Презентация Notebook для интерактивной доски к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".
презентация урока для интерактивной доски (русский язык, 3 класс) по теме

Наталия Александровна Галинурова

Презентация  к уроку русского языка по программе Бунеева Р.Н., УМК "Школа 2100". Может использоваться для любого УМК в период введения или отработки понятий одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Интерактивные материалы позволят разнобразить виды работы на этапах урока, переключать внимание, развивать умение использовать интерактивные средства для изучения нового материала на уроке и применения полученных знаний на практике в игровой форме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Цели:

  формирование понятия одушевлённости и неодушевлённости как грамматического признака имени существительного;

   развитие умений различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам, определять тематические группы неодушевлённых существительных.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

3  4  

1. Словарная работа.

– Разгадайте кроссворд №1.  (слайд 1)

1.Жвачное животное

2. Работает в школе

3.Весело чирикает

– На какой вопрос отвечают записанные слова? (кто?)

- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограммы.

Корова, учитель, воробей.

- Разгадайте  кроссворд №2.  (слайд 2)

1.Берут с собой в поездку

2. Висит в музее

3.Полезный напиток

– На какой вопрос отвечают записанные слова? (что?)

- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограммы.

Чемодан, картина, молоко.

– О каких предметах вы спросите что это? А о каких – кто это?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

1  3  3 

1. Подводящий к теме диалог.

На слайде (доске) записаны слова.

Поэт, учёба, чтец, поэзия, машинист, чтение, машина, ученик, математик, математика, ученик, учебник, учение.

– Что объединяет все эти слова? (Это имена существительные.)

– Распределите слова в две группы. Предложите, какие это могут быть группы. Подсказка: вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные. Сформулируйте основной вопрос урока:

Чем отличаются слова, отвечающие на вопрос кто? и что?

– Как они называются?

Фиксируется учителем на доске, слайде.

2. Прочитайте название параграфа на с. 13.

– Что вы представили, прочитав слова одушевлённые и неодушевлённые?

– Как вы думаете, что это за имена существительные? Приведите

примеры таких слов. Проверим наши предположения.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний

3  4

1. Наблюдение над новым материалом.

а) Упр. 218 – знакомство с понятием одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Ученики самостоятельно выполняют все «шаги» в задании. Затем следует коллективная проверка.

– Попробуйте уточнить вопрос, поставленный в начале урока. (Что такое одушевлённые и неодушевлённые существительные, чем они отличаются? На какие вопросы отвечают одушевлённые, а на какие – неодушевлённые существительные?) (слайд 3)

Сравните с формулировкой основного вопроса урока в учебнике (с. 196).

б) (слайд 4)

Упражнение формирует умение определять основание деления и распределять слова в группы.

В одну корзину ученик у доски вставляет  одушевлённые имена существительные, в другую – неодушевлённые.

В тетрадь дети записывают слова в два столбика.

Учитель обратит внимание детей на то, что в упражнении предложены однокоренные слова, которые отвечают на разные вопросы.

2. Работа с определением.

– Проверьте свои предположения, прочитав определение в рамке учебника (с. 14)

Ученики читают определение про себя, затем вслух, приводят свои примеры.

– Как вы думаете, может ли одушевлённое существительное стать неодушевлённым или наоборот? (Нет, если существительное отвечает на вопрос кто?– оно не может отвечать на вопрос что?)

Одушевлённость или неодушевлённость – это постоянный признак каждого имени существительного.

3. Наблюдение за изменением одушевлённых и неодушевлённых существительных.

Упр. 220.(устно)

Ученики читают вопросы и существительные, сравнивают и находят отличия в вопросах и в окончаниях одушевлённых и неодушевлённых существительных.

Сделайте вывод: какие окончания у слов, отвечающих на выделенные вопросы? (У одушевлённых (кого?), а у неодушевлённых (что?) – нулевое.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

1  3  5  3  

Работа в учебнике.

1. Упр. 221 – развивается умение определять тематические группы неодушевлённых имён существительных.

Возможна комментированная запись слов с обозначением орфограмм.

Обобщающий вопрос: какие тематические группы неодушевлённых существительных можете назвать?

2. Упр. 222 – совершенствуется умение подбирать слова разных тематических групп и определять их грамматическую отнесённость к неодушевлённым именам существительным.

Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка в парах.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

4  4

– Назовите ключевые слова урока. Вспомните, какие стихи придумал «поэт» Незнайка про своих друзей. Работа у доски (слайд 5)

– Какие группы слов можно выделить среди имён существительных?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI. Домашнее задание.

1. Упр. 3, с. 19.

2. Выучить правило на с. 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка по теме "Синонимы и антонимы" (2-3 класс)...

урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

Урок русского языка. 2 класс. Система Занкова. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Обучение осуществляется по  системе Л.В. Занкова с применением технологии разноуровневого обучения, по учебнику А.В. Поляковой «Русский язык», 2 класс (1 часть)....

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка 1 класс УМК "Школа 2100"

Презентация к уроку русского языка  1 класс УМК "Школа 2100". Тема урока "Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах". Презентация создана с помощью ПО "MimioStudio"....

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Школа Росии" «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»Цели урока: Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос что?; учить находить имена сущест...

Презентация к интерактивной доске на урок русского языка

Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам"...

Презентация к интерактивной доске на урок русского языка

Презентация содержит:определение темы с помощью загадки;устные и письменные задания в виде игры;тематическую разминку...