Формирование письменной речи через личностно-ориентированный подход.
методическая разработка по русскому языку на тему

Григорьева Татьяна Викторовна

Методические рекомендации для студентов педучилищ и учителей начальных классов. Материалы содержат памятки по написанию сочинения  по прочитанной книге, разработки уроков по написанию сочинений (описание природы, описание животного, описание картин, описание предмета), приведены примеры сочинений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для студентов педучилищ и учителей начальных классов по теме: «Формирование навыков письменной речи через личностно-ориентированный подход».

Из опыта работы Григорьевой Т.В.

учителя начальных классов

МАОУ СОШ № 9 г. Боровичи

стаж работы 28 лет

Закончилась первая ступень обучения в школе. За плечами года начальной школы. Впереди среднее звено со своими требованиями.

Преемственность, вот о чем мы говорим редко. Все, что мы делаем, передавая своих первенцев - это рассказываем о положении дел в семье,         о том, как учился, какой предмет знал лучше и         почему. И редко         кто из нас приглашает учителей среднего звена на свои уроки в начальные классы. В классах компенсирующего обучения, я считаю, эта проблема должна занимать одно из первых мест. Ведь как необходимо, чтобы специалисты среднего звена посещали уроки в начальной школе и         особенно в         ККО. Кто как ни они        подскажут нам, на что обратить        внимание и         на что нацеливать        своих выпускников.

В пятом классе в расписании учеников появляется множество устных предметов, требующих хорошо развитой по своему возрасту речи. И уже ни на уроки чтения, а литературы приходят наши дети. Вот здесь мы и сталкиваемся с проблемой - написание сочинений. А надо признаться, в программе начальной школы этому вопросу практически нет места. Мы редко пишем изложения, которые носят обучающий характер и проводятся раз, два в полгода. А работу над сочинением сводим к упражнению, где представлена небольшая иллюстрация и дан скудный план из трех, четырех пунктов. Поэтому, я считаю, стоит поговорить о том, какие сочинения и как нужно и можно писать. А главное, совместно проводить эту работу с учителями - литераторами. Ведь, если подумать, разве трудно взять типы сочинений у среднего звена, переработать на учащихся начальных классов и начать творческую работу по развитию детей в полную силу. Попробуйте, и вы увидите, как по-своему интересно. Пусть не сразу вы получите результат, удовлетворяющий Вас, но первые шаги творчества на пути к развитию речи для среднего звена совершите.

Хочу поделиться личным опытом, может, что-то заинтересует Вас. Вот уже 28 лет я поддерживаю самый тесный контакт с учителями - литераторами среднего звена. Изучив требования, предъявленные к сочинениям в 5 классах, я решила начать работу по обучению написания сочинений с первого класса. Первое, что я сделала (а точнее, переделала с учетом развития младших школьников)- памятки, которые помогают учащимся излагать свои мысли. Они очень удобны для работы, а главное дети встретятся с ними в дальнейшем, но в более сложной форме. Если говорить о сочинениях в целом, то я их спланировала так:

Сочинения

1. Отзыв (о прочитанной книге).

  1. Характеристика героя (по прочитанному произведению).
  2. Описание животного.
  3. Времена года.
  4. По картинкам.
  5. Описание происшествия, предмета.

Представляю в разработке некоторые виды и приведу примеры.

ПЛАН-ПАМЯТКА К СОЧИНЕНИЮ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ.

  1. Как называется книга и кто автор?
  2. Понравилась ли она (книга)?
  3. Какой эпизод произвел сильное впечатление?
  4. О чем рассказывается в книге?
  5. Главные герои?
  6. Чему учит произведение?
  7. О чем заставило задуматься?

О результатах судите сами. Но уже в первом классе мы свои отзывы представляли на городской конкурс в центральную библиотеку и имели успех. Вот одни из них:

Книга называется "Лисичкин хлеб". Автор книги М.М. Пришвин. Книга мне очень понравилась. В ней говорится о животных. Главные герои - птицы и звери. Особенно меня поразил рассказ "Стойка". Собака думала, что кирпич живой - это забавно. Книга учит быть добрым ко всему живому. Читая ее, я задумался над рассказом "Лисичкин хлеб", почему он лучше, чем наш?

Дима Ф. 1 класс.

Книга называется "Лягушонок". Написал этот замечательный рассказ М.М.Пришвин. Этот писатель с любовью и теплотой рассказывает о природе. В книге повествуется о маленьком лягушонке. Ранней весной он вылез из своей норки и замерз. Дети отогрели его, а когда потеплело, отнесли в болото. Главные герои - дети и лягушонок. Сильное впечатление произвел эпизод, когда дети отогревали лягушонка. Книга учит любить природу и помогать всему живому. Книга заставила задуматься о том, что хороших людей больше и что наши животные могут всегда надеяться на добрые сердца людей.

Тамара Б. 1 класс.

Автор произведения 3.Александрова. Книга называется "Охотник и змея". Она мне очень понравилась. В ней говорится о том, как охотник спас змею. Главные герои - охотник, змея, корова, лошадь и дикая кошка. Особенно меня удивило то, что змея, за добро которое ей сделал охотник, хотела погубить его. Книга меня заставила задуматься над тем, что есть в жизни добро и зло, и что добро побеждает зло.

Маша К. 1 класс.

Книга называется "Гнездо на балконе". Написала ее З. Воскревенская. Книга мне очень понравилась. Рассказывается в ней о голубях. Они и являются главными героями. Сильное впечатление произвел эпизод, где я читал о том, как голуби строят гнезда на балконах. Произведение учит доброте к птицам и бережному отношению к ним. Книга заставила меня задуматься о том, что надо не только беречь птиц, но и уважать их желания.

Антон М. 1 класс.

Особенно тщательно мы работаем над сочинением, которое связано с описанием природы. Они у меня проходят в несколько этапов. Первое, что я делаю, ввожу таблицу, которую дети заполняют в течение определенного времени. Помогают им в этом личные наблюдения, рассказы, стихи.

Таблица вида:     1. зима

  1. небо
  2. солнце
  3. погода (воздух)
  4. снег
  5. земля (реки)
  6. деревья
  7. звери
  8. птицы

10. разное о природе.

На первом уроке дети зачитывают свои подборки. Обмениваются фразами, добавляют понравившиеся выражения и делают первые черновые записи.

Вот какую подборку сделала ученица второго класса:

 


Эти подборки мы не выбрасываем, сохраняем, добавляя материал и пишем более развернутые сочинения. Тем самым обогащаем свой словарный запас. Да и произведения читаем не лишь бы как, а останавливаясь на сценах описания природы, выписываем наиболее понравившиеся фразы.

Приведу примеры сочинений средних учеников и разных лет.

Пришла волшебница -  зима.

Пришла морозная зима. Одела она плотным ледяным покровом реки и озера. Сквозь толстый слой снега не пробьется луч солнца. С неба медленно падают одинокие снежинки. Воздух свеж и прозрачен. Белой скатертью покрыты поля, леса. Серебристый иней украшает ветки деревьев. Раздается пересвист птиц. Чудесен и сказочен русский лес зимой!

Костя Г. 2 класс.

Пришла волшебница - зима.

Прошли ненастные осенние дни. Незаметно подкралась зима. Завалила она всю землю снежным белым ковром. Застыл говорливый ручей. Прочный лед сковал крепкой броней реку. Тихо в подводном мире. Спит под теплой шубой зимний лес. Яркий свет солнца слепит глаза. Легко дышать свежим воздухом. Деревья и кустарники украшены узорами инея. Мягко хрустит под ногами снег. Слышны жалобные крики птиц. Светло и тихо в сказочном лесу.

Дима Ф. 2 класс.

Пришла волшебница - зима.

Пришла зимняя студеная пора. Белой скатертью покрылась земля. Плотным ледяным покрывалом одеты реки и озера. Весело светит зимнее солнце. Туманное небо покрыто серовато - белыми тучами. Воздух свеж и прозрачен. В глубокий сон погрузились деревья, украшенные колючим инеем. Мягко хрустит снег. Раздаются жалобные крики птиц. Уснули до весны звери. Все вокруг затихло. Спит сказочный лес зимой.

Тамара Б. 2 класс.

Пришла волшебница-зима.

Наступила холодная суровая зима. Завалила она всю землю пушистым белым ковром. Застыл говорливый ручей. Прозрачный лед сковал крепкой броней реку. Тихо в подводном мире. Лучи солнца осыпают холодным блеском всю местность. Снеговые тучи покрыли хмурое небо. Воздух пронизан зимой. Спит под теплой шубой сказочный лес. Деревья стоят словно в сказке. Лохматые ветки опушились блестящим инеем. Снег одел в меховые рукавицы ели и сосны. Раздается пересвист птиц. Звери впали в зимнюю спячку. Тихо, спокойно в зимнем лесу.

Маша К. 2 класс.

Пришла волшебница зима.

Незаметно подкралась проказница зима. Крепким прочным льдом сковала она реки и озера. Яркий свет солнца слепит глаза. С голубого неба сыпит снежный пух. В воздухе пахнет зимой. Светло и тихо в зимнем лесу. В снежном уборе стоят деревья. Пушистый снег украшает их ветви. Сосны и если погрузились в зимний сон. Слышны птичьи голоса. Замер животный мир. Изредка слышны голоса птиц. Хорошо бродить по лесу в тихий зимний денек.

Света X. 2 класс

Пришла морозная зима.

Покрыла она землю снежным ковром. Толстым, блестящим льдом скованы реки и озера. Робкий луч солнца пробирается на землю. С неба падают одинокие снежинки. Легко дышать свежим воздухом. Тихо и спокойно в зимнем лесу. Деревья, как в сказке, украшены инеем. Искристый снег одел в пушистые рукавицы ветки сосен и елей. Слышны крики птиц. Природа затихла до весны.

Антон М. 2 класс.

Как видите, ни одно сочинение непохоже на другое. Они все разнообразны по содержанию. А получилось это благодаря тому, что при чтении подборок по таблице, дети выбирали лучшие выражения, слова и грамотно использовали при написании.

В третьем классе, прежде чем написать сочинение о зиме, мы проделываем несколько творческих мини работ. По-прежнему пополняем подборку по таблице. Изучая произведения: А.С.Пушкина, С. Есенина, Л. Толстого, К. Паустовского, И.Бунина и других не менее известных авторов, читаем их, выписываем фразы, относящиеся к описанию природы, сравниваем и обязательно рисуем зимние пейзажи. Все это помогает лучше проникнуться содержанием и представить ту или иную картину природы. Так, читая А.Пушкина, "В тот год осенняя погода"; И.Бунина "Первый снег", С.Есенина "Поет зима аукает", мы выписываем: легкие узоры

и выполняем рисунок        деревья в зимнем серебре

в красках        мягко устланные горы снега

зимы блистательный ковер

все бело кругом

седые ели

белые постели

тонкие березы

мохнатый лес

седые облака

метелица ковром шелковым стелется вьюга с ревом бешеным вихри снежные

Изучая К. Паустовского "...Однажды ночью", JI.Толстого        "Сугробы" (отрывок),

мы выписываем: густой снег, как стеклянный дождь,

         и выполняем рисунок в        заворожила стужа

          красках                                         подмерзшие дороги

снеговая вода засыпаны снегом снеговые тучи земля нарядная снежинки как бисер зима хозяйничает.

Вся эта работа пополняет словарный запас детей, обогащает их речь красивыми грамотно сложенными фразами и учит работать с книгой, текстом, выбирая необходимое.

За всем этим следует мини - сочинение. Мы пишем его, сопровождая опять же рисунком. Работа проходит быстро, достаточно одного урока. Обратите внимание дети очень красочно и с любовью пишут о зиме. Вот что получилось.

Пришла волшебница зима. Небо чисто голубое. Снег переливается на солнце разными цветами. Снег белый и пушистый, как перина. Земля покрылась серебристым ковром. Деревья оделись в белые нарядные платья. В лесу хорошо и радостно.

Маша К. 3 класс.

Подкралась долгожданная зима. Небо стало ясное. Снег лег на землю, как белые постели. Он заворожил деревья алмазной россыпью. Земля покрылась зимним шелковым ковром. Деревья зима одела в белые шапки и теплые шубы. Укутала их в пуховые, пушистые шарфы. Хорошо в зимнем лесу!

Света X. 3 класс.

Пришла долгожданная зима. Небо голубое. Снег сыплет, как стеклянный дождь. Земля покрыта белым покрывалом. Деревья и кусты приняли свой праздничный наряд. Он переливается разными огоньками. Хорошо в зимнем лесу!

Дима Ф. 3 класс.

Предлагаю разработку урока, на котором легко и с интересом пишем о зиме, используя работу по произведениям, накопленный материал и мини сочинения.

Тема: Сочинение о зиме. (2 часа)

Цель: Развивать речь, учить грамотно излагать свои мысли, используя накопленный материал, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: краски, альбомные листы, тетради с накопленным материалом, картины о зиме на доске.

Ход урока:

1. Чтение сочинений вслух.

Наступила холодная зима. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит зима неслышно, ходит в больших белых валенках. Видит зима на середине поля бугорок. Проказник ветер сдул с него белую шапку. Надела она снова пушистую белую шапку. В январе мороз злится. Щиплет ребятишек за нос. Мороз хоть и злой, но нарисовать, как он, на стекле никто не может. Рисует он разные тонкие узоры. Они похожи то на лес, то на ветку дерева. А зима дарит земле свои подарки. Рассыпает она по полям свои зимние белые цветы. Выплывает на небо утром солнышко и засветит своими золотыми лучами. Снег так и сверкает на земле, как алмазная россыпь. Зима не только по земле свои снежинки рассыпает. Она и портниха. Сшила она ели да сосне по шапке теплой, как пуховой, по белым пушистым рукавицам и по теплой мягкой шубе. Хороша ты русская зима!

2. Беседа:        Сегодня мы будем придумывать рассказы, сочинения

о зимнем лесе. Давайте представим себе, что мы находимся в зимнем лесу.

  • Что вы там увидели бы? (Деревья все белые, стучат дятлы, снегири как яблоки).
  • С чем можно сравнивать деревья? (с невестами).

Вывесить картину зимнего леса.

  • Чем покрыты деревья?
  • Почему ветки елей опущены?
  • Какое небо?
  • Каким выглядит лес?
  • Как вы ступаете по такому лесу?
  • Какое чувство у Вас появляется, когда Вы побываете в таком лесу?

Составление плана:

Вспомним, что сочинение состоит из трех частей:

  • вступление
  • основная часть
  • заключение.

На доске появляются опорные слова -        Зима

небо

снег

земля

деревья

и составляются предложения устно. (Дети используют накопленный материал, мини сочинения). Можно вынести к выше предложенным слова опорным, соответствующие слова:

пришла волшебница

подкралась долгожданная

наступила холодная

 голубое, лазурное, чистое, ясное,

белый, чистый, пушистый

оделись в белые нарядные платья

хорошо, радостно

Затем записываем сочинения (помощь оказываю по ходу работы).

Рисуют рисунки к сочинениям.

В самом конце работы зачитываем сочинения, подкалываем к рисункам и получаем альбом сочинений о зиме.

Вот работы учащихся.

Зимний лес.

Подкралась красавица зима. Зимой солнышко светит ярко, и его золотые лучи блестят на снегу. Зимой ясное, чистое небо, а иногда набегает тучка. Погода зимой стоит морозная. Снег укрыл землю белым одеялом. Дома одели пушистые шапки. Деревья стоят в блестящих белых сарафанах. Мороз сковал реки толстым льдом и укрыл белым покрывалом. Птицы улетели в теплые края, а звери попрятались в норы. Зимой в лесу хорошо и тихо. Ели одели меховые шубы, по снегу петляют следы зайчика.

Тамара Б. 3 класс.

Зима в лесу.

Наступила зима. Она завалила снегом поля и луга. На ветки деревьев надела пушистые варежки. На небе показалось яркое солнце. Его лучи, как будто, играют на белом, чистом снегу. Небо стало ясным и голубым. По нему, словно лужицы плывут пушистые облака. Погода зимой чудесная. Воздух чистый и прозрачный. Снег, так и искрится, сверкает алмазной россыпью. Земля покрылась пуховым одеялом. Реки, словно в сказке, покрылись тонким, блестящим льдом. Деревья зима принарядила в платья из серебристого инея. Звери уже давно легли спать в свои норы. Некоторые ищут себе корм и бегают по лесу. Снегири, как розовые яблоки, сидят на ветках тонких рябин. Природа очень рада зиме!

Света X. 3 класс.

Зима в лесу.

Пришла волшебница зима. Солнце ярко светит над землей, но не греет. Его золотые лучи падают в разные стороны. Небо прозрачное и голубое. Кое-где есть белые облака. Стоит морозная погода. Несет холодным воздухом. Белый снег запорошил степь. Он блестит и переливается разными красками. Земля покрыта белой простыней. Реки скованы толстыми, прозрачными льдами. Деревья покрыты в зимнем серебре. Звери уснули в теплых норах. Птицы улетели в теплые края. Как красива зимняя природа!

Стас Л. 3 класс.

Зимний лес.

Наступила матушка зима. Блестя на солнце, снег лежит. Небо чистое, ясное, безоблачно. Стоит морозная погода. Чистый, серебристый лежит снег. Земля покрыта блистательным ковром. Блистает ручка, льдом одета. Деревья в зимнем Серебре. Звери ищут себе корм, лоси едят веточки осин, белки ищут грибы, спрятанные с осени. Птицы собирают семена и ягоды. Зимняя природа очень красивая.

Костя Г. 3 класс.

Зима в лесу.

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Созвоном сосняка.

Пришла зима. Она легла волнистыми коврами. Плыли по небу снеговые тучи. Выпал густой снег. Какая нарядная земля! Она оделась в пышное, белое одеяло. Деревья оделись в зимнее серебро. В лесу живут дикие животные, это лисица, волк, заяц, медведь. Лисица зимой питается мышами, у зайца зимой белая шубка,

как снег. Медведь впадает в зимнюю спячку. Как хорошо зимой в лесу!

Антон Л. 3 класс.

Зимний лес.

Подкралась долгожданная зима. Солнце светит, но не греет. Его лучи бесшумно скользят по глади рек. Небо светло-голубое. Облака плывут, как белые барашки. Стоит морозная погода. Воздух чистый. Снег блестит и переливается разноцветными огнями. Земля лежит под белым, пуховым покрывалом. Реки, озера скованы броней льда. Деревья и кусты приняли свой блестящий наряд. Медведи, барсуки, ежи, змеи залегли в зимнюю спячку. Но есть животные, которые не спят зимой. Это:        зайцы, лоси, кабаны, лисы, волки.

Зайцы, лоси, кабаны объедают ветки деревьев, а лис, волков ноги кормят. Многие птицы улетели на юг, а те, которые остались, находят пищу у жилья человека.

Хороша зимой русская природа!

Дима Ф. 3 класс.

Зимний лес.

Наступила зима. Солнце светит ярко и весело. Небо голубое, а облака пушистые и белые, как пух. Погода теплая и солнечная. Воздух чистый и прозрачный. Снег блестит, переливается разными цветами под лучами яркого солнца.

Земля укутана теплым, меховым одеялом. Реки покрыты льдом, словно хрустальные.

Деревья одели зимние платья. Сосны повязали белые, пушистые косыночки. Дубы стоят по пояс в сугробах.

В лесу стало холодно, но        у белок, лисиц, песцов есть теплые шубы. Медведи залегли в        свои        берлоги, а барсуки и бобры        укрылись в норках. Они будут спать всю зиму. Зайчики поменяли свои серые наряды на белые. Их почти не видно на снегу. Птичкам зимой трудно найти себе пищу. Люди делают для них кормушки. Синички и воробьи подлетают и лакомятся вкусными семечками. Красногрудые снегири сидят на рябине и клюют мороженые ягоды.

Как красива природа зимой!

Маша К. 3 класса.

Не могу не        сказать о        том, что в конце первого класса         мы пишем сочинения о весне. В отличии от третьего класса, план и подборку (опорные слова) предлагаю сама. Группы слов, которые у меня вынесены, появляются в ответах детей, когда мы рассуждаем о весенней природе.

1. Весна - пришла

                        наступила

(в прошлом о зиме)

  1. Солнце - пригревает

(луч)       светит

                            взошло

                            пробирается

  1. Небо -       высокое

(облака)   голубые

                             чистые

                             пушистые

  1. Погода -  прекрасная мартовская   неустойчивая
  2. Воздух -      свеж, прозрачен ароматен

пронизан лучами солнца

  1. Снег -         тает потемнел рыхлый, липкий посинел
  2. Ручьи – звенят

(сосульки) шумят

бегут

струилась капель

набухли почки, оживает

 вбирает влагу

просыпаются

больше голосов, прилетели

громче поют, возвращаются,

                                 оживает

                  полной радостной шумной

После предварительной работы (коллективное составление рассказа о весне, индивидуальное), дети пишут. Предлагаю Вашему вниманию некоторые сочинения.

Весна.

Прошла длинная зима. Настал март. Солнышко ярче пригревает. Небо чистое и голубое. Воздух пронизан теплыми лучами солнца. Снег уже тает. Бегут, шумят ручьи. В эту пору оживает каждое дерево. Все больше и больше слышится птичьих голосов. Вот она, весна долгожданная.

Катя Ф. 1 класс.

Весна.

Наступила радостная и шумная весна. Над полями и лесами все ярче светит солнце. Высоким и голубым стало небо. В воздухе пахнет парной землей. Потемнел на дорогах снег. Зазвенели ручьи. Погода стоит чудесная. Набухают на деревьях почки. Прилетели грачи. Звери проснулись от спячки. Все живет шумной жизнью.

Стасик Л. 1 класс.

Весна.

Наступили первые весенние деньки. Робкий луч солнца пробирается на землю. В воздухе пахнет весной. Посинел на реке лед. По сосулькам вода заструилась. Погода еще неустойчивая. У большинства деревьев в эту пору корни вбирают в себя влагу оттаявшей почвы. Громче поют птицы. Звери просыпаются от зимнего сна. Все живет радостной жизнью.

Антон С. 1 класс.

Весна.

Пришла радостная весна. Взошло весеннее солнце. В синем небе плывут пушистые облака. А как ароматен воздух! Начинается таяние льда, снега. Звонко стучат капелью сосульки. Мартовская погода неустойчивая. На деревьях сверкает роса. Возвращаются перелетные птицы. Звери просыпаются от зимней спячки. Все вокруг оживает.

Маша К. 1 класс.

Весна.

Проходят холодные зимние дни. Наступает весна. Небо чистое и голубое. Солнце весело светит. Мартовская погода неустойчивая. Иногда идет снег. Воздух свеж и прозрачен. По сосулькам заструилась вода. Прилетели грачи и важно расхаживают на проталинах. Надуваются на деревьях смолистые почки. Звери просыпаются от зимней спячки.

Все живет радостной, полной, шумной жизнью.

Как вы заметили, ни одно сочинение не является повторением. Они по-своему хороши и разнообразны. Значит,  дети думают, выбирают, анализируют и красочно излагают свои мысли. Читая эти сочинения, и сама порой удивлялась, неужели это пишут дети первого класса, которые в начале года и двух слов не могли связать! Но факт на лицо, и я довольна результатами детей.

Не без внимания остаются работы детей со стороны учителей старших классов. Посещая такие уроки (где пишем сочинения), учителя-литераторы принимают активное участие в корректировке работ. И только при таком тесном сотрудничестве мы добиваемся успехов. Лучшие работы оформляем в альбомы по развитию речи, на выставку, конкурсы, сопровождая детскими иллюстрациями.

И раз уж мы незаметно коснулись старших классов, то не могу не сказать, что уже в третьем классе», учащимся я предлагаю написание сочинений по картине. И опять же для них существует своего рода памятка.

План-памятка к сочинению по картине.

  1. Определить жанр картины.
  2. Что изображено на первом плане картины?
  3. Что находится в центре нашего внимания?
  4. Как расположены другие фигуры и предметы?
  5. Какую роль в композиции в общем настроении картины играет пейзаж?
  6. Какие краски преобладают на картине?
  7. Какое настроение создает картина?
  8. Нравится ли вам эта картина? Почему?

Предлагаю рекомендации к уроку по описанию картины Герасимова А.М. "После дождя".

Первое, что мы делаем, это рассматриваем картину, отвечая по возможности на вопросы памятки.

Затем составляем план:

  1. Умытая природа.
  2. Влажный и чистый блеск на террасе.
  3. Стол с вазой.
  4. Жизнь за террасой.
  5. Как хорошо кругом.

Обращаю внимание детей и нацеливаю их на последовательность в изложении мыслей. Беседую по каждому пункту плана, выделяю и сосредотачиваю детей на главном.

По первому пункту:

а)        передо мной картина А.М.Герасимова "После дождя".

б)        Только что прошел дождь.

в)        Все кругом выглядит молодо, зелено.

г)        Воздух прозрачен и свеж.

д)        Ласковые лучи солнца очень мило улыбаются умытой природе. Они заглянули и на террасу.

К словарным словам оно является связующим звеном между 1 и 2 частью.

По второму пункту:

а)        Словно добрый волшебник прошел по ней и отполировал пол, скамейку, крышку стола.

б)        По всей террасе льется влажный и чистый блеск.

По третьему пункту:

а)        Рядом со скамейкой уютно расположился круглый стол на резных ножках.

б)        На нем сверкает и переливается под лучами солнца хрустальная ваза.

в)        От цветов исходит приятный запах.

г)        Озорник ветер уронил стакан и несколько лепестков. Теперь они покоятся на лакированной крышке стола.

По четвертому пункту:

а)        С террасы сквозь чистую листву деревьев виднеется крыша сарая.

б)        Множество капелек рассыпаны по листьям кустов в саду.

в)        Дождик прошел по садовой дорожке.

г) Капли блестят, как сережки.

Тронешь березку - она встрехнется и засмеется до слез.

По пятому пункту:

а) Маленькая пичужка увидела на веточке жемчужные капельки и весело засвистела - солнце - солнце.

Видим - видим,- откликнулось несколько голосов.

И вывод: До чего же хорошо кругом.

Затем они знакомят друг друга с дополнительной литературой, которую они накопили, как всегда, читая стихи и рассказы, но уже о природе после дождя, вовремя дождя и вообще о дожде. Очень интересные сравнения приводят они в пример. Проделывая такую работу, просто лишний раз убеждаешься, что делают они это с душой, и то, что делают, им нравится.

После всех наших рассуждений по поводу картины, мы работаем над словарным словами. Они у меня вынесены на доску. Зачитываем, поясняем правилами, проверяем, запоминаем. Располагаю я их в соответствии с пунктами плана.

  1. Передо мной выглядит, свеж, очень, улыбаются, природа.

они заглянули и на террасу.

  1. Прошел по ней, отполировал, скамейка, льется, блеск.
  2. Расположился, резные ножки, на нем сверкают, стеклянный кувшин, махровые, пышные розы, исходит приятный запах, озорник, ветер, стакан, несколько лепестков, покоятся на зеркальной глади.
  3. Сквозь листву, виднеется, множество бриллиантов, рассыпаны по листьям кустов в саду.
  4. Маленькая пичужка увидела жемчужные капли и весело засвистела, откликнулись, несколько голосов.

До чего же.

Как вы заметили словарные слова полностью помогают последовательно и полно изложить свои мысли. Вот результаты работ. Конечно, они не без недостатков. Встречаются наиболее распространенные и массовые ошибки: повторы, нарушают         последовательность предложений, нарушают порядок слов в предложении. И тем не менее, при всех огрехах, я думаю сочинения заслуживают внимания и похвалы. Ведь пишут они их можно сказать, на уровне пятиклассников.

После дождя.

Передо мной картина Герасимова "После дождя". Дождь мелкими шажками подкрался к террасе из-за леса. Он густел и расходился. Солнце из-за туч улыбается своими лучами. Они заглянули и на террасу. Мелкий дождик прошел по ней. Он отполировал стол, скамейку, вазу. Уютно расположился на террасе стол - богатырь с резными ножками. На нем сверкает стеклянный кувшин, в котором красуются махровые, пышные розы. Ветер-озорник уронил на столе стакан и несколько лепестков. Теперь они покоятся на зеркальной поверхности. Виднеется множество бриллиантовых капелек на листьях деревьев и кустарников. Маленькая пичужка радуется, что ожила природа. До чего же хорошо после дождя!

Тамара Б. 3 класс.

После дождя.

Передо мной картина Герасимова "после дождя". Только что прошел теплый дождь. Вся природа освежилась. Она весело улыбается. Лучи солнца заглянули на террасу. Прошел волшебник дождь по лакированному столу, оросил скамейку. Рядом с ней расположился круглый огромный стол на резных ножках. На нем стояла ваза, а в ней благоухали душистые розы, от них исходит приятный запах. А возле вазы был уронен прозрачный стакан и разлита вода. Сквозь листву виднеется радуга и сарай. Рассыпаны по листве капельки от дождя, как жемчужинки на бусах. Маленькая пичужка увидела жумчужные капли и весело засвистела. Ей откликнулись несколько голосов. До чего же хорошо кругом!

После дождя.

Передо мной картина Герасимова "После дождя". Только что прошел дождик и оживил всю природу. Солнечные лучи заглянули на террасу. Дождик отполировал крышку стола, скамейку, а пол сделал стеклянным. У скамейки расположился стол-богатырь с резными ножками. На нем стоит стеклянный кувшин, в котором красуются пушистые розы. От них идет приятный запах. Озорник ветер уронил стеклянный стакан и несколько лепестков. Сквозь листву виднеется множество бриллиантов, рассыпанных по листьям кустов в саду.

Маленькая птичка увидела жемчужные капли и весело засвистела. Ей откликнулось несколько голосов. До чего же хорошо после дождя!

Маша К. 3 класс.

После дождя.

Передо мной картина Герасимова "После дождя". Красиво выглядит природа. Только что прошел дождь. Воздух после дождя свежий. Улыбаются лучи солнца. Они заглянули на террасу. Дождик отполировал пол, скамейку. На поверхности стола льется блеск. На краю террасы расположился стол на резных ножках. На нем сверкает стеклянный кувшин, в котором стоят пышные розы. От этих нежных цветов исходит приятный запах. Ветер уронил стакан и несколько лепестков. Сквозь листву виднеется крыша сарая и даже радуга семицветная. Маленькая птичка увидела капельку и весело засвистела. Ей откликнулись еще несколько голосов.

Как красива природа после дождя!

Антон JI. 3 класс.

После дождя.

Передо мной картина Герасимова "После дождя". Воздух свеж и чист. Солнышко улыбается. Его лучи заглянули и на террасу. Прошел по садовой дорожке дождь. Его серебристые нити пробежали по террасе, отполировали скамейку. Везде льется чистый и влажный блеск. Вот расположился стол-великан на резных ножках. На нем стоит блестящая ваза, а в вазе красивые розы, от которых идет свежий, приятный запах. Пронесся озорник ветер и уронил хрустальный стакан. На листве рассыпано множество сверкающих бриллиантов. Они рассыпаны по листьям кустов в саду. Маленькая пичужка увидела капельки росы и весело засвистела. Ей откликнулись несколько голосов. Как же красиво кругом!

Дима Ф. 3 класс.

Передо мной картина Герасимова "После дождя". Недавно пробежал озорник дождь. Ну вот выглянуло солнце. Его лучи заглянули и на террасу. Один лучик прошел по террасе, и пошло сияние, как от сокровищ. Около скамейки расположился могучий богатырь - стол с резными ножками. А на нем стоит блестящий стеклянный кувшин. В нем махровые, пушистые розы. От них исходит приятный запах. Ветер уронил несколько лепестков, и они теперь покоятся на зеркальной глади. Сквозь листву виднеется разноцветная радуга. Бриллиантовые капельки рассыпались на листьях деревьев и кустов. Маленькая птичка увидела капельку и весело пропела. Ей откликнулись другие голоса. До чего же хорошо после дождя!

Стас Л. 3 класс.

Передо мной картина Герасимова "После дождя". Брызнули капли дождя, и полил сильный дождь. Но он быстро кончился. После дождя природа ожила. Яркие, светлые лучи солнца заглянули на террасу. Прошел дождик по скамейке, столу и отполировал их. Льется чистый прозрачный блеск на поверхности стола. Рядом со скамейкой расположился огромный стол - богатырь. На нем стоит ваза, а в ней - пышные розы. От них исходит приятный запах. Озорник ветер промчался, оборвал лепестки и уронил стакан. Покоятся они на зеркальной глади. Сквозь листву виднеется крыша сарая и даже радуга. Множество бриллиантов рассыпаны на листьях деревьев и кустов в саду. Маленькая пичужка увидела жемчужные капельки и весело засвистела. Ей откликнулись несколько голосов. До чего же хорошо после дождя!

Катя Ф. 3 класс.

План - памятка к сочинению описание животного.

  1. Внимательно наблюдайте за героем своего будущего сочинения (читайте книгу).
  2. Приглядитесь к тому, как собака (кошка или какое-либо другое животное) охотится, пугает, что-то делает; например: выполняет команды, открывает дверь, встречает хозяина и т.д.
  3. Постарайтесь убедить читателей в том, что животное, о котором Вы пишете, действительно интересно; что Вы его хорошо знаете и любите, и вам очень хочется, чтобы и другие его узнали и полюбили.

И как всегда, прежде чем приступить к написанию, дети знакомятся с памяткой, накапливают материал из книг, ищут картинку животного, о котором будут писать. И уже на уроке мы работаем по плану:

  1. Лесной житель
  2. Внешний вид

а.)  мордочка

б)        глазки

в)        ушки

г)        шерсть

д)        хвост

      3. Чем питается

4. Что знаете о жизни из книг.

Дети рассказывают, о ком будут писать и что интересного узнали об этом животном, рассказывают о личных наблюдениях. Затем пишут, пользуясь выше предложенным планом, и вот что получается.

Зайка.

Я хочу рассказать о зайчике. Он живет в лесу. Мордочка у зайчика кругленькая. Глазки как бусинки. Ушки длинные. Летом и весной шерсть у  зайчика серая, а осенью и зимой белая, как снег. Хвост маленький. Он похож на шарик. Питается лесной зверек корой деревьев, веточками. Любимое лакомство зверька - капуста и морковь. Зайчишка любит траву. Я знаю, что к зиме он линяет. Всю зиму заяц находится в поисках пищи. Его враги-лисы, волки, ночные совы. Из книг я знаю, что не надо убивать зверей. Их надо беречь и охранять.

Дима Ф.         3 класс.

О ежике.

Я хочу рассказать о ежике. Это лесной житель.

Мордочка у него остренькая. Глазки, как лучики от солнца. Похож он на большую игольницу. Ушки у ежа кругленькие. Иголки темного цвета. Хвост, как пятачок, кругленький.

Ежик веселый и смешной. Самая любимая еда лесного плутишки - грибы, молоко, ягоды. У всех зверей шерсть, а у ежа иголки. Это удивляет меня, а ежа украшает. Он очень хороший охотник на змей.

Антон Л. 3 класс.

Моя Маркиза.

Я хочу рассказать о своей кошке. Зовут ее Маркиза. Она живет у меня дома.

Моя Маркиза двухцветная. Имеет черный и белый цвет. У нее острая мордочка, глазки зеленые, как два молодых весенних листочка. Ушки черные и маленькие. Шерсть и хвост гладкие.

Питается она рыбой и мясом. Любит хлеб и молоко. Любимым лакомством служит рыба. Маркиза любит играть. Во время игры она быстро и плавно передвигается по комнатам.

Катя Ф. класс.

Предлагаю разработку урока, когда мы учимся писать по этой теме вместе во 2 классе об одном животном. 

Сочинение о лисе.

Задание до написания.

  1. найти картинку
  2. загадки
  3. прочитать книжки Вступление.

Сегодня мы будем писать сочинение о лисичке. Приготовьте свой накопленный материал и давайте поговорим.

  • Подумайте, какими словами можно заменить слово лисичка (лесной житель, зверек, плутишка, сестричка).
  •  Как в загадках описывается.
  •  Как в сказках и рассказах о ней говорится.

(Зачитать признаки).

  • Какой зверек лиса.
  • Какая у нее мордочка.
  • Глазки.
  • С чем их можно сравнить.
  • Какие ушки.
  • Шерсть.
  • Хвост.
  • Для чего он служит ей.
  • Чем питается.
  • А что вы знаете из природоведения о лисичке?

Итак, составим план.

на доске записи:        Лесной        житель

Внешний вид

  • мордочка
  • глазки
  • ушки
  • шерсть
  • хвост

Чем питается.

Что знаете из книг о жизни.

Дети пишут, используя свои записи.

(Помогаю по ходу).

По-особому я подхожу и к изучению художественных произведений. Прочитав произведения, я уделяю особое внимание характеристике героя. И когда пишем сочинение, я стараюсь проследить его жизнь и выделить лучшие качества характера. Обязательно ударение делаю на то, а если бы мы были на месте этого героя, как бы поступили, о чем бы думали. Разбираем произведение по следующему плану (в дальнейшем он является основой для написания сочинения).

  1. Делим произведение на части.
  2. Составляем план.
  3. Пересказываем.
  4. Делаем зарисовки.
  5. Пишем сочинение.

Сочинение излагаем по следующим пунктам:

1. Появление на свет.

2. Стрижонок подрастает.

3. Наш Стриж вырос.

4 . Вывод.

Некоторые сочинения предлагаю Вашему вниманию. Вы заметите, читая, что первые три пункта почти похожи, и это естественно. Мы давали характеристику одному и тому же герою и пользовались едиными словами автора ,подчеркивая ту или иную черту характера героя. Внимание привлечет последний пункт, где дети делают вывод и делятся своими мыслями, а если бы они? И это право заслуживает внимания и уважения.

Сочинение.

Стрижонок Скрип.

Однажды на свет появился маленький стрижонок. Когда он вылупился, то ему стало холодно на этом свете. Он испугался его. Но ему было любопытно. Стрижонка назвали Скрип. Однажды ему дали капельку воды и мошку. Он пожалел, что они маленькие. Мир был большой и таинственный для него.

Скрип подрос. Он понимает, что находится не один. Вокруг него находятся мама, братья и сестры. Он видит, что мама - стрижиха всегда поступает честно, справедливо. В битве с коршуном мама погибает. Семью стрижей не покидают друзья. Стрижонок мечтает научиться летать.

Наш беззащитный любимец вырос. Он все равно любит много есть. У Скрипа доброе сердце, и он настоящий товарищ. Когда он попал в беду, то он предупредил своих друзей. Когда он сделал себе норку, то он доказал, что он трудолюбивый.

Птицы как люди. Только, люди не умеют чирикать, а птицы не умеют говорить. У людей ноги, а у птиц крылья.

Червоткина С. 3 класс.

Сочинение.

Стрижонок Скрип.

Стрижонок Скрип появился на свет и пискнул. Он увидел большой мир и пискнул. Скрипу стало холодно, он приник к теплой - маме стрижихе. Стрижонок произнес первые слова. Он проглотил капельку росы, и она ему показалась маленькой. Ему очень хотелось посмотреть мир?

Стрижонок подростает и понимает, что он не один. Его окружают братья и сестры. Скрип понимает, что мама у него заботливая, трудолюбивая. Скрип потерял свою маму, но не пропал с семьей. Их взял под крыло вожак Белое Брюшко. Скрип хочет учиться летать, и в этом помогает ему вожак Белое Брюшко. Стрижонок понимает, что стрижи - дружный народ.

Наш маленький герой вырос. Стрижонок научился летать. Он учит и других летать. Скрип также хочет много есть. Стрижонок стал трудолюбивым. Он сделал себе домик, Строил его аккуратно, красиво. Скрип был хорошим товарищем. У Скрипа очень доброе сердце. Скрип стал самостоятельным.

Птицы, как люди, они сначала маленькие. Потом они вырастают и становятся взрослыми и самостоятельными.

Кормилкина М. 3 класс.

Сочинение.

Стрижонок Скрип.

Стрижонок вылупился из яичка, он был маленький. Ему было страшно. Он хотел посмотреть на мир. Мама принесла ему капельку росы. Скрип проглотил ее, и она понравилась ему. Стрижонок оказался в большом мире.

Стрижонок подрост. У него есть братья и сестры. В битве с коршуном погибает мама. Вожак Белое Брюшко взял под свое крыло стрижат. Скрип хочет научиться летать.

Стрижонок вырос. Он научился летать. Он трудолюбивый, хороший товарищ с добрым сердцем. Скрип строит себе домик. Попав в беду, стрижонок предупреждает всех.

Люди, как и птицы. Я никогда не видела таких птиц. Они добрые, трудолюбивые и хорошие товарищи. Если бы были у людей крылья, то и они умели бы летать, как и птицы.

Быстрова И. 3 класс.

Сочинение.

Стрижонок Скрип.

Однажды Скрип вылупился на свет и пискнул. Скрип испугался этого света. Ему было очень любопытно. Он хотел узнать его. Однажды мама принесла ему капельку  дождя. Он попробовал ее и пожалел, что она маленькая. Он съел первую мошку, и она ему понравилась. Стрижонок был беззащитный. Мир для него был большой и загадочный. Скрип подрастает и понимает, что он не один, его окружает большая семья. Скрип понимает, какая у него строгая и серьезная мать. Однажды мама погибла в бою с коршуном. Но стрижата еще не знали, какой стрижи добрый народ. Стрижата не пропали, их взял под крыло вожак Белое брюшко. Скрип хочет научиться летать. Ему в этом помогает вожак Белое Брюшко.

Наш любимец вырос. Он научился летать. Скрип много трудится: ловит себе пищу, помогает стрижам учиться летать, строит себе норку. Он становится настоящим другом. У Скрипа очень доброе сердце.

Мне очень понравился в этом рассказе Скрип. Люди тоже как птицы рождаются, вырастают и кем - то становятся.

Егорова С. 3 класс.

Сочинение.

Стрижонок Скрип.

Маленький Стрижонок появился на свет. Стрижонок был любопытный. Ему хотелось посмотреть весь мир. Он съел первую каплю, ему показалось, что она была маленькая. Съел первую мошку, ему показалось мало. Мир для него был загадочным.

Стрижонок подрос. Он понимает, что он живет не один, а в семье с братьями и сестрами. Мама у стрижонка строгая, трудолюбивая. Однажды мама погибла в битве с коршуном. Но стрижата не пропали. Под свое крыло их взял вожак Белое брюшко. Они подружились. Стрижонок хочет научиться летать.

Наш герой вырос. Он научился летать и учит других. Стрижонок по-прежнему любит много есть. Попав в беду, выручает свою стаю. Стрижонок настоящий друг. Он старательный, трудолюбивый. У стрижонка доброе и светлое сердце.

Люди как птицы. У них добрые сердца. Я хочу так же увидеть  весь мир, познать его. Если бы были крылья, полетать в небе.

Никифорова С. 3 класс.

Памятка к сочинению - описанию предмета.

  1. Общая характеристика предмета (или общее впечатление от него).
  2. Отдельные признаки, детали предмета:
  • назначение предмета
  • форма и размер предмета
  • устройство предмета
  • цветное решение предмета,

Этой памяткой можно пользоваться при описании любого предмета. Я пользовалась при написании сочинения на тему "Какими я видел деревья на моей улице". Вот некоторые из них.

Сочинение.

Какими я увидел дереья на моей улице.

На моей улице растут березки. Я хочу рассказать о березке.

Осень украсила березку в праздничный наряд. У березки разноцветные листья. Красные, желтые, зеленые, тихо они поют свою осеннюю песенку.

В осеннем убранстве мне понравились краски осени.

Костя Г. 2 класс.

Сочинение.

Какими я увидел деревья на моей улице.

На моей улице растут клен, рябина и дубки, Я хочу рассказать о дубках,

Осень покрыла деревья лимонной желтизной. Особенно осень нарядила дубки. Стоят они молодые, стройные, покрытые багряными листьями. Листья на деревьях перешептываются между собой.

Мне понравились осенние краски.

Дима Ф. 2 класс.

Сочинение.

Какими я увидел деревья на моей улице.

На моей улице растут тополь и рябина. Я хочу рассказать о тополе и рябине.

Осень позолотила листья на деревьях. Тополь она нарядила в разноцветные листья. Рябину она зажгла, как звездочку на елке. Тихо поют осеннюю песенку листья на деревьях. В осеннем убранстве мне понравилось, как много красок имеет это время года.

Антон Л. 2 класс.

Сочинение.

Какими я увидел деревья на моей улице.

На моей улице растут береза и осина. Я хочу рассказать о березке. Осень разрумянила листья на деревьях. Березки одела в ворох желтых листьев. В осеннем убранстве мне понравилось, что на листьях много разноцветных красок.

Стас Л. 2 класс.

Памятка к сочинению о летнем прошествии.

  1. Когда, где и с кем это было?
  2. Как все происходило?
  3. Почему запомнилось?

В заключение мне хотелось бы сказать о сочинениях по иллюстрациям учебника. Как мы знаем, в наших учебниках предлагаются небольшие картинки и всего лишь несколько слов в виде 2-4 пунктов плана, которые, как надо понимать, поясняют, что писать, а порой лишь запись: составь и напиши рассказ. Этого, конечно, слишком мало для написания полного и грамотного сочинения. Методических рекомендаций практически не имеем, и поэтому, я больше, чем уверена, готовиться к таким видам урока трудно. Поэтому я выбрала из массы предлагаемых иллюстраций наиболее актуальные темы, составила план, по которому, поверьте, (а Вы в этом убедитесь, прочитав) получаются полные и грамотные сочинения, включающие объем изображенного.

Планы и разработки к иллюстрациям.

Русский язык. _        Забавы детей.

  1. Какое время года наступило.
  2. Что произошло в природе.
  3. Куда вышли дети.
  4. Что они решили сделать.
  5. Дав имена, описать, что делает девочка
  • кто лепит собачку
  • кто помогает
  1. Что получилось.
  2. Настроение детей.

Русский язык.  Зимниие забавы детей.

  1. Какое время года.
  2. Что оно принесло с собой (радость и новые забавы).
  3. Куда вышли малыши.
  4. Кто пришел им помогать.
  5. Чем заняты: лыжи

                                  качели

                                  крепостная стена.

  1. Настроение детей.
  2. Чудесное время года – зима.

      Русский язык. На катке.

  1. Какое время года наступило.
  2. Что оно принесло с собой.
  3. Куда вышли дети (река, какая).
  4. Чем они заняты.
  5. Дав имена, описать:

- кто как катается

- кто делает первые шаги

- кто уже мастер своего дела.

 6. Что видим вдалеке.

 7. Настроение детей.

  8. Чудесное время года – зима.

   Русский язык. Игра в хоккей.

  1. Какое время года наступило.
  2. Что произошло в природе.
  3. Куда вышли дети.
  4. Во что они решили поиграть.
  5. Дав имена, рассказать, что:

- делают игроки

- делают вратари

- делают болельщики.

6. Настроение зимой.

7. Хорошо зимой.

Сочинение "Птицы у кормушки”.

1 беседа:

Сегодня мы с Вами поговорим о том, как птицы живут зимой и какую помощь мы с вами можем им оказать.

Откроем учебник, рассмотрим картинку, которая  перед нами. Ответим на несколько вопросов, составим план и напишем небольшое сочинение.

  • В какое время года прилетают эти птицы (снегири, синицы).
  • Почему им надо застраивать кормушки,
  • Чем по-вашему надо кормить синиц, снегирей.

II. Рассматриваем картинку и составляем план с опорными словами.

  • Какое время года изображено и когда это могло произойти.
  1. Тихий денек.

Слова на доске:            морозная зима, холод,

                                  воскресный день, сильный мороз.

  1. Два друга.

Слова на доске:                  однажды, решили, отправились, прокатиться

                                             заснеженный лес, шапки снега, на сосне

                                                         старый тополь.

  1. Гости.

              Слова на доске:                 сидят, ищут, узнали по ярко-красной грудке,

                                                          тупоносые снегири в красных рубашках,

                                                           синички в желтых галстучках, лохматые воробьи.

  1. Птицы говорят спасибо.

             Слова на доске:      сыплют в кормушку, к веточке прикрепили,    

                                           разные семена, зернышки, крошки хлеба,  

                                           ягодки рябины, клюют, забота

        

Отвечая, составляется план

и появляются опорные слова


Ш. Зачитываю сочинение.

Послушайте, какое сочинение написал один из учеников.

В лесу хозяйничала морозная зима. Стоял тихий солнечный денек.

Миша и Сережа отправились в заснеженный лес на лыжную прогулку. Быстро и весело бежали они по гладкой лыжне. Вдруг на старом тополе, покрытом шапкой снега они; увидели зимние столики - кормушки.

Свою столовую навестили тупоносые снегири с ярко-красными грудками. Заглянули и желторотые синички. Птицы клевали корм. Еще с осени дети запасли корм для своих пернатых друзей. Чего только нет на их праздничном столе: и крошки хлеба и ягодки рябины и просто зернышки!

А сегодня дети прикрепили к веточкам кусочки сала. Это любимое лакомство птиц. Птицы долго сидели и что-то щебетами. Наверное, они говорили детям спасибо.

ΙV. Самостоятельная работа ребят. (Помогаю в ходе работы).

Сочинение "Как Вася учился ходить на лыжах".

Беседа.

Сегодня мы будем писать сочинение по картинкам. Откройте учебник, рассмотрите рисунки.

  • Как вы думаете, что произошло?

Вы правы. А теперь посмотрим на план, предложенный нам, и попытаемся составить устно рассказ, используя опорные слова. Несмотря ни на что, наши действия происходят зимой, и не сказать о ветре, снеге, мы не можем. Поэтому внимательно прочтите слова и выражения, нужные выберите к каждому эпизоду:

Слова на доске:    о снеге: рыхлый, мягкий, глубокий,

                                         овраги, крутой спуск, сугроб,

                                         крутится, валит;

        о ветре: резкий, сердитый, порывистый,

                                             поднялся, сбивал с ног, бил в лицо

        о лыжниках: собирались, учились ходит,

                                                        учился, круто повернул,

                                                  сломал лыжу, упал; помогли,  

                                                    надо осилить, быстро ходит.

После устного обсуждения, каждый работает самостоятельно, поддерживаясь плана:

  1. . Товарищи собирались
  2. . Первые шаги.
  1. Неудача.
  2. Научился.

Сочинение "На катке".

Беседа.

Сегодня мы еще раз поговорим о зимних забавах. О том, сколько радостей и веселья принесла зима. Ну, кто из вас не любит кататься на санках, коньках, просто бродить по зимним улицам!

Рассмотрим картинку.

Работа по картинке.

  • Какое время года наступило.

- Что оно принесло с собой.

  • Куда вышли дети (река - какая).

- Чем они заняты.

- Дав имена описать, кто как катается, кто делает первые шаги, а  кто уже мастер своего дела.

      - Что видим вдалеке.

  • Настроение детей.
  • Чудесное время года - зима.

Дети работают самостоятельно и пользуются словами опорными на доске:

зимний денек, весело на катке, подружки катаются, крутая горка, иней покрыл деревья, новогодняя елочка.

Сочинение "Игра в хоккей".

Сегодня мы будем писать о хоккее. Кто из вас любит эту игру смотреть, а кто любит играть. Ну а если кто-то из Вас не увлечен этой игрой, то пусть рассмотрит картинку на стр. 156 и пофантазирует вместе с нами.

  • Какое время года наступило.
  • Что произошло в природе.
  • Куда вышли дети.
  • Во что они решили поиграть.
  • Дав имена, давайте расскажем, что делают игроки, вратари, болельщики.
  • Настроение детей.

- Хорошо зимой.

Дети работают самостоятельно и пользуются словами: воскресенье, ребята, хоккейная площадка, коньки, играть в хоккей, клюшка, шайба, вратарь.

И последнее. Конечно же, я веду диагностику, т.е. всю работу по развитию речи фиксирую в таблице следующего содержания, где веду учет шибок. По ней я вижу, какой общий недостаток и индивидуальные особенности, неудачи, к которым подхожу особо и стараюсь исправить в последующих работах.

Таблица.

Как видите, работа над сочинением требует много времени и сил. И поэтому я использую не один, а несколько уроков для написания. Начинаю с простого, использую рисунки, делаю все для того, чтобы привлечь внимание детей к этому виду творчества. И заниматься им нужно уже в начальных классах. Не бояться и обучать написанию сочинений по всем видам. Ведь продолжение будет следовать в среднем и старшем звене и совместно неплохо, если этот первоначальный навык дадим мы - начальная школа. Да и заметьте, что творческих, откровенных работ можно добиться именно в этом возрасте. Пробуйте, дерзайте и результат обязательно придет.



№ п/п

Ф.И. ученика

допустили ошибки

в построение текста

речевые ошибки

нарушения в порядке слов

ошибки в употреблении слов

Оценка

Написали не на тему, повторить возвращение к одному и тому же.

Нарушение логической последовательности.

Пропуск главных частей, важных фактов.

На изученные правила,

На неизученные


Литература

1. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников». Просвещение. – М., 1990.

2. Веденская Л.А., Саакьян Р.Я. «Родной язык». Просвещение. – М. 1971.

3. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. «Уроки русского языка в 5 классе». Просвещение. – М. 1991.

4. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи». Просвещение. – М. 1989.

5. Журнал «Начальная школа» №12 «Коллективная изобразительная деятельность» (пробные методики и теории), 1989.

6. Журнал «Начальная школа» №12 «Организация самостоятельной работы на уроке», 1989.

7. Журнал «Начальная школа» №9 «Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении», 1985.

8. Журнал «Начальная школа» №1 «Формирование приемов самостоятельности на уроках чтения», 1988.

9. Журнал «Начальная школа» №7 «Общеклассная, групповая и индивидуальная формы работы», 1985.

10. Журнал «Начальная школа» №8 «Об организации коллективных занятий», 1990.

11. Журнал «Начальная школа» №12 «Методика групповой работы при орфографической тренировке», 1985.

12. Журнал «Начальная школа» №9  «Воспитательные возможности методики коллективных творческих дел», 1988.

13. Журнал «Начальная школа» №12. «Организация коллективной творческой жизни», 1988.

14. Журнал «Начальная школа» №8. «Развитие творческих способностей учащихся сельских школ» (группы, команды), 1991.

15.Курганов С.Ю. «Ребенок и взрослый в учебном диалоге». Просвещение. – М.1989.

16. Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути её развития». Просвещение. – М., 1975.

17. Львов М.Р. «Правописание в начальных классах». Просвещение. – М. 1990.

18. Методика грамматики и орфографии в начальных классах, под редакцией Н.С. Рождественского. Просвещение. – М. 1979.

19. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» составили Т.А. Ладыженская, Т.С. Запалова. Просвещение. – М. 1986.

20. Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов». Просвещение. – М., 1984.

21. Современный урок русского языка, составитель Л.А. Тростенцова. Просвещение. – М., 1984.

22.Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников». Просвещение. – М. 1988.

23.Тикунова Л.И., Канакина В.П. «Сборник диктантов и творческих работ». Просвещение. – М. 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"

Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...

Привитие интереса к учебе через личностно-ориентированный подход

Применение личностно-ориентированных технологий на уроках в начальной школе....

Статья «Формирование культуры письменной речи через использование развивающих упражнений на уроках русского языка в первом классе»

Данная статья будет полезна учителям начальных классов и студентам педагогического колледжа, изучающих раздел «Методика письма» в МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания....

Развитие индивидуальных способностей учащихся через личностно - ориентированный урок.

Основная задача личностно ориентированного обучения состоит в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, разви­ваться ка...