Воспитательная и развивающая роль учебника Русского языка на уроке
статья по теме

Коропузикова Елена Юрьевна

Воспитательная и развивающая роль учебника Русского языка на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коропузикова Е.Ю.,

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №339

Невского района Санкт-Петербурга

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РОЛЬ УЧЕБНИКА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Какие учебники по русскому языку нужны ребенку младшего школьного возраста, современному ребенку, который растет в мире все возрастающего объема информации, и в тоже время ребенку, который проходит через начальный этап обучения русскому языку?

Учебник русского языка обязательно должен не только содержать в себе необходимый программный материал и некую сумму тренировочных упражнений, но и воспитывать у младшего школьника любовь к русскому языку.

Современные дети не очень любят читать, как правило, не любят уроки русского языка, поэтому необходимо в школе работать по таким учебникам, которые помогут понять русский язык, овладеть русским языком, воспитать любовь и уважение к русскому языку. Учебник для современного школьника обязательно должен быть любимым. Хороший учебник, как известно, - это не только друг учителя, но и друг ученика.

Учебники русского языка последних десятилетий имеют ярко выраженную тенденцию к расширению объема действующей традиционной программы по русскому языку для начальных классов. Возможно, причины усложнения многих учебников кроются в недостаточной или, наоборот, сверхдостаточной лингвистической компетенции их создателей. Может быть, причиной является неумение поставить себя в позицию того ребенка, который будет обучаться по созданным автором учебникам.

На наш взгляд, учебник по русскому языку (автор Т.Г. Рамзаева) соответствует современным требованиям.

Данный учебник по русскому языку выполняет в процессе обучения следующие функции:

  • воспитательную;
  • познавательную (он дает ученику определенный объем информации, знаний по предмету «Русский язык»);
  • функцию развития интеллекта, умственных способностей, речи.

Все три функции неразделимы, как неразделимы воспитание интереса и любви к родному языку, его познание и усвоение умственных операций.

К учебнику русского языка, как пишет М.Р. Львов, предъявляются следующие требования:

  • содержательные: он дает школьникам языковой материал, доступный, адаптированный к детскому восприятию, изложенный в строгой системе, в соответствии с программой и государственным стандартом;
  • интегративные: учебник объединяет в единую систему различные области изучаемого языка. В нем выступает в единстве и литературный, образцовый текст, и материал грамматики, фонетики, лексики, орфографии, графики, развития речи учащихся, культура речи;
  • методические: учебник организует познавательную деятельность учащихся в классе и дома, предлагает учителю и учащимся методически подготовленный языковой материал, различного назначения упражнения, задания, литературные образцы, отобранную лексику и прочее. В нем предусмотрено повторение ранее изученного материала.

В практике создания учебников используется профессиональный термин «методический аппарат учебника» - это совокупность всех вопросов, заданий, упражнений, пояснений, памяток, алгоритмов, правил и пр., что и составляет его методическую специфику.

В этом смысле учебник организует работу не только учащихся, но и учителя, особенно малоопытного. Учителя, достигшие уровня мастерства, не всегда удовлетворяются учебником, вносят свои дополнения, особенно в практической части: они заслужили это право.

Ученику необходимо научиться читать учебник по русскому языку, не только видеть в нем информационный материал, но разбираться в заданиях к упражнениям, во всем методическом аппарате. Учитель не должен полагаться в этом на самого ученика: нужно убедиться, что младший школьник разобрался во всех указаниях учебника. Учебник должен стать постоянным помощником ученика. Работа с учебником проводится постоянно.

При подготовке к усвоению нового материала обычно учебник используется для языкового анализа, для наблюдения над словами, предложениями - это подготовка к усвоению нового.

Новый материал не всегда усваивается путем чтения учебника, особенно если применяются эвристические методы. Однако после поиска, когда учащиеся уже пришли самостоятельными путями к выводу, к формулировке определений и правил, они обращаются к учебнику, сверяя свои выводы с соответствующими формулировками в учебнике.

Не исключается и такой вариант усвоения нового: пройдя этап подготовки, ученики получают задание самостоятельно прочитать учебник, разобраться во всем, после чего учитель проверяет правильность усвоения. Такая методика приучает школьников к самостоятельной работе по книге.

На этапе закрепления нового и тренировки, выработки умений и навыков по учебнику выполняются разнообразные упражнейия по заданиям, которые в учебнике даны до или после текста упражнения.

Работа по учебнику не должна подменять живое слово учителя, ибо диалог, непосредственный обмен мыслями, постоянное следование ученика за логическими построениями учителя развивает учащихся, активизирует их. Иными словами, учебник не должен сковывать учителя и учащихся, не должен подменять собой живой процесс общения на уроке. Учитель не только вправе, но и обязан оживлять урок введением собственных примеров, материалов.

Учебник русского языка красочно иллюстрирован, в них четко расположен материал, хорошо продумана цветовая гамма, рубрикация, что также имеет большое значение для воспитания младших школьников. Согласно общепринятому подходу к структуре современного учебника, рассматриваемый учебник «Русский язык» содержит следующие компоненты:

  • систематизированный учебный материал в виде фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных сведений и понятий, орфографических и пунктуационных правил, речеведческих сведений.
  • аппарат организации усвоения:
  1. вопросы и задания предназначены для организации познавательной деятельности учащихся, раскрытия содержания правил и понятий, обобщения и систематизации учебного материала; в каждой теме учебника вопросы расположены в определенной последовательности; многие из них носят характер учебных задач, поскольку для ответа на вопрос, необходимо выполнить определенные действия (провести анализ, сравнение, обобщение); вопросы выполняют разные функции в зависимости от цели, поэтому их содержимое специфично;
  2. упражнения, разнообразные по своим функциям, видам деятельности учащихся;
  3. конструктивные предписания: памятки, образцы рассуждений, образцы разбора слов и предложений;
  4. таблицы, содержащие учебный материал; иллюстративный материал: изображение предметов, сюжетной иллюстрации, правила в картинках; иллюстрированный материал в учебниках предназначен как для усвоения грамматических, словообразовательных понятий, так и для развития речи.

В учебнике важное место занимает аппарат ориентировки:

  1. оглавление в учебнике;
  2. рубрикации - деление учебника на части, обозначенные цифрами, условными знаками (например, изображение Почемучки обозначает учебный вопрос (учебную задачу), вертикальная линия - правила, сведения; особые значки - значимые части слова и т.п.).

В основе методической концепции учебника по русскому языку лежит утвердившийся в дидактике и в психологии деятельностный подход к обучению и теория развивающего обучения. Автор учебника стремится запрограммировать познавательную деятельность учащихся, управлять ею. С этой целью учебник имеет в своем содержании систему учебных задач сведения операционного характера, материал для наблюдений, специальные задания, развивающие лингвистическую зоркость, интерес к языку, разнообразные упражнения, воспитывающие этические и моральные нормы, эстетический вкус.

Таким образом, учебник русского языка Т.Г. Рамзаевой полифункционален и имеет все возможности для воспитания и развития учащихся начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

Использование электронного приложения к учебнику В.П.Канакиной «Русский язык» при проведении учебного курса «За страницами учебника «Русский язык»

Использование электронного приложения  к  учебнику В.П.Канакиной «Русский язык» при проведении учебного курса «За страницами учебника «Русский язык»...

Урок русского языка во 2 классе "Правописание парных согласных в корне слова" по системе развивающего обучения Л.В.Занкова (учебник "Русский язык" Н.В. Нечаевой)

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебно-познавательной деятельности по закреплению правописания парных согласных в корне слова.В ходе урока обучающиес...

Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."

Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...