Рабочая программа по предмету русский язык 4 класс
материал по русскому языку (4 класс) на тему

Гусева Анастасия Андреевна

Адаптированная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж малого бизнеса № 4

115054, г. Москва, Дубининская улица, д. 25, стр. 1.

                                                     тел./факс: 8 (499) 235-52-94;                e-mail: spo-4@edu.mos.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Русский язык»

4 «А» КЛАССА

(для учащихся с легкой и умеренной степенью нарушения интеллекта)

Составитель программы:

учитель

Гусева Анастасия Андреевна

Москва

2013 г.

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Задачи обучения русскому языку:

  • научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
  • выработать элементарные навыки грамотного письма;
  • повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • формировать нравственные качества.

Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.

Дети с умственным недоразвитием в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка. Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.

Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции.

Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений. Введение в программу пропедевтических этапов (добукварного периода — перед изучением букваря, практических грамматических упражнений — перед изучением систематического курса грамматики в старших классах) обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта учащихся, в том числе исправление различных нарушений речи школьников.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Обучение русскому языку происходит на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой и  Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН СССР, 1984г.). Обучение на уроках проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Данная рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.

На уроках русского языка даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у учащихся достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, для воспитания интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников. В программу входят разделы:

  1. Чтение и развитие речи
  2. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи

Каждый из разделов программы нацелен на решение  специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:

• формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;

• развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;

• знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;

• обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения (от послогового к чтению целым словом);

• обучение грамотному и аккуратному письму;

• осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком, и количестве часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий, проектов, и др.

На предмет «Русский язык» в учебном плане отводится 4 часа в неделю. Обучение русскому языку проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся. В течение учебного года планируется 10 проверочных контрольных работ, которые представляют собой совместную деятельность учителя и каждого учащегося.

Формы организации образовательного процесса.

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями).

Технологии обучения.

Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка, т.к. в классе обучаются дети с разной степенью умственной отсталости и с осложненными формами умственной отсталости. Для таких детей составлен индивидуальный учебный план.  

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

        В основу содержания программы положены следующие принципы: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость  тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

Реализуется обучение на уроках русского языка в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Даже минимальный объем знаний, который дается  детям, должен соответствовать дидактическому принципу научности.

Принцип доступности является основным на каждом уроке: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке.        

Учащиеся с осложненными формами умственной отсталости обучаются по индивидуальной программе.

Виды и формы контроля.

В течение учебного года проводятся проверочные контрольные работы. Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован). Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований.

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года.

Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся класса, в программе по русскому языку предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом). Первый уровень — базовый — предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала. Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.

Отдельные ученики с более выраженными (или осложнёнными) интеллектуальными нарушениями не имеют возможности освоить программный материал в рамках заявленных уровней. Для таких детей создана индивидуальная программа обучения для педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе.

По окончании 5 класса дети в разной степени могут овладеть следующими умениями и навыками:

1-й уровень:

• списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием под руководством учителя;

• писать под диктовку небольшой текст,  включающий слова с изученными орфограммами (10—15 слов);

• с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);

• составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

• делить текст на предложения;

• выделять тему текста (о чём идёт речь), озаглавливать его;

2-й уровень

• делить слова на слоги для переноса;

• списывать по слогам с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;

• писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2—4 слов) с изученными орфограммами;

• различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

• выделять из текста предложения на заданную тему;

• участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Дети с осложненными формами умственного недоразвития обучаются по индивидуальной программе.

Информация об используемом учебнике.

Обучение осуществляется по учебнику: А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2012.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» определяются по окончании каждого учебного года для каждого ребенка отдельно в зависимости от уровня умственного развития учащегося.

Уроки письма для детей с умеренной умственной отсталостью носят ярко выраженный межпредметный характер.

Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию.Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения. Обязательно включается, как элемент чистописания, на уроке написание букв.

Универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия

1 уровень. Списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием; писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (20 – 25 слов); с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков); составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный или восклицательный знаки); делить текст на предложения; выделять тему текста (о чем идет речь), озаглавливать его.

2 уровень. Делить слова на слоги для переноса; списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием; писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2 – 4 слов) с изученными орфограммами; различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки; выделять из текста предложения на заданную тему; участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

3 уровень. Воспринимать  речь учителя  и одноклассников, слушать и понимать содержание небольших текстов.

Сетка (содержание) рабочей программы по предмету «Русский язык».

Раздел в предмете

Содержание

Задачи

Цели

(характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Предметные учебные действия

Повторение (8 ч)

Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному).

Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.

Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге.

Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам.

Учить выделять предложения на слух, делит текст на предложения. Учить составлять предложения из слов. Учить отвечать на вопросы учителя, находить ответ в тексте. Учить вставлять в текст пропущенные слова.

Дети учатся выделять предложение из текста, составлять предложения из слов. Подбирать название к рассказу. Учатся составлять графическую схему предложения.

«Входная» контрольная работа

Могут выделить предложение из текста, определить, о ком или о чем говорится в предложении. Составить предложение из слов. Составить предложение о картинкам. Определить количество предложений в тексте, составить схему предложения.

Могут участвовать в беседе, в обсуждении темы текста, в выборе заголовка к нему. Составить простое предложение из двух-трех слов.

Могут показать рисунок или предмет по просьбе учителя.

Звуки и буквы (36 ч)

Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.

Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письма. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь. Разделительный ь перед гласными и, е, ё, то, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь. Правильный перенос таких слов.

Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.

Написание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу. объяснение орфограммы с опорой на таблицу.

Учить называть буквы русского алфавита. Выделять гласные и согласные буквы устно и на письме. Учить выделять ударный гласный звук. Учить пользоваться опорной таблицей при объяснении написания безударной гласной. Учить написанию словарных слов. Учить находить слова с разделительным ь. Учить правилам переноса слов с ь. Учить правилам написание гласных после шипящих. Учить определять парные звонкие и глухие согласные.

Называют буквы в русском алфавите. Выделяют и называют гласные и согласные буквы. Тренируются в подборе проверочного слова. Находят разделительный ь и ь, показывающий мягкость согласного звука. Учатся переносить слова с ь. Учатся различать звонкие и глухие согласные.

Проверочная и контрольная работы.

Знают русский алфавит, называют все буквы правильно. Знают отличие звука от буквы. Могут записать слова в алфавитном порядке. Могут выделить ударный гласный звук. Могут проверить безударную гласную изменением формы слова. Знают написание словарных слов.

Могут написать слова с разделительным ь. Знают правила переноса слов. Без ошибки пишут гласные после шипящих. Знают и называют парные звонкие и глухие согласные, могут объяснить их написание.

Могут делить слова для переноса. Списывать по слогам с печатного и рукописного текста. Писать под диктовку короткие слова. Выделять и называть ударный слог. Выделять в слове ь. Называть парные звонкие и глухие согласные.

Могут назвать некоторые буквы русского алфавита. Сосчитать количество слогов с помощью учителя.

Слово (54 ч)

Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому) брату; рисую (чем?) карандашом; рисую (на чём?) на листе.

Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый).

Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая ...; злой, голодный .... Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам.

Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь — певец, красивый — красота.

Подбор слов, противоположных по значению.

Распространение предложений словами различных категорий.

Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т. д. Знание домашнего адреса.

Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами. Предлоги до, за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом.

Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.

Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл.

Учить ставить вопросы к словам-предметам, действиям, признакам. Образовывать множественное число существительных. Учить подчеркивать слова-предметы, действия, признаки. Учить выделять окончание. Учить выделять и называть имена собственные. Учить выделять предлоги устно и на письме. Учить образовывать родственные слова. Учить записывать слова с ъ.

Учатся ставить вопросы к словам-предметам, действиям, признакам, подчеркивать их на письме. Учатся находить имена собственные. Учатся выделять окончание слов. Учатся находить предлоги. Записывать словосочетания с предлогом. Учатся находить родственные слова.

Проверочная и контрольная работы.

Знают вопросы, на которые отвечают слова-названия предметов, действия, признаки. Могут выделить окончания слов. Знают правила написания имен собственных. Пишут словосочетания слов с предлогами. Могут образовывать родственные слова. Пишут ъ в словах.

Подбирают картинку к предложению. Могут поставить вопрос к словам-предметам. Могут назвать имена собственные. Знают предлоги.

Подбирают картинку к слову и предложению.

Предложение (20 ч)

Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов в предложении по вопросам.

Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении.

Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.

Учить делить текст на предложения, оформлять предложение на письме. Учить находить повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения.

Учатся составлять предложения из слов, данных в начальной форме. Учатся находить название к рассказу. Учатся изменять форму слов по смыслу.

Проверочная и контрольная работы. Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты, контрольные диктанты.

Могут выделить предложение в тексте, поставить необходимый знак препинания. Знают различия между предложением и словосочетанием. Могут дополнить предложение словами. Могут изменить форму слова по смыслу.

Могут списать предложение с печатного и рукописного текста. Могут выделить начало и конец предложения.

Могут подобрать рисунок к предложению.

Письмо и чистописание

(В течение всего учебного года). Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма. Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов. Чёткое и графически правильное письмо прописных букв:

1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Ё, Э, Я;

3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Учить навыку правильного и аккуратного письма. Учить списывать с рукописного и печатного текстов. Учить графически правильному написанию прописных букв.

Учатся писать аккуратно и правильно прописные буквы. Учатся списывать с рукописного и печатного текста.

Зрительные, слуховые, объяснительные диктанты.

Могут списывать самостоятельно с рукописного и печатного текста. Пишут правильно и аккуратно прописные буквы.

Пишут прописные буквы самостоятельно.

Пишут прописные буквы по контуру.

Связная письменная речь. В течение года.

Работа с деформированным текстом. Определение темы текста.

Списывание текста с заменой часто повторяющихся

слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц — он, заяц трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту.

Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.

Коллективное составление рассказа по сюжетной картине и опорным словам.

Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.

Учить составлять текст из данных частей. Учить заменять повторяющиеся слова местоимениями и синонимами. Учить составлять вопросы к тексту. Учить подбирать заголовок к тексту. Учить записывать текст по плану и опорным словам с помощью учителя.

Составляют текст из данных частей, придумывают к тексту заголовок. Учатся составлять рассказ по сюжетной картине и вопросам.

Проверочная работа.

Могут составить рассказ по сюжетной картине, используя вопросы, подобрать название к рассказу.

Списывают текст с помощью учителя.

Подбирают рисунок к предложению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку  для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана  на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса к учебнику Т.Г.Рамзаевой. УМК РИТМ. Автор программы Т.Г.Рамзаева.

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса составлена на основе авторской программы Т.Г.Рамзаевой "Русский язык.1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую характерис...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 1 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Русский язык" разработанная для 1 класса согласно программе "Школа России"....