ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЛАСНЫЙ ЗВУК». ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА СХЕМЕ ФИШКАМИ КРАСНОГО ЦВЕТА
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Бекузарова Зинаида Леонидовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_obuchenie_gramote.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 9

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЛАСНЫЙ ЗВУК».

ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА СХЕМЕ ФИШКАМИ КРАСНОГО ЦВЕТА

Цели деятельности педагога: помочь уяснить понятие «гласный звук»; организовать работу (наблюдение, анализ) по выявлению особенности гласных звуков - отсутствие при их произнесении преграды; научить выполнять звуковой анализ слов, обозначать гласный звук красной фишкой; создать условия для развития фонематического слуха и активизации словаря учащихся.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают, что такое «гласный звук»; умеют выявлять особенности гласных звуков, выполнять звуковой анализ слов.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: общеучебные - выполнение звукового анализа слов; ознакомление с обозначением гласных звуков в модели слова; логические - построение рассуждений о значении понятия «гласный звук»; составление слова из указанных звуков в других словах.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение.

Ход урока

  1. Организационный момент.

             Мы первоклассники сознательные,

За партой не вешаем носа.

Сидим мы прямо, как знак восклицательный,

И не сидим, как знак вопроса.

  1. Объявление темы и постановка учебной задачи.
  • Тысячи разных звуков окружают нас: речевые и неречевые звуки. Представьте, вы оказались на животноводческой ферме. Выберите себе роль. С помощью звуков покажите, кто вы. Вы на птичьем дворе. С помощью звуков покажите, кто вы.
  • Какие звуки вы услышали? (Неречевые звуки.)
  • Сегодня мы продолжим работу со звуками речи, проведём звуковой анализ новых слов, узнаем, какие звуки называются гласными.
  1. Открытие нового знания.
  1. Интонационное выделение гласных звуков.
  • В слове есть один звук, который можно очень громко крикнуть, пропеть. Когда вы его произносите, ничто во рту вам не мешает - ни губы, ни зубы, ни язычок. Угадайте, какой это звук? ([а].)
  • Обозначьте его фишкой красного цвета.

Аналогичная работа проводится со словами «нос», «кит», «сыр», «лук», «лес».

  • Звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э] называются гласными. Их шесть.
  • В старину голос так и называли: глас.
  • Как вы думаете, при чём тут голос?
  • Оказывается, гласные звуки образуются голосом. Давайте это проверим. Поднесите ладонь к горлу, легко прижмите.
  • Произнесите гласный звук [а]. Что вы почувствовали под ладонью? (Внутри горла под ладонью что-то дрожит.)
  • Произнесите другие гласные звуки.
  • Вот здесь, в горле, и живёт голос. Внутри горла находятся две упругие мышцы. Они натянуты, как струны на гитаре. Это голосовые связки. Когда мы произносим гласные звуки, голосовые связки колеблются, дрожат. Так возникает голос.

Гласные тянутся в песне звонкой,

    Могут заплакать и закричать,

  Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

  1. Игра «Назови слово» (с гласным звуком).

Учитель называет гласный звук, ученики - слова, в которых есть этот звук. Приветствуется интонационное выделение звука.

  • Ребята, чьи имена начинаются с гласного звука? Встаньте и произнесите свое имя, выделяя первый звук.
  1. Работа по учебнику.
  • Выложите фишками гласные звуки.

В садочке есть плод, он сладок, как мёд,

   Румян, как калач, но не круглый,как мяч, -
  Он под самой ножкой вытянут немножко.

(Груша.)

  • Выделите последовательно каждый звук в слове.
  • Какие гласные звуки есть в этом слове?
  • Обозначьте гласные звуки красными фишками.
  • «Прочитайте» слово «груша», соотнося произнесение с движением указки по схеме.

Физкультминутка

  1. Дифференцированная работа.
  1. я группа работает с учителем.
  • Отгадайте загадки. Если отгадка начинается на гласный звук, составьте схему этого слова.

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.

(Капуста.)

К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи.

(Арбузы.)

Круглое, румяное, я расту на ветке;

                                      Любят меня взрослые и маленькие детки.

(Яблоко.)

     То назад, то вперёд ходит-бродит пароход.

     Остановишь - горе! Продырявит море!

(Утюг.)

  1. я группа работает самостоятельно.

Как на нашей грядке выросли загадки:

Сочные да крупные, вот такие круглые,

Летом зеленеют, к осени краснеют.

(Помидоры.)

В Полотняной стране по реке Простыне Плывёт пароход то назад, то вперёд.

А за ним такая гладь - ни морщинки не видать.

(Утюг.)

Сам алый, сахарный,

кафтан зелёный, бархатный.

(Арбуз.)

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.

(Яблоко.)

Наклонилась над рекой - уговор у них такой:

Обменяет ей река окунька на червяка.

(Удочка.)

  1. Итог урока. Рефлексия.
  • С какими звуками познакомились?
  • Какие гласные звуки вы запомнили?
  • Сколько гласных звуков?

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

                                                   Голос участвует, голос поёт,

                                                   Звук получается... (гласный).

Урок 11 ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А, а

Цели деятельности педагога: ознакомить с гласным звуком [а]; научить акцентированно произносить гласные звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета); обеспечить условия для развития фонематического слуха и воспитания культуры учебного труда.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают буквы А, а; умеют выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», осуществлять выбор слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова, моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета).

Метапредметные (критерии сформированности и оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: логические - построение рассуждений о значении понятий «верхняя (средняя, нижняя) строка», «левый (правый) столбец» (рисунки в учебнике); воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учись читать! Учись читать!

                                                      Важнее нет науки!

                                                      Тот, кто сумеет сам читать,

                                                      Совсем не знает скуки.

  1. Введение в тему урока.
  • Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а.)
  • Обратите внимание на форму открытого рта.
  • Обратите внимание на то, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.
  • Отгадайте загадки:

Он большой, как мяч футбольный,        

Так приятен он на вкус!

Если спелый - все довольны,

И зовут его... (арбуз).

  • Произнесите первый звук в слове «арбуз».

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

(Мак.)

  • Произнесите второй звук в слове «мак».

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина.)

  • Произнесите последний звук в слове «рябина».
  1. Объявление темы и постановка учебной задачи.
  • Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а.
  1. Открытие новых знаний.
  1. Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др.
  • Постройте схему слова.
  • «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова.
  • «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук. (Ааанюта.)
  • Назовите первый звук в слове.
  • Какой это звук гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.
  • «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. (Аньньюта.)
  • Назовите второй звук.
  • Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук.
  • «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. (Анюююта.)
  • Назовите третий звук.
  • Объясните, какой это звук и как его обозначить.
  • «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен четвёртый звук. (Анюттта.)
  • Назовите четвертый звук.
  • Объясните, как его нужно обозначить.
  • Назовите мягкую пару звука [т].
  • Выделите голосом последний звук в слове.
  • Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук.
  • Объясните, как его нужно обозначить.
  • Прочитайте всё слово. Что оно обозначает? (Это имя девочки.)
  • Сколько в слове звуков?
  • Определите, сколько в слове Анюта звуков [а]? (Два.)
  • Какие они по счету? (Первый и пятый.)
  • После какого согласного звука стоит второй звук [а]? (После твёрдого согласного.) -Запомните правило: после твёрдых согласных звук [а] записывается буквой а.
  • Чем отличаются первая и последняя буквы? (Заглавная и маленькая буквы А, а.)
  • Буква А — заглавная, пишется только в начале предложения, слов, которые обозначают имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек.
  • Какие вы знаете слова на букву А? (Ответы учеников.)

Аналогично проводится работа с другими словами.

  • Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его.
  1. Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику.

Учитель просит учащихся рассмотреть образцы печатной буквы А, а.

  • Из каких элементов состоят буквы?

БУКВА НА ДОРОГЕ

А - автобус. Чётко, кратко.

Здесь - и выход, и посадка.

А. Шибаев

Всем известно, буква А - буква очень славная.

Да к тому же буква А в алфавите главная.

Обожают этот звук и Андрей, и Аллочка,

            Палка так и палка так, а в середине палочка.

Э.        Успенский

  1. Составление предложений с данными словами.

Физкультминутка

  1. Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова (по схемам). Работа по учебнику.
  • Назовите слова, которые начинаются со звука [а].
  • Назовите слова, в которых звук [а] находится в середине слова.
  • Назовите слова, в которых звук [а] находится в конце слова.
  • Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.
  • Определите, в каком слове спряталось слово «кран»? (Экран.)
  • Расскажите, как расположены рисунки. (В столбики.)
  • Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце (в правом столбце, в верхней строке, в средней строке, в нижней строке).
  • Найдите слово в слове «шарф». (Шар.)
  1. Дифференцированная работа по печатной тетради «Я учусь писать и читать».
  • Рассмотрите буквы, написанные в самой верхней части и назовите их по порядку. (Заглавная печатная буква А, строчная печатная буква а, заглавная письменная буква А, строчная письменная буква а.)
  • Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква а.
  • Какой буквой обозначается звук [а] после твёрдых согласных? (Буквой а.) Звукобуквенный анализ названий картинок.
  • Посмотрите на условное обозначение перед заданием. Что вы видите? (Фишки, букву.)
  • Это значит, что нужно выполнить звукобуквенный анализ.
  • Как правильно назвать первую картинку - шарик или шар? (В схеме звукового состава слова представлены три клеточки, значит, картинку можно назвать только словом «шар».)
  • Приготовьте цветные карандаши и ручку. После того, как дадим звуковую характеристику звуку, будем закрашивать его клеточку соответствующим цветом. В клеточку, под которой нарисовано перо, впишем соответствующую букву.
  • Обозначьте звук [а] буквой, вписав её в нужные клеточки.
  • После какого звука стоит звук [а]? (После твёрдого согласного.)
  • Повторите правило обозначения звука [а], стоящего после твёрдого согласного. (После твёрдых согласных звук [а]записывается буквой а.)
  1. Разгадывание кроссворда.
  • Назовите слова со звуком [а].
  • Что нарисовано на картинке? (Арфа.)
  • Объясните, что обозначает слово «арфа». (Арфа - щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.)
  • Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А...р...ф...а...)
  • Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].
  • На каком месте в слове находится звук [а]?
  • Покажите с помощью фишек качественную характеристику звука.

Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске.

Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде.

Вывод: буква а обозначает гласный звук [а].

  1. Итог урока. Игра на внимание.

Учитель читает стихотворение С. Маршака.

... Вот мраморная арка Ведёт в аллею парка.

Идёт аллея до ворот,

А у ворот автобус ждёт...

Да вот фруктовый магазин!

Здесь припасли для нас Антоновку и апельсин,

Арбуз и ананас.

Вот абрикос, а вот айва...

Какие вкусные слова - И все на букву... («А»).

  • Назовите слова на букву а.
  • Что нового узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета (конспект урока 1 класс)

Поурочный план по литературному чтению (обучение чтению)  в 1 классе.  УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.

Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....

Обучение грамоте. Введение понятия "Гласный звук".Обозначение гласного звука фишками красного цвета.

презентация к уроку Обучения грамоте "Введение понятия галсный звук" .Программа "Начальная школа 21 века". В презентации использованы обозначения твёрдого и мягкого согл. звука ....

Технологическая карта по литературному чтению. Введение понятия "гласный звук". Обозначение гласных звуков на схеме.

Помочь уяснить понятие "гласный звук", организовать работу (наблюдение, анализ) по выявлению особенности гласных звуков - отсутствие при их произнесении преграды; научить выполнять звуковой ...

Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...