Урок по русскому языку "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Павлова Галина Александровна

Разработка урока для обучающихся 4-ого класса на тему "Фразеологизмы". Цель: знакомство детей с фразеологическими сочетаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_3_klasse.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   русского языка

Тема: «Фразеологизмы».

Цель: -  ознакомление  детей с фразеологическими сочетаниями;              -       Задачи:  

-показать различие между свободными словосочетаниями и фразеологизмами.

- раскрыть образность и богатство русского языка.

- познакомить с фразеологическим словарём.

Планируемые  результаты:

 Познавательные:

-осознавать познавательную  задачу

 –осуществлять  синтез, сравнение

Коммуникативные:

 –участвовать в диалоге, общей беседе, совместной  деятельности, учитывать разные мнения и интересы и высказывать свое мнение, свою позицию  

Регулятивные:

 –принимать  и сохранять цель и учебную задачу контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои достижения

Личностные:

- формировать мотивацию к творческому труду, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности

                        Ход урока.

1.Организационный момент  

2.Самоопределение к   деятельности

Слайд № 2.

Учитель: Незнайка читал сказку Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Он очень удивился: как это можно гулять самому по себе?

Слайд № 3. А вы как думаете, возможно, ли такое действие? Давайте разберёмся, что это за выражение и, если подобное действие нельзя произвести, то зачем так говорят. Отправимся в новое путешествие по стране русского языка.(чтение отрывка В.Волина «Веселая грамматика»

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и накрепко сварил деталь в виде буквы Ф.

Подобное мы видим и в жизни слов. Живут поживают слова детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но однажды, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

 Слайд № 4. Сегодня нас встречают фразеологизмы. Сформулируйте цель урока.

3.Работа по теме урока

В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разрывать, вместе они имеют одно целостное значение, а друг без друга они это значение утрачивают. Например, надо сказать, что мы встали очень рано. Для этого используется выражение (может быть, вы знаете какое?) чуть свет. Если скажем только одно из этих слов, выражения со значением очень рано не получится. Такие неразделимые словосочетания называются фразеологизмами. Слово фразеологизм состоит из двух корней фраза и логос.  Попробуйте объяснить происхождение этого слова. Иначе фразеологизмы называют устойчивыми словосочетаниями, а

 в научной литературе можно встретить другое название этих словосочетаний: идиомы.

     

  Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль.

        Чаще всего фразеологизмы употребляются в переносном значении. Например, сочетание бить баклуши в Древней Руси означало разбивать обрубок на очень мелкие части, из которых потом делали ложки. Работа эта была простая, лёгкая. Кто-нибудь знает, что означает это выражение сейчас? Наверняка, вы слышали это выражение не раз, как и те, которые встретятся нам сегодня на уроке, а может,  сами употребляли в речи некоторые из них, не подозревая, что это фразеологизмы, что пришли они к нам из далёких-далёких времён.

4. Физминутка

 (изобразить мимикой, движением) Голоден как ….(волк) Хитер как ….(лиса), Труслив как…. (заяц), Здоров как…. (бык), Надут как….(индюк), Упрям как….(осел)

Слайд № 5

Закрепление изученного материала

  1. - Прочитайте стихотворение, попробуйте найти в нём фразеологизм и объяснить его смысл:

                Дружнее этих двух ребят

                На свете не найдёшь.

                О них обычно говорят:

                Водой не разольёшь.

       Слайды № 6, 7.

  1. - Очень часто фразеологизмы встречаются в сказках. Постарайтесь найти их в  «сказочных»  предложениях и объяснить смысл этих выражений.

У зайца душа в пятки ушла.

Старики во внучке души не чаяли.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу.

И стали расти дочка у стариков не по дням, а по часам.

Змей за Добрыней по пятам летит.

Откуда ни возьмись, выскочили собаки и помчались за лисой.

Закричал петушок во все горло.

Слайд № 8.

- Прочитайте словосочетание. Можно  ли сказать, что это фразеологизм? Почему вы так думаете? Подберите к нему верное обычное (свободное) словосочетание из написанных внизу слайда выражений.

Ломать голову                                             неожиданно, вдруг

Душа в душу                                                 дружно

Как снег на голову                                       усиленно думать

Сбиться с ног                                              свободный путь

Ни жив, ни мёртв                                        устать

Зелёная улица                                               очень страшно

Какие из выражений вам кажутся интересными?

Используя  эти  фразеологизмы составьте рассказ о конкурсе «Учитель года (работа в группах) А мы работаем с залом  (третья группа)

Слайды № 9 – 14.

- Иногда детям непонятны выражения взрослых. Так и произошло с Незнайкой. Услышав фразеологизмы, он понял их по-своему и нарисовал к ним картинки.

Посмотрите, какие фразы он изобразил. Когда они употребляются в речи и в чём ошибка Незнайки?

  Слайд № 15. Итог урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Вернёмся к фразеологизму, который не понял Незнайка. Можете ли вы теперь объяснить ему, почему так говорят, хотя подобного действия произвести нельзя?

Рефлексия: 

Оцените свою работу на уроке

1. Я переливал  из пустого в порожнее.  

2. Я работал не покладая рук.

3. Я устал, но взял себя в руки.

Домашнее задание.

         Объяснить, в какой житейской ситуации можно сказать: «калачом не заманишь»?  Записывать услышанные фразеологизмы в словарик.

    Слайд № 16. 

Работа с  залом

лакомый кусочек – и даром не надо

набрать в рот воды - трещать без умолку

черепашьим шагом - не успеешь глазом моргнуть

вкладывать душу - спустя рукава

бить баклуши - не покладая рук

время терпит - время пошло

мутить воду - момент истины

гордиев узел – дело в шляпе

довести до белого каления - олимпийское спокойствие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....