Конспект урока "Связь слов в словосочетании. Примыкание"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Акентьева Татьяна Александровна

Урок с применением технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primykanie_-_4_klass_konspekt.docx163.02 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ПРОГРАММА "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕК"

КЛАСС: 4

БЛОК: КАК УСТРОЕН НАШ ЯЗЫК

ТИП УРОКА: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

УРОК № 119: СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ. ПРИМЫКАНИЕ

УЧИТЕЛЬ: АКЕНТЬЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

ЦЕЛЬ УРОКА:

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С НОВЫМ ТИПОМ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ - ПРИМЫКАНИЕ

ЗАДАЧИ УРОКА:

-СРАВНИТЬ ТИПЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ

-ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИЗНАКИ ТИПА СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ - ПРИМЫКАНИЕ

-СОЗДАТЬ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ В ТЕКСТЕ ДАННОГО ТИПА СВЯЗИ

-ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ ДАННЫЙ ТИП СВЯЗИ СРЕДИ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

-РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ СРАВНЕНИЯ, СОПОСТАВЛЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ, АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

-РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ УЧАЩИХСЯ

-ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ СОТРУДНИЧАТЬ В ПАРЕ И ГРУППЕ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ПАРНАЯ, ГРУППОВАЯ, ФРОНТАЛЬНАЯ

ОСНАЩЕНИЕ УРОКА: ПРЕЗЕНТАЦИЯ - БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ С НАБОРОМ МЕТОК, СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАЖКИ, СУНДУК ДЛЯ ЗОЛОТЫХ СЛИТКОВ

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приёмы критического мышления

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Я океан люблю,
люблю его свободу,
и смелость честным быть,
и штиль, и непогоду,
и шум прибрежных волн,
и этих волн же брызги,
и силу, и покой
таинственной стихии.

Русский язык - непознанна твоя тайна, велика твоя сила. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие  по океану родного языка

В рабочих тетрадях зафиксируем дату

Работа будет Классной не с точки зрения места, где она выполняется. Прежде всего докажем сами себе, что мы отличная команда. Попутного всем ветра

Записывают в рабочей тетради:

Двадцать девятое апреля

Классная работа

Обратите внимание! На каждую пару экипажа выдан бортовой журнал с набором необходимых меток. Его мы будем заполнять во время всего нашего путешествия

Рассматривают        

Приём "Бортовой журнал"

ВЫБОР КОРАБЛЯ                  фронтальная работа

НАБЛЮДЕНИЕ          

Пришло время выбрать надёжный корабль. За ним мы отправимся в бухту словосочетаний. Как известно: как назовешь корабль, так он и поплывёт. Перед нами несколько кораблей, выберите подходящий

Докажите, что вы не ошиблись

Запишите название судна в бортовом журнале

Поприветствуйте пассажиров нашего корабля (гости)

Делают наблюдения:

испугался и убежал

водит за нос

команда сражалась

серебряная волна

Первые три корабля зашли по ошибке, ведь их названия не являются словосочетаниями. Нам подходит  "Серебряная волна"

Записывают

Кланяются

Приём "Мозговой  штурм через ассоциации"

ПОВТОРЕНИЕ

СНИМАЕМСЯ С ЯКОРЯ           индивидуальная работа

ЧИСТОПИСАНИЕ          

Пора сниматься с якоря.  

-Предположите, что нам предстоит сделать.

-Какое место пропало в слове?

-Зачем нам  пустой столбик?

-В любом ли порядке?

Выпишите эти звенья в рабочую тетрадь, продолжив последовательность

С каким типом словосочетания мы встретились в этом задании? Докажите на примере любого словосочетания

Выберите  нужную метку и вклейте её напротив поля "Снимаемся с якоря"

составить верное словосочетание, вставить буквы

окончание

впишем туда окончания

напротив существительного окончание нужного прилагательного

ый

экипаж

интересн...

ая

телеграмма

последн...

яя

надежда

вежлив...

ое

путешествие

поздравительн...

Составляют из звеньев якорную цепь:

ый ая ое  ый ая ое  ый ая ое

вежливый экипаж:  гл.слово-экипаж, задаю вопрос: экипаж какой? - вежливый; изменяю: нет вежливого экипажа, рад вежливому экипажу; главное слово меняется, зависимое слово согласуется с ним в роде, числе и падеже- тип связи согласование

      Вклеивают метку

      http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=512208018-57-72&n=21             

Приём "Логические цепочки"

ОТПЛЫТИЕ             фронтальная работа

СЛОВАРНАЯ РАБОТА              

Проверим всё ли готово к отплытию.

Где находится корабль?

Где пассажиры?

Запишем эти словосочетания в рабочей тетради. Что мы можем о них сказать

Возьмите бортовой журнал, найдите верную метку и вклейте её напротив графы "Отплытие"

Свистать всех наверх. Сигнальными флажками информируем об отплытии судна "вызов"

корабль в порту

пассажиры на корабле

Тип связи у этих словосочетаний - управление

Докажите: главное слово - корабль, задаю вопрос: корабль в чём? в порту, изменяю: нет корабля в порту, рад кораблю в порту; главное слово изменяется, а зависимое согласуется с ним в роде, числе и падеже, тип связи -управление

Вклеивают метку

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=325595074-24-72&n=21        http://flot.com/publications/books/shelf/boatsignals/images/22.jpg

Приём "Ассоциации"

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

СУНДУК ИДЕЙ             работа в группах

            фронтальная работа        индивидуальная работа

АКТИВИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ УРОКА

Распределим и закрепим груз, чтобы собственная недисциплинированность  не стала причиной кораблекрушения. Объединитесь в рабочие группы. В графе "Сундук идей" перед вами словосочетания:

ловить удачу, четвёртый месяц,  горько плакали, ведро воды, слабый ветер, хотели покинуть. Распределите их по группам соотнеся с нужной картинкой

ловить удачу, четвёртый месяц,  горько плакали, ведро воды, слабый ветер, хотели покинуть

http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2010/10/30/1659831.jpg

http://lady.webnice.ru/img/2012/12/img20121218224420_7939.jpg

четвёртый месяц

ловить удачу

хотели покинуть

слабый ветер

ведро воды

горько плакали

Приём "Мозговой штурм"

-Какие словосочетания оказались под первой картинкой. Почему?

-Ко второй картинке вы отнесли...

Остались ли у вас словосочетания? Какие?  Куда вы их вписали?

Нам предстоит непростая работа, необходимо решить: Что же с ними делать? Какие задачи перед собой поставим? Попробуем их сформулировать. Запишем в рабочей тетради: Задача. Предложите свой вариант. Сравним

Попробуем изменить словосочетания:

хотели покинуть

горько плакали

Какой частью речи являются главные слова?

Как будем менять?

Изменяем

Что происходит с главным словом?

А в других типах словосочетаний?

Зависимое?

В других типах?

Как быть? Зависимое слово в управлении способно самостоятельно меняться?  

Попробуйте изменить слова покинуть и горько.

Почему?

На какие вопросы они отвечают?

Какой вывод можем сделать по зависимому слову?

Назвать такой вид связи словосочетаний нам

поможет картинка http://img-fotki.yandex.ru/get/4008/valentime1.6/0_36b01_cbfce7e1_XL.jpg Вклейте её в пустое поле

Что за птицы?

С какой целью собрались?

По отношению друг к другу как расположены?

Вот так один примыкает к другому, образуя связь, которая получила название...

Откройте конверт "Секрет" и вклейте метку с примыканием в пустое поле

Четвёртый месяц и слабый ветер-тип связи согласование, главное слово и зависимое договариваются

Ловить удачу и ведро воды - тип связи управление, главное слово запрещает зависимому меняться

Конечно - хотели покинуть и горько плакали. В пустой столбик        

Предлагают варианты: (фронтально)

-  узнать как называется этот вид словосочетаний

- выявить особенности этого вида словосочетаний

- научиться находить его среди других словосочетаний, в тексте

- создать алгоритм для этого вида связи

глаголы

по лицам

я хотел покинуть - мы хотели покинуть - ты хотел покинуть

я горько плакал - мы горько плакали - ты горько плакал

            мен-ся                              никогда не мен-ся

меняется

тоже

?

примыкание

меняется

в управлении

да        гл.сл          зав. сл

не получается

начальная форма глагола и наречие - неизменяемые части речи

считалочка "Где? Когда?..." и что делать? что сделать?

неспособно меняться

Вклеивают

синицы

покормиться

рядом, друг за другом

примыкание

Вклеивают метку

http://www.uraldaily.ru/sites/default/files/269a7fe093a882b1cc84b49e8f84eee1.jpg

Приём "Фишбон"

ПОИСК КЛЮЧА             индивидуальная работа

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МОДЕЛИ

Произошло неприятное происшествие, куда-то запропастился ключ "примыкание" от сундука идей. В графе "Поиск ключа" самостоятельно найдите модели словосочетаний со связью «примыкание». Подтвердите ответ примерами

числ. +сущ.

глаг. + нареч.        

прыгать высоко

глаг.+прил.

сущ.+сущ.

глаг.+глаг.            

идти спать

Записывают в рабочую тетрадь

Приём"Выделение и трансформация"

НАДУВАЕМ ПАРУСА     работа в парах

ОБРАЗОВАНИЕ МОДЕЛИ

Ветер усиливается. Одному не удержать паруса, а нам надо плыть. Вместе со своим соседом попытайтесь составить словосочетание со словом плыть так, чтобы оно было сначала главным, а затем зависимым. Какие типы связи у нас могут получиться?

вид связи

плыть

по морю

управление

хотеть

плыть

примыкание

плыть

дружно

примыкание

Дописывают

Прием "Трансформирование"

ШТОРМ                           работа в группах

ВЫДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА

Внимание! Внимание! Океан разбушевался. Судно может не выдержать. Срочно избавляемся от лишнего груза

В графе "Шторм" из каждой строчки бросаем в море по бочке

Назовите бочки, которые вы выбросили?

Какое содержимое оказалось в них? Чем были наполнены?

Третий лишний (вычёркивают)

зарубить на носу, точный как часы, громко засвистеть

смотреть ввысь, спустить флаг, высадиться на берег

молниеносная атака, бежать быстро, пиратский флаг

просили отпустить, наша команда, отважный капитан

перечисляют

примыканием        

Приём

"Третий лишний"

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

ПОРТ "АЛГОРИТМ"     фронтальная работа

СОЗДАНИЕ АЛГОРИТМА

Ценного груза лишились мы, придётся зайти в один

из портов, пополнить запасы с примыканием

Через бортовой журнал входим в порт  "Алгоритм".

Каким будет порядок наших действий при поиске примыкания? Сложите ящики в определённой последовательности.

АЛГОРИТМ

1.  найди зависимое слово

2.  определи, какой частью речи оно является

3.  если оно неизменяемо, то перед тобой примыкание

Приём "Алгоритм"

ПРОЩАНИЕ

МОТИВАЦИЯ

Наступила пора прощаться, как найти ценный груз, вы теперь знаете

В порт "Учебник"  на стр. 133,  упр.2  поступила новая партия товара. Её вы осмотрите сами

Записывают

ОЦЕНКА РАБОТЫ  НА УРОКЕ

Осталось наградить самых ценных членов нашего экипажа. Возьмите золотые слитки и решите: кто был в этом путешествии самым активным, кто оказал вам помощь; какой этап путешествия вы прошли без затруднений

У каждого на столе остаётся золотой слиток, учащиеся заполняют его

Самый активный

Ф.И

Оказал мне помощь

Ф.И

На этом этапе мне было комфортно

название

Прошу опустить ваши слитки в сундук (проходит между рядами)

Наполняют сундук своими слитками

Прежде чем покинуть судно, передайте бортовые журналы с кормы на нос

Свистать всех наверх, экипаж прощается с пассажирами -

"волна"

Сдают, передавая вперед по колонке

Мульт-ребусвправо-влево-вправо-влево


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Связь слов в предложении. Примыкание."

Урок по УМК "Начальная школа XXI века" . Проведен в рамках предметной недели начальных классов. Служит методическим материалом для учителей начальной школы....

Урок русского языка в 4 классе "Связь слов в словосочетании. Примыкание"

1.     Цель урока: - знакомство с типом связи слов в словосочетании примыканием.2.     Задачи урока: - определить признаки типа связи слов в словосочетании прим...

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Технологическая карта урока. Русский язык.4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание....

Русский язык. Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Презентация создана для дистанционного обучения по программе "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока "Слово и словосочетание" 3 класс

Конспект урока для 3 класса по русскому языку "Слово и словосочетание".УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка тема «Связь слов в словосочетании. Примыкание.»

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений у обучающихся о типе связи слов «примыкание» в словосочетании. Задачи урокаПланируемые результат...