Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Несклоняемые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Кремешняя Любовь Тимофеевна

В данной разработке использованы игровые и личностно ориентированные технологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 456_avtosokhranennyy.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе по теме ,, Несклоняемые имена существительные‘’

Цели урока:

1.Формировать умения находить в речи несклоняемые имена существительные.

2.Способствовать развитию интереса к познанию нового, развитию литературной речи и каллиграфического навыка.

3.Воспитывать  любовь  к  предмету , уважение  друг к другу, толерантность.

Оборудование:

. компьютер;

.проектор и экран для демонстрации презентации Power Point;

.конверты с карточками

                                                          Ход урока

1.Организационный  момент.

2.Актуализация знаний.

1.Какую часть речи изучаем? (Имя существительное)

2.Что такое имя существительное? ( Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы  кто? или  что?)

3.Какие грамматические признаки имени существительного знаете ? (Собственное или нарицательное, одушевленное  или неодушевленное, род, тип склонения ,число, падеж. )

-Сегодня на уроке мы узнаем новую группу слов этой части речи .А сейчас  словарная работа.

(Дети работают в тетради.)

Словарь: железо, завтрак, пальто, лопата, народ, календарь.

-Какие слова для вас новые ,незнакомые? Объясните правописание.

-Назовите лишнее слово . (Лопата). Почему? ( Лопата – существительное  I –го склонения, т.к. ж.р. , окончание –а.)

-А остальные  слова  какого склонения ? (2-го) Почему? ( М. р. с нулевым окончанием , и ср. р. с окончанием –о.)

( Ответы детей сопровождаются  демонстрацией презентации  Power Point. Слайд №1.)

.Что такое склонение имен существительных ? ( Изменение формы слова ,изменение по падежам, изменение окончаний .)

.Что такое окончание ? (Окончание –изменяемая  часть  слова ,которая служит для связи слов в предложении.)

.Что нужно помнить про окончания существительных  2 склонения? ( В П. п.  пишется   оконч.     –е .)

3.Постановка  проблемы  (работа в группах) .

-Измените по падежам слова железо и пальто .

Конверт  № 1.

Задание. Просклоняйте  существительные. Выделите окончания.

Падежи

Вопросы

Существительное

И.п.

железо , пальто

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

- Какие  окончания  в каждом падеже при изменении слова  железо? (Дети называют .)

- А в слове пальто ?

Решение проблемы.

- Слово пальто  склоняется ? (Нет.) Почему ? (Не изменяется форма .)

-Как могут называться  такие существительные ? ( Предположения детей .)

-Какая тема урока ? (Несклоняемые имена существительные. )

-Что такое несклоняемые существительные ? ( Предположения детей .)

Конверт  №2.  Правило

                                                                                     Правило.

Несклоняемыми называются существительные , которые имеют для всех падежей одну и ту же форму .

Новое пальто , пойду в пальто , пуговицы на пальто .

-Прочитайте  правило. (Слайд №3).

-Прочитайте слова. ( На экране слайд №3.)

Окно , кино , пианино ,какао , молоко , сено .  

-На какие группы их  можно разделить ? (Склоняемые и несклоняемые .Слайд  №3)

-Разделите их на 2 группы. (Дети работают в группах.)-по вариантам

-Назовите окончания в словах  1 столбика . Докажите.

-Во 2 столбике ? Докажите .

(Ответы детей сопровождаются демонстрацией  презентации Power Point . Слайд № 3.)

Проблемный вопрос.

-Что можете сказать про окончания несклоняемых  имен существительных ? (Его нет. )

-Почему ? (Нет изменяемой части слова. )

Игра – соревнование .

Конверт  №3.

-Из слов на карточке выбрать и записать  несклоняемые  имена  существительные .

(Работа в группах. )

Задание.

-Из предложенных слов выбрать несклоняемые существительные .

Метро, пальто, село ,поле , кафе, какао, шоссе, филе, седло, горе, лото.(Самост.)

Проверка.

-Какая буква на конце этих несклоняемых  имен существительных ? Какого они рода ?

Можно ли утверждать ,что они 2 склонения ? (Нет. )

-Почему ? (Нет окончания .) Молодцы!

Конверт №4.

-Откройте четвертый конверт. Прочитайте стихотворение.

Морж спросил у Кенгуру:

Как выносишь ты жару?

Я от холода дрожу! –

Кенгуру сказал  Моржу.

-Какое существительное повторяется дважды ? (Кенгуру)

-Форма одинаковая ? (Да.)  А падеж ? (Разный. ) Как определить падеж ? (По вопросам : (у кого ? ) у кенгуру – Р.п. , (кто ?) кенгуру – И.п.)

-Можно ли определить падеж у несклоняемых  имен существительных ? (Можно. Но только в тексте по вопросам . )

Творческая работа .Вставь слово .

        Вчера мы ходили в …  . В … было много народу .Из … мы пришли поздно. Мы вспоминали  про … .Мы были очень довольны … .Мы всем  рассказывали  о … .

4. Итог урока.

.Что нового узнали на уроке ? (Есть особая группа существительных – несклоняемые .)

.Что такое несклоняемые существительные ? (Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму .)

.Что можете сказать про окончание несклоняемых имен существительных ? (Они не имеют окончания ,все слово – основа. )

.Можно ли у них определить падеж ? (Падеж можно определить только в тексте .)

(Ответы детей сопровождаются демонстрацией презентации Power Point. Слайд №4. )

-Зачем в начальной школе изучают  такую тему ? (Чтобы была грамотная речь. )

5.Домашнее задание .

1. Найти в словаре 5 несклоняемых имен существительных .

2. Составить 4 предложения с несклоняемыми существительными .

3. Определить у них падеж .

Выставление отметок . (Дети обсуждают в группе. )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"

В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....

Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".

Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах....

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...