Методическая разработка урока русского языка по теме "Глагол. Знакомство с понятием." 2 класс
план-конспект урока по русскому языку на тему
Цели и задачи урока; развернутый конспект урока по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_glagol.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку.
2 класс. Программа «Школа России»
Тема урока « Глагол»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «глагол»
Задачи урока:
образовательная: - ввести понятие новой части речи, которая отвечает на вопрос «что делает?» и обозначает действие предмета,
- выявить синтаксическую роль глагола в предложении,
- научиться распознавать глаголы в устной и письменной речи.
развивающая: - формировать умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи,
- обогащать словарный запас детей путем подбора к глаголам синонимов и антонимов
- развивать интерес к слову и его значению.
воспитательная:
- воспитывать любовь к родной русской природе,
- воспитывать бережное отношение к слову, к русскому языку.
Ход урока:
- Орг. момент: Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Елена Ивановна, наша встреча с вами будет короткой, но я, надеюсь, приятной, полезной и интересной.
Прошу сесть правильно и красиво.
- Для того, чтобы определить тему нашего урока я предлагаю прочитать слова, написанные на доске. (Галка, ласточка, аист, гусь, орел, любить)
- назовите имена существительные в данной группе слов. Докажите, что это имена существительные. Какое слово вы не назвали? Для того, чтобы определить, какой частью речи является это слово, сложите только первые буквы всех слов.
-Какое слово мы получим? (Глагол) - вешаю табличку на доске.
А на нашей ромашке еще один безымянный лепесток получил свое название!
-Так кто же из вас назовет тему сегодняшнего урока.
Действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи, которая называется глагол, выясним, на какие вопросы отвечает глагол, что обозначает, чем является в предложении. Научимся распознавать глаголы, подбирать слова близкие и противоположные по значению.
- Перейдем к минутке чистописания. Для чего мы ее проводим на уроке русского языка?
Откройте тетради и на первой строчке запишите слово глагол, заключая каждую букву в овал. (Образец на доске) Сначала пропишем в воздухе, а затем в тетради. писать Потренируемся красиво, и не отрывая руки.
4. Внимание на экран. Перед вами отрывок из стихотворения А.С. Пушкин «Зимнее утро». Послушайте и выделите имена существительные, которые в стихотворении являются подлежащими.
2.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
.Назовите имена существительные, которые являются подлежащими. Подберите слова, которые уточняют, что говорится о подлежащем.
Поставьте вопрос от имени существительного к выделенному слову.
(ставят вопросы) Кто догадался, какой частью речи являются выделенные слова.
-Да, действительно, слова которые отвечают на вопрос «что делает?» и др. –называют глаголами.
Выпишите из текста пары слов, состоящие только из существительных и глаголов в тетрадь.
-Вспомните, каким членом в предложении являются имена существительные, которые обозначают, о ком или о чем говорится в этом предложении? Как подчеркиваем?
-А глаголы в предложении тоже являются главным членом – сказуемым и подчеркиваются двумя чертами. В записанных вами предложениях подчеркните подлежащие и сказуемые.
Предлагаю немного отдохнуть!
-Физминутка. Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою – три кивка.
На четыре – руки шире. Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.
(Обратить внимание на посадку)
Назовите глаголы из физминутки. Что они обозначают ? (наши действия)
Таким образом, глаголы в русском языке.
- обозначают действие предметов.
( Кто сможет самостоятельно дать определение новой части речи – Молодцы!
Ребята, а какие действия выполняют животные на картинках?
(Волк, лиса и заяц, дятел, сова) Внимательно по смотрите,
определите и подберите несколько примеров. Поставьте вопросы от имени существительного к глаголу.
Волк ( что делает?) – рыщет, смотрит, охотится, злится…
Лиса (что делает?) - крадется, высматривает, облизывается…
Заяц (что делает?) – прячется, боится, дрожит, трясется…
Дятел (что делает?)- стучит, долбит, сидит, лечит… Молодцы!
Давайте составим предложении о дятле. Самое красивое предложение запишем в тетрадь. (Дятел клювом долбит дерево и достает вредителей. )– учитель диктует.
Подчеркните подлежащее и сказуемое. ( Какие слова вы подчеркнули?)
3.
А сейчас немного поиграем. Игра называется «Наоборот», я называю разные глаголы, а вы определите предмет, который совершает действие.
(летает, чирикает, клюет - воробей), (лает, рычит, охраняет – собака), (Фырчит, колется, сворачивается- ежик), (прыгает, собирает, сушит и грызет –белка)
И текст, над которым мы сейчас будем работать, называется «Белка».
(На доске деформированный текст). В лесу (что делает?) белка.. Она (что делает? грибки и ягодки. (что сделала?) холодная зима. Снежком (что сделало?) поля и тропинки. (Что делает?) мороз. А белочка в тепле (Что делает?) орешки. (Подбираем глаголы, которые отвечают на поставленный вопрос)
-Назовите знакомые орфограммы из первого и второго предложения. Во втором предложении замените глагол, близким по смыслу (Запасает, - заготавливает) А в третьем -противоположным. (Закончилась)
Работу над текстом продолжим в тетради:
. Запишите вопрос «Что делает? . Подберите к данному вопросу, подходящие по смыслу глаголы из текста, а кто может, подберите любые свои примеры.
(Проверка – на мультимедиа)
-Подведем итог урока. (По опорам) -хоровое проговаривание
Домашнее задание упр. № 42 – ( инструктаж.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Гармония" 2 класс Русский язык Конспект урока: Знакомство с понятием "приставка" и "суффикс".
Сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;В помощь учителю предлагается конспект урока и презентация....
Урок русского языка по теме: "Знакомство с понятием "Сложные слова"
Данный урок является вводным уроком в данный раздел. На уроке идет знакомство с понятием "сложные слова", образованием сложных слов и применением их в речи.Форма работа учащихся: индивидуальная, фронт...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс
Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...
сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)
Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...
Методическая разработка Урок- презентация Литературного чтения " Знакомство с буквой Б.
СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ Любой машине для исправной работы требуется горючее, и человеческий организм здесь не исключение. Наше главное горючее кислород -разносится кровью ко всем органам и тканям по ма...
Методическая разработка урока математики на тему: "Знакомство с числом и цифрой 1"
В материале представлена методическая разработка урока математики в первом классе по теме: "Знакомство с числом и цифрой 1"...
Методическая разработка Русский язык (части речи, 4 класс)
Методическая разработка Русский язык (части речи, 4 класс)...