Конспект урока русского языка для 5 класса 2 отделения школы II вида «Употребление в связной речи существительных единственного числа в родительном падеже»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Теплоухова Татьяна Валентиновна

Конспект урока русского языка  в 5 классе II отделения 

Тема урока:  «Употребление в связной речи существительных единственного числа в родительном падеже». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями  здоровья специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат (II вида) № 33 Выборгского района Санкт - Петербурга

Конспект

урока русского языка

для 5 класса 2 отделения школы  II вида

«Употребление в связной речи существительных

единственного числа в родительном падеже»

                                         Учитель  Петрова Т.В.

Конспект урока русского языка

в 5 классе II отделения 2 четверть.

                                                                             

Тема урока:  «Употребление в связной речи существительных единственного числа в родительном падеже».

 Задачи: 1. Образовательно – познавательные:

1) Обобщить и закрепить знания учащихся по составлению предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки предмета (из чего?),  пространственные отношения (где? - около чего? откуда? - из чего?).

2) учить сознательно образовывать и употреблять в связной речи грамматическую структуру.  

3) учить анализировать эту структуру, устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, делать грамматические обобщения.  

4) Развивать связную речь учащихся.

2. Воспитательные: 

– Учить оценивать свои ответы и высказывания товарищей.

– Осмысливать задания, учебный материал, делать выводы.  

3. Коррекционные: 

- Учить правильно произносить речевой материал урока.

- Развивать слуховое восприятие учащихся с нарушением слуха.

- Обогащать словарный запас учащихся.

Этапы урока

Содержание урока.

Наглядность, реч. материал.

Организация начала урока

-  Сядьте правильно.    - Какое сейчас время года?  

- Какой месяц?     - Какое сегодня число?  

- Какой сейчас урок?  - Который по счёту урок?    

   Отвечай, Даша.

(Э)  - слова произносятся за экраном.

Картинки:

Вр. года, осень        

1. Повторение определения имени существительного,

– распределение сущ. по вопросам.

- Какая сегодня тема урока?

- Тема урока «Имя существительное».

- Посмотрите на доску. Здесь картинки из сказки. Как называется эта сказка?

- Сказка называется «Гуси – лебеди».

- Посмотрите на картинки. Назовите слова, которые отвечают на вопросы: кто? или что?

- Кто? – Отец, мать, сестра, брат.

- Что? – Дом, окно, дерево, печка, яблоня.  

- Прочитаем определение имени существительного.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает … , отвечает на вопросы …? или  … ?

(читают по – очереди, затем вместе)

На центр. доске: Число, тема:

Имя существительное.

На прав. доске:

Гуси – лебеди.

(закрыто).

Картинки: сестра брат около дома, печка, яблоня, гуси.

Кто?   - … .  

Что?    - …. 

Определение 1 на лев. доске.

2. Анализ предложений по вопросам, составление схемы предложений.  

- Прочитайте предложения, вставьте окончания, покажите на картинке.

Брат сидит около дом__.

Мать смотрит из окн__.

Сестра стоит у печк__.

Яблоки падают с яблон__.

О ком говорится в первом предложении?

- В предложении говорится о брате. 

- Что делает брат? - Брат сидит. 

- Где сидит брат? –  около дома.

- Мы составили схему предложения по вопросам.

 Кто? +  что делает? + где? (около чего?)

Центральная доска.

Таблички с предложениями.

Схемы с вопросами.

Дополн. вопросы

(около чего?)

(у чего?)

(с чего?)

(из чего?)

3. Выделение словосочетаний из предложений

- Назовите словосочетания по вопросам:

  что делает? где? (около чего?)

      сидит    около  дома

что делает?  откуда? (из чего?)

  смотрит     из  окна. 

Физкультминутка.

Кто стоит на крепкой ножке

В жёлтых листьях у дорожки (у чего?)

Встала шляпка из травы, (из чего?)

Нет под шляпкой головы. 

Картинка: 

гриб в траве.

4. Анализ словосочетаний

 - Определение рода и склонения имен существительных.

- На вопрос где? (около чего?) отвечают слова «около дома».

- А какое слово отвечает на вопрос – Что?

- Что? – Дом – (м. р., нет оконч., 2 скл.)

- Откройте справочник, прочитайте правило:

Слово « … » – это имя существительное  … (какого?) рода, имеет окончание - …, значит оно … (какого?) склонения. 

- На вопрос откуда? (из чего?) отвечают слова «из окна».

- А какое слово отвечает на вопрос – Что?

- Что? – Окно – (ср. р., оконч. – о, 2 скл.)

Слово «Окно» -  …

Грамматический справочник.

«Склонение»

Определение 2 на лев. доске.

5. Повторение вывода по грамматическим таблицам.  

Слова «Дом, окно» относятся ко 2 склонению.

- Найдите в правой таблице имена существительные 2 склонения.

- Чего? (около чего?) – около дома, окончание – а или – я.               

    Вывод:

«Имена существительные 2 склонения,

отвечающие на вопрос «чего?»,

имеют окончание  - а или  - я.

Определение 3 на лев. доске.

6. Упражнение на выделение изучаемых грамматических форм.

 Задание. Выделите словосочетания, отвечающие на вопросы -  что делает? где? (у чего?)

                       что делает?  откуда? (с чего?),

определите род и склонение существительных, объясните написание окончаний.

Сестра стоит у печки.

Яблоки падают с яблони.

 

Задание

на карточке.

7. Подведение итогов урока.

- О какой части речи мы говорили сегодня.

- Часть речи – имя существительное.

- Какого рода бывают имена существительные?

- Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

- Какие вопросы мы ставили к словосочетаниям?

- Мы ставили вопросы: «что делает?  около чего? / из чего?»

Проверка работ учащихся на карточках,

Оценивании е работы учеников на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Глаголы совершенного и несовершенного вида; особенности употребления их в речи".

Учащиеся учатся образовывать видовые пары глаголов, правильно употреблять их в речи....

Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"

Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...

Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Значение и употребление глаголов в речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; развитие творческого мышления.Планируемые результаты:Предметные:знать: часть речи «глагол»...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...

Конспект урока русского языка 2 класс" Единственное и множественное число имен существительных".

Урок русского языка 2 класс "Единственное и множественное число имен существительных".Цель: создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, спосо...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Роль глагола в предложении, речи."

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык" Канакина В.П., Горецкий В.Г....