Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка».       Эта работа раскрывает понятие «коммуникативные умения мла...