русский язык
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russk.yaz_2_kl.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Правописание безударной гласной в корне. Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

Цели:

  1. продолжить формировать представление о способах проверки безударных гласных в корне слова и умение находить проверочные слова в группе однокоренных слов;
  2. развивать орфографическую зоркость, навыки комментированного письма, навыки коллективной и самостоятельной работы;
  3. совершенствовать навыки каллиграфического письма;
  4. продолжить учить наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  5. воспитывать внимание, старание, трудолюбие;
  6. развивать у ребенка чувства доброго, прекрасного.

Ход урока

  1. Организационное начало

«Долгожданный дан звонок –

Начинается урок»

  1. Проверка домашнего задания (упр. 217, с.95 (Д.М.))
  1. Устный самодиктант

Ученики называют слова из домашнего упражнения и поясняют, почему написали данную гласную в корне. Образец рассуждения: (произносит) мор-ска-я.

- В корне –мор- я написал гласную О, так как подобрал однокоренные : слова море, заморский, в них гласный в корне ударный (и т.д.)

  1. Вывод (!) – Какое правило применяли, выполняя домашнее задание?

(Правило на стр. 127 учебника «Русский язык»)

  1. Запись предложений под диктовку (с комментированием)

Знания делают человека сильным. Знай больше, а говори меньше.

- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Обозначьте изученные орфограммы.

- Какие слова легко было писать, а какие сложно? Почему?

- Эти предложения будут девизом нашего урока.  

  1. Минутка чистописания

- Какие гласные встретились в написанных предложениях?

- Сегодня мы вспомним написание строчных гласных

о                        а                        и                        е

в написании, которых есть одинаковые элементы.

- Что еще можно сказать про эти гласные?

(Они дружат. Мы слышим звук один, а букву, согласно правилу, пишем другую).

        «В жизни трудящихся звуков

        Разное может случиться:

        Могут они оказаться

        В слабой и сильной позиции.

        Гласные и согласные

        Бывают такие опасные:

        Звук очень ясно слышится,

        А буква другая пишется».

(На доске подсказка – схемы-человечки гласных ударных и безударных)

  1. Словарная работа и введение в тему урока.
  1. Знакомство с новым словом

Послушайте.

«Это дерево легко узнать. Кора на его стволе белая, не то, что на других деревьях. Приложи к коре ладошку. Чувствуешь, какая она гладкая, шелковистая? Подними голову – увидишь гибкие ветви с маленькими красивыми листочками. А между ними – сережки, сережки…»

(По Кучнеевой и В. Жарову).

- О каком дереве вы услышали?

- По каким признакам его узнали?

(Ответы детей)

- Правильно. Береза – исконно русское слово. Береза – символ красоты русской природы. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Мила она русскому человеку (открыть «Чудо дерево». На стволе слово береза).

  1. Запись в тетрадях.

Словарь береза

  1. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Послушайте стихотворение А. Прокофьева (и музыкальное сопровождение).

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками

С зелеными сережками.

Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую…

  1. Работа с «Чудо деревом»

Подбираем однокоренные слова. Называем ударную и безударную гласную.

Словарь: береза, березонька, подберезовик, березовый.

  1. Выделение корня.
  2. – Почему эти слова нужно запомнить?

(Нельзя проверить безударную гласную)

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Так, что мы должны запомнить все слова с безударными гласными в корне? (Нет).

- А как же тогда быть? (Ответы детей)

- Правильно. Чтобы решить эту проблему, мы научимся проверять безударную гласную в корне слова и находить среди однокоренных слов проверочные слова. А для этого составим алгоритм «Проверка безударной гласной в корне слова».

(- Но сначала давайте отдохнем).

  1. Физкультминутка «Буратино»

«Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо стать».

  1. Объяснение нового материала.
  1. Составление алгоритма «Проверка безударной гласной в корне слова».

- С чего мы начинаем работу над словом?

(произносим, ставим ударение и определяем безударную гласную в корне).

- Что нужно выяснить? Какой вопрос можем поставить?

- Если «Да», то что?

- Если «Нет»?

2. Практическая работа

Отгадайте загадки, придуманные вами к уроку чтения. А чтобы правильно записать отгадку, воспользуйтесь алгоритмом и карточкой-подсказкой (на карточке подсказке группа однокоренных слов).

(Карточки-отгадки прикрепляются к доске).

  1. «Днем спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает»

        (Сова)

(Карточка-подсказка: совы, совята, совушка)

Сова-совы, совушка

  1. «Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться,

Любит хитрая … (лисица).

(Карточка-подсказка: лис, лисонька, лисенок, лисий)

Лисица-лисонька, лисий

  1. Моя загадка

«И малы мы, и удалы,

Сквозь землю проросли,

Свои шапочки нашли.

Друг пред другом красовались

И в корзинку к вам попались».

                (Грибы)

(Карточка-подсказка: гриб, грибной (суп), грибница)

 

Грибы-гриб

  1. Первичное закрепление
  1. Самостоятельная работа по вариантам

Стр. 128, упр. 220

  1. Итог урока

- Проанализируйте свою работу на уроке.

- Что удалось? Что не удалось? Почему? Попробуйте объяснить.

- Над чем еще нужно работать?

- Ребята, посмотрите, сколько мы сегодня говорили о природе, о красоте русской природы. А сегодня, 22 марта, - христианский праздник «Сороки».

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок.

Сколько проталинок -  столько и жаворонков.

Подснежники

Плакала снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там где шла и плакала,

Трогая березы,        

Выросли подснежники –

Снегурочкины слезы

                (Т. Белозеров)

- Составление узора «Мое настроение»

  1. Задание на дом: расскажите родителям о нашем уроке, что больше всего понравилось, запомнилось и сделайте рисунок о нашем уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...