конспект урока русского языка в 4 классеРазвитие орфографических умений (Ь – после шипящих у сущ. ж. рода)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Старцева Марина Витальевна

 

Тип урока: Урок развития умений и обобщения изученного

Цель: обобщить умения писать слова с орфограммой-буквой ь

Задачи: - развитие умений писать слова с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце имён существительных, а также с орфограммами, имеющими сходные признаки (наличие ь, буквы шипящего), овладение навыками их разграничения и графического обозначения;

              - развитие умений  устной и письменной речи: писать предложения с использованием слов с изученной орфограммой-буквой ь после шипящих на конце имён существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

16.12.2014 год

Тема: Развитие орфографических умений (Ь – после шипящих у сущ. ж. рода)

Учитель: Старцева Марина Витальевна

Тип урока: Урок развития умений и обобщения изученного

Цель: обобщить умения писать слова с орфограммой-буквой ь

Задачи: - развитие умений писать слова с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце имён существительных, а также с орфограммами, имеющими сходные признаки (наличие ь, буквы шипящего), овладение навыками их разграничения и графического обозначения;

              - развитие умений  устной и письменной речи: писать предложения с использованием слов с изученной орфограммой-буквой ь после шипящих на конце имён существительных.

Личностные:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Предметные:

Научиться систематизировать знания, обобщать и делать выводы

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу,

- планировать необходимые действия,

- контролировать результаты деятельности;

- оценивать ход и результат выполнения задания;
- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
Познавательные:
- ставить и формулировать проблемы,

- самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;
- осознавать познавательную задачу,

- слушать, находить нужную информацию ,

- выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы;

Коммуникативные:
- вступать в учебный диалог,

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения,

-  формулировать собственные мысли, высказывания,

- обосновывать свою точку зрения;

-  уметь работать в парах;
Личностные результаты 
- понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Работа с информацией:
-  работа с материалом учебника, карточками;
-  искать и выделять необходимую информацию.

   Оборудование: учебник, карточки с заданиями, школьный компьютер, проектор.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Слайд 1

Я здороваюсь везде – дома и на улице, (жест вправо, жест влево),

Даже «здравствуй» говорю я соседской курице (показать «крылышки»). Здравствуй, солнце золотое! (показать «солнце»)

 Здравствуй, небо голубое! (показать «небо»)

Здравствуй, маленький дубок! (показать дубок),

 Здравствуй, вольный ветерок! (показать ветер),

Здравствуй, утро! (жест вправо)

Здравствуй, день! (жест влево),

Мне здороваться (руки положить на грудь)

Не лень. (развести руки в стороны).

Садитесь.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

– Напишите «Классная работа».

Слайд 2

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

(Дату.) Открывают тетрадь, Комментированная запись числа.

2

Языковая разминка

Слайд 3

На экране:

День (какой?)  короткий

Бросил (что?)  луч

Луч (чей?)  свой

Луч (какой?)  последний

Рассыпалось предложение, составьте его из словосочетаний

А теперь запишем авторский вариант. Слайд 4

    прил.            сущ.         мест.

Короткий    день     свой

     сущ.        прил.                 гл.

   луч    последний    бросил.

Выполняем синтаксический разбор предложения на переносной доске.

У доски:

1 ученик: Разбор по членам предложения и частям речи.

2 ученик: Синтаксический разбор предложения. (повеств., невоскл., простое, распростр.)

3 ученик: Подчёркивание орфограмм

4 ученик: Морфологический разбор

Луч (что?) сущ., н.ф.  луч, неодуш., нариц., м.р., в.п., ед.ч., дополн.

5 ученик: Разбор по составу   последний (прил.);  бросил (гл.)

(варианты детей).

2

Актуализация знаний

Без него не написать

День и тень, лень и пень

Это очень хитрый знак

Нам известен …..

- Какую роль может выполнять ь?  Слайд 5

- словарно-орфографическая работа (отгадай загадки и распредели отгадки в 3 столбика)

- Растёт она вниз головой

Не летом растёт, а зимой

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт.

- Нет колёс у меня-

Я крылата и легка

Громче всех постовых

Я свищу из свистка

На лету, на лету, на лету

Всю дорогу замету

-  Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

- Тёмное время суток.

- Есть ребята у меня

Два серебряных коня

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня?

- Весной врастают, а осенью опадают.

- Эта маленькая крошка

 Рада даже хлебной крошке,

 Потому что до темна,

 В норке прячется она.

Слайд 6

- Добавьте  свои имена существительные, чтобы столбики стали равны.

- А что мы знаем о именах существительных?

 

           Ь

Ь – показатель мягкости согласного

Ь – разделительный

Ь – после шипящих у сущ. ж.р

- сосулька

- вьюга

- медведь

- ночь

- коньки

- листья

- мышь

3

Сообщение темы и цели

- Кто скажет, над какой темой мы продолжаем работу? Слайд 7

- Назовите цели нашего урока.

Ь – после шипящих у сущ. ж. рода

4

Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений.

- Работа в парах Слайд 8

Допиши, если необходимо, ь. В каждой строчке есть «лишнее» слово. Вычеркни его объясни свой выбор.
1. ноч(?)  чиж(?)  манеж(?) морж(?)
2. пейзаж(?)  экипаж(?) ландыш(?)  дич(?)
3. ключ(?)  реч(?)  рож(?) мелоч(?)
4. помощ(?) чертёж(?)  гуляш(?) москвич(?)
5. полноч(?) королевич(?)  нож(?)  марш(?)
6. дрож(?)  камыш(?)  вещ(?) тиш(?)

Слайд 9

Проверим

Оцените себя (Самооценка)

1.ночь чиж манеж морж
2.пейзаж экипаж ландыш
дичь
3.ключ речь рожь мелочь
4.помощь чертёж гуляш москвич
5.полночь королевич нож марш
6.дрожь
камыш вещь тишь

Задание?

Результат?

Правильно?

Самостоятельно?

5.

Физминутка

Слайд 10 «Времена года»

6.

Самостоятельная работа.

- А сейчас, каждый поработает самостоятельно, у каждого в конверте есть листок, прочитайте задание, слова запишите в тетрадь.

Красная карточка - ( слабым):

Напишите имена существительные в единственном числе. Выделите изученную орфограмму, определите род.

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

Жёлтая карточка - (средним):

Образуйте от данных слов имена существительные в ед.ч., выделите орфограмму и укажите род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.

Зелёная карточка – (сильным):

Подберите к словам синонимы имена существительные с шипящими на конце, выделите орфограмму и укажите род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

(Выполнение и проверка работ).

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

- Какое первое имя существительное  вы написали? Поднимите руки, у кого так же и т.д. Слайд 11

Оцените себя

Врач

Товарищ

Ночь

Сторож

Силач

7.

Развитие речи

А сейчас отгадайте загадки: Слайд 12

1. Я как зонт  не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое?

2. Маленький рост, длинный хвост,

Серенькая шубка, остренькие зубки.

3. Днём те птицы отдыхают,

 Ночью пищу добывают.

 Они хищные, но все же

 Крики их на плач похожи.

 Кто же плачет там, в ночи?

 Ну, конечно же …

А как будет в единственном числе? 

Краткая информация.

(смотри приложение)

Фразеологизмы

СЫЧ. ◊ Сычом, как сыч глядеть, смотреть, сидеть — быть угрюмым, мрачным, иметь мрачный вид.

◊ Сидеть, жить и т.д. сычом, как сыч — жить замкнуто, уединенно..

Давайте поработаем с этими словами и составим  предложения. Слайд 13
     двор, охотник, и, плащ(?)вышел, накинул, во. промелькнула, перед,  летучая глазами мыш(?), его

     лесника, в, ночевал, охотник, домике. услышал, полноч(?),он, в, плач(?), жалобный.

         повторился и плач(?),снова. понял, это, кричит, охотник, сыч(?),что

(плащ)

Мышь

(СЫЧИ)

Охотник накинул плащ(?) и вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая мыш(?).

              Охотник ночевал в домике лесника. В полноч(?) он услышал жалобный плач(?).

         И снова повторился плач(?). Охотник понял, что это кричит сыч(?).

- Расположите части так, чтобы получился рассказ. Слайд 14

Напишите текст, вставьте, где нужно, мягкий знак, озаглавьте.

   Охотник накинул плащ(?) и вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая мыш(?).

              Охотник ночевал в домике лесника. В полноч(?) он услышал жалобный плач(?).

         И снова повторился плач(?). Охотник понял, что это кричит сыч(?).

Охотник в доме у лесника.

 Слайд 15  Охотник ночевал в домике лесника. В полночь он услышал жалобный плач.

      Охотник накинул плащ и вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая мышь.

    И снова повторился плач. Охотник понял, что это кричит сыч.

8.

Итог урока

- Вспомните тему нашего урока.                        

  - Какую цель мы перед собой ставили?                        

   - Что помогает правильно написать слова?                                                                       - На конце существительных какого рода пишется мягкий знак?                                                                                          -  Кого из учеников могли бы отметить за помощь?                                                                

9.

Рефлексия

http://im7-tub.yandex.net/i?id=155999110&tov=7

Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь снежинку

http://im2-tub.yandex.net/i?id=175695832&tov=2

Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите сосульку.

http://im7-tub.yandex.net/i?id=65936008&tov=7

Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите дождик.

Слайд 17,18

Для подведения итогов работы составим  синквейн

   Что такое синквейн?

- мягкий знак на конце существительных после шипящих

- правило (орфограмма)

 - опасное, трудное

- думали, делали,учились

- Тяжело в ученье, легко в бою. (Учиться – всегда пригодиться)

Потрудились вы не зря-                                        Вам спасибо от меня!

Слайд 16

Это стихотворение без рифмы в 5 строк, написанное по определённым правилам

10.

Домашнее задание

Слайд 19

На выбор:

с.14 упр.7 или  найти 5 - 7 загадок, в которых отгадками являются имена существительные с шипящими на конце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».Цели урока:- познакомить с новой орфограммой;-выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя ж...

Урок русского языка в 4 классе «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».

Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" ("Школа 2100")....

презентация к уроку русского языка в 4 классе Развитие орфографических умений (Ь – после шипящих у сущ. жен. рода)

презентация к уроку русского языка в 4 классе по школе 2100 по теме "Мягкий знак после шипящих на конце"...

Конспект урока русский язык «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»(УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: Закрепить и обобщить знания учащихся о правописании «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]. По...