Три склонения имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тупикова Ольга Юрьевна

Урок  закрепления нового материала по русскому языку в 4 классе. Цели урока:

совершенствование умения определять типы склонения имён существительных в начальной форме и в косвенных падежах по совокупности признаков (род, окончание в Именительном падеже);

воспитание уважительного отношения к хлебу, к людям труда;

развитие логического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_._tri_skl.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Закрепление знаний

о типах склонений

имён существительных».

Цели урока: 

совершенствование умения определять типы склонения имён существительных в начальной форме и в косвенных падежах по совокупности признаков (род, окончание в Именительном падеже);

воспитание уважительного отношения к хлебу, к людям труда;

развитие логического мышления

Оборудование:

таблицы «Три типа склонения имён существительных»,

«Как определить склонение»,

гербарий «Рожь, ячмень, пшеница»,

дифференцированный текст по теме урока.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Чистописание.

Пропишите две строчки:

хлх   лхл

3.Словарная работа.  (На доске)

Хлебороб, хозяйство, хлеб.

Учитель.

- Какое слово можно назвать лишним и почему?

Дети.

-Лишнее слово ХЛЕБ, т.к. состоит из одного слога, а ХЛЕБОРОБ  и ХОЗЯЙСТВО – из трёх.

- Лишнее слово ХОЗЯЙСТВ, т.к. ХЛЕБОРОБ И ХЛЕБ оканчиваются на парные согласные, которые надо проверять.

- Лишнее слово ХЛЕБОРОБ, т.к. оно обозначает одушевлённый предмет.

Учитель.

-Найдите и объясните орфограммы в этих словах.

ХЛЕБОРОБ – ХЛЕБ, ХЛЕБОРОБЫ; ХОЗЯЙСТВО – словарное слово, запоминаем «О».

4. Орфографическая разминка.

Учитель.

- Прочитайте текст о том, как трудится хлебороб.

На доске:

ХЛЕБОРОБ

     Вспашет хлебороб поле и посеет зерно. Прорастёт зерно. Зазеленеют посевы. Хлебороб подкормит их. Дождь и солнце помогут растениям расти. Созреет колос. Хлебороб начнёт жатву. Выйдут в поле комбайны, и польётся в грузовые машины зерно нового урожая.  Труден и  почётен  труд  хлебороба.

-Как вы думаете, много ли сил надо вложить, чтобы вырастить хлеб?

- Да!

- Спишите первое предложение и подчеркните главные члены предложения.

( Учитель раздаёт индивидуальные карточки ученикам, быстро выполнившим задание, надо определить падеж выделенных существительных).

5. Сообщение темы и целей урока.

Учитель.

- Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний о типах склонения имён существительных, будем упражняться в определении склонения у существительных в начальной форме и в косвенных падежах. В конце урока проверим ваши знания о типах склонения имён существительных.

6.Определение склонения имён существительных в начальной форме.

Учитель.

- Какие растения выращивают хлеборобы?

(Пшеницу, рожь, ячмень, просо, овёс, гречиху).

- Распределите названия растений по склонениям!

(Читает карточку, название растения  и информацию о нём, определяет склонение, крепит карточку в нужном столбике).

Ячмень.

 Из ячменя получают  перловую крупу, кормят скот, используют для приготовления пива.

Овёс.

Овёс  выращивают главным образом на корм скоту. Его зерно очень питательно. Из овса получают крупу, овсяные хлопья.

Просо.

Из проса получают  пшено – крупу для каши.

Рожь.

Из ржаной муки пекут чёрный хлеб. Пшеница и рожь могут по праву считаться основными кормилицами человека.

Гречиха.

Гречневую кашу пробовал каждый. Гречиха  - высококалорийная культура. В ней много белков, углеродов, жиров и витаминов. Из неё даже делают лекарство. А гречишный мёд очень полезен.

Пшеница.

Из пшеницы делают муку для белого хлеба, манную и пшеничную крупы.

На доске:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

пшеница

гречиха

ячмень

овёс

просо

рожь

Учитель.

-Какие существительные относятся к  1, 2, 3-му склонениям?

Дети.

- К 1-му склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями  

–а, - я.

- Ко 2-му склонению относятся существительные мужского  рода без окончаний и среднего рода с окончаниями   - о, - е.

- К 3-му склонению относятся существительные женского рода без окончаний.

7.Определение склонения имён существительных в косвенных падежах.

Учитель.

-  Долгое время главным хлебом  русских была рожь, так как она оказалась более стойкой к холоду, а пшеница погибала в северных районах. Многие годы понадобились учёным для выведения холодоустойчивых сортов пшеницы, чтобы получить богатый урожай.

      ( На индивидуальных карточках у вас записаны тексты. Выпишите словосочетания с выделенными существительными, определите склонение, падеж).

Пшеница.

Много земли засевает человек пшеницей. В нашей стране посевы добираются до Мурманской области. Из пшеницы получают муку для хлеба, манную и пшеничную крупу.

Рожь.

В начале осени поле засевают рожью. Скоро поле покрывается густым зелёным ковром. Рожь не боится трескучего мороза, засыпает под снегом на зиму, чтобы весной, как только пригреет солнышко, расправить листики, а в июле, августе порадовать людей урожаем.

 

Учитель.

-  Как определить  склонение имён существительных, если имя существительное стоит в косвенном падеже?

- (Надо поставить существительное в Именительном падеже единственном числе, затем воспользоваться таблицей «Как определить склонение»).

8. Списывание и выполнение задания.

Учитель.

-  Почему же именно про хлеб говорят – «Хлеб – всему голова»?

Дети.

- Без хлеба мы не обходимся ни дня. Хлеб не просто дополнение к еде. Он сам – пища. В хлебе – нелёгкий человеческий труд. Поэтому необходимо относиться к хлебу уважительно, бережно. Между тем нелёгкий труд вложен в каждую вещь и продукт питания, но именно хлеб всегда считался священным даром богов. Чтобы выпечь хлеб, нужно обеспечить союз Огня, Воды и Зерна. А Огню, Воде и Зерну раньше поклонялись, считали божествами, сочиняли о них стихи. Познакомимся с одним из стихотворений о хлебе.

    (Один ученик читает стихотворение на доске).

Хлеб.

Люди хлеб в п … лях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют,

Пашут каждую в … сну,

Поднимают целину.

Сеют, жнут, н … чей не спят …

С детства знай, как хлеб растят.

- Спиши стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Укажи склонение этих слов. 

 (Дети выполняют задание).

Проверка.  Возьмите карточки с цифрами и покажите, какое склонение у существительных с пропущенными буквами.

(Полях – 2-е скл.,  весну – 1-е скл., ночей – 3-е скл.).

Зерно – показатель плодородия и богатства. Поэтому на некоторых государственных гербах мы видим колосья. Они символизируют труд, богатство и плодородие.

Немало пословиц существует о хлебе. В них хлеб  - это символ богатства и труда.

Прочитайте пословицы, записанные на доске.

    ХЛЕБА КРАЙ – И ПОД ЁЛКОЙ РАЙ.

А ХЛЕБА НИ КУСКА – И В ТАРЕЛКЕ ТОСКА.

БЕЗ СОЛИ НЕВКУСНО,

БЕЗ ХЛЕБА НЕСЫТНО.

       ХЛЕБ –

ВСЕМУ ГОЛОВА.

           ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ,

           НЕ СИДИ НА ПЕЧИ.

БЕЗ ПЕЧИ ХОЛОДНО,

БЕЗ ХЛЕБА ГОЛОДНО.

- Выберите пословицу, которая вам больше всего нравится. Прочитайте её несколько раз, выучите.

- Запишите пословицу, которую запомнили, укажите склонение имён существительных.

9. Самостоятельная работа.

Учитель.

-  А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Склонение имён существительных»

Работа по вариантам.

(Индивидуальные задания по карточкам).

10.Итог урока.

Учитель.

-  Вы хорошо работали, были активны. Мне понравились ваши устные ответы. Оценки за самостоятельную работу вы узнаете на следующем уроке.

11.Домашнее задание.

12.Резерв.                                        Карточки.

- Составь из данных частей предложений пословицы

 

        ДО ПОРЫ ДО ВРЕМЕНИ

                   

        УМЕЛОМУ ХЛЕБОРОБУ

             НЕ ЗЕМЛЯ ПЛОХА,

     

       А СЕЯТЕЛЬ ПЛОХ

     

        НЕ СЕЮТ СЕМЕНИ

     

         ДОЖДЬ НЕ ПОМЕХА

Учитель.

-  Напиши. В словах из словарика подчеркни буквы, написание которых надо запомнить. Определи склонения имён существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...