Маленькие секреты большой буквы
проект по русскому языку (1 класс) по теме

Гурлова Наталья Геннадьевна

Аттестационная работа    учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon malenkie_sekrety.ppt1.64 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_1_klasse.doc70 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Слизневская основная общеобразовательная школа»

Арзамасского района Нижегородской области

Конспект урока по русскому языку
в 1 классе

«Заглавная буква в словах.

Маленькие секреты большой буквы»

подготовила

учитель начальных классов

Гурлова Наталья Геннадьевна

с.Слизнево

 2010

Тема  урока: « Заглавная буква в словах»

                       «Маленькие секреты большой буквы»

 Тип урока:   обобщение

 Форма урока: комбинированный

 Цели урока:

        - уточнить представления об употреблении в письменной

          речи заглавной буквы;

        - формировать навык осознанного, каллиграфически                          

                               правильного письма;

        - совершенствовать умение работать с предложением, учеб-

           ной книгой.        

             - развивать речевые умения (умения правильно формулиро-

        вать ответы на вопросы учителя);

           - развивать произвольное и непроизвольное внимание;

           - развивать умение делать выводы;

           - развивать логическое мышление, творческое воображение;

           - развивать умение оценивать процесс и результат собствен-

        ной деятельности, формировать   навыки адекватной само-

        оценки.

                           - воспитывать любовь к животным, окружающему миру;

            - создавать для каждого ребёнка ситуацию успеха, что влияет          

                             на физическое здоровье ребёнка;

            - воспитывать интерес к учёбе, чувство  взаимопомощи, уве-

        ренности в своих силах.

Оборудование урока: 1. Учебник « Русский язык» 1 класс Т.Г. Рамзаева.

        2. Таблица – шифровка словарных слов, (карточки)

        3. Разрезные слова для составления предложения.

        4. Карточки с изображением животных.

        5. Карточки (игра «Где ёж?»)

        6. Карта России (карточки с названием страны, города,

        села, улицы, реки)

        7. Секреты большой буквы (карточки с названием сек-

        ретов)

           8. Иллюстрация аквариума с рыбками.

           9. Сигнальные карточки (оценка своих знаний)

                                     10. Мультимедийная доска, проектор и компьютер.

Конспект урока

                    Деятельность учителя

       Деятельность учащихся

1.Организационный момент:

(Обращаюсь к детям)

-покажите умные глазки, ровные спинки;

-повернулись, посмотрели на гостей, улыбнулись;

        -повернулись;

        -готовы ли мы к уроку?

        -Зажмурили крепко глазки, открыли;

        -а теперь покажите свою готовность мыслить:

        -правая рука – вверх

       -левая рука – вверх

       -опустили

       -громко произнесли звук – и- 3 раза – создали  

        колебания в голове,

         Прочистили каналы.

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь.

 Будь старательным и только!

Будь внимательным и только!

Всё запомнишь, всё поймёшь!

-Посмотрели на меня, мысленно проговариваем за мной:

   Я внимателен, сообразителен, уверен в себе.

-Желаю всем вам успеха, а вы пожелайте  мне  удачи,

  Ведь мне надо провести для  вас  интересные задания.

2. Сообщение  темы  и  целей  урока.

(Обращаюсь к детям)

- У нас в гостях сегодня заглавная буква. Заглавных букв много.

   (показываю на  буквы)

- Вы любите отгадывать  секреты?

-А у вас  есть секреты?

-А у заглавной (большой) буквы тоже есть секреты.

-Хотите их отгадать?

-Чтобы отгадать эти секреты  мы  должны выполнить много заданий. Вы готовы? Тогда  в путь!

3. Чистописание.

 (-Посадка детей)

а) зарядка для пальцев рук. (Проговариваю)

- Мы капусту рубим, рубим,

  Мы капусту трем, трем,

  Мы капусту солим, солим,

  Мы капусту мнем, мнем.

б) работа с учебником (списывание упр.29стр.18)

(Читаю стихотворение)

Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр не просто.

Но у буквы Ё две точки, словно в лесенке гвоздочки.

-Сегодня на чистописании будем писать слова с буквами Е и Ё.

-Открываем тетради, записываем дату, открываем учебник на стр. 18.                                   упр.29.Списываем, диктуя себе по слогам.

-Проверяем друг у друга, (взаимопроверка)

в) Игра «Где ёж?»

(Раздаю карточки со стихом, читаю задание)

-Посчитайте, сколько  раз встретится вам в стихотворении слово «Ёж»

-Обратите внимание, что это  сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце.

        Где ёж?

    Убежал без друзей, без оглядки.

     Сказал: - Поищите! Играю я в прядки.

    Сначала в норе ёж укрылся в одёжке.

     Затем покатился клубочком по стёжке.

     Нашёл под берёзкой кудряшки - серёжки.

    Решил подарить их  мальчишке Серёжке.

    А дальше? А дальше и вы поищите, где  ёж?

     Догадались? Да он в алфавите!

 АБВГДЕЁЖЗИ…..

(Показываю  на мультимедийной доске  правильные слова)

г) физкультминутка.

(Проговариваю слова вместе с детьми)

      1-согнуться, разогнуться;

      2-согнуться, потянуться;

      3- в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка;

      На 4 – руки шире;

      5,6- тихо сесть;

      7,8- лень отбросим.

4. Работа по теме урока.

а) словарная работа

(Раздаю карточки-шифровки, объясняю задание)

-Посмотрите на доску, в каждой строчке букв  зашифрованы словарные слова. Я  буду  читать загадку или лексическое значение слова, а вы найдите слово и подчеркните его в строчке.

1.С хозяином дружит, дом сторожит.

Живёт под крылечком, а хвост колечком?

                                             (собака)

2.Нарисованное изображение,  раскрашенное красками, карандашами.

                                                  (рисунок).

3.Молодые  люди, (ребята)

4.Книга для обучения какому-либо предмету.

                                                  (учебник)

(Показываю на доске правильное подчёркивание словарных слов в строчках.)

б)Наблюдение над правописанием  заглавной буквы в начале предложения.

Обращаю внимание детей на разбросанные слова)

-Я составила предложение, а весенний ветерок ворвался, и все слова  разлетелись. Помогите собрать из слов предложение.

Ребята рисовали рисунок собаки.

(Спрашиваю)

-Как же  пишется предложение?

-Правильно, молодцы! Предложение пишется с заглавной буквы. Вот мы и угадали первый секрет большой буквы.

    ( открываю  секрет на доске)

в) Наблюдение над правописанием заглавной буквы в кличках животных

(Спрашиваю детей)

-У многих из вас есть животные.

-Как их  зовут?

(Обращаю внимание детей на доску)

-Перед вами картинки  животных: конь, собака, корова, кошка. Справа  написаны  клички, соедините  их с животными стрелочками.

-Посмотрите на доску. Прочитайте предложение, вставляя вместо  картинок слова.

Мама доит корову Белянку.

Мальчик  кормит собаку Каштанку.

Девочка гладит кошку Мурку.

-Напишите одно предложение и подчеркните кличку животного. (Слежу за посадкой детей)

(Спрашиваю)

- Что необычного вы заметили в предложении?

-Правильно, клички написаны с заглавной буквы.

- Вот мы угадали и второй секрет большой буквы.

    ( открываю секрет на доске)

(Обращаюсь к детям)

- Посмотрите на доску, на доске написано предложения:

Щенок шарик укусил Шарик.

Лопнул Шарик, испугался  шарик.

-Найдите в предложении ошибки.

(Спрашиваю)

- Почему слово « шарик» пишется и с маленькой и с большой буквы?

- Слово шарик, шар-воздушный,   слово нарицательное, а Шарик – кличка животного, имя собственное.

(Делаю вывод)

- Люди дают  имена (клички) своим маленьким друзьям, как бы  выражая тем самым  свою любовь к ним.

г) гимнастика для глаз

(Показ  на мультимедийной доске «Рыбка в аквариуме»)

д) наблюдение над правописанием заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей.

( Говорю и показываю аппликации родословных древов)

- Вчера на уроке мы выполняли аппликации родословных древов. Вы вписывали фамилии, имена, отчества ваших родителей, бабушек и дедушек, свои имена. Дайте полный ответ вашего имени.

(на доске появляется фото детей класса, с именами)

(Обращаюсь к детям)

- Посмотрите на доску, на ней наш класс. Вам нужно выполнить задание: написать по два имени девочкам мальчиков, а мальчикам девочек.

(Спрашиваю)

-С какой буквы вы написали слова?

(Делаю вывод)

- Правильно, имена, фамилии, отчества людей пишутся с заглавной буквы. Это третий секрет большой буквы.

(открываю секрет на доске)

е) Наблюдение над правописанием заглавной буквы в названиях стран, городов, сёл, улиц, рек.

(Обращаюсь к детям)

- Посмотрите на доску. Перед вами  карта нашей страны.

- Как называется наша страна?

- Правильно, Россия, (появляется слово Россия)

- Как называется главный город нашей страны?

-Это город Москва.

-В нашей стране  тысячи городов и сёл, посёлков, деревень. Каждый из них носит своё название.

-Как называется наше село?

-Слизнево.

-В каждом селе, городе есть улицы, где стоят дома.

-Вы живёте на разных улицах, назовите  свою улицу.

(Обращаю внимание)

-Посмотрите на  все эти  слова, они важны для нас?

(Делаю вывод)

Если эти слова важные, главные, значит, они должны писаться с заглавной (большой) буквы.

-Вот мы  и открыли 4 секрет большой буквы (открываю секрет на доске)

-Все секреты открыты, вы  справились с заданиями, молодцы!

ё) Физкультминутка.

(Проговариваю)

   Руки подняли и покачали,

   Это деревья в лесу.

    Руки согнули,  кисти встряхнули,

    Ветер сбивает росу.

    В стороны руки,

    Плавно помашем.

    Это к нам птицы летят.

    Как они сядут, тоже покажем-

    Крылья сложим назад.

5. Обобщение  изученного материала.

а) Игра «Аквариум»

(Читаю задание)

- Посмотрите на доску. В аквариуме плавают рыбки. На их животиках наклеены слоги, с помощью этих слогов вам нужно собрать слова:

       1. Кличка собаки.      (Барбос)

       2. Имя девочки.   (Алиса)

       3. Герой мультфильма.    (Карлсон)

       4. Кличка  кота.    (Леопольд)

       5. Название города.  (Москва)

-Молодцы, справились с заданием.

б) Повторение секретов большой буквы.

(Прошу детей еще раз прочитать секреты большой буквы)

6. Рефлексия.

(Обращаюсь к детям)

- А теперь попробуйте оценить свои знания полученные на уроке. Посмотрите на доску, покажите на сколько вы:

 -были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

 - разобрались с темой урока;

  -сумеете применить свои знания полученные на уроке;

          Плохо, слабо –      

           Хорошо –

          Отлично –

7. Итог урока.

(Обращаюсь к детям)

- Вы очень хорошо работали на уроке, с некоторыми из вас я согласна в оценке ваших знаний, молодцы! Спасибо за работу на уроке, можете отдыхать.

Дети слушают и повторяют слова учителя.

Поднимают правую, левую руку вверх.

Произносят громко звук «И» три раза.

Слушают стихотворение.

Проговаривают про себя.

Смотрят на доску, читают тему урока.

Ответы детей.

Ответы детей.

Проверяют свою посадку.

Дети проговаривают вслух все слова и выполняют движения зарядки.

Слушают стих.

Открывают тетради, списывают дату с доски, открывают учебник на стр.18, ищут упр.29, списывают две строчки, диктуя себе по слогам. Проверяют друг у друга написанное.

Читают стихотворение, выполняют задание.

Проверяют свои ответы.

Выполняют упражнение.

Рассматривают карточку-шифровку.

1. ФЕДСОБАКАТЕ
2. ПЛИРИСУНОКВ
3.КАРЕБЯТАНИ
4. ЩИРТУЧЕБНИК

Подчеркивают словарные слова в каждой строчке.

Проверяют правильность выполнения задания.

Слушают и смотрят, ищут слова по классу.

По очереди выходят и ставят слова на доску, последний составляет предложение.

Ответ детей:

«Предложение пишется с заглавной буквы»

Смотрят и читают первый секрет большой буквы.

Ответы детей.

Называют клички своих домашних животных.

Выходят к доске и соединяют кличку с картинкой, читают.

Смотрят на доску и читают предложение.

Списывают предложение и выполняют задание.

Ответ детей:

клички написаны с заглавной буквы.

Смотрят и читают второй  секрет большой буквы

Читают предложение с доски, ищут ошибки.

Дети отвечают: Шарик – кличка собаки, шарик – воздушный шар.

Слушают учителя.

Следят глазами за рыбкой в аквариуме.

Называют свою Ф.И.О. (имя фамилия)

Смотрят на фотографии и читают имена, списывают по заданию.

Ответы детей: имена людей пишутся с заглавной буквы.  

Смотрят и читают третий секрет большой буквы.

Смотрят на мультимедийную доску, на карту России.

Ответы детей: Россия,

Москва,

Слизнево

Ответы детей: называют улицу, на которой живут.

Отвечают: да.

Смотрят и читают четвертый секрет большой буквы.

Повторяют за учителем все движения.

Слушают задание и выполняют его, составляя слова на доске.

Читают с доски, делают выводы.

Смотрят на мультимедийную доску и выбирают сигнальную карточку, оценивают свои знания.

Слушают.

Встают, уходят на перемену.

                   

              Структура  урока

Хронометраж (мин.)

 1. Организационный  момент.

 2. Сообщение темы и цели урока.

 3. Чистописание.

а) Зарядка для пальцев рук.

б) Работа с учебником (списывание упр.29 стр.18)

в) Игра «Где ёж?»

г) Физкультминутка.

 4. Работа по теме урока.

а) Словарная работа.

б) Наблюдение над правописанием заглавной              

        буквы в начале предложения.

в) Наблюдение над правописанием заглавной

        буквы в кличках животных.

г) Гимнастика для глаз.

д) Наблюдение над правописанием заглавной

         буквы в именах, отчествах, фамилиях людей.

е) Наблюдение над правописанием заглавной

        буквы в названиях стран, городов, сёл, улиц,

        рек.

ё) Физкультминутка.

  5. Обобщение изученного материала.

а) Игра « Аквариум»

б) Повторение секретов большой буквы.

  6.  Рефлексия.

  7. Итог урока.

        1

        1

     ( 8)

        1

        3

        3

        1

    ( 19)

         3

3

4

1

4

3

1

     ( 4)

3

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Самостоятельная работа . учащиеся повторяют и обобщают изученный материал; равивают умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их , творческие способности , речь, память , мышл...

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Мероприятие подготовлено по сказкам А. С. Пушкина....

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу"

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу"...