Обрядовая культура Белгородчины. Тексты для устной и письменной работы на уроках русского языка.
план-конспект занятия по русскому языку по теме

Белоусова Ольга Александровна

Работа над именем существительным на уроках русского языка в 6 классе, на основе краеведческого материала "Обрядовая культура Белгородчины".

Тексты для устной и письменной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над именем существительным на уроках русского языка

в 6 классе, на основе краеведческого материала

«Обрядовая культура Белгородчины»

Текст 1.

Обряды начала и конца дела

В народе говорят: «Где не было начала, не будет и конца», «Доброе начало – половина дела».

Особенно много примет было связано с закладкой дома.

Для начала выбрать место, чтобы житьё было благополучным. Лучшим было то, где ляжет отдыхать корова. Когда закладывали дом, то под углы помещали деньги, шерсть, ладан.

Хозяева будущего дома очень почтительно относились к плотникам.

Знающие люди приговаривали: «Добрый конец – всему делу венец».

  1. Прочитайте поговорки. Объясните их значения.
  2. Подчеркните выделенные имена существительные как члены предложения.
  3. Определите падеж выделенных имён существительных.

Текст 2.

Обряды начала и конца дела. Сенокос

Сенокос – самое любимое время молодёжи. Убирая сено, много пели, шутили.

По окончании сенокоса устраивали праздник всей общины. Для этих целей выделялся участок, сено с которого продавали. На эти деньги покупали вино, чай, баранки, с каждого двора приносили закуски. Праздник в русском селе назывался – «отдельщина», в украинских – «отробщина». Отмечался он не только по окончании сенокоса. Праздник мог состояться и по окончании других дел.

  1. Прочитайте текст. Как вы думаете, почему сенокос – самое любимое время работы в селе?
  2. Установите, какими членами предложения выражены однородные члены выделенного предложения.

Текст 3.

Обрядовая русская традиционная кухня

В зависимости от давней традиции к каждому празднику подавались на стол свои традиционные блюда.

Блины как обрядовое блюдо были известны ещё с языческих времён. Они символизировали солнце и были главным угощением на Масленичной неделе. Готовили блины обязательно на паре, и поэтому они отличались особой консистенцией, были мягкими и рыхлыми. В старину особенно любили блины из гречишной муки. Блины выпекали из пресного  и кислого теста, из манной крупы, из творога, блины с луком, с яйцами, со сметаной. 

В Курской, Орловской губерниях первый испечённый масленичный блин клали на слуховое оконце – на помин души родителей.

  1. Установите, каким членом предложения являются однородные члены, выраженные именами существительными.
  2. Подчеркните грамматическую основу выделенных предложений предложения.  

Текст 4.

Обрядовая русская традиционная кухня

Кутья – род каши, особенностью которой является использование цельных зёрен и ягод, а также мёда, придающих кутье сладкий вкус. Это ритуальная пища, являющаяся обязательным блюдом трапез в канун святочных праздников. Кутья может быть постной, богатой, голодной или поминальной.

Кутья символизирует воскрешение из мёртвых: как пшеница, посеянная в землю как бы умирает и сгнивает, но потом прорастает и приносит плод. Мёд символизирует сладость жизни будущего века.

  1. Прочитайте текст. Каково значение слова «кутья»? Что символизирует этот род каши?
  2. Укажите, в роли каких членов предложения  употреблены имена существительные в выделенном предложении.
  3. Объясните лексическое значение выделенного слова. Проверьте себя по толковому словарю.

Текст 5.

Обрядовая русская традиционная кухня

Трудно найти другую кухню, в которой пироги играли бы такую же роль, как в русской. Они занимают на русском столе видное и всегда почётное место. Само слово «пирог», произошедшее от древнерусского «пир», указывает на то, что ни одно торжественное застолье не могло обходиться без пирогов. Они различались по составу продуктов, размеру, форме, способу приготовления, виду тепловой обработки.

Пироги делались из всех видов муки: ржаной, пшеничной, овсяной, гороховой.

Приготовление пирогов требует немалого мастерства. Недаром говорят: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать – пирожник».

С особым уважением относились к мастерицам-хлебопёкам, их почитали и звали с честью и поклонами, если нужна была их помощь.

  1. Прочитайте текст. Выпишите пословицу, объясните её смысл.
  2. Устно просклоняйте выделенное имя существительное.
  3. Выпишите имена существительные в три столбика:

ж. р.                м.р.                ср.р.

Текст 6.

Хлеб в обрядовой культуре

Хлеб – это и хлебные злаки, и ржаные буханки, пшеничные батоны, ячневые блины, рисовые и овсяные лепёшки, кукурузные палочки и прочее.

Но хлеб – это не только продукт питания, поддерживающий жизнь живого организма. Хлеб – необычный продукт, испокон веков у людей он был и остаётся мерилом нравственности. Именно хлебом выверялась душевная щедрость человека: «Хлеб, которым делишься, не имеет себе равного по вкусу!»

Хлеб почитается в народе как дар Божий, поэтому и отношение к нему было особо почтительное.

Хлеб – венец тяжёлого труда земледельца.

  1. Прочитайте текст. Выпишите пословицу, объясните её смысл.
  2. Приведите свои пословицы о Хлебе.
  3. Затранскрибируйте сочетания предлога и существительного: у людей, в народе.

Текст 7.

Хлеб в обрядовой культуре

В народном мировоззрении сам хлеб и все хлебные растения исконно были облечены святостью. Люди верили, что сам Господь со своими святыми помогает людям пахать. Сеять и убирать хлеб. Подобные поверья нашли отражение во многих народных песнях, особенно в колядках и щедровках, где хлеб и хлебные растения выступают как признаки довольства и благополучия. Колядки и щедровки являются только малой частью обрядов, призванных сохранить и умножить урожай. Обычаи и гадания совершались земледельцами круглый год. Считалось, что в некоторые дни земля не только может ответить на вопросы о будущем урожае, но и дать указания, когда начинать пахать и сеять.

  1. Прочитайте текст. Объясните лексическое значение выделенных слов. Проверьте себя по толковому словарю.
  2. Выпишите выделенное предложение. Сделайте его фонетическую запись, а затем произнесите вслух, соблюдая правила орфоэпии.
  3. Просклоняйте письменно существительное хлеб.

Текст 8.

Роль хороводов в обрядовой культуре Белгородчины

Хороводы появились на Руси очень давно, когда не было разделения на песню, танец и игру.

В Белгородской области были свои хороводы, характерные только для наших мест.

Среди атрибутов, сопровождающих исполнение этих хороводов, чаще встречается льняной вышитый рушник. Его обычно несут две женщины, за которыми попарно выстраиваются все участники хоровода, образуя длинное шествие. Иногда полотно от первой пары растягивается вдоль всего строя.

Хоровод диктовал свои законы, свои нормы поведения. Ими владели каждый молодой крестьянин и каждая молодая крестьянка.

  1. Прочитайте и спишите текст. Расскажите, что нового вы узнали о хороводах?
  2. Объясните лексическое значение выделенного слова. Проверьте себя по толковому словарю.
  3. Определите род, число, падеж выделенных имён существительных.

Текст 9.

Роль хороводов в обрядовой культуре Белгородчины

Каждый из регионов Белгородской области имеет свой, только ему присущий стиль танца. На их формирование существенное влияние оказали одежда, специфика труда, природные условия, обычаи, обряды, социальные факторы.

Все народные танцы, круги, пляски, хороводы имеют большое значение. Народные песни, танцы, игры и обряды – мощное средство духовной подзарядки. На таких зрелищных мероприятиях никто не чувствует себя посторонним, подпевая певцам и подбирая ритм танца.

  1. Прочитайте текст. Подумайте о роли хороводов в обрядовой культуре Белгородчины.
  2. Установите, каким членом предложения являются однородные члены, выраженные именами существительными в выделенных предложениях.
  3. Выпишите существительные единственного числа, определите их род.

Текст 10.

Рушники в обрядовой культуре

В этнографическом музее Щетиновской средней школы Белгородского района хранится необычное полотнище, сотканное на ручном ткацком станке, который называли «верстать». Длина этого полотенца около шести метров, называлось оно «рóдник» (ударение на первом слоге).

В при´дном каждой девушки непременно имелось такое полотенце.

На свадьбе молодых сажали посередине длинной части стола и клали «родник» на колени жениха, невесты и всех наиболее близких родственников справа и слева от молодых, то есть роднили их рушником.

  1. Прочитайте текст. О чем говорится в этом тексте? Что такое «родник»?
  2. Объясните лексическое значение выделенного словосочетания. Проверьте себя по толковому словарю.
  3. Просклоняйте словосочетание «необычное полотнище».

Текст 11.

Обряды, связанные с животными

Ни одна крестьянская семья не мыслила своё существование без лошади. В хозяйстве нужна была не одна лошадь, ведь без лошади не вспашешь, не посеешь, то есть не обеспечишь семье нормальное существование. За лошадьми всегда ухаживал сам хозяин, он знал, чем и как их кормить, какое сено лучше заготовить, какую мешанку или зерно им дать.

Хороший хозяин заботился, чтобы в конюшне нигде не дуло (лошадь не любит сквозняков), чтобы на полу был настил, чтобы конюшня была вычищена, а ясли заполнены хорошим сеном.

Жарким летом коней пасли ночью, днём на них работали.

  1. Прочитайте текст. Почему семья не могла существовать без лошади?
  2. Определите падеж слова «лошадь» в каждом предложении, подчеркните как член предложения.
  3. Выпишите словосочетания прилагательное + существительное. Любое просклоняйте.

Текст 12.

Обряды, связанные с животными

Разнообразными обычаями был отмечен первый выгон скота на Егорьев день (6 мая).

В некоторых местах «день Егорья храброго» считался конским праздником. В этот день «делали коня». Четыре парня клали себе на плечи две крепкие жерди. Один из парней держал на вилах конский череп или конскую голову, убранную бубенчиками и кусочками цветных тряпок. Сзади концы жердей связывались верёвкой. К верёвке прикрепляли хвост, сделанный из вымоченной в воде конопли. Жерди обматывали грубой тканью и сеном. На жерди забирался верхом мальчик, чаще всего пастушок.

«Конь» в сопровождении зрителей обходил всю деревню под звуки жалейки.

  1. Выпишите существительные единственного числа, определите их род.
  2. Затранскрибируйте сочетания предлога и существительного: на плечи, из парней, на вилах.

Текст 13.

Летние земледельческие праздники

Троица – это, по христианскому представлению, три лица Бога: Бог – Отец, Бог – сын, Бог – Дух Святой. Пресвятую Троицу прославляет Церковь потому, что в этот день открылись сила и слава Триединого Божества.

 Троица является престольным праздником во многих сёлах бывшей Воронежской губернии, ныне Белгородской области.

Начинался праздник в субботу. В этот день шли в лес, ломали ветви деревьев, рвали траву, цветы. Всё это приносили на сельскохозяйственное подворье и в дом.

Ветками украшали двор, травой и цветами усыпали пол в избе. В палисадниках специально выращивали мяту, любистку, конопку.

  1. Прочитайте текст. Объясните, как готовились к празднику «Троица»?
  2. Подчеркните грамматическую основу выделенных предложений.  
  3. Затранскрибируйте сочетания предлога и существительного в субботу.

Текст 14.

Свадебный обряд

Свадебный обряд имеет свою определённую последовательность. С утра в доме жениха и в доме невесты начинаются сборы: невеста и жених надевают праздничные одежды, собираются гости.

Жених и невеста получают благословление своих родителей и крёстных, стоя на коленях на шубе, просят прощения у родителей и получают из рук родителей иконы, а из рук крёстных – освящённые крестики, причём жениху крестик кладут на грудь, а невесте – на спину.

  1. Прочитайте и спишите текст.
  2. Просклоняйте словосочетание «свадебный обряд».
  3. Определите падеж выделенных имён существительных.

Текст 15.

Свадебный обряд

Последний вечер с подругами перед свадьбой – девичник (по-местному девишник).

К ночи в доме невесты собираются девушки, рассаживаются у стола.  Так они будут сидеть до приезда дружки и повозников, которые следующим днём повезут невесту к венчанию.

Под иконами в «святном углу» сидит «святная» девушка – любимая подружка невесты или сестра жениха. Невеста берёт свой косник – ленточку или махор, которые вплетали в кому, и отдаёт любимой подруге. Это её обрядовый дар.

Невеста плачет – это и прощание с девичьей волей, родными, и желание избавить себя от будущих горестей.

  1. Выпишите существительные единственного числа, определите их род.
  2. Подчеркните орфограммы в именах существительных, докажите правильность их написании.
  3. Выпишете словосочетания существительное + прилагательное. Любое просклоняйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка по учебнику М. С. Соловейчик»

В статье рассматриваются проблемы развития речи у учащихся начальных классов, анализируются возможности, подходы  и пути решения данных проблем в современной педагогической науке....

тексты для работы на уроках русского языка 4 класс

Эти тексты взяты из художественных произведений. Они помогут учителю разнообразить подачу учебного материала....

Виды творческих письменных работ на уроках русского языка.

Высшим уровнем развития письменной речи учащихся является творческая работа, предполагающая высокую степень актив­ности младших школьников и их познава­тельной самостоятельности....

"Развитие связной письменной речи на уроках русского языка при работе над сочинением"

Разработка методической темы "Развитие связной письменной речи на уроках русского языка при работе над сочинением"...

«LEGO-конструирование как инструмент языкового восприятия и развития навыков устной и письменной речи в обучении русскому языку в начальной школе»

Всё больше и больше новых предметов стало появляться в школе за последнее время. Один из них – ЛЕГО-конструирование.Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, уд...

Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка

Владение словом - инструментом общения, мышления — это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ...