Урок в 3 классе по теме: "Обобщение знаний о составе слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_znaniy_o_sostave_slova_3_klass.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  лицей №1795 «Лосиноостровский» города Москвы

Открытый урок  в  3 классе

Тема: «Обобщение знаний о составе слова»

Цель : Совершенствовать и расширять знания об однокоренных словах и значимых частей слова. Развивать мышление, кругозор. Воспитывать чувство товарищества.

Задачи: Отработка умения разбирать слова по составу, отработка орфографической зоркости (умение находить в значимых частях слова букву, требующую проверки)

Планируемый результат: Закрепить названия частей слова, уметь разбирать слова по составу.

Оборудование: Учебник «Русский язык 3 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий., раздаточный материал (кроссворд), компьютер (программа HotPotatoes JCloze), наглядное пособие (корабль, остров, пальма, письмо, слова для схем)

                                             

    Провела:

Учитель  начальных классов

 Шамовка Наталья Николаевна

       

                                    Москва 2014

Ход урока.

1.Организационный момент.

Встали, успокоились. У нас сегодня гости на уроке. Давайте поздороваемся. Садитесь. Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, компьютер пока не трогаем. Откройте тетради. Запишите число, классная работа и кто готов, сядьте прямо.

2.Сообщение темы и целей урока.

-Ребята! Я сегодня получила письмо. Сейчас я его вам прочитаю:

Дорогие ребята! Приглашаем вас в гости на наш необычный остров. Мы приготовили для вас много интересных заданий. Вы их найдете на нашей пальме. С нетерпением вас ждем !

Жители острова «Морфемика» .

-Ну что, ребята, поедем в гости? (да)

-Какое необычное название у этого острова. Что же изучает Морфемика? (значимые части слова).

-Какие же задания приготовили для нас жители острова, кто понял?( задания будут на нахождение значимых частей слова), этим мы сегодня и будем с вами заниматься. Тогда в путь. А путешествовать я предлагаю вам на корабле (выставляю на доску корабль).

3.Минутка чистописания.

-На какую букву начинается слово корабль? (буква КА). Давайте пропишем её всю строку, аккуратно, медленно, вспоминаем элементы буквы. (включаю музыку, ставлю на доску остров с пальмой)

Ну вот мы и на острове. Поднимите глазки, сядьте ровно.

_Где же задания? (на пальме).Давайте посмотрим. (вызываю 1 ребенка:читает задание – ОТГАДАЙТЕ КРОССВОРД – у детей заранее разложены листы с кроссвордом, на закрытой доске тоже кроссворд для проверки)

Я вам читаю загадки, а вы вписывайте в кроссворд  слова. (1 человек у доски)

  1. Надевает папа кепку

И выходит из избы.

Справа он сажает репку,

Слева - свёклу и бобы.

Тут везде рядами грядки

Будет урожай в порядке. (ОГОРОД)

2 .Я- садовый инвентарь.

На селе знакома встарь.

Дедушка меня берёт

И  копает огород. (ЛОПАТА)

3.Льётся речка – мы лежим.

Лед на речке –

Мы бежим. (КОНЬКИ)

4.Белое, да не снег.

Вкусное, да не мёд.

От рогатого берут

И ребятам дают. (МОЛОКО)

5.Эти братцы дружно в ряд

В домике –стручке сидят.

А когда они созреют

Попадут тебе в салат. (ГОРОХ)

6.Стоит копна

Посреди двора.

Спереди вилы, а сзади метла.(КОРОВА)

ОГОРОД

   О     КОНЬ КИ

   Р        МОЛОКО

ЛОПАТА       Р

   Х                 О      

                      В

                      А

-Молодцы. А какое слово получилось в выделенных клетках? (ДОМА)

4.Проверка домашнего задания. Упр.184 с.97

-Придумайте однокоренные слова к слову дом: домик,домовой, домашний Вспомните, что такое корень? Какой корень у этих слов.  Наверное, жители острова хотят, чтобы мы проверили домашнюю работу.(Проверка)

5. Работа над темой урока.

Следующее задание (другой ребенок читает задание: Распределите слова к схемам) Давайте вспомним, что такое приставка , суффикс и окончание.

На доске написаны  схемы и даны слова:

ПЕСОЧНЫЙ, ПРОБЕЖКА, МОРСКОЙ,РЫБНЫЕ, ЗАПАСЛИВЫЙ.(первый столбик слова с корнем, суффиксом, оконч.; второй столбик –прист, корень, суф.,оконч) Дети записывают слова вместе со мной (Я спрашиваю в какой столбик слова и ставлю)

Справились с заданием! Посмотрим, след.задание! (ФИЗМИНУТКА)

6.Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,                     
Отдохнули мы слегка.

7.Работа на компьютерах.

-Отдохнули, сели. А сейчас давайте посмотрим следующее задание (РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ). Откройте компьютер. Включите. Найдите на рабочем столе файл с надписью «СЛОВА». Прочитайте задание.

-Что надо выполнить?(вставить пропущенные суффиксы, чтобы получились слова). Проверьте. 100% выполнено все верно.

8.Самостоятельная работа. Упр. 185 с.97

Посмотрим следующее задание. (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА упр185 стр.97.)

Разбор предложений вместе с детьми, запись упражнения самостоятельно.

9. Рефлексия.

-Остались еще  задания. Посмотрим? Задание( ПОИГРАЕМ)

-Послушайте рассказ «Родственники»:
-Вы кто такие?
-Я- Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
-А я ваша тётя – Гусеница.

-Есть ли в этом рассказе однокоренные слова? (Это гусь, гусыня, гусята. Корень гус)
-А слово гусеница? (Это не однокоренное, так как гусь, гусыня, гусята – это птицы.А гусеница – это насекомое, у этого слова другое значение.) Запишите в тетрадь однокоренные слова. Выделите корень.

Отгадайте слово: Корень такой же, как в слове морозный, приставка как в слове зашёл, суффикс как в слове рамка, окончание как в слове кони (заморозки) Напишите еще однокоренные слова: мороз, морозный, заморозить.

10. Подведение итогов.

Осталось последнее задание (СОЧИНИТЕ СКАЗКУ) В некотором царстве –государстве жили-были значимые части слова. Какие?

-Я вам помогу сочинить сказку.

И вот однажды заспорили приставки и суффиксы, кто из них важнее, кто более значим. (Помогайте девочки, вы будете приставки)Какие значения могут иметь приставки?(приближать предметы - приехал, присоединять-пришить, делать заново-переписал, )

А суффиксы?(Можем делать слова ласковыми, маленькими, показывать, что предмет-детеныш животного)

Долго спорили приставки и суффиксы, но тут вмешался корень. Он сказал: «Вы спорите напрасно, ведь без меня вы ничего не значите». Задумались приставки и суффиксы. Действительно, корень прав. Корень-главная значимая часть слова .И решили приставки и суффиксы, что будут жить рядом с корнем, но…..по разные стороны, чтобы больше не ругаться.

_Чем мы сегодня на уроке занимались? Что Понравилось?

-Ну а теперь обратно домой! Закройте глазки, сядьте ровно.

Открываем глазки. Сегодня на уроке вы работали очень хорошо, молодцы! Оценки….

11.Домашнее задание: стр.97 упр.183


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс

Конспект обощающего урока по теме "Состав слова"...

конспект урока 2 класс по теме "Обобщение по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Данный урок разработан с использованием лабораторного оборудования PROlog. на уроке использованы различные типы заданий....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме" Обобщение орфографических знаний"

Данный материал урока помогает повторить и обобщить орфографические  знания учеников 2 класса. На уроке организованы различные виды и формы  работы....

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...

Интегрированный урок в 3 г классе на тему Обобщение знаний о составе слове

На уроке учащиеся повторяют и обобщают тему о составе слова. На уроке  повторяют правила безопасности дорожного движения....

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Обобщение знаний о составе слова"

Скейчас очень важно к уроку оставить технологическую карту. Вот делюсь!!!...