Учимся писать слова с двумя корнями.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Белоусова Ольга Александровна

Повторить с обучающимися понятие "корень", формировать понятие "сложное слово", "соединительная гласная".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_40_uchimsya_pisat_slova_s_dvumya_kornyami.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 40.

Тема урока: «Учимся писать слова с двумя корнями» (учебник с. 81)

Речевая тема: «Природа вокруг нас. Краски осени»

Цель:

  • создать благоприятные условия для повторения понятия «корень»;
  • создать условия для формирования понятий «сложное слово», «соединительная гласная»;
  • учить правильно формулировать выводы по теме урока;
  • обогащать активный словарный запас детей;
  • создать условия для развития речи;
  • учить логически правильно строить предложения по заданной теме;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Ход урока:

Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок!

Всех собрал нас на урок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол.

Начинаем разговор!

  • Приветствие.
  • Настрой учащихся на работу.
  • Проверка организации рабочего места.
  • Постановка цели и задач урока.
  • Запись числа.

Минутка чистописания.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Откроем учебник на странице 81.

- Прочитайте тему урока «Учимся писать слова с двумя корнями» (тема урока записана на доске)

- Бывают ли слова, в которых два корня?

- Давайте приведём примеры.

- С помощью какого способа словообразования мы образуем такие слова? (сложение двух корней)

Словарная работа.

- Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с новыми словарными словами:

        Осина, яблоко

- Что можем сказать об этих словах, с точки зрения их лексического значения. Что такое осина? Яблоко?

- Есть ли, в лексических значениях этих слов что-то общее?

(комментированное письмо слов в словарик, чтение хором)

- Давайте составим предложения, используя данные словарные слова.

Изучение нового материала.

  1. Работа по учебнику с. 81

- Выполним упражнение 1.

- Прочитайте задание к упражнению.

- Выпишем из данных слов, слова с двумя корнями:

Пароход, самолёт, лесоруб, мышеловка, пылесос, водолаз

- Выделим в этих словах корни. По сколько корней будет в каждом слове.

- Какие буквы соединяют корни? Как называются в русском языке эти буквы?

От каких слов образованы эти слова.

- Какие из слов вам не понятны?

- Дайте лексическое значение каждого слова.

  1. Работа в парах.

- Выполним упражнение 2. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Выполните данное задание в парах. Сделайте взаимопроверку.

- Сколько слов вы выписали, какие?

Мухомор                Носорог

- Какие корни выделили в словах? Какая буква соединяет корни слов?

- В классе есть ребята, которые подготовили сообщения, и сейчас нам расскажут, что такое мухомор, и кто такой носорог.

(на доске выставка детских рисунков) 

  1. Самостоятельная работа. Упражнение 3

- Составим сложные слова.

- Выполните работу самостоятельно.

Составьте слова, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.

Снегопад                Домохозяйка                Самолёт                Ледокол

Водопад                Мышеловка                Самосвал                Мясорубка

- Назовите слова, которые обозначают явления природы? (снегопад, водопад)

- Назовите среди слов транспорт (самолёт, самосвал, ледокол). К какому виду транспорта отнесём эти слова?

- Какие слова не назвали. Дайте им лексическое значение?

Физминутка.

Пальчиковая гимнастика

  1. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

- А сейчас мы с вами совершим путешествие, путешествие в прошлое.

(самостоятельное чтение, пересказ)

  1. Работа по речевой теме урока.

(на доске иллюстрации картин и рисунки осени)

- Ребята, что общего между этими рисунками? (изображено время года – осень)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

- Давайте подумаем, какая осень?

(красивая, яркая, золотая, дождливая, ранняя, поздняя, багряная)

- Составим предложения, используя данные слова.

- Выполним упражнение 4.

- А теперь прочитаем, текст, который написал для нас автор.

- О чем этот текст?

- Как вы понимаете словосочетание «лимонная желтизна». Можно ли увидеть такую желтизну?

- Что такое осинник? С чем его сравнивает автор? Может ли он гореть как огонь на самом деле?

- Это ребята, переносное значение слов.

  1. Комментированное письмо.

- Выпишем слова с пропущенными буквами. Прокомментируем их написание.

Домашнее задание.

        с. 82 упражнение №5 (чтение задания к упражнению)

Итог урока.

1. Работа со схемой «Что нового я узнал?»

- Вот и подошёл к концу наш урок.

- Что нового узнали о слове?

- Что запомним о соединительных гласных?

Вывод: в русском языке соединительные гласные о и е!

2. Рефлексия.

- Перед каждым из вас лежит рисунок дерева, раскрасьте это дерево цветами осени.

- Если ваше настроение хорошее, и вы много узнали нового, используйте яркие цвета.

- Если урок не порадовал вас, раскрасьте дерево тёмными цветами.

3. Оценивание работы учащихся учителем. Выставление оценок. 

- Урок окончен! Всем спасибо за работу и внимание!

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся писать слова с двумя корнями"

Совершенствование умений: выделять корни в словах, различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями....

Презентация "Учимся писать слова с двумя корнями"

Данная презентация используется на уроках русского языка в 3 классе "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка в 3 классе. «Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями»

Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий...

Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс

Урок разработан по учебнику С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс

Технологическая карта сценария урока разработана на основе учебника С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок по теме "Учимся писать слова с двумя корнями"

Формировать умения и навыки учащихся в образовании и    написании сложных слов....