Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Рогозина Ирина Викторовна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema1.docx20.33 КБ
Office presentation icon pravopisanie_bezudarnykh_okonchaniy_sushch_v_rod._padezhe.ppt623.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

Цель: 1. Закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных; познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.

2.развивать внимание, память, речь, мышление, орфографическую зоркость.

3.воспитывать аккуратность, любознательность.

Задачи:

Личностные:

1.       создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3.  Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать   умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2 Формировать умение  принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3 Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4 Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5 Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания об именительном и винительном падеже имен существительных,

2. Сформировать представление о родительном падеже имени существительного,

3. Формировать знания для определения безударных окончаний существительных в родительном падеже,

3. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже

Оборудование: презентация, карточки.

                                        ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан  звонок,

Начинается урок.

- Проверьте, всё ли готово к нашему уроку.

2. Актуализация знаний:

1.- Сегодня на уроке я приглашаю Вас, ребята, отправится в путешествие по морю.  Как оно называется выясним чуть позже.Слайд 1

- Все ли готовы к путешествию?

- Всем занять свои каюты, разместиться поудобнее. Откройте судовые журналы – тетради и отметьте дату отплытия. (Дети подписывают число и классную работу.) Слайд2

Слайд 3 К.ртофель, м.рковь, д.ревня, уч.ник, п.нал, ст.лица, подл.жащее, ск.зуем.е.

- Прочитайте слова, записанные на доске. Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.

*проверка

-Что общего у всех данных слов?( словарные слова , существитешльные)

- Кто из Вас догадался, по какому морю мы отправимся в путешествие?

-Что Вы знаете об имени существительном? (Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?; имеет постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, мужского, женского или среднего рода;  изменяется по числам и падежам; изменение имен существительных по падежам – называется склонением; мы знаем три склонения имен существительных).

2.-Подумайте, по какому признаку эти слова можно разбить на 3 группы?

- Наш корабль подходит к о. Склонения.

-1вариант выписывает существительные 1 склонения, 2 вариант-2склонения,3 вариант- 3 склонения.

- Итак, как определить склонение существительных? Слайд 4

-Вспомните, какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2-му? К   3-ему?

- Ребята, для чего нам необходимо правильно определять склонение имен существительных?

( чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных – это орфограмма)

3. Упражнения  для  глаз.

- Молодцы! А теперь давайте встанем и попрощаемся с жителями о. Склонений.

Взять карандаш и на вытянутой руке переводить его влево-вправо, вверх-вниз. Глазами следить за карандашом.

4. Минутка чистописания.

– Можно отправляться дальше. Но наш корабль сел на мель. Сняться с мели мы сможем тогда, когда красиво напишем букву ж.

-Дайте характеристику звуку ж.

Жж  жа жу

сквозь ло.ку       от желе.ки       на дож.ь

-Лишнее слово? Почему так думаете?

-Что знаете о родительном падеже?

-Запишите предложение.

 Вася обнаружил у птички сломанное крылышко.

-Подчеркнуть орфограммы.

-Объясните , как проверить безударное окончание в слове у птички?

 (определить склонение и падеж существительного и вспомнить падежное окончание имени существительного)

-Задание выполняем в парах .

5.Самоопределение к деятельности. Слайд 5

-Списать, вставить пропущенные окончания.

*Про девочк., около берёзк., от площад., в осинк..

- У каких имён существительных затруднялись вставлять окончание?

-Почему ? (безударные падежные окончания)

-В каком падеже стоят данные существительные?

--С какой проблемой мы столкнулись? (нам встретились им. сущ. Р.П., и мы не знаем, какие окончания надо писать)

-Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударное окончание им.сущ.? (падеж, склонение, окончание)

- На какие вопросы надо найти ответы на сегодняшнем уроке?

-Сформулируйте задачи урока.

Слайд 6   1. Вспомнить вопросы и предлоги им. сущ Р.П.

2. Узнать, какие окончания встречаются у этих им. сущ. в 1, 2, 3, склонении.

3. Потренироваться правильно писать безударные окончания им. сущ. Р.П.

Слайд 7

*запись темы урока

- Впереди полуостров Падежей. У каждого падежа свой порт. Как вы думаете, в каком порту нам следует остановиться, чтобы найти ответы на интересующие нас вопросы?

6.Работа по теме урока.

1).Наблюдение над правописанием окончаний имён существительных в родительном падеже.

 - Правильно, мы зайдём в порт Родительного падежа. Слайд 8

- На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? (Кого? Чего? Откуда? Где?)

- С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? ( От, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме.)

- Как определить, какие окончания встречаются у им. сущ. в Р.П.? (подобрать имена  существительные с ударными окончаниями и поставить их в родительный падеж)

-Запишите данные слова в родительном падеже, определите склонение, выделите и сравните окончания.

*работа в группах

1 группа: земля, белка,вода

2 группа: окно, конь, поле

3 группа: ложь, степь,тетрадь

-Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже? 2-го склонения? 3-го склонения?

Вывод: Заполняем таблицу:

1 скл. - -и, -ы

2 скл. - -а, -я

3 скл. - -и   Слайд 9

-В написании окончаний каких слов вы не сомневались? Почему? (Земли, коня, степи- в этих словах окончания ударные)

-А как поступить, если окончание безударное?

2). Проговаривание нового знания:

 *Чтение сведений из учебника на с. 107 о правописании окончаний в родительном падеже.

- Ребята, давайте откроем учебник на стр. 107 и проверим наше предположение.

-Почему нам удалось легко определить окончания имён существительных в родительном падеже? (на окончание падало ударение)

В каком случае в окончании возникает орфограмма и его надо проверять? (когда оно безударное)

-Каким алгоритмом надо воспользоваться, что написать правильно окончание?

(Алгоритм составляем устно с опорой на вопросы, которые поставили на уроке.)

Алгоритм:

1. задать вопрос, посмотреть на предлог;

2. определить падеж;

3. поставить сущ. в начальную форму определить склонение;

4. вспомнить и написать окончание.

Упр.191 стр.107(устно)

Упр.192 стр.107(самостоятельно)

 – Пока мы были в заливе, пираты захватили наш корабль и требуют выкуп. Нужно выполнить упражнение (самостоятельная работа с последующей проверкой.) Слайд 10

Упр.193 стр.108(в парах)

*проверка

*разбор слова Коля под 3(один ученик у доски)

Упр.196 стр.109(по группам)

*самопроверка по карточкам

9. Рефлексия.

-Нам пора возвращаться.

-Давайте посмотрим, выполнили ли мы поставленные перед нами задачи.

Слайд 11

- - Что было для вас сегодня легко?

- Что ещё трудно?

- Что показалось самым интересным?

10.Итог.

11. Домашнее задание.

Жители порта на прощание передали конверт. Посмотрим, что в нём? (Упр. № 200 стр.110, правило на с. 108.) Наш корабль возвращается домой, всем спасибо за урок. Вы сегодня молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

Конспект урока русского языка для 3 классаЦели:1. Усовершенствование умения распознавать падежи по их существенным признакам2. Развитие умения сравнивать3. Формирование навыка правописания окончаний в...

урок русского языка по теме "Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже"

Познакомить учащихся с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;учить последовательности действий при написании безударных окончаний; отрабатывать умение распознавать тип склонения...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже»

Оборудование: картинки с изображением детёнышей животных, лото, камень, верёвка, печатный текст.Цель: закрепить навыки правописания имён существительных в родительном падеже....