урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Кутырева Валентина Андреевна

Урок по русскому языку по программе "Школа 21 века" 2 класс. Тема: "Учимся писать безударные гласные и сомнительные согласные в корне слов"

Скачать:


Подписи к слайдам:

Презентация
«Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова »2 класс Учитель начальных классов Кутырева В.А. МБОУ СОШ №69
Прозвенелзвонок – начался
Минутка чистописания
Найдите лишнее слово и объясните почему оно лишнее?
воробей, ворона, Петрушка, сорока
Тема урока:Сомнительные согласные и гласныев корне слова
Цель урока: Научиться проверять орфограммы слабых позиций по сильной с помощью однокоренных слов.
Зимующие птицы
Вопросы от Петрушки:Отчего погибают птицы зимой? И как им помочь?
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» Мы в ответе за тех, кого приручили.
Открываем минутку чистописания
Какие согласные буквы в слове «Петрушка»?
П, Т, Р, Ш, К
Какая буква лишняя и почему ?
п
р
ш
т
к
Орфографическая зарядка

.
..
.
.
.
=
=
=
Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение!
Парный сразу проверяй, рядом гласный подставляй
.
б/ж Способы проверки орфограмм
Изменяю форму слова Отметка
1.Один–много: зуб-зубы; волна-волны
2.Много – один: паруса-парус
3.По вопросу: Что делал–что делает? Писал - пишет
Подбираю однокоренное слово
1.Большой–маленький: зуб-зубик ковёр- коврик
2.Маленький–большой: площадка–площадь
3.Назови ласково: кружка-кружечка зима – зимушка
4.Какой? (признак)–что? (предмет): зелёный – зелень
5.Что делал? (действие) – что? (предмет): плясал - пляска
Алгоритм работы с орфограммами
Найди в слове слабую позицию.Убедись, что она находится в корне.Подбери однокоренное слово, в котором этот звук находится в сильной позиции.Напиши нужную букву. Подчеркни орфограмму.
Дифференцированное задание
Проверочные Проверяемые
Д..лёкийМоро..Тр..щитВаре...каМ..тель
а
Даль
Морозы
Треск
Варежечка
Мёл
з
е
ж
е
Работа в парах
Найдите проверочное слово, подчеркните его, спишите.плясать, пляска, плясунзимушка, зима, зимовьеснег, снежок, снеговикходят, ходок, ходулистрелок, стрелы, стрелять
Физминутка
Мы устали, засиделисьНам размяться захотелосьОтложили мы тетрадки,Приступили мы к зарядке.
Работа в группах
Телеграмма осени1Упал желтый лис… на тр…ву. Вышел ё… на прогулку. Увидел желтый лис…. Посм…трел на него, прочитал что-то и уб…жал куда-то. 2М…две…ь ш..гал по лесу. Вдруг и он увидел лис…, осм…трел его и тоже забеспокоился, и быстро заш…гал куда-то.3А на л…сте ничего не было написано. Желтый он был, и только. Но звери понимали, что з…ма не за г…рами. Встр…чать надо.
т
а
ж
т
о
е
а
д
т
о
е
а
о
и
и
е
Петрушка - интервьюер :
Над какой темой работали?Что надо делать, если сомневаешься в написании орфограммы?Как проверить безударную гласную?Как проверить сомнительную согласную?Что понравилось на уроке?


Предварительный просмотр:

 

 Урок русского языка во 2 классе

Тема: Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова

        

                                                       Урок подготовлен и  проведен      

                                                                     Кутыревой  В. А.,

                                                        учителем начальных классов

Тип  урока: Урок повторения и закрепления изученного.

Цели урока:

1) закрепить ранее изученный материал: способы проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова; научиться проверять орфограммы слабых позиций по сильной с помощью однокоренных слов; фонетический разбор слов;  

2) развивать логическое мышление и речь учащихся;

3) воспитать в детях любовь к природе.

УУД:

Метапредметные

Регулятивные:

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и

самостоятельность;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

 Познавательные:

- освоение умения подбирать проверочные слова к изученным орфограммам;

- формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Форма урока: урок –  игра

Оборудование:    презентация, кукла-Петрушка, голос Петрушки, песочные часы, звоночек.    

Ход урока

1.Организационный момент. СЛАЙД 2

 Проводит командир дежурной звездочки, сдаёт рапорт, что класс к уроку готов (в стихах)

2. Актуализация знаний.

Учитель: 

-  Сейчас по расписанию минутка чистописания. Для этого откроем её. СЛАЙД 3

-Какое слово лишнее и почему? (На слайде слова: воробей, ворона, Петрушка, сорока) Не только по- смыслу, помним, что мы на уроке русского языка.

Дети:

Петрушка, т.к. остальные зимующие птицы, а если учесть, что это русский язык, то здесь два вида недавно изученных орфограмм: безударные гласные (о) и сомнительная согласная (ш). Проверка этих орфограмм по методу французских технологий. Петрушка от слова Петр, проверка информация из интернета: от греческого petra возникло имя Петр. На Руси Петрушкой издавна величали русскую балаганную марионетку – несуразного игрушечного человечка с длинным носом, совершавшего по ходу представления множество нелепых поступков.

(СЛАЙД 4 вместе с куклой)

-А вот и я: с колпаком на голове и с улыбкой на лице, я веселая игрушка, а зовут меня - Петрушка- Я очень рад, что вы наконец-то вспомнили обо мне и смогли увидеть в моем имени два вида новых орфограмм. Так, кто скажет какая тема урока? (аудиозапись)

 (сомнительные буквы гласных  и согласных в корне слова)

Учитель:        

Итак, (СЛАЙД 5) тема нашего урока: Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова. Цель урока: совершенствовать навык письма изученных орфограмм.

Ребята Петрушка приготовил для вас вопросы: Отчего погибают птицы зимой? И как им помочь? (СЛАЙД 6) Ответы детей.

Итог: давайте не забывать о малых наших братьях и помогать им. Закончим наш диалог словами А. Сент-Экзюпери (Маленький принц): "Мы в ответе за тех, кого приручили".

      Продолжаем урок. Откроем минутку чистописания.

(СЛАЙД 7,8).

- Назовите   согласные в  слове Петрушка. (п, т, р, ш, к). Какая согласная лишняя и прочему? (р- она сонорная, а остальные парные согласные, которые на письме надо проверять).Назовём к ним пару. Вспомним, какие ещё есть парные соглапсные? (з-с,в-ф)

 - Пишем - ррр – соблюдаем наклон и округлость элементов. Лучший вариант подчеркнем и до конца строчки постараемся писать также красиво.

     Орфографическая зарядка. (СЛАЙД 10) Так как речь у нас сегодня о зимующих птицах, то напишем предложение о них:

Воробушки гнездятся  на деревьях  вблизи жилья.

- находим орфограммы, с помощью правила ведем доказательства (Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение!  Парный сразу проверяй, рядом гласный подставляй.)

- грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое)

- транскрипцию к словам – воробьи, жилья (у доски)

 3. Усвоение новых знаний и способов действий

Самостоятельная работа. (памятка) (СЛАЙД 11)

Чтобы грамотно писать - надо орфограммы проверять. Существуют несколько способов проверки данных орфограмм. Сейчас вы самостоятельно отметите на своей будущей памятке (бортовой журнал) способы, которые вам известны знаком +, если забыли или впервые слышите, то ставьте – минус и запоминайте.

Применим и закрепим наши знания, пользуйтесь памяткой!

4. Контроль знаний и способов действий

Повторим алгоритм работы с данными орфограммами

Алгоритм  (СЛАЙД 12)

1.        Найди в слове слабую позицию.

2.        Убедись, что она находится в корне.

3.        Подбери однокоренное слово, в котором этот звук находится в сильной позиции.

4.        Напиши нужную букву. Подчеркни орфограмму.

Используя алгоритм, выполните дифференцированное

задание, которые принёс  Петрушка.

Дифференцированное задание  (СЛАЙД 13)

 Карточка  1    

Подберите и напишите проверочные слова,  вставь пропущенную букву

Проверочные    слова

Проверяемые

Д..лекий

Свисто..

Тр..щит

Кру..ка

Б..льной

Карточка  2       

Подберите и напишите проверочные слова,  вставь пропущенную букву

Проверочные    слова

Проверяемые

Д..лекий                   а/о

Свисто..                    к/г

Тр..щит                     е/и

Кру..ка                      ш/ж

Б..льной                    а/о

Карточка 3      

Соедините  стрелкой проверочное слово с проверяемым, вставь пропущенную букву

Проверочные    слова

Проверяемые

Кружечка

Д..лекий                   а/о

Боль

Свисто..                    к/г

Свистки

Тр..щит                     е/и

Далёкий

Кру..ка                      ш/ж

Треск

Б..льной                    а/о

Зарядка для глаз (СЛАЙД 14)

Работа в парах (СЛАЙД 15)

Следующие задание Петрушки выполним в паре и письменно, используя алгоритм

Спишите, найдите проверочное слово  и подчеркните его.

•        плясать, пляска, плясун

•        зимушка, зима, зимовье

•        снег, снежок, снеговик

•        ходят, ходок, ходули

•        стрелок, стрелы, стрелять

А теперь проверим.

-Можно ли назвать слова

каждой группы однокоренными?

Обоснуйте свой ответ.

-Как пишется корень в однокоренных словах?

-Назовите проверочные слова в каждой группе?

-Почему эти слова являются проверочными?

Физминутка (СЛАЙД 16)

Последне на сегодня задание от Петрушки: Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова, пользуясь памяткой "Способы проверки орфограмм".

 

Работа в группах   (СЛАЙД 17)

                                                         

1

Упал желтый лис… на тр…ву. Вышел ё… на прогулку. Увидел желтый лис…. Посм…трел на него, прочитал что-то  и уб…жал куда-то.

2

Белка прыгала с ве…ки на ве…ку. Вдруг и она увидела лис…, осм…трела его и тоже забеспокоилась, и быстро поб…жала по ве…кам.

3

А на л…сте ничего не было написано. Желтый он был, и только. Но звери понимали, что   з…ма не за г…рами. Встр…чать надо.

5. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.  (СЛАЙД 18)

Интервьюер-Петрушка

– Над какой темой работали?

 - Что надо делать, если сомневаешься в написании орфограммы?

- Как проверить безударную гласную?

 - Как вы подбирали проверочные слова?

- Как проверить сомнительную согласную?

 - Как вы подбирали проверочные слова?

- Что понравилось на уроке?

Оцени себя (СЛАЙД 19)

Домашнее задание.  (СЛАЙД 20)

По выбору учащихся от Петрушки:  Рабочая тетрадь стр. 57  №4

или Рабочая тетрадь стр.57  №5

Спасибо за урок  (СЛАЙД 21)

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...