Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударные гласные, проверяемые ударением" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гордыманова Татьяна Александровна

В технологической карте урока представлены задачи, содержание и описание УМК по указанной теме. Также описаны ожидаемые результаты изучения темы учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глава II.

Разработка урока русского языка в соответствие с ФГОС НОО.

1. Учитель начальных классов: Гордыманова Татьяна Александровна, ГБОУ № 104 Выборгского района г. Санкт-Петербурга.  

2. Класс: 2 класс

3. Предмет: русский язык.

4. Тема урока: Слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова.

5. Место урока в изучаемой теме: пятый урок по данной теме.

6. Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

7. Метод урока: репродуктивный

8. Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, групповая (пары сменного состава), самостоятельная.

9. Цели урока.

Обучающие: закреплять умение слышать орфограмму в корне слова, обосновывать её написание, через систему упражнений; способствовать формированию и совершенствованию практических умений  навыков, закреплять знания о словосочетании и предложении.

Развивающие:  развивать умение устанавливать связь слов в предложении, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; развивать внимание, орфографическую зоркость, культуру речи, развивать умение осуществлять контроль и самоконтроль.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к родной природе, культуру поведения на уроке.

10. Планируемые достижения учащихся:

Личностные результаты:

1) уметь самостоятельно выполнять задания;

 2) уметь проводить оценку и самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

1) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя;

2) уметь планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;

3) овладение логическим действием анализа, сравнения, обобщения;

4) проявлять готовность слушать собеседника и корректно оценивать его работу.

Предметные результаты:

1) уметь слышать «опасное место» в слове;

2)знать, как обосновать написание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

3) уметь работать с предложением (устанавливать связи слов в предложении).

11. Ресурсы:

Основные: Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 2 класс

Дополнительные: карточки со словами из словаря (у учителя), сигнальные карточки с буквами, карточки со словами и жетоны (у учащихся).

Этапы     урока

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Мотивация  к учебной деятельности

Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создать эмоциональный настрой на урок.

Проговаривают стихотворение – девиз урока.

Организует проговаривание девиза урока.

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Веселой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки –

Как мы! В добрый час!

Уметь настраиваться на урок (регулятивные УУД)

  1. Проверка домашнего задания.

Цель: проверить, как дети справились с домашним заданием, выявить, какие трудности у них возникли при выполнении работы, подвести детей к цели урока.

Объясняют, что надо было сделать дома.

Проговаривают причины своих трудностей при выполнении домашней работы и способы их преодоления.

Зачитывают получившиеся тексты.

Заранее подготовленные ученики делают небольшие сообщения о сойке.

Объясняют, какими словами и зачем, заменяли слово «сойка» в тексте.

Проверяют себя, подсчитывая слова с безударными гласными в корне слова.

Организует проверку домашнего задания.

Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.

Предлагает индивидуальные задания (заранее).

Побуждает к высказыванию собственного мнения, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу.

Организует коллективную проверку.

Упр. 250

-Что надо было сделать в тексте упражнения?

- Кому было трудно выполнить задание? Почему? Как вы решили проблему?

- Какой текст у вас получился?

- Кто такая сойка? Кто из вас видел эту птицу?

- Какими словами в тексте вы заменили слово «сойка»? Зачем это надо было сделать?

- Какое еще задание было  в упражнении?

- Сколько слов с безударной гласной вы нашли в тексте?

- Проверьте, таких слов в тексте 9.

Знать, как правильно строить текст, избегая повторений слов.

Знать, как находить слова с орфограммой безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Знать птиц своей местности (сойка).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

Уметь оценить свою работу на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)

  1. Формулирование темы урока, постановка цели.

Цель: организовать формулирование темы урока, постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему и цель урока.

Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.

- Какую тему мы продолжим изучать на уроке?

- Сформулируйте цель нашего урока.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД)

  1. Работа со словами из словаря.

Цель: повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной, актуализировать знания детей по теме безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Записывают слова, обозначают в них ударение, подчеркивают непроверяемую орфограмму.

Выделяют (с помощью сигнальных карточек) орфограммы, написание которых надо запомнить.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют способ проверки орфограммы.

Предлагает задание.

Организует коллективную проверку.

Организует беседу по уточнению и конкретизации знаний.

- Повторим написание слов из словаря. Зачем это необходимо делать?

- Запишите слова, вставив пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение, подчеркните букву, написание которой надо запомнить.

- Проверим с помощью сигнальных карточек.

- Перечислите буквы, которые вы вставили.

- Что вы знаете про эти гласные?

- В какой части слова могут встречаться безударные гласные?

- Как правильно написать слово с безударной гласной в приставке?

- В суффиксе?

- В корне?

- Как подобрать проверочное слово для написания безударной гласной в корне слова?

Знать написание слов из словаря (спасибо, родина, сентябрь, столица, заяц).

Знать, какие гласные в безударной позиции требуют проверки.

Знать, как правильно написать слово с безударной гласной в приставке, в суффиксе, в корне.

Уметь объяснять своими словами, как проверить безударную гласную в корне слова.

Уметь оценивать правильность выполнения своей работы, вносить необходимые коррективы в свою работу (регулятивные УУД)

Уметь обобщать полученные знания (познавательные УУД)

  1. Деятельность учащихся по достижению цели урока.

А) Объяснение и запись слов с безударной гласной.

Цель: организовать работу по объяснению написания проверяемых безударных гласных.

По очереди обосновывают выбор написания безударной гласной в слове, проверяемой ударением, графически обозначают выбор орфограммы.

Формулирует задание, организует работу с загадками, побуждает к высказыванию собственного мнения.

- Будем объяснять, и записывать под комментирование слова с безударными гласными.

- Послушайте загадки и объясните написание отгадки.

1) По морю идет, идет, А до берега дойдет – Тут и пропадет. (Волна)

2) Без рук, без топоренка       Построена избенка. (Гнездо)

3) Невзрачен, кругл и невелик,                         У дверей он жить привык.                     Чуть нажмешь – поднимет крик.          Все поймут его язык. (Звонок)

4) Я люблю прямоту,    Я сама прямая.            Сделать ровную черту Всем я помогаю.      Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка, Угадайте-ка, друзья, Кто же я?.. (Линейка)

5) Доску грызла и кусала,                          На пол крошек набросала,                    Но не съела ни куска: Знать, невкусная доска. (Пила)  

6) На шесте – дворец,  Во дворце – певец. (Скворец)

Уметь обосновывать выбор написания безударной гласной в корне слова.

Уметь выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой  и умственной форме (регулятивные УУД)

Б) Домашнее задание

Фиксируют домашнее задание и способ его выполнения.

Дает комментарий к выполнению домашнего задания.

- На доске записан номер упражнения, которое вы будете делать дома. В словах упражнения надо вставить безударные гласные в корне слова, графически обозначить выбор орфограммы, как мы это делали сейчас в классе.

В) Составление словосочетаний и предложений.

Цель: организовать работу с предложениями и словосочетаниями (развитие связной речи учащихся)

Составляют словосочетания с записанными ранее словами, составляют и записывают предложения со словосочетаниями, разбирают одно из предложений по членам.

Организует работу по составлению словосочетаний. Напоминает обучающимся, как строится словосочетание, предложение. Контролирует выполнение работы.

- Составьте с любым из записанных слов словосочетание.

- Что такое словосочетание?

- Ставьте вопрос от главного слова к зависимому.

- Составьте предложение с любым из словосочетаний.

- Что такое предложение?

- Прокомментируйте написание предложения.

- Прокомментируйте разбор предложения по членам.

Физкультминутка (песня «Мир похож на цветной луг») проводится самими детьми.

- Знать, что такое словосочетание, предложение.

- Уметь составлять и записывать словосочетания, предложения.

- Уметь разбирать предложения по членам.

Уметь выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой  и умственной форме (регулятивные УУД)

Уметь строить монологическое высказывание (коммуникативные УУД)

Г) Объяснение написания слов с безударными гласными, проверяемыми ударениями.

Цель: закреплять умение слышать «опасное место» в слове и обосновывать выбор написания гласной.

1)Работают в парах сменного состава. Одни учащиеся          (I вариант)  - «учителя». Они читают слова, данные на карточках. Слова произносятся так, как мы их произносим в разговорной речи. Другие учащиеся      (II вариант) – «ученики». Объясняют написание безударной гласной.

На другом уроке дети меняются ролями, заготавливаются карточки с другими словами.

2) Самостоятельно работают  – выполняют упражнение, данное в учебнике.

3) Самостоятельно работают – заполняют таблицу безударными гласными.

1)Организует работу учащихся в парах сменного состава.  (На объяснение слов одной карточки отводится 40 секунд. По сигналу педагога  дети переходят от одного «учителя» к другому). Уточняет понимание учащимися поставленной задачи и способа ее выполнения. Организует оценочные высказывания «учителей». Осуществляет выборочный контроль.

2) Организует самостоятельную работу учащихся по заданию в учебнике. Обсуждает с детьми способ решения задания. Организует беседу, связывая  цель выполнения данного задания с целями урока.

3)  Организует самостоятельную работу учащихся (заранее заготавливает для них таблицы).  Осуществляет подбор слов с изучаемой орфограммой. Организует проверку выполнения задания. Оценивает работу учащихся.

1) - Игра «Эскалатор». Сегодня I вариант – «учителя». Произносите слова, записанные на карточках, так, как мы их произносим в разговорной речи. Внимательно слушайте объяснения своих товарищей, если это необходимо, оказывайте им помощь при подборе проверочных слов (Проверочные слова есть на карточках) В конце работы каждого ученика, оцените его работу. Будьте доброжелательны в оценочных высказываниях.

- II вариант сегодня – «ученики». Вы переходите (по моему сигналу) от одного «учителя» к другому. Ваша задача – объяснить написание безударных гласных в тех словах, которые вам проговорят «учителя».

- Ребята, которые были сегодня «учителями», оцените работу своих товарищей. За что вы бы похвалили своих «учеников»?

- Ребята, которые сегодня были «учениками», оцените свою работу. Объясните свою оценку.

2) - Упр. 261. Прочитайте задание, объясните своими словами, что надо сделать в данном упражнении.

- Как вы будете выполнять это задание?

- Чему учились, выполняя это упражнение?

3) – Возьмите таблички. В них вы будете построчно записывать безударные гласные. Слова я буду произносить так, как мы их произносим в разговорной речи. Вы фиксируйте «опасное место» в слове, устно про себя подбирайте проверочное слово, а в табличку записывайте только гласную, которую проверили.

- 1 строка: сажать, голубка, ходить, носить, кричать.

- 2 строка: бежать, нога, пилить, маслёнка, спешить.

- 3 строка: жара, сторонка, большой, больной, свистеть.

- 4 строка: зелёный, правдивый, крикливый, полезный, ленивый.

- 5 строка: кленовый, водичка, смотреть, воздушный, вечерний.

- Возьмите зеленые ручки и соедините рядом стоящие буквы «о». Соединять можно только по горизонтали и  вертикали.

А

О

О

О

И

Е

О

И

А

Е

А

О

О

О

И

Е

А

И

О

Е

Е

О

О

О

Е

- Какой рисунок у вас получился?

- Какая орфограмма есть в слове «пятерка»?

- Как напишите слово? Почему?

- Зачем выполняли данное задание?

Уметь слышать «опасное место» в слове и объяснять написание слова с изучаемой орфограммой.

Уметь объяснять написание слова с изучаемой орфограммой, писать слово правильно.

Уметь строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (коммуникативные УУД)

Уметь выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой форме (регулятивные УУД)

Уметь проводить оценку и самооценку работы на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)

Уметь выполнять учебные действия в  умственной форме (регулятивные УУД)               Уметь планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане (регулятивные УУД)

Уметь проводить оценку и самооценку работы на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, чему научились на уроке.

Делают самооценку учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую цель ставили на уроке? Достигли цели?

- Какая тема была на уроке?

- Чему научились на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД).

Уметь проводить оценку и самооценку работы на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)