Дидактические игры на уроках русского языка в 1 классе.
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Полуднева

Одним из действенных средств не только воспитания, но и обучения ребенка младшего возраста, является игра. Дидактическая игра делает обучение более доступным, интересным и занимательным. При организации и проведении игр на уроке важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению времени на уроке, дидактическая игра всегда должна выполнять образовательные задачи. Дидактическая игра требует соблюдения основного принципа - работа ведется от простого к сложному. Содержание дидактических игр помогает учителю на различных этапах урока закреплять и расширять знание, умения и навыки предусмотренные школьной программой. Ценность дидактических игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно проверяя себя.Дидактические игры способствуют формированию одного из ценнейших качеств человеческого ума - его подвижность, гибкость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
В 1 КЛАССЕ


Школа во все времена занимала ведущее место в формировании активных и целенаправленных интересов ребенка, на формирование нравственных качеств и творческих способностей.

Одним из действенных средств не только воспитания, но и обучения ребенка младшего возраста, является игра. Дидактическая игра делает обучение более доступным, интересным и занимательным.

Виды дидактических игр разнообразны, но можно выделить ряд основных задач, решаемых в ходе проведения дидактической игры.

  1. Познание ребенком предметов и явлений окружающего мира.
  2. Развитие умственных способностей.
  3. Совершенствование и тренировка памяти, мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных знаний.
  4. Развитие творческой мысли, самостоятельности, связной и выразительной речи.

При организации и проведении игр на уроке важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению времени на уроке, дидактическая игра всегда должна выполнять образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно знания, умения и навыки необходимо формировать или развивать на данном этапе урока.

В своей совокупности развивающие и познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, развитию конструктивных умений, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием школьника. Однако неправильно было бы умственное развитие ребенка определять лишь объемом усвоенных им знаний.

Чтобы развить ум, необходимо овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. Этому и может помочь дидактическая игра. Дидактическая игра обязательно должна быть доступна детям. Поэтому при подготовке к игре необходим дифференцированный подход к каждому ученику. (Все тонкости организации продумывает учитель и они не должны быть заметны остальным детям.)

Интерес к дидактическим играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой. Игрой можно только увлечь, заставить играть нельзя.

Дидактическая игра требует соблюдения основного принципа - работа ведется от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удастся осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложным заданиям. У ребенка появляется вера в свои силы, развивается умственная активность, а значит цель игры достигнута, ребенку будет интереснее и комфортнее на уроке.

Содержание дидактических игр помогает учителю на различных этапах урока закреплять и расширять знание, умения и навыки предусмотренные школьной программой. Однако эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, т.к. это разрушило бы самую сущность игры. Здесь учителю необходимо проявлять величайший такт и осторожность.

Включение в урок дидактических игр делает процесс обучения более легким, интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Дидактические игры не только могут существовать рядом с серьезным учением, они должны быть систематически использованы в обучении детей, помогая им и заинтересовывая их.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира.

Школьная дидактика выработала ряд приемов для развития у детей устойчивого внимания и интереса.

Есть приемы, которые лишь косвенно имеют отношение к сущности изучаемого на уроке материала (например, проведение физкультминутки), и приемы непосредственно связанные с самим предметом учения. К приемам второго ряда относятся такие, как использование на уроке наглядно-зрительного образа (предмет, рисунок, картинка, чертеж на доске и т.д.), привлечение внимания к особенностям изучаемого материала при помощи образного сравнения. Например, заполнению начертания букв помогает сравнение их со знакомыми предметами: Н- лесенка, О- обруч, П- ворота.

Дидактические игры построены на совокупности этих приемов и служат для повышения эффективности учебного процесса.

Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. На этих приемах построены дидактические игры.

Ценность дидактических игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно проверяя себя.

Дидактические игры способствуют формированию одного из ценнейших качеств человеческого ума - его подвижность, гибкость.

Очень важно поощрять творческую инициативу детей, например, стремление что-то изменить в игре, усовершенствовать ее.

Дидактическая игра помогает ребенку самому сделать то или иное обобщение, осознать правило, повторить полученные знания в единстве, в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Многие дидактические игры построены на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход к детям, обеспечивает участие в одной и той же игре детей разного уровня знаний.

Дидактическая игра сочетает в себе два элемента: познавательный и игровой (эмоциональный). Руководство ими представляет трудности для учителя: необходимо следить за тем, чтобы при проведении игры эмоциональный элемент не оставался в тени.

Игре свойственны определенный темп, ритм. Их нарушение ведет к нарушению самой игры. Недопустимы в процессе игры пространные объяснения (они должны иметь место до начала игры), обилие замечаний дисциплинарного порядка, стремление во чтобы то ни стало довести до сознания ребенком допущенную ошибку, долгое ожидание ребенком своего хода. В игре дети должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовольствие от сознания своей самостоятельности полноценности.

При условии правильного руководства дидактической игрой дети с радостью в нее включаются.

Учителю необходимо овладеть методикой проведения дидактических игр, понять их специфику: соблюдать определенный темп, предоставлять детям относительно большую самостоятельность, не загромождать игровые упражнения вопросами, следить, чтобы дети были внимательны к ответам товарищей так же, как и к их вопросам.

Учителю необходимо со всей серьезностью готовиться к проведению дидактических игр, рассматривать их как необходимый прием в работе с детьми, продумать выбор упражнений, готовить нужные материалы.

Готовясь к урокам, учитель продумывает соответствующую игру данного теме урока, продумывает их длительность и готовит необходимые материалы

Только при этих условиях дидактическая игра не превратиться просто в забаву, а будет подчинена учебно-воспитательным целям урока и принесет пользу.

Дидактическая игра «ПРОДОЛЖАЙ».

ЦЕЛЬ: Обработка умения выделять слог, закрепление знания о слоге как части слова

ОБОРУДОВАНИЕ - мяч, игрушка или любой предмет, который будет являться эстафетной палочкой.

ПРАВИЛА ИГРЫ: у ведущего в руках мяч. Ведущий произносит слог и передает мяч соседу со словами «Продолжай». Победил тот, кто назвал последний слог в слове.

Дополнительно можно выяснить сколько человек участвовало в образовании слова, сколько слогов в данном слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках русского языка

В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"....

Дидактические игры на уроках русского языка. (1-4 классы)

Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, новые до...

Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе

Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе...

Аулова Татьяна Олеговна, учитель начальной школы ГБОУ СОШ №333 Санкт-Петербурга ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 – 4 КЛАССАХ

На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д.Ушинский, опору на логическую способность ребёнка, на его умение «отвлекаться от конкретных предста...

" Дидактическая игра на уроках русского языка как один из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу" 6 класс

Память - способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию) того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.Изучение памяти началось много веков назад, когда...

Дидактические игры на уроках русского языка в 1 классе

дидактические игры на уроках русского языка в 1 классе...

Дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах

В сообщении идёт краткое описание необходимости применения дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах и приведены примеры таких игровых заданий к разным темам...