Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России" по учебнику В.П. Канакина.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Панкова Елена Владимировна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс по УМК " Школа России" ФГОС,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass.doc559.5 КБ

Предварительный просмотр:

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Дата по плану

По факту

Тема урока, тип урока

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным*)

Контрольнооценоч

ная деятель

ность

Ццифровые  и электрон

ные образова

тельные ресурсы

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма

Повторение    ( 11ч. )

1

Наша речь и наш язык.

Урок повторения и систематизации

1

Диалогическая и монологическая речь. Волшебные слова русской речи: слова- приветствия, слова-прощания, слова- просьбы, слова-извинения . Нормы речевого этикета. Развитие мотива к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке.

Анализировать высказывания о русском языке.

Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.

Различать язык и речь.

Различать диалогическую и монологическую речь.

Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др.

Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке.

Текущий Фронтальный

2

Языки речь. Формулы вежливости.

Урок повторения и систематизации

1

 Волшебные слова русской речи: слова- приветствия, слова-прощания, слова- просьбы, слова-извинения и др. Нормы речевого этикета. Развитие мотива к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке.            

Анализировать высказывания о русском языке.

Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.

Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.

Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога .

Различать язык и речь.

Различать диалогическую и монологическую речь.

Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др.

Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке.

Текущий Фронтальный

http://school.edu.ru

3

Текст. План текста.

Урок развития умений и навыков.

1

Структура текста, план текста. Формирование навыка смыслового чтения текстов. Воспитание чувства любви к своей большой и малой родине. Понятия: текст, тема, главная мысль, заглавие, план. Словарь: каникулы.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту.

Соотносить заголовок и текст.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Составлять план текста.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста.

Составлять планы к данным текстам.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность.

Писать правильно слово «каникулы»

Текущий Фронтальный

4

Обучающее  изложение.

Комбинированный урок

1

Развитие речи: комплексная работа над структурой текста (чтение, определение темы и главной мысли текста, озаглавливание, структура текста, определение микротем, составление плана).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Составлять из каждой группы слов предложение.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать предложения в тексте; составлять предложения из данных слов и определять тему составленных предложений; составлять продолжение текста, придумывая предложения соответственно теме других предложений

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

5

Анализ изложения. Типы текстов.

Урок развития умений и навыков

1

Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка)

Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи. Составлять из слов предложения

Текущий

Фронтальный

6

Предложение как единица речи.

Комбинированный урок

1

Знаки препинания в конце предложений.

Понятия: предложение, повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Словарь: хозяин, хозяйство

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

7

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Урок развития умений и навыков

1

Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.

Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Писать правильно слова: «хозяин», «хозяйство». Находить обращение в предложении.

Ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.

Находить главные и второстепенные члены предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения.

Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв .

Текущий

Фронтальный

8

Диалог.  Обращение.

Комбинированный

1

Текущий

Фронтальный

9

Основа предложения.

Комбинированный

1

Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением.

Текущий

Фронтальный

10

Контрольный диктант по теме «Повторение».

Контроль знаний, умений и навыков

1

Писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.

Словосочетание и предложение. Главное и зависимое слова в словосочетании. Выделение словосочетаний из предложений. Словарь: горизонт.

Понятия: словосочетание, главное и зависимое слов

итоговый

11

Работа над ошибками. Словосочетание.

Комбинированный урок

1

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и

различие.

Определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса.

Писать правильно слово «горизонт» .

Текущий

Фронтальный

Предложение (9 ч.)

12

Однородные члены предложения.

Урок изучения нового материала.

1

Представление о предложениях с однородными членами. Однородные члены в предложении (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены). Понятия: однородные члены предложения, однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены, интонация перечисления. Словарь: комбайн, комбайнер, комбайнёр

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены.

Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами .

Находить в предложении однородные члены предложения.

Писать правильно слова: «комбайн», «комбайнёр» .

Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления

http://school.edu.ru

Фронтальный

13

Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления.

Урок изучения нового материала

1

Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но). Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение

Текущий

Фронтальный

14

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Урок развития умений и навыков

1

Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но). Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами

Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами.

Писать правильно слово «календарь»

Текущий

Фронтальный

15

Развитие речи.

Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» Урок обобщения и систематизации знаний

1

Развитие речи: составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.

Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану

Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами.

Текущий

Фронтальный

16

Наши проекты.

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Проект  «Похвальное слово знакам препинания».

Исследовать речь взрослых (сверстников)

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

17

Простые и сложные предложения

Урок формирования умений и навыков

1

Различение простых и сложных предложений. Союзы в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.

Понятия: простое и сложное предложения, части сложного предложения.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Сравнивать простые и сложные предложения.

Выделять в сложном предложении его основы. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Оценивать результаты своей деятельности

Текущий

Фронтальный

18

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Урок формирования умений и навыков

1

Различение простых и сложных предложений. Союзы в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.

Понятия: простое и сложное предложения, части сложного предложения.

Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного .

Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Писать правильно слово «прекрасный»

Текущий.

Фронтальный

19

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста.

Комбинированный урок

1

Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Оценивать результаты своей деятельности

Текущий

Фронтальный

20

Контрольный диктант по теме «Предложение».

Контроль знаний, умений и навыков

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Текущий диктант

                                                                                                         Слово в языке и речи  (19ч.).

21

Работа над ошибками. Лексическое значение слова.

Урок развития умений и навыков

1

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Работа с толковым словарём русского языка. Анализ высказываний о русском языке русских писателей и формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку.

Анализировать высказывания о русском языке.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Объяснять принцип построения толкового словаря.

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове.

Писать правильно слова: «библиотека», «библиотекарь» .

Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов.

Писать правильно слово «шофёр»

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

22

Заимствованные слова.

Устаревшие слова.

Многозначные слова

Урок развития умений и навыков

1

Уточнение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, устаревших и новых словах, заимствованных словах. Наблюдение за использованием многозначных слов в тексте.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Анализировать употребление в тексте слова   в прямом   и переносном значении.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

23

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Урок развития умений и навыков

1

Уточнение представлений о синонимах, антонимах, омонимах, наблюдение за использованием слов в тексте. Работа с лингвистическими словарями синонимов, антонимов, омонимов.

Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Писать правильно слово «ещё»

24

Фразеологизмы

Урок развития умений и навыков

1

Уточнение представлений о фразеологизмах. Развитие речи: составление текста по

фразеологизму.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библиотека.

Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове.

Распознавать фразеологизмы, устаревшие слова .

Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок.

Писать правильно слово «костюм»

Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

Анализировать разные способы проверки орфограмм.

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

Текущий

Фронтальный

25-27

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Урок развития умений и навыков

3

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа. Значение суффиксов и приставок.

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Понятия: корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

28

Правописание гласных и согласных в корнях слов

Урок развития умений и навыков

1

Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове .

Текущий

Фронтальный

29

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.

Урок развития умений и навыков

1

Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова».

Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов .

Текущий

Фронтальный

30

Правописание приставок и суффиксов.

Урок развития умений и навыков

1

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Моделирование     состава слова.

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

Объяснять написание приставок и суффиксов

31

Разделительные твердый и мягкий знаки.

Урок формирования умений и навыков

1

Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками.

Развитие речи: составление объявления

Работать с орфографическим словарём.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Объяснять, когда в словах пишется мягкий знак, а когда твёрдый разделительный знак .

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

32

Обучающее изложение.

Урок формирования умений и навыков

1

Развитие речи: работа с текстом (восстановление последовательности частей текста, самостоятельное составление плана текста, анализ и озаглавливание каждой части текста).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Текущий

Фронтальный

33

Части речи. Анализ изложения.

Урок формирования умений и навыков

1

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Признаки изученных частей речи. Работа с графической наглядностью. Понятия: части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол).

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

Изменять имена существительные по падежам

Изменять имена существительные по падежам.

Различать имена существительные в начальной и косвенной формах.

Текущий

Фронтальный

34

Склонение имен существительных и имен прилагательных.

Урок формирования умений и навыков

1

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Признаки изученных частей речи. Работа с графической наглядностью. Понятия: части речи (имя существительное, имя прилагательное,)

Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.

Текущий

Фронтальный

35

Имя числительное. Глагол.

Урок изучения нового материала

1

Правописание имён числительных. Произношение имён числительных в соответствии с литературной нормой.

Находить наречия среди данных слов в тексте.

Анализировать грамматические признаки наречия

Находить в тексте наречия.

Писать правильно слова: «впереди», «медленно»

36

Наречие как часть речи.

Урок изучения нового материала

1

Значение и употребление в речи. Понятие: наречие.

Словарь: впереди, медленно

Классифицировать наречия по значению и вопросам.

Образовывать наречия от имён прилагательных

Находить в тексте наречия.

Образовывать наречия от прилагательных.

Писать правильно слова: «вчера», «теперь», «медленно»

Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника

Текущий

Фронтальный

37

Правописание наречий.

Урок развития умений и навыков

1

Работа над значимыми частями слов- наречий.

Находить в тексте наречия по значению и по вопросу. Различать в тексте изученные части речи

Текущий

Фронтальный

38

Сочинение — отзыв по картине В.М Васнецова

 « Иван Царевич на Сером волке».  

Урок формирования умений и навыков

1

Написание текста по заданному плану

Составлять предложения и текст по репродукции картины  .

Текущий

Фронтальный

39

Контрольный диктант по теме : «Части речи».

Контроль знаний, умений и навыков

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Итоговый

К.д.

                                                                                                                               Имя существительное (41ч.)

40

Распознавание падежей имен существительных.

Урок изучения нового материала

1

Начальная форма имени существительного

Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.

Различать имена существительные в начальной и косвенной формах

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

41

Упражнение в распознавании именительного, родительного винительного падежей неодушевленных имен существительных. Урок формирования умений и навыков

1

Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное

Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим.

Различать именительный, родительный и винительный падежи

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

Писать правильно слова: «телепередача», «телефон».

Называть имена существительные, которые употребляются в одной форме.

Писать правильно слово «аллея».

Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению.

Писать правильно слова: «беседа», «беседовать».

Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

Текущий

Фронтальный

42

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных   и винительном, дательном падежах.

Урок формирования умений и навыков

1

Соблюдение норм литературного произношения форм имён существительных.

Выделять особенности винительного и дательного  падежа имени существительного.

Различать дательный и винительный падежи Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой .

Текущий

Фронтальный

43

Упражнение в распознавании  имен существительных в творительном и предложном падежах. Урок формирования умений и навыков

1

Соблюдение норм литературного произношения форм имён существительных

Выделять особенности творительного и предложного  падежа имени существительного.

Различать данные падежи.

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

44

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Урок-практика

1

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных

Текущий

Фронтальный

45

Три склонения имен существительных .     1-е  склонение .

Урок изучения нового материала

1

Наблюдение за различием в системе падежных окончаний имён существительных разных склонений. Введение термина тип склонения. Признаки имён существительных 1-го склонения. Понятие: 1-е склонение имён существительных.

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.

Подбирать примеры существительных 1-го склонения

Текущий

Фронтальный

46

Упражнение в распознавании имен существительных  1 — го склонения.

Урок формирования умений и навыков

1

Работа с таблицей «Падежные окончаний имён существительных 1-го склонения». Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения в одном и том же падеже.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения

Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению.

Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения

Текущий

Фронтальный

47

Сочинение по картине А.А. Пластова

  «  Первый снег».

Урок развития умений и навыков

1

Написание текста по заданному плану.

Составлять описательный текст по репродукции картины художника      А.А. Пластова

«Первый снег» (под руководством учителя)

Составлять текст-описание.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме

Текущий

Фронтальный

48

2 склонение имен существительных.

Урок изучения нового материала

1

Формировать представление о профессии агронома.

Понятие: 2-е склонение имён существительных

Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.

Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонения: находить сходство и различие

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

49

Упражнение в распознавании имен существительных       2 -го склонения.

Урок формирования умений и навыков

1

Работа с таблицей «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения». Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения в одном и том же падеже.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения

Определять, относится ли имя существительное к 2-му склонению.

Называть падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Писать правильно слово «агроном»

Текущий

Фронтальный

50

3-  склонение имен существительных

Урок изучения нового материала

1

Признаки имён существительных 3-го склонения. Формирование представлений о таких нравственных категориях, как совесть, справедливость, искренность.

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

51

Упражнение в распознавании имен существительных    

  3— го  склонения.

Урок формирования умений и навыков

1

Работа с таблицей «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения». Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения

Определять, относится ли имя существительное к 3-му склонению.

Называть падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

Писать правильно слово «пейзаж»

Текущий

Фронтальный

52

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.

Урок формирования умений и навыков

1

Работа с таблицей «Падежные окончания имён существительных 1,2.  3-го склонения».

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений.

Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Текущий

Фронтальный

53

Изложение

Урок развития умений и навыков

1

Обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся

- тема текста

- основная мысль текста

- делить текст на части

- выделять основную мысль каждой части и всего текста в целом

- озаглавливать текст

- передавать содержание текста на письме

Выделять главную мысль текста.

Озаглавливать текст.

Писать подробное изложение: делить текст на части; выделять основную мысль каждой части и всего текста в целом; озаглавливать
текст и каждую его часть; передавать содержание текста на письма.

-использовать в письменной речи все более точный и детализированный язык, употребляя для различных целей специальную лексику

-пополнять свой словарный запас, проявляя индивидуальные предпочтения при отборе лексических средств.

тематический

изложение

54

Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных

1,2,3 —  го  склонения единственного числа.

Урок формирования умений и навыков

1

Работа с таблицей «Падежные окончания имён существительных 1,2.  3-го склонения».

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова

Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений.

Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Писать правильно слово «портрет»

Текущий

Фронтальный

55

Именительный и винительный падежи.

Урок формирования умений и навыков

1

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного.

Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу.

Определять именительный и винительный падежи имени существительного.

Различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи имён существительных единственного числа)

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

56

Правописание окончаний в родительном падеже. Урок развития умений и навыков

1

Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже .

Определять родительный падеж имени существительного

Текущий

Фронтальный

57

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

 Урок формирования умений и навыков.

1

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

Писать правильно слово «директор».

Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры) в именительном падеже

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

58

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

Урок развития умений и навыков

1

Постановка правописаний окончаний имен существительных в дательном падеже.

Текущий

Фронтальный

59-60

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

Урок развития умений и навыков

2

Формировать представление о профессиях. Варианты падежных окончаний. Развитие речи: составление предложений по данному началу; работа с текстом: составление текста из деформированных частей, определение его темы и главной мысли.

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе  в родительном падеже.

Писать правильно слова: «килограмм», «грамм», «газета»

Текущий

Фронтальный

61

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. Урок развития умений и навыков

1

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Определять падеж имени существительного во множественном числе

Текущий

Фронтальный

62

Упражнение в правописании   окончаний имен существительных в творительном   падеже. Урок развития умений и навыков

1

Постановка правописаний окончаний имен существительных.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять падеж имён существительных. Различать имена существительные, употребление в творительном падеже.

Различать имена существительные, употребление в дательном, родительном, винительном падежах сравнивать их признаки. Обосновывать правильность определения падежа.

Текущий

Фронтальный

63

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Урок развития умений и навыков

1

Употребление предлога об с именами существительными в предложном падеже. Соблюдение норм употребления форм имён существительных в предложном падеже.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять падеж изменяемых и неизменяемых имён существительных. Различать имена существительные, употреблённые в предложном и винительном падежах.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы, предлоги, употребляемые с каждым из падежей.

сопоставлять их внешне сходные признаки. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Употребление падежей в речи». Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных. Оценивать результаты своей деятельности. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Оценивать результаты своей деятельности

Текущий

Фронтальный

64

Упражнение в правописании   окончаний имен существительных в предложном   падеже. Урок развития умений и навыков

1

Употребление предлога об с именами существительными в предложном падеже. Соблюдение норм употребления форм имён существительных в предложном падеже.

Текущий

Фронтальный

65

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

Урок развития умений и навыков.

1

Е и и в окончаниях имён существительных в предложном падеже.

Текущий

Фронтальный

66-67

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных  . Комбинированный урок.

2

Повторение правил правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Работать с таблицей «е и и в окончаниях имён существительных».

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е и -и. Определять падеж имён существительных и обосновывать написание безударного падежного окончания. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, подбирать заголовок.

Текущий

Фронтальный

68

Сочинение по картине В.А.Тропинина              « Кружевница». Комбинированный урок

1

Подробное сочинение повествовательного текста.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Оценивать результаты своей деятельности

69

Контрольный диктант по теме « Правописание безударных  падежных окончаний имен существительных в единственном числе». Контроль знаний, умений и навыков

1

Писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять форму множественного числа имён существительных и склонение имён существительных в форме множественного числа. Распределять имена существительные по склонениям. Изменять имена существительные в форме множественного числа по падежам.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Оценивать результаты своей деятельности.

Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Оценивать результаты своей деятельности

Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе. Работать с орфоэпическим словарём. Оценивать результаты своей деятельности

Текущий

Фронтальный

70

Работа над ошибками. Повторение. Комбинированный урок

1

Повторение правил правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

Текущий

Фронтальный

71

Склонение имен существительных во множественном числе. Урок изучения нового материала.

1

Доказательство правильного написания окончаний имен существительных l-гo, 2-го склонения. Повторение  «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Выбор имён существительных 3-го склонения. Безударные окончания имён существительных

Повторение правил правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

72

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

Урок изучения нового материала

1

Именительный падеж .

Распознавать имена существительные множественного числа в именительном падеже. Наблюдать за правописанием окончаний имён существительных в именительном и родительном падежах. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе в родительном падеже.

Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе. Работать с орфоэпическим словарём. Оценивать результаты своей деятельности.

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

73

Родительный    падеж имен существительных множественного числа.

Урок изучения нового материала

1

Родительный    падеж. Памятки.

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

74

Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа.

Урок изучения нового материала

1

Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать одушевлённые имена существительные в винительном и родительном падежах во множественном числе, правильно писать окончания в данных падежах.

Составлять по рисунку текст-диалог, используя в нём имена существительные в форме родительного падежа множественного числа. Оценивать результаты своей деятельности

Текущий

Фронтальный

75

Дательный , творительный , предложный падежи имен существительных множественного числа.

Урок изучения нового материала

1

Дательный , творительный , предложный падежи.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать имена существительные множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. Наблюдать за правописанием окончаний имён существительных в дательном, творительном, предложном падежах и писать имена существительные в данных падежах.

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа. Составлять предложения из деформированных слов с изменением форм имён существительных. Оценивать результаты своей деятельности

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

76

Изложение. Комбинированный урок.

1

Развитие речевого слуха детей. Обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся. Работа с текстом

- тема текста

- основная мысль текста

- делить текст на части

- выделять основную мысль каждой части и всего текста в целом

- озаглавливать текст

- передавать содержание текста на письме.

Выделять главную мысль текста.

Озаглавливать текст.

Писать подробное изложение: делить текст на части; выделять основную мысль каждой части и всего текста в целом; озаглавливать
текст и каждую его часть; передавать содержание текста на письме.

Использовать в письменной речи все более точный и детализированный язык, употребляя для различных целей специальную лексику

-пополнять свой словарный запас, проявляя индивидуальные предпочтения при отборе лексических средств

Тематический изложение

77

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Комбинированный.

1

Анализ к/р и работа над ошибками. Применение правил падежных окончаний имен существительных.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты написанного изложения, выполнения заданий «Проверь себя», определять границы своих достижений.

Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу. Оценивать результаты своей деятельности.

Текущий

78

Контрольный диктант за первое полугодие.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

1

Писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Оценивать результаты своей деятельности.

Текущий

Фронтальный

79

Работа над ошибками. Проверочная работа.

Комбинированный.

1

Проверить орфографические навыки и знаний по теории языка

Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи».

Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного.

Тематический

Пр.р

80

Наши проекты.

Урок-проект

1

Проект «Говорите правильно!»

Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже

Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже.

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

Имя прилагательное ( 31 ч.)

81

Имя прилагательное как часть речи.

Урок формирования умений и навыков

1

Имя прилагательное, значение и употребление в речи.

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов.

Писать правильно слово «автомобиль» .

Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

82

Род и число имен прилагательных.

Урок формирования умений и навыков

1

Родовые окончания прилагательных.

Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся

Определять род и число имён прилагательных.

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Текущий

Фронтальный

83

Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

Комбинированный

1

Отличие письменной речи от устной.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста».

Сочинять текст о любимой игрушке.

Текущий

Фронтальный

84

Склонение имен прилагательных.

Урок развития умений и навыков

1

 Склонение прилагательных, кроме прилагательных на -ий,

-ья, -ов, -ин.

Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного .

Текущий

Фронтальный

85

Сочинение на тему : « Чем мне запомнилась картина В.А. Серова

« Мика Морозов».

Урок развития умений и навыков

1

Отличие письменной речи от устной.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения».

Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины.

Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

86

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Урок развития умений и навыков

1

Склонение прилагательных, кроме прилагательных на -ий,

-ья, -ов, -ин.

Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

87

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

Урок развития умений и навыков

1

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц).

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного

Текущий

Фронтальный

88

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

Комбинированный урок

1

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

Писать правильно слово «аппетит»

Текущий

Фронтальный

89

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Комбинированный урок

1

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

Текущий

Фронтальный

90

Именительный, винительный, родительный падежи.

Комбинированный урок

1

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного.

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже .

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

91

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

Комбинированный урок

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного .

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах .

Ставить имена прилагательные в нужном падеже .

Текущий

Фронтальный

92

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

Комбинированный урок

1

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Развитие речевого слуха детей. Обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся. Работа с текстом

- тема текста

- основная мысль текста

- делить текст на части

- выделять основную мысль каждой части и всего текста в целом

- озаглавливать текст

- передавать содержание текста на письме.

Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?»

Текущий

Фронтальный

93

Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты.

Комбинированный урок

1

Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.

Писать правильно слово «командир».

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания

94

Анализ изложения. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

Комбинированный урок

1

Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?»

Текущий

Фронтальный

95

Склонение имен прилагательных женского рода.

Урок изучения нового материала

1

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице

Склонять имена прилагательные женского рода.

Называть окончания имён прилагательных в каждом из падежей.

Писать правильно слово «экскурсия» .

Выделять окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

96

Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода.

Урок изучения нового материала

1

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц).

Памятка « падежи».

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного .

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

97

Родительный, дательный , творительный и предложный  падежи имен прилагательных женского рода.

Урок изучения нового материала

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного .

Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

98

Винительный и творительный  падежи имен прилагательных женского рода.

Урок изучения нового материала

1

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного

Приводить примеры словосочетаний с именами прилагательными в родительном, дательном и предложном падежах.

Писать правильно слово «вагон»

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

99

Упражнение в правописании падежных  окончаний имен прилагательных .Урок изучения нового материала

1

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы .

Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных.

Писать правильно слово «кастрюля»

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

100

Изложение описательного текста.

Урок формирования умений и навыков

1

Отличие письменной речи от устной.

Составление плана текста.

Изложение содержания прочитанного
текста.

Записывать текст по памяти.

Находить информацию о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение

Писать по памяти сравнительно-описательный текст.

Составлять сообщение о достопримечательностях своего города (посёлка).

Писать правильно слово «издалека»

Называть вопросы и окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

Склонять имена прилагательные, пользуясь таблицей.

Составлять текст по репродукции картины.

101

Анализ изложения.  Правописание падежных  окончаний имен прилагательных Комбинированный урок

1

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц).

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода во всех падежах.

Текущий

Фронтальный

102

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Урок изучения нового материала

1

Склонение имен прилагательных, кроме
прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

103

Сочинение — отзыв по картине Н.К.Рериха « Заморские гости».

Урок формирования умений и навыков

1

Отличие письменной речи от устной.

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости».

Текущий

Фронтальный

104

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.

Урок изучения нового материала

1

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями

Различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах.

Определять падеж имён прилагательных множественного числа.

Писать правильно слово «ботинки»

Текущий

Фронтальный

105

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.

Урок изучения нового материала

1

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями

Писать правильно слово «богатство».

Сравнивать окончания родительного и предложного падежей имён прилагательных.

Определять падеж имён прилагательных множественного числа

Текущий

Фронтальный

106

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа.

Урок изучения нового материала

1

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями.

Определять падеж имён прилагательных множественного числа.

Называть окончания имён прилагательных множественного числа.

Текущий

Фронтальный

107

Обобщение по теме

« Имя прилагательное».

Урок-конференция

1

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного».

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного

Называть грамматические признаки имён прилагательных.

Выполнять морфологический разбор имени прилагательного

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

108

Сочинение — отзыв по картине И.Э.Грабаря « Февральская лазурь».

Урок формирования умений и навыков

1

Отличие письменной речи от устной.

Высказывать своё мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Составлять текст.

Оценивать результаты выполненного задания.

сочинение

109

Обобщение по теме « Имя прилагательное».

Проверка знаний.

Контроль знаний, умений и навыков

1

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного».

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного

Называть грамматические признаки имён прилагательных.

Выполнять морфологический разбор имени прилагательного

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Текущий

Фронтальный

110

Контрольный диктант по теме « имя прилагательное».

Контроль знаний, умений и навыков

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

диктант

Местоимение ( 9 ч.)

112

Местоимение как часть речи.

Урок развития умений и навыков

1

Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление.

Находить местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте местоимений .

Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений.

Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей.

Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста . Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи».

Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Понимать, что такое местоимение.

Распознавать местоимения среди других частей речи

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

Различать начальную и косвенные формы личных местоимений

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

113

Личные местоимения.

Урок развития умений и навыков

1

Личные местоимения, значение и употребление  в речи.

Текущий

Фронтальный

114

Изменение личных местоимений 1 и 2 лица по падежам.

Урок развития умений и навыков

1

Личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица, единственного и множественного числа

Определять лицо, число и падеж местоимений.

Составлять тексты с включением в них диалога.

Писать правильно слова: «металл», «металлический»

Определять лицо, число и падеж местоимений .Определять лицо, число и падеж местоимений.

Писать правильно слова:  «победа», «председатель»

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания. Выполнять морфологический разбор местоимения.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

115

Изменение личных местоимений 3 лица по падежам.

Урок развития умений и навыков

1

Падежи существительных  падежные вопросы

Склонение  данных существительных.

Именительный падеж. Косвенные падежи. Изменение по падежам существительных в форме единственного и множественного числа

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

116

Изменение личных местоимений  по падежам.

Изучение нового материала.

1

Падежи существительных , падежные вопросы

Склонение  данных существительных.

Различение именительного и винительного падежей имён существительных.

Текущий

Фронтальный

117

Изложение повествовательного текста с элементами описания.

Урок формирования умений и навыков

1

Отличие письменной речи от устной.

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста.

изложение

118

Анализ изложения. Обобщение по теме : « Местоимение».

Контрольно-обобщающий урок

1

Личные местоимения, значение и употребление в речи.

Текущий

Фронтальный

119

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

Контрольно-обобщающий урок

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

диктант

120

Работа над ошибками. Повторение.

Комбинированный урок

1

Личные местоимения, значение и употребление в речи.

Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебник».

Текущий

Фронтальный

Глагол ( 32ч.)

121

Роль глаголов в языке.

Изучение нового материала.

1

Основные грамматические признаки глаголов.

Изменение глаголов.

Различать глаголы среди других слов в тексте

Объяснять роль глаголов в нашем языке.

Называть, что обозначают глаголы.

Называть вопросы, на которые отвечают глаголы.

Писать правильно слова: «гореть», «сверкать»

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

122

Изменение глаголов по временам.

Изучение нового материала.

1

Значение и употребление в речи

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении) Называть время, число глагола.

Объяснять роль глагола в предложении

Текущий

Фронтальный

123124

Неопределенная форма глагола.

Комбинированный

2

Значение и употребление в речи

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь)

Объяснять, что такое неопределённая форма глагола.

Называть глаголы в неопределённой форме.

Писать правильно слова: «лучше», «расстояние» .Изменять глаголы по временам.

Объяснять, как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

125

Изменение глаголов по временам.

Урок формирования умений и навыков

1

Значение и употребление в речи

Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Изменять глаголы прошедшего времени по родам в единственном числе

Текущий

Фронтальный

126

Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Комбинированный урок

1

Отличие письменной речи от устной.

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова.

Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

Писать правильно слова: «сверху», «снизу» .

Текущий

Фронтальный

127128

Спряжение глаголов.

Работа над ошибками

Комбинированный

2

Изменение глаголов по лицам  и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений.

Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.

Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы: «что делать?» и «что сделать?»

Образовывать формы глагола с помощью приставок и суффиксов.

Писать правильно слова: «везде», «свитер»

Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

129

2 — е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

Урок изучения нового материала

1

Изменение глаголов по лицам  и числам в настоящем и будущем времени (спряжение)

Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь).

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

130

Сочинение по картине И.И.Левитана « Весна. Большая вода».

Комбинированный урок

1

Отличие письменной речи от устной.

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания.

сочинение

131

1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени .

Урок изучения нового материала

1

Изменение глаголов по лицам  и числам в настоящем и будущем времени (спряжение)

Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.

Определять спряжение глаголов.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов»

Понимать, что глаголы одного и тоже спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одном и том же лице и числе.

Понимать, что глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени.

Писать правильно слова: «назад», «вперёд» Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов»

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

132

1 и 2 спряжение глаголов будущего времени .

Урок изучения нового материала

1

Изменение глаголов по лицам  и числам в настоящем и будущем времени (спряжение)

Работать с таблицами спряжений глаголов в будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

133

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»

Урок - проект

1

Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль

Проводить лексический анализ слов – имён прилагательных

Работать в паре: предлагать свой вариант выполнения задания, обсуждать и оценивать результат выполнения работы

проект

http://school.edu.ru

134137

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Урок изучения нового материала

4

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений.

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.

Называть глаголы-исключения .Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола .

Текущий

Фронтальный

138

Возвратные глаголы.

Урок изучения нового материала

1

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола.

Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.

Обосновывать правильность написания изученных орфограмм.

Распознавать форму 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и неопределенную форму возвратных глаголов.

Писать правильно -тся и -ться в возвратных глаголах.

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

139140

Правописание -тся -ться в возвратных глаголах.

Урок формирования умений и навыков

2

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?».

Изменение глаголов по временам.

Правописание окончаний глаголов на -тся,
-ться.

Текущий

Фронтальный

141

Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.

Комбинированный урок

1

Текущий

Фронтальный

142

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Изучение нового материала.

1

Изменение глаголов по временам. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

Дифференцировать глаголы в неопределённой форме, отвечающие на
вопросы что   делать?   или  что   сделать?

Работать в паре: подготавливать свой вариант выполнения задания, обсуждать и оценивать результат выполнения работы.

Излагать текст.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

143

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

Изучение нового материала.

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

-Ставить вопросы к глаголам

-Образовывать глаголы из других частей речи

Текущий

Фронтальный

144

Правописание безударного суффикса в  глаголах прошедшего времени.

Изучение нового материала.

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Распознавать глаголы, образовывать однокоренные глаголы в неопределенной форме с приставками

Текущий

Фронтальный

145

Изложение

повествовательного текста по вопросам.

Комбинированный урок

1

Отличие письменной речи от устной.

Составление плана текста.

Изложение содержания прочитанного
текста

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное .

146

Контрольный диктант по теме: «Глагол».

Контроль знаний, умений и навыков

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. Оценивать результаты своей деятельности.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами .

Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола .

Излагать текст.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания .

Текущий

Фронтальный

147

Работа над ошибками. Повторение.

Комбинированный урок

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Текущий

Фронтальный

148149

Обобщение по теме: «Глагол».

Комбинированный урок

2

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Наблюдать и устанавливать, может ли глагол не только называть
действие предмета, но и обозначать время  действия предмета — настоящее, будущее, прошедшее.

Находить глаголы в предложении (в тексте) и устанавливать, какое время действия они обозначают.

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

150

Изложение повествовательного текста. Комбинированный урок

1

Отличие письменной речи от устной.

Составление плана текста.

Изложение содержания прочитанного
текста

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное .

изложение

151152

Проверка знаний по теме: «Глагол».

Комбинированный урок

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола .

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

Повторение   (18ч.)

153

Язык. Речь. Текст.

Урок закрепления полученных знаний

1

Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания  в конце предложения.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты написанного изложения, выполнения проверочных грамматических заданий. Определять границы своих достижений.

Анализировать высказывание о языке и речи, осознавать значение языка в речи. Оценивать нравственные качества людей по характеру их речи. Оценивать результаты своей  деятельности. производить знания о языке и речи, о формах речи (устная, письменная, внутренняя), о диалогической и монологической речи.

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru

154156

Предложение и словосочетание.

Урок закрепления полученных знаний

3

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях
с однородными
членами. Различие предложения, словосочетания. Установление связи слов в предложении.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Разбирать предложение по членам.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации

Объяснять, что такое предложение.

Находить границы предложений.

Определять тип предложения

Текущий

Фронтальный

157

Лексическое значение слова.

Урок закрепления полученных знаний

1

Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы .

Различать язык и речь.

Называть виды речи.

Объяснять назначение речи

Текущий

Фронтальный

158

Сочинение на тему:

« Мои впечатления от картины И.И. Шишкина « Рожь».

Комбинированный урок

1

Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова

Излагать текст.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания

Тематический сочинение

159162

Состав слова.

Урок закрепления полученных знаний

4

Состав слова . Памятка.

Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Текущий

Фронтальный

163164

Части речи.

Урок закрепления полученных знаний

2

Значение и употребление в речи.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Воспроизводить знания о частях речи и их признаках. Распознавать изученные части речи и их признаки с обоснованием своего ответа. Находить сходство и  различия в признаках частей речи и их  частно-грамматических категорий (например, в падежных формах имён существительных, имён прилагательных, местоимениях; в формах рода.

Приводить примеры изученных частей речи и их форм. Разбирать заданное слово как часть речи с помощью памятки и без нее. Правильно употреблять изученные части речи и их формы при составлении и записи текстов, орфографически правильно писать слова изученных частей речи.

Текущий

Фронтальный

165

Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Комбинированный урок

1

Составление плана текста. Изложение
содержания прочитанного текста. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания

Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы. Воспроизводить представление о сжатом изложении и способах сжатия текста, составлять сжатое устное изложение данного текста. Оценивать результаты своей деятельности.

изложение

166

Анализ изложения. Части речи. Комбинированный урок

1

Значение и употребление в речи.

Применять свои знания для выполнения заданий.

Текущий

Фронтальный

167

Итоговый контрольный диктант.

Контроль знаний, умений и навыков

1

Применять свои знания для выполнения итоговой работы .

Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. Называть правила правописания слов на изученные темы

168

Работа над ошибками. Повторение.

Урок закрепления полученных знаний

1

Значение и употребление в речи.

Называть правила правописания слов на изученные темы

Текущий

Фронтальный

169

Звуки и буквы.

Урок закрепления полученных знаний

1

Звуки и буквы: гласные и согласные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Воспроизводить знания о звуках и буквах русского языка, о гласных и согласных звуках и их обозначении на письме. Различать звуки и давать им характеристику.

Текущий

Фронтальный

170

Игра « По галактике Частей речи».

Урок-игра

1

Значение и употребление в речи.

Применять свои знания для выполнения заданий

Находить все изученные части речи в тексте.

Текущий

Фронтальный

http://school.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (Канакина В.П.)

представлена рабочая программа по русскому языку (Канакина) в 3 классе в полном соответствии с требованиями ФГОС 2004г...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по учебнику Канакиной

Программа составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

рабочая программа по русскому языку 3 класс,по учебнику Канакиной В.П., ФГОС

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности граждан...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (к учебнику Канакиной В.П.) ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, ресурсное обеспечение образовательного процесса....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс, УМК "Школа России", по учебнику Канакиной

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России по учебнику Рамзаевой

Программа состоит из следующих разделов:1.Пояснительная записка2 Общая характеристика предмета3. Ценностные ориентиры4. Личностные, метапредметные и предметные результаты5.Учебно-таматический план6.Со...