Реализация методов развития понятийного мышления на различных этапах урока русского языка.
статья по русскому языку (2 класс) на тему

Богачёва Светлана Валерьевна

Упражнения для развития понятийного мышления на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshleniya_na_rus.yaz_.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация методов развития понятийного мышления на различных этапах урока русского языка.

6.1Минутка чистописания.

1) На доске написаны буквы:

Т,  П, К, Е, Н

- Внимательно посмотри на данный ряд букв. Скажи, какую букву мы будем сегодня писать? В  этом ряду она лишняя. Объясни, почему.

2) В каждом из данных слов пропущена одинаковая буква один или два раза:

М…ч,  р…д,  в…з,  д…д…,  н…н…, м…мл… .

-Какая это буква? (я).

- Что обозначает слово «вяз»?

-Кого называют мямлей?

3) На доске написаны слова:

П…СУДА, Л…ПАТА, Р…БОТА.

-Найди в данных словах общее.( Имена существительные, слова из словарика, в каждом слове по 3 слога, у всех слов ударение на втором слоге, все согласные твердые).

Найдите среди слов лишнее. Объясните выбор и поймете, какую букву мы будем писать. (а).

4) Запись на доске:

Б, В, Г, Д, Ж

 –На минутке чистописания мы напишем букву, которая будет следующей в данном ряду. («з»,  т.к. это буквы, обозначающие звонкие согласные и расположенные по алфавиту.

5) Запись на доске:

О, Д,Т,Ч,П,Ш,С,…

-Какая буква будет следующей? Объясни свой выбор. («в» - т.к. это названия цифр).

6) Определить закономерность в чередовании букв ,букв и элементов, продолжить ряд.

у/уу//ууу///…

Бба Баб Бба Баб…

ООА ОАА ООА ОАА…

Еи Еии Еиии…

Ао ААоо АААооо

6.2. Словарно-орфографическая работа.

I этап (поиск изучаемого слова).

  1. Упражнения, направленные на поиск слова через работу с составляющими его буквами.

Е:        Д:::        М.        В::        Е::.        Ь:::.        Д:.

 Какие слова здесь зашифрованы?

Как вы их написали?

 о з а б в т е р а д к

2. . Упражнения, направленные на работу с символами, кодами.

Слова, о которых  мы сегодня будем говорить зашифровано с помощью чисел:

-3,1,11,6,12,13,1 (КАПУСТА)              

                   

-3,1,5,13,13,4,7,10,9,8 (КАРТОФЕЛЬ).          

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

А

Г

К

О

Р

У

Ф

Ь

Л

Е

П

С

Т

Капуста, картофель.

  1. Упражнения, направленные на развитие анализа, развитие избирательного внимания.

МАЕАСАЯАЦА

IIэтап (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ ИЗУЧАЕМОГО СЛОВА).

  1. Скажи, кто такие корова и собака(уровень представлений).
  2. В чем смысловое сходство слов корова и собака? (понятийный уровень).

В чем их различие?

Какую пользу человеку приносят?

Дай полное определение словам корова и собака.

  1. Исключение лишнего

Корова, собака, лисица.

  1. Нахождение вариантов реального и фантастического использования предметов.

Пальто надевают в холодную погоду.

Пальто можно использовать как ковер-самолет.

5.По перечисленным признакам нужно найти   карточку с изображением предмета, о котором говорят:

-Зимой спит, летом ульи ворошит.

6. Разгадывание загадок.

Внимательно посмотри на картинку. Назови и покажи городской электротранспорт. Чем похожи (отличаются) трамвай и троллейбус.

Назови лишнее слово. Объясни свой выбор:

- теплоход, лодка, трамвай, яхта.

-трамвай, трамвай, трава, трамвай.

7.Посмотри на картинки. Установи закономерность. Положи на свободное место соответствующую картинку. Объясни свой выбор.

8. Игра в лото «Кто где живет».

6.3.Объяснение нового материала.

    1. Прослушай звуки: о,п,а,э,и.

    Определи, какой звук лишний. Объясни свой выбор.

    Прочитай слово.

    Опасение.

    2. Какие буквы останутся, если зачеркнуть все согласные в корне?        (о.а,е,и.е)

    Произнеси  соответствующие звуки.

    Прослушай слова.

    Земли, травы, пилы, горы.

    Определи, на какой гласный падает ударение. Произнеси эти    гласные.

3. Прочитай слова.

Д…ма, т…зы, х…лмы, стр…жи, цв…ты, в…да.

Вствь пропущенную букву. Определи, каким правилом объединены эти слова.

4. Прочитай пары слов.

Хлеба – хлеб, весы – вес, мосты – мост, грибы – гриб, враги – враг…

Назови орфограмму в словах.

Объясни, какое правило использовали.

  1. Назови четвертое слово:

СОЛИТЬ – СОЛЕНЬЕ, ВАРИТЬ - …

Назови гласные, которые стоят в слабой позиции. Объясни, какое правило используем, чтобы их проверить. Найди среди слов проверочное.

        6.4.Закрепление изученного материала.

  1. Запись на доске:

Лиса, лисонька, лисицын, листик, лисенок, лис, лисий.

Город, городской, горох, горожане.

Найди лишнее слово. Объясни свой выбор.

Найди и подчеркни проверочные слова.

  1. Составь слово из вторых слогов данных слов:
  2. Карета, рука (река); пауки, калина, спица(улица).
  3. Запиши слова буквами волшебного алфавита (используются изображения предметов):

Лесничий.

Л – лук, е – ель, с – слон, н – ножницы, и – игла, ч – часы, й – йогурт.

Объясни, кто такой лесничий. Каким правилом будем пользоваться, чтобы правильно написать безударный гласный?

  1. Запиши слова. Подчеркни лишнее. Определи, что общего в словах каждой группы.

Изм…реть, зам…нять, уд…влять, повст…чать;

Б…льной, н…чной, р…дной, гл…зной;

Хв…сты, к…нюшня, зап…х,  к…рмушка.

  1. Найди лишнее слово в каждой строчке. Чем является это слово для остальных?

Цветок, цвет, цветение;

Добрый, добряк, подобреть;

Голодный, голодать, голод.

  1. Определи общие понятия для слов:

Волга, Ока, Кама, Двина – реки.

Соловей, воробей, тетерев, орел, ласточка - … .

Шмель, стрекоза, бабочка, муравей, оса - … .

Слон, жираф, зебра, лев, верблюд - … .

Луна, Земля, Меркурий, Сатурн, Юпитер - … .

  1. Прочитать группы слов:

БЕЖАЛ        СВЕТИЛО        ТЯНУЛА

НОЧЕВАЛ        ЖЕЛТЕЛО        ГОРЕВАЛА

ЗВОНИЛ        ВЫТЯНУЛО        КАЧАЛА

По какому признаку сделана классификация слов? Объясните.

 9. Выпиши из данных слов группу родственных слов:

Волнение, волнистый, волочить, волевой, волноваться.

Летчик, летопись, летний, летучий, вылетать.

Линять, линейка, линь, линейный, линовать.

Распредели слова на 3 группы по значению.

Чернота, чистота, черненький, читатель, чистый, очистить, читальный, почернеть, дочитать.

Звериный, зимовье, зелень, зимний, озвереть, зимовщик, зеленый, звереныш, зеленка.

10. Выпишите слова с двумя безударными гласными «о».

К…л…сок, кр…с…та, х…л…док, с…д…вод, г..в..рок, г..д..сок, к..р…бок, п…в…ренок.

11. Запиши слова в 2 группы по орфограммам.

Гл..зок, ск..ла, в…дица, уг…щение, к…тенок, к…тить, пр…вдивый, б…Евой, см…треть, св…рить.

12. Распредели слова на 3 группы по частям речи. Выделите корень.

Зелень, зеленый, зеленеть, молодой, помолодеть, молодость, холод, холодный, холодать.

13. Запиши слова в столбики в следующем порядке:

Имена прилагательные слева от глаголов, имена существительные – слева от прилагательных.

Осмелеть, смельчак, смелый,

Беговая, бег, бегать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возраста на различных этапах урока русского языка.

Работа Гордеевой Светланы Александровны посвящена интеллектуальному развитию младших школьников на различных этапах урока  русского языка.  В работе представлены теоретическое обоснов...

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...

"Пути активизации мыслительной деятельности на различных этапах урока русского языка"

В данной работе указываются пути активизации мыслительной деятельности учащихся на различных этапах урока русского языка....

Развитие творческого мышления у учащихся на уроках русского языка посредством использования новых информационных технологий.

Развитие творческого мышления у учащихся на уроках русского языка посредством использования новых информационных технологий....

Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроках русского языка.

Приоритеты при развитии творческих способностей личности на уроках русского языка....

Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках русского языка в процессе реализации технологии проблемно-диалогического обучения

Мир, в котором мы живём, постоянно изменяется. Стремительный рост научно-технического прогресса обуславливает необходимость развития и воспитания людей, обладающих креативным мышлением и способностью ...