Урок в 4 классе по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Лицей 1795 «Лосиноостровский»

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Правописание мягкого знака на конце после шипящих»

4 класс

Учитель: Шамовка Наталья Николаевна

Город Москва

2014

Цели: познакомить с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце имени существительного женского и мужского рода, совершенствовать умение распознавать существительные по родам, проверить сформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», «Разделительный мягкий знак», развивать мышление, внимание, воспитывать любовь к русскому языку.

  1. Минутка чистописания.

Вспомните, как пишется сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу?

Запишите эти сочетания всю строку.(показ)

Назовите первые звуки в этих слогах (ж,ш,ч,щ).

Что общего есть у всех этих звуках?(согласные шипящие)

В чём различие? (твердые и мягкие)

2.Словарные слова.

Запись словарных слов в картинках(береза, трамвай, стакан, сапоги, сахар, земляника, ванна, коньки)Устно определите род имен существительных. (проверка правил «Имя существительное», «Род имени существительного»)

3.Проверка домашнего задания.

4 Постановка цели урока.

Сегодня на уроке вы расширите свои знания о мягком знаке. Но сначала повторим то, что вам известно об этой букве.

Повторение. Обобщение знаний о мягком знаке.

Разгадать ребусы. Записать слова. Объясните, почему в данных словах вы написали мягкий знак.

,З      C:\Users\Наталичка\Desktop\karolina_padukPO4 (2).jpg                                     7Я

Зверь                                                             Семья

Какую функцию выполняет «ь» знак в первом случае?

(Обозначает мягкость согласного)

Во втором случае?(Выступает как разделительный мягкий знак)

Открытие новых знаний.

В русском языке мягкий знак употребляется в трех случаях. Первые два мы с вами сейчас повторили: для обозначения мягкости согласного и как разделительный мягкий знак.

Что за третий случай употребления «ь» знака? Сегодня мы постараемся сами ответить на этот вопрос.

Запись на доске:

меч   душ   хвощ   нож

речь  роскошь   мощь   рожь

Прочитайте слова. Лексическое значение каких слов вам непонятно?(Возможные затруднения – роскошь-богатство. Великолепие, хвощ-травянистое растение, мощь – могущество, сила)

Перед вами целый ряд слов, которые заканчиваются на шипящие согласные. Во второй строчке почему-то после шипящих стоит буква «ь». Подумайте, почему в этих словах есть «ь»?

(Если учащиеся затрудняются объяснить, дается подсказка: приглядитесь: по какому признаку распределены имена существительные?(На верхней строке имена существительные мужского рода без «ь», а на нижней-женского рода с «ь» после шипящих)

Учащиеся делают вывод:

Мягкий знак указывает на род существительных, оканчивающихся на шипящие ж,ш.ч,щ.

На конце существительных женского рода после букв шипящих пишется мягкий знак.

Это третий случай использования «ь» знака в русском языке.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных- это орфограмма.

Чтение правила в учебнике.

Запишите слова второй строчки, подчеркнув новую орфограмму.

Физкультминутка.

Первичное закрепление знаний.

Распредели слова по столбикам.

Черная птица, вестник наступающей весны (грач)

Ходит вдоль каравая, его разрезая (нож)

Предмет, на котором ездил Емеля(печь)

Маленький ребенок (малыш)

Мала, а никому не мила (мышь)

Без него замок не откроешь (ключ)

Его надевают в дождь (плащ)

Добыча охотника (дичь)

Середина ночи (полночь)

Утка в море, а хвост на заборе (ковш)

Тихая, безветренная погода (тишь)

Мелкие деньги (мелочь)

Проверка.

Самостоятельная работа.

Составьте и запишите предложения из данных слов.(на доске)

По, малыш.., берегу, бегал, р..ки.

В, х..лодный, овраге, ключ.., шумит.

На, веселилась, площа..ке, молодеж…

По берегу реки бегал малыш. В холодном овраге шумит ключ. На площадке веселилась молодежь.

Весёлая грамматика. (Нарисовано на бумаге как старинная рукопись)

Представьте себе, что вы нашли рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас, а смысл большинства слов утерян. Попробуйте догадаться, где нужно поставить в словах «ь» знак.

Мелестная   девяж.. притясла  комейный  борож…Лусый морош…увертал  чулёную  комощ….

Объяснение правописание «ь» знака. Разбор по частям речи и членам предложения первого предложения.

Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке? Какие 3 функции выполняет мягкий знак? Оценка.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока русского языка в 3-м классе по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне» с презентацией

Сценарный план  урока русского языка  в 3-м классе  по теме  «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне» с презентацией...

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.УМК "Планета Знаний" "Мягкий знак после шипящих"

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс УМК "Планета Знаний" Желтовская...

Краткосрочное планирование урока русского языка на тему: "Правописание И, А, У после шипящих" (для учащихся 2 класса)

Материал содержит разработку урока, спроектированного с учётом внедрения  процесс обучения ключевых идей 7 модулей Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Каз...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме " Правописание ь у глаголов после шипящих"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание ь у глаголов после шипящих"...