Конспект открытого урока по русскому языку «Состав слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кононова Надежда Петровна

Тема урока: «Состав слова».

Цели урока:

- в процессе целенаправленных упражнений добиваться осознанного усвоения учащимися понятий: однокоренные слова, корень слова;

- в процессе словообразовательных и лексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, а проводя упражнения творческого характера, решать задачи развития связной речи младших школьников, т.е. формировать учебно-познавательную и коммуникативную компетенции;

- исключить возможность смешивания форм одного и того же слова с однокоренными словами;

- предупредить ошибку как результат смешивания синонимов и слов, имеющих омонимические корни, с однокоренными словами при подборе к данному слову однокоренных;

- формировать учебно-познавательные и коммуникативные компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5._otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Городская гимназия № 1»

Конспект открытого урока

по русскому языку

«Состав слова».

2 класс

                                                                                Кононова Н.П.,

учитель начальных классов

г. Усть-Илимск

Урок русского языка во 2 – классе

Н.П. Кононова, учитель начальных классов, г. Усть-Илимск, МБОУ «Городская гимназия №1»

Тема урока: «Состав слова».

Цели урока:

- в процессе целенаправленных упражнений добиваться осознанного усвоения учащимися понятий: однокоренные слова, корень слова;

- в процессе словообразовательных и лексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, а проводя упражнения творческого характера, решать задачи развития связной речи младших школьников, т.е. формировать учебно-познавательную и коммуникативную компетенции;

- исключить возможность смешивания форм одного и того же слова с однокоренными словами;

- предупредить ошибку как результат смешивания синонимов и слов, имеющих омонимические корни, с однокоренными словами при подборе к данному слову однокоренных;

- формировать учебно-познавательные и коммуникативные компетенции.

Оборудование: рисунок на большом листе бумаги, на котором изображена ель с корнем, а на ветвях слова: ель, ельник, еловая, елочка; листы бумаги (А-3) – 6 штук; фломастеры; опорная таблица «Корень слова»; карточки № 1, № 2 для самостоятельной работы; на отдельных листах бумаги (А-4) - творческое задание на дом, сигнальные значки для рефлексии, презентация.

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

Учитель: Начнем урок с отрывка из стихотворения И. Никитина

      Жгуч мороз трескучий,

На дворе темно,

Серебристый иней

Запушил окно.

(И. Никитин) 

- О каком времени года рассказывает поэт в своём стихотворении?

Ученики: Поэт рассказывает о зиме.

Учитель: Какое время года у нас сейчас?

Ученики: Зима.

 Слайд 1 «Зимний пейзаж».

Учитель: Назовите три зимних месяца?

Ученики: Декабрь, январь и февраль.

Учитель: Запишите число, классная работа (22 декабря).

Слайд 2

Декабрь год кончает, зиму починает, старые заботы кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет.

Учитель: Прочитайте.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Какой праздник приближается? (Новый год).

- А вы знаете, ребята, что под Новый год происходят разные чудеса.

Слайд 3

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи

В зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём!

(В.Фетисов)

- Прочитайте.

- Отгадайте, что это?

Ученики: Это лес.

II. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Учитель: Мы сейчас с вами отправимся не просто в лес, а в лесную сказку.

1.  «Яркое пятно»

Слайд 4. Большой рисунок, на котором изображена ель с корнем, а на ветвях слова: ель, ельник, еловая, ёлочка.

Учитель:

Лесная сказка.

Как-то много лет назад появился сказочный лес. А было это так.

- Жил-был корень - ель - . Один догадливый человек решил его посадить. И посадил. Выросло из него необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей выросли на нём слова.

- Давайте прочитаем эти слова хором.

- Что общего у этих слов? Объясните.

 Ученики: У этих слов одинаковая часть – корень – ель - , по смыслу они похожи. Такие слова называются однокоренными.

Учитель: Запишите слова в столбик, обозначьте в них корень значком.

- Как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем изучать на уроке?

Ученики: Однокоренные слова. Корень слова.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель открывает тему урока на доске, ученики хором читают её.

Учитель: Сегодня на уроке вы научитесь подбирать однокоренные слова, находить корень, различать однокоренные и неоднокоренные слова, у которых есть одинаковая часть.

а) Работа в группах.

Учитель: Ребята хотите сами стать волшебниками? (Да)

- «Посадите» слово-корень:

1 группа – дуб.

2 группа – дом.

3 группа – снег.

4 группа – гриб.

5 группа – свет.

6 группа – кот.

- К данному слову-корню придумайте и запишите как можно больше однокоренных слов.

Дети работают в группах по 4 человека. Задание выполняют фломастерами на больших листах бумаги (А-3).

Учитель:

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

(Е.Измайлов)

- Каких слов стало много?

Ученики: Однокоренных слов.

Командиры групп представляют работу.

Выставка работ на доске.

Учитель: Прочитайте в этих словах только корень. (Лес, дом, сад, гриб, свет, кот).

- Вы поняли, что означает каждое слово? (Да)

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части слова.

-Ясен ли смысл слов? (Нет)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод делают ученики:

В корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От него «растут» другие слова.

Слайд 5. Вывод

Учитель:

- Такие словесные «деревья» называются словообразовательными гнёздами.

б) Работа по учебнику (стр. 75).

- Сравните вывод, который вы сделали сейчас и вывод в учебнике.

Ученики: Вывод совпадает.

Учитель: Молодцы!

в) Работа в парах (стр. 75, упр. 118.)

Лист, хвостик, хвостатый, листок, листочек, хвост, листопад.

Учитель: Прочитайте задание.

Ученики: Прочитайте слова. На какие группы их можно разделить? Почему?

Запишите однокоренные слова в столбики. Обозначьте корень.

Дети объясняют друг другу как выполнить задание, затем выполняют его.

Учитель: Проверяем. Открывает правильный ответ на доске, дети обмениваются тетрадями и проверяют работу.

- У кого есть ошибки?

г) Физкультминутка.

Учитель: Встали.

- Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы хлопаете в ладоши, если услышите слово с корнем сад, вы прыгаете.

Сад, лес, лесной, садовый,  садовник,  лесник,  лесочек,  садик,  залесье,  садочек,  посадка,  лесовик,  перелесок.

д) Игра «Будь внимательным».

На доске:

мост – мостик  

мёд - медовый

смотреть – глядеть

гвоздь - гвоздика

сосна – сосны, на сосне

куст – кусты, под кустом

гореть – горевать - горный

берёза – берёзка

Учитель: Прочитайте пары слов.

- Можно ли сказать, что они однокоренные?

- Почему?

 Объясните. (Дети читают пары слов и объясняют).

е) Дифференцированная самостоятельная работа по карточкам.

Карточка № 1 – для «средних» учащихся.

Карточка № 2 – для « сильных» учащихся.

Карточка № 1

Прочитай. Найди лишнее слово. Зачеркни его. В однокоренных словах выдели корень.

Нос, носильщик, носик, носатый.

Час, часок, часть, часовщик.

Пар, париться, парочка, паровая.

Циркуль, цирк, цирковой, циркач.

Карточка № 2

    Прочитай. Найди в предложениях однокоренные слова, подчеркни их, выдели в них корень.

Прилетели зимовать птицы.

Зима вступила в свои права.

Здравствуй, зимушка-красавица!

Пришло время зимних забот, морозного воздуха, весёлых праздников.

     Учитель: Я надеюсь, что вы все успешно выполните работу по карточкам и получите только отличные отметки.

ё) Кодированный диктант.

 Учитель: Если я прочитаю пару однокоренных слов, вы ставите + (плюс), если я назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы ставите – (минус).

1) снег – снеговик                   5) обед - стол

2) река – плот                         6) поле - полюшко

3) дуб – дубы                          7) сын – у сына

4) звезда – звёзды                 8) глаз - глазной

Самопроверка:

На доске учитель открывает ответы: +  ,  -  ,  -  ,  -  ,  -  ,  +  ,   -  ,   +  .

- Кто выполнил без ошибок?

- Кто допустил ошибки?

III. Итог урока.

Работа в группах.

Задание от Деда Мороза (на карточках).

- Ребята, найдите и подчеркните правильное определение корня:

1. Корень – это общая часть всех слов.

2. Корень – это главная часть предложения.

3. Корень – это общая часть однокоренных слов.

Учитель: Проверяем.

Ученики: Корень – это общая часть однокоренных слов.

Учитель: Молодцы!

IV. Творческие задания на дом.

Задание 1.

Новогодняя елка.

Впиши слова в клеточки по порядку. В середине кроссворда – елки зашифрованы три слова. Какие это слова? Прочитай.

1. Кот. 2. Иди. 3. Сад. 4. Парта. 5. Кукла. 6. Ботинки. 7. Ребенок. 8. Столица. 9. Анекдот. 10. Декабрь. 11. Рассказ. 12. Пятница. 13. Черешня. 14. Можно. 15. Космонавт. 16. Каникулы.

Задание 2.

 К зашифрованным совам подбери и запиши как можно больше однокоренных слов. В однокоренных словах выдели корень.

Задание 3.

 Придумай и запиши сказку о корне. (Кто пожелает).

V. Рефлексия.

Учитель:

- Наш урок подошёл к концу. У вас, ребята, есть сигнальные значки. Если вам наш урок очень понравился – возьмите красный кружок, если просто понравился – то жёлтый прямоугольник, а если не понравился – коричневый квадрат.

- Давайте этими сигнальными значками украсим нашу ёлочку, которая нам помогала на уроке. Ведь скоро наступит замечательный праздник, который любят и дети, и взрослые.

Елка наряжается.

Праздник приближается.

Новый год у ворот.

Ребятишек ёлка ждёт!

(Я.Аким)

(Дети украшают ёлочку).

Учитель:

- Спасибо вам, ребята, за хорошую работу на уроке!

Надежда Петровна Кононова,

 учитель начальных классов

МБОУ «Городская гимназия № 1»,

 г. Усть-Илимск.

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка как фактор успешного обучения в начальной школе.

Н.П. Кононова

        Одной из важнейших задач сегодня является определение ключевых компетенций, которые человек должен освоить в процессе обучения, а также способы их формирования. Я работаю в школе более 30 лет, с 2000 года – по Образовательной системе «Школа 2100». Очень благодарна её авторам за прекрасные учебники и программу. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, как повысить интерес каждого ребёнка к учёбе, к знаниям. На современном этапе развития начального образования в содержании и методах происходят существенные изменения. Одно из них – применение в практической работе с младшими школьниками деятельностного подхода, который уже заложен в учебно-методическом комплекте «Школа 2100». Практика показывает, что теоретических знаний педагогических технологий недостаточно, их надо внедрять в течение продолжительного времени, чтобы достичь желаемых результатов.

Суть проблемно-диалогического обучения заключается в том, что это «тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний». Творчество – это деятельность, а ученик – субъект учебной деятельности. Он на таком уроке не слушатель, а исследователь, организатор своей работы. Всё начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. При этом ученик испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое и заставляет его осознать противоречие и формулировать вопрос. Таков первый этап творчества – постановка проблемы. Второй этап – поиск решения, ученик открывает новое ещё ему неизвестное знание. Третий этап – выражение решения. Четвёртый этап – реализация продукта. На уроках изучения нового материала ученик проходит все этапы научного творчества (от постановки проблемы до реализации продукта), хотя при этом открывает знание, новое лишь для него самого, а не для всего человечества. На таких занятиях возникают партнерские отношения учитель – ученик, ученик – ученик, ученик - учитель, диалог становится ведущим средством общения. Младшие школьники учатся не только добывать новые знания, но и общаться с учителем и друг с другом. Формируется и учебно-познавательная компетенция, и коммуникативная, что очень важно для будущего наших детей.  

 На таких уроках я использую работу в парах. Задание дети выполняют либо вместе, либо по вариантам, потом проверяют друг у друга. Широко применяю групповые формы работы. Деля учащихся на группы, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка: уровень умственных способностей, характер межличностные взаимоотношения. Дети выбирают командира группы. Командир руководит работой в группе, оказывает помощь тем, кто не может выполнить задание сам, контролирует выполнение работы. Групповые и парные виды работ направлены на совершенствование умений договариваться, распределять обязанности, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, участвовать в обсуждении, регулировать конфликты, понимать точку зрения другого человека, оценивать достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников в процессе совместной работы, координировать разные точки зрения и достигать общего результата, вступать в толерантное общение.

Предлагаю вниманию читателей разработку урока русского языка во 2 классе по технологии проблемно-диалогического обучения (учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Состав слова" в 3 классе.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знанийФорма урока: урок- соревнованиеЦель: обобщение знаний учащихся о составе слова.Задачи: - закрепить знания учащихся о частях слова...

Конспект урока по русскому языку "Состав слова. Корень"

разработка урока по русскому языку составлена по программе  УМК "Перспектива" и расчитана для учащихся 3 классов...

Конспект урока по русскому языку "Состав слова"

Урок предназначен для учащихся 2-го класса....

Конспект урока по русскому языку "Состав слова"

Русский язык 2 классТема: Состав слова. (Кокоркина Р.В.)Цель:         совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; отрабатывать умени...

Конспект урока по русскому языку "Состав слова" , 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока по русскому языкуТема: Состав словаЦель деятельности учителя: формирование умения разбирать слово по составу, подбирать слова, близкие по значению; закрепление и углубление знаний учащи...

Конспект урока по русскому языку "Состав слова" (2 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Состав слова»Цели деятельности учителя:формирование умения выполнять разбор слова по составу;закрепление знаний о составе слова. Планир...