Методическая разработка урока русского языка по теме "Глагол. Знакомство с понятием." 2 класс
план-конспект урока по русскому языку на тему

Авдеева Елена Ивановна

Цели и задачи урока; развернутый конспект урока по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_glagol.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

2 класс. Программа «Школа России»

Тема урока « Глагол»

Цель урока:  познакомить учащихся с понятием  «глагол»

Задачи урока:

образовательная: - ввести понятие новой части речи, которая отвечает на вопрос «что делает?» и обозначает действие предмета,

                             -  выявить синтаксическую  роль глагола в предложении,

                             - научиться распознавать глаголы в устной и письменной речи.

развивающая: -  формировать умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи,

                         -  обогащать словарный запас детей путем    подбора к глаголам синонимов и антонимов

                        -    развивать интерес к слову и его значению.

воспитательная:

                   

                          - воспитывать любовь к родной русской природе,

                          - воспитывать бережное отношение к слову, к русскому языку.

     

                              Ход урока:

  1. Орг. момент:  Здравствуйте, ребята!

                                                                                  Меня зовут Елена Ивановна, наша встреча с вами будет короткой, но я, надеюсь, приятной, полезной  и интересной.

Прошу сесть правильно и красиво.

  1. Для того, чтобы определить тему нашего урока я предлагаю прочитать слова, написанные на доске. (Галка, ласточка,  аист,  гусь,  орел, любить)

  - назовите имена существительные в данной группе слов. Докажите, что это имена существительные. Какое слово вы не назвали? Для того, чтобы определить, какой частью речи является это слово, сложите только первые буквы всех слов.

-Какое слово мы получим? (Глагол)  - вешаю табличку  на доске.

А на нашей ромашке еще один безымянный лепесток получил свое название!

-Так кто же из вас назовет тему сегодняшнего урока.

      Действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи, которая называется глагол, выясним, на какие вопросы отвечает глагол, что обозначает, чем является в предложении.   Научимся распознавать глаголы, подбирать слова близкие и противоположные по значению.

  1. Перейдем к минутке чистописания. Для чего мы ее проводим на уроке русского языка?

Откройте тетради и на первой строчке запишите слово глагол, заключая каждую букву в овал. (Образец на доске) Сначала пропишем в воздухе, а затем в тетради. писать  Потренируемся красиво, и не отрывая руки.

4. Внимание на экран.  Перед вами отрывок из стихотворения А.С. Пушкин «Зимнее утро». Послушайте и выделите  имена существительные,  которые в стихотворении являются подлежащими.        

2.

 

Под голубыми небесами

 Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 .Назовите имена существительные, которые являются подлежащими.  Подберите слова, которые уточняют, что говорится о подлежащем.

 Поставьте вопрос от имени существительного к выделенному слову.

(ставят вопросы) Кто догадался, какой частью речи являются выделенные слова.

-Да, действительно, слова которые отвечают на вопрос «что делает?» и др. –называют глаголами.

      Выпишите  из текста  пары слов,  состоящие только из существительных  и глаголов в тетрадь.

-Вспомните, каким членом  в предложении являются имена существительные, которые обозначают, о ком или о чем говорится в этом предложении?  Как подчеркиваем?

-А глаголы в предложении тоже являются главным членом – сказуемым  и подчеркиваются двумя чертами. В записанных вами предложениях подчеркните подлежащие и сказуемые.

Предлагаю немного отдохнуть!

-Физминутка.  Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою – три кивка.

На четыре – руки шире. Пять – руками помахать.

Шесть – за парты тихо сесть.

(Обратить внимание на посадку)

Назовите глаголы из физминутки. Что они обозначают ? (наши действия)

Таким образом, глаголы в русском языке.

- обозначают действие предметов.

( Кто сможет самостоятельно дать определение новой части речи – Молодцы!

  Ребята, а какие действия  выполняют животные на картинках?

 (Волк, лиса и заяц, дятел, сова) Внимательно по смотрите,

определите и  подберите несколько примеров.  Поставьте вопросы от имени существительного к глаголу.  

      Волк ( что делает?) – рыщет,  смотрит, охотится, злится…

 Лиса (что делает?) -  крадется, высматривает, облизывается…

Заяц (что делает?) – прячется, боится, дрожит, трясется…

Дятел (что делает?)- стучит, долбит, сидит, лечит…    Молодцы!

     Давайте составим предложении о дятле. Самое красивое предложение запишем в тетрадь. (Дятел клювом долбит дерево и достает  вредителей. )– учитель диктует.

       Подчеркните подлежащее и сказуемое.   ( Какие слова вы подчеркнули?)

3.

       А сейчас немного поиграем. Игра называется «Наоборот», я  называю разные глаголы, а вы определите предмет, который совершает действие.

(летает, чирикает, клюет - воробей), (лает, рычит, охраняет – собака), (Фырчит, колется, сворачивается- ежик), (прыгает, собирает, сушит и грызет –белка)

     И текст, над которым мы сейчас будем работать, называется «Белка».

 (На доске деформированный текст). В лесу (что делает?) белка.. Она (что делает? грибки и ягодки. (что сделала?) холодная зима. Снежком (что сделало?) поля и тропинки. (Что делает?) мороз.  А белочка в тепле (Что делает?) орешки.           (Подбираем глаголы, которые отвечают на поставленный вопрос)

   -Назовите знакомые орфограммы из первого и второго предложения. Во втором предложении замените глагол, близким по смыслу (Запасает, - заготавливает)  А в третьем -противоположным. (Закончилась)

Работу над текстом продолжим в тетради:

.  Запишите вопрос «Что делает? . Подберите к данному вопросу, подходящие по смыслу глаголы из текста, а кто может, подберите любые свои примеры.

(Проверка – на мультимедиа)

-Подведем итог урока. (По опорам) -хоровое проговаривание

        

Домашнее задание упр. № 42 – ( инструктаж.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Гармония" 2 класс Русский язык Конспект урока: Знакомство с понятием "приставка" и "суффикс".

Сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;В помощь учителю предлагается конспект урока и презентация....

Урок русского языка по теме: "Знакомство с понятием "Сложные слова"

Данный урок является вводным уроком в данный раздел. На уроке идет знакомство с понятием "сложные слова", образованием сложных слов и применением их в речи.Форма работа учащихся: индивидуальная, фронт...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс

Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...

сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)

Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...

Методическая разработка Урок- презентация Литературного чтения " Знакомство с буквой Б.

СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ Любой машине для исправной работы требуется горючее, и человеческий организм здесь не исключение. Наше главное горючее кислород -разносится кровью ко всем органам и тканям по ма...

Методическая разработка урока математики на тему: "Знакомство с числом и цифрой 1"

В материале представлена методическая разработка урока математики в первом классе по теме: "Знакомство с числом и цифрой 1"...

Методическая разработка Русский язык (части речи, 4 класс)

Методическая разработка Русский язык (части речи, 4 класс)...