урок русского языка в малокомплектной начальной школе 2-4 класс тема "Глагол. Спряжение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Данный урок   проводился   в соответствии с разработанным  УМК «Планета

Знаний» - 2 класс, учебник русского языка авторы: Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина; УМК « Школа России» Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова – 4 класс.

Тема: «Глагол»  2 класс. Это  1 урок в изучении данной части речи, до этого был урок « Знакомство с частями речи».

Тема «Спряжение глаголов» в общей теме «Глагол» -первый  урок.  До этого урока дети познакомились только с понятием «спряжение глаголов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx46.76 КБ
Office presentation icon glagol.ppt1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

2 класс

Тема : «Глагол»

Цели урока

уточнить признаки отличия глаголов от других частей речи; определять роль глаголов в речи  через организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.

 Формировать умение выделять  глаголы в речи и правильно их употреблять;

  Развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость.

   Формирование УУД

 

Планируемые результаты:

личностные: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; осознание ответственности ученика за общее благополучие класса.

Метапредметные: регулятивные

принимать и сохранять заданную

 учебную цель; учитывать, выделенные

учителем, ориентиры действия в учебном

материале; осуществлять  итоговый и

пошаговый контроль по результату;

 осуществлять действия по образцу и

заданному правилу; вносить необходимые

коррективы в действие после его

завершения на основе его оценки и учёта

характера сделанных ошибок; адекватно

понимать оценку взрослого;

взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

познавательные  - осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе; научатся находить , сравнивать «группировать слова»;обобщать

полученные знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

коммуникативные  научатся слушать собеседника, использовать речь для

регуляции своего действия; задавать вопросы; контролировать действия

партнёра; эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

предметные – научатся определять глаголы в тексте, получат возможность научиться  использовать части речи в предложении.

Тип занятия: комплексный

Форма проведения: классная, индивидуальная.

Методы обучения: : беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Оборудование: компьютер, проектор, экран для проектора, презентация к уроку, раздаточный материал(карточки  со словами, предметные картинки), словарь Ожегова.

4 класс

Спряжение глаголов

совершенствовать знания учащихся о спряжении глаголов; различать окончания глаголов I и II спряжения

познавательные:  ознакомить уч-ся  с глаголами I и II спряжения, с личными окончаниями глаголов I и II спряжения;

развивающие: развивать умение спрягать глаголы, связную речь уч-ся при устных ответах; мышление, память; умение работать на компьютере;

воспитательные: воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Ожидаемый результат: умение различать окончания глаголов I и II спряжения.

Тип занятия: комплексный

Форма проведения: классная, индивидуальная.

Методы обучения: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

План урока

I.Организованное начало урока.

1. Приветствие.

Здравствуйте!

Что такое здравствуйте?

Лучшее из слов,

Потому что, здравствуйте,

Значит Будь Здоров!

Я желаю всем присутствующим здоровья и очень рада всех видеть.

Ребята, сегодня у нас на уроке гости и мы хотим знать с каким настроением вы пришли на урок . На столах у вас лежат картинки с разными символами настроения. Выберите наиболее подходящий  для вас  и покажите мне и гостям.  Как гостеприимные хозяева повернёмся  к ним,  улыбнёмся и поприветствуем их. Спасибо. Садитесь. Мы видим, что у вас всех хорошее настроение.

Слайд 1

           2.Проверка оборудования.

Итак, у нас сейчас урок русского языка. Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

Слайд 2

Слайд 3

Наш девиз: « Я хочу много знать!»

Наши правила:

  1. Не выкрикиваем
  2. Не перебиваем друг друга
  3. Мы слышим друг друга
  4. Учимся работать сообща

II. Сообщение темы, цели урока.

- Ребята, а сейчас прочитайте стихотворение и подумайте , о чём пойдёт речь на  уроке.

Слайд 4

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает  или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит.

Всё расскажет нам … (глагол)

- Значит, какая у нас сегодня тема урока. (Глагол)

- Правильно! Глагол. Спряжение глаголов.

Слайд 5  (Глагол. Спряжение глаголов.)

- Нам с вами предстоит провести небольшое исследование. Давайте поставим  цели к уроку.

- Что 2 класс уже знает о глаголе? (часть речи)

Слайд 6

(таблица)

Знаю

Хочу  узнать

Глагол – часть речи

План исследования части речи

1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает?

4.  Роль в предложении.

5. Какую работу в языке выполняет данная часть речи?

- Что бы хотели узнать? Вспомните, по какому плану мы раннее исследовали части речи? (на какие вопросы отвечает, что обозначает )

- Значит, какие цели мы поставим на урок?

- Посмотрим на план нашего исследования (в таблице на слайде и у детей на столах), который у вас на столах. (читаем)

4 класс

- Что  учили на предыдущих уроках о глаголе? (глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени по родам. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Слайд 7

Знаю

Хочу  узнать

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени по родам. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением

План исследования части речи

1. Сколько спряжений у глаголов.

2. Личные окончания глаголов.

- Сегодня продолжим изучать глагол ,  посмотрим на план исследования:

- узнаем  сколько  бывает спряжений  глаголов;

-познакомимся с личными окончаниями глаголов;

- Оценивать  свою работу будем в оценочных листах.

- Вы готовы приступить к работе?

- Исследователи должны быть очень внимательны, наблюдательны, ведь на уроке мы будем добывать новые знания. И у них должно быть хорошее настроение.

III. Минутка чистописания.

 Словарно – орфографическая работа.

Повторение пройденного.

- Откроем тетради, запишем число, классная работа, следим за осанкой.

На доске:

Р   Д   С   Т   Ь

- Назовите правильно буквы

- Как  вы думаете, какое слово зашифровано? (радость)

- Когда мы испытываем радость?

- Радость- словарное слово

 (открываю написанное на доске).

- Скажем с ударением ;

- Найдём трудное место;

- проговариваем орфоэпически;

- орфографически;

- многократное чтение;-

-Запишем его с учётом всех каллиграфических требований с большой буквы на новой строке.

- На какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?

- Подберите к данному слову однокоренное имя прилагательное (радостный)(открываю на доске) запишем

- Подберите  однокоренной глагол  (обращаюсь к 4 классу)

Радость, радостный, радоваться.     2 кл      

-  Подчеркните  в слове радость синим карандашом твёрдые согласные буквы, зелёным карандашом мягкие, красным карандашом гласные. 

 

Радость, радостный, радоваться, веселиться, грустить.            4 кл

- Подбери и запиши к глаголу синоним и антоним.

Проверка.

- Молодцы! Не забываем оценивать себя в оценочном листе.

IV. Актуализация знаний.

  1. Введение в тему урока

– Отгадайте загадку

Приходит с добром,

Веет теплом ,

Светом солнечным красна

А зовут её … (весна)

Слайд 8 (весна)

  1. Работа по теме урока.

А)Составление предложений

- Ребята, вы рады весне?

- Какое настроение весной?

- Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова  ВЕСНОЙ…

Слайд 9 (изображение весны с голосами птиц)

Воспитательный момент (весной прилетают на родину перелётные птицы и мы должны им помочь. Как? Построить скворечники, в лесу не шуметь, не ломать ветки деревьев, не рвать много цветов)

Слайд 10 (с предложениями)

- Посмотрите на слайд. Здесь записаны предложения о весне.

Идёт  радостная весна.

Гремит  первый гром.

Весело журчат ручьи.

Птицы вьют свои гнёзда.

  1. Определение глаголов в тексте

У -А  мы займёмся исследованием  глагола.

-   Найдите  в первом предложении имя

существительное (весна)

- Найдите  слово, которое указывает , что этот предмет делает (идёт)

- Возьмите план исследования и по плану ответьте на вопросы

на какой вопросы отвечает? (что делает)

- что обозначает? (действие предмета)

-  роль в предложении (сказуемое)

Найдём подлежащее в этом предложении: о чём говорится (о весне)- это подлежащее, что о весне говорится, что она делает (идёт), значит, идёт будет являться сказуемым

- какую роль играет в языке

( Делают текст понятным, передают события последовательно от действия к действию)

(Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? Что сделает? Что делать и т.д. – называются глаголами)

- Запишем эти два слова

(Весна идёт)- подчеркнём подлежащее и сказуемое

- Такую же работу проведите со вторым предложением, но сами. Кто желает?

- Гром гремит (вслух)

 С - запишите эту пару слов и подчеркните главные члены предложения. (если будет время выписать существительное и глагол из двух следующих предложений и тогда оценивание)

У  Вывод:

- Что нового узнали о глаголе?

С 4. Закрепление по учебнику.

- Наш друг, помощник и советчик – это учебник. Откройте его на стр. 100 и найдите информацию по нашей теме исследования. Эту информацию надо выучить.

5. Работа в парах.

- После этого, вы будете работать в паре.

Вместе выполнять задание , которое написано у вас на карточках. Прочитаете его, обсудите, подумаете, как выполнить работу и приступите к её выполнению.

(у детей карточки –задания, у одного с именами существительными, а другого с глаголами надо найти пару и записать предложения)  

Составьте предложения, подобрав к существительному подходящий по смыслу глагол

Солнце                    Светит

Цветы                     Порхает

Бабочка                  Плывут

Облака                   Цветут

Грачи                     Набухают

Почки                    Прилетают

Проверка на слайде 13

У 5.Проверка выполненной работы.

- Зачитайте полученные предложения

-Солнце светит.

- Цветы цветут.

- Бабочка порхает.

- Облака плывут.

-Грачи прилетают.

- Почки набухают.

Оценка работы

3.Наблюдение над вариантами окончаний личных глаголов

С - Списывает весь текст. Первое предложение разбирает на главные и второстепенные члены предложения. Выписывает  все глаголы и спрягает их.

(работает самостоятельно)

– смотрю работу

У 4. Проверка выполненной работы

«Открытие двух спряжений»

- Читаем первое предложение и разбираем на главные члены предложения ( Идёт радостная весна)

- Проверяем спряжение глаголов ( идёт, журчат)

- Называем получившиеся окончания

Слайд 11

-у  (-ю)                     -у(-ю)

- ешь(-ёшь )             -ишь

-ет(- ёт )                   -ит

- ем(-ём )                 -им

-ете (-ёте)                 -ите

-ут (-ют)                  -ат(-ят)

- Сколько вариантов окончаний заметили? (2)

- Какие окончания в первом варианте?

- Какие  окончания во втором варианте?

-  Есть другие варианты окончаний? (нет)

- Какой вывод можно сделать? (У глаголов 2 спряжения, и каждый имеет свои личные окончания)

- Если  на окончание глаголов падает ударение, определить спряжение легко: 1 спр.- гласные –е(ё), а в 3 лице (ут-ют), 2 спр.- и, (ат- ят)

- Есть слова помощники: ЕдУТ    ИспЯТ

Слайд 12

- Вернёмся к плану исследования

- Что мы хотели узнать?(сколько  спряжений  у глаголов)

- Ты сам справился с этим исследованием и сделал «открытие двух спряжений»

- Личные окончания глаголов  выделили.

- Не забываем оценивать свою работу.

С 5. Закрепление по учебнику.

-стр. 78 правило,стр.79 упр 55 рассмотрите таблицу

- окончания надо выучить

Физминутка    Слайд 14

- Мы на славу потрудились пришло время отдохнуть

Так как на улице  весна  и мы ей рады – будем бабочками

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз росой она умылась,

 Два изящно покружилась,

 Три нагнулась и присела

На цветочек тихо села.

(Одна была бабочка? А если их много?)

Утром бабочки проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз росой они  умылись,

 Два изящно покружились,

 Три нагнулись и присели

На четыре улетела.

V. Закрепление изученного.

1. Работа со словарём

2. Прослушивание сообщения

У 3.Задание  «Проверь друга!»

Выборочное списывание. Дети выписывают в три столбика и.с., и.п., гл.

Слова на слайде или на доске??

Слайд 15

Проверка взаимная. Дети проверяют работы друг друга и доказывают один другому правильность своего выбора. Дописать в столбик по одному своему примеру. (Оценивают друг друга)

- Я тоже выполняла задание про глаголы. Проверьте и мою работу.(дети доказывают  правильность своего выбора)

Слайд 16

Солнце, весеннее, тучи, светит, заяц, лес, серенький, бежит, зелёный, прыгает.

Мой вариант: на доске?

Поёт , рисует, играет, пишет, ходит, лечит, (ходьба)??

Сообщение   о глаголе

1. - Ребята, а сейчас давайте выясним, почему глагол так назвали? И в этом нам поможет толковый словарь Ожегова. Он лежит у вас на столе. (Дети сами комментируют, как найти слово) зачитываем.

2. - Чтение сообщения детьми.

Слайд 14

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. В древнерусском языке было слово глаголить-, значить, говорить. А слова, которые  обозначают действие предмета называли ГЛАГОЛАМИ. Ведь они рассказывают, т.е. глаголят о предмете: что он делает или будет делать? Глаголы по частоте употребления в речи, занимают второе место после существительных. Без глагола не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.

С 3 . Выполнение тест –тренажёра

(за компьютером самостоятельно)

Оценивает компьютер, выставление оценок в оценочный лист

VI.Задание на дом:   слайд17

- Ребята, наш урок подходит к концу, разберём домашнее задание:

2 класс:

- учебник стр. 100 выучить правило;

-написать текст на тему « Весна пришла», используя как можно больше глаголов, глаголы подчеркнуть;

4 класс

- стр. 78 правило,стр.79 упр 55 выучить окончания глаголов

- написать сочинение на тему « Весна пришла»,указать грамматические признаки глаголов (время, лицо, число, род в пр.вр., спряжение  глаголов с ударным окончанием).

VII.Рефлексия

-  Оцените свою работу(оценочные листы).  Подсчитайте количество баллов.( Спрашиваю). Листы сдадите.

- Ребята, под каким девизом мы сегодня работали?  «Я хочу много знать!»

- А в какой форме вы добывали сегодня себе знания? (исследования)

-  Что  же нового вы   узнали в ходе исследования?

- 2 класс?(глагол обозначает действие предмета и т.д.)   Слайд 18

- 4 класс? (глагол имеет 2 спряжения)                               Слайд 19

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Глагол – часть речи

План исследования части речи

1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает?

4.  Роль в предложении.

5. Какую работу в языке выполняет часть речи?

Глагол обозначает действие предмета.

Отвечает на вопросы:

что делать?что сделать?

Что делает? Что сделает?  и  т.д.

В предложении чаще всего является сказуемым.

Делают текст понятным, передают события последовательно от действия к действию

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени по родам. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением

План исследования части речи

1. Сколько спряжений у глаголов.

2. Личные окончания глаголов.

По личным окончаниям глаголы делятся на две группы: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения

Iспр.               II спр

–у(-ю)            –у(-ю)

-ешь(-ёшь)        -ишь

-ет(-ёт)               -ит

-ем(-ём)             -им

-ете(-ёте)            -ите

-ут(-ют)             -ат(-ят)

- Ребята, вы добились целей, которые    поставили в начале урока ?

- Ребята, дядюшка Глагол в память о себе дарит вот такие памятки. (раздаю листы с картинками «Глагол»)

- А о чём ещё мы сегодня говорили  на уроке? (о весне, о хорошем настроении)   Слайд 20(весна)

- Давайте составим весеннюю картинку нашего урока.

- У вас на столах лежат предметные картинки.(солнышко, трава, облака, тучи, цветы, птицы,)

- Приклейте на картину те предметы, которые соответствуют вашему настроению

- Какие карточки остались? Почему? (У нас хорошее настроение)

- И поэтому на нашей  весенней картине урока:

-солнышко (что делает?) светит;

- травка (что делает?) зеленеет;

- цветы цветут и т.д.

И всё это благодаря, какой части речи? (Глаголам)

- Именно они помогли нам создать хорошее настроение! Нужны нам глаголы в речи?

- С ними речь становится красивой и понятной.

- Молодцы! Всем спасибо!  Слайд 21

- А в память о нашем уроке дети приготовили гостям подарки( дарят цв

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка 1

Составь предложения и запиши их, подобрав к существительному подходящий по смыслу глагол, который на карточке №2 у твоего друга

Солнце                    

Цветы                    

Бабочка                  

Облака                  

Грачи                    

Почки                    

Карточка 2

Составьте предложения и запиши их, подобрав к глаголу подходящее  по смыслу существительное, которое  на карточке №1 у твоего друга

 Светит

 Порхает

 Плывут

 Цветут

 Набухают

 Прилетают

Оценочный лист

Ученика 4 класса   Кошкина Сергея    МОУ Стемасская СОШ

Русский язык

Тема: «Спряжение глаголов»

1

Минутка чистописания

2

«Открытие двух спряжений»

3

Сообщение о глаголе

4

Выполнение тест-тренажёра «Глагол»

Оценочный лист

Ученика 2 класса  Малькова Максима  МОУ Стемасская СОШ

Русский язык

Тема: «Глагол»

1

Минутка чистописания

2

Выделение глаголов из текста

«Найди глагол»

3

Работа в парах

4

Выборочное списывание

«Проверь друга!»

Оценочный лист

Ученицы  2 класса  Кошкиной Светланы  МОУ Стемасская СОШ

Русский язык

Тема: «Глагол»

1

Минутка чистописания

2

Выделение глаголов из текста

«Найди глагол»

3

Работа в парах

4

Выборочное списывание

«Проверь друга!»

Тест тема « Глагол» 4 класс

1.Глагол – это:

а) часть слова

б) часть речи

в) член предложения

г)часть текста

2. Глагол обозначает

     А) действие предмета

     Б) название предмета

    В) признак предмета

    Г)указывает на предмет, но не называет его

3. Глаголы изменяются

    А) только по числам

    Б) только по временам

    В) по временам, по лицам, по числам

    Г)только по лицам

4. Глаголы в предложении бывают

     А) чаще всего сказуемым

     Б) подлежащим

     В) обстоятельством

     Г)определение

5. Найдите глагол 2 спряжения

    А) зеленеть

    Б) играть

    В) светить

    Г)полоть

6. Найдите глагол 1 спряжения

     А)учить

     Б)рисовать

     В)просить

     Г)говорить

7. Изменяются по родам и числам глаголы

А) настоящего времени
Б) будущего времени
В) прошедшего времени

Г) сложного будущего

8. Изменяются по лицам и числам (Спрягаются) глаголы:

А)прошедшего времени и настоящего

Б)настоящего времени и будущего

В) прошедшего времени и будущего

Г) прошедшего времени и  сложного будущего

9. Найдите окончания 1 спряжения

   А)-ешь

Б)-ит

В)- ат

Г)-ишь

10. Найдите глаголы 2 спряжения

А) –ют

Б)-ут

В) – ет

Г)- ят


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе

План-конспект урока с презентацией по теме "Антонимы". Урок составлен на основе деятельностного подхода в обучении с использованием здоровьесберегающих технологий....

Урок русского языка в малокомплектной национальной школе (1,4 классы)

Данный конспект урока разработан для малокомплектных школ с русским (неродным) языком обучения, урок предназначен для учащихся 1 и 4 классов национальных школ....

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века" "Слова-омонимы" , 2 класс

Данный материал содержит разработку урока по теме "Слова-омонимы" (блок "Развитие речи") и презентацию к уроку....

Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 век" в рамках ФГОС. Внеурочная деятельность. 3 класс.Тема: "Разряды прилагательных".

Внеурочное занятие получения , применения  предметных и метапредметных знаний. На занятии формируются умения: действовать в соответствии с заданными критериями,соотносить полученный результа...

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)

Цель: учить находить в предложении главные  члены предложения или  грамматическую основу по алгоритму....

Технологическая карта урока русского языка "Фразеологизмы." (УМК «Начальная школа XXI», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования знаний у обучающихся о неизвестных фразеологизмах, навыков употребления их в речи. Задачи урока Дидактические: 1) формировать знания о фразеологизмах...