урок русского языка" Учим склонения и падежи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Трофимова Светлана Владимировна

      Познакомить  учащихся  с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами, научить  формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы на основе наблюдений,     увидеть красоту природы и осознать причастность к защите окружающей среды  и с пособствовать развитию логического и образного мышления, внимания, памяти, речи, кругозора учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_skloneniya_i_padezhi.docx377.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «НОШ» г. Макарова  Сахалинской  области

Урок  русского  языка  по  теме:

«Учим  склонения  и  падежи»

C:\Users\us\Desktop\Downloads\i (2).jpg

Выполнила:

Учитель  высшей  категории

Трофимова Светлана  Владимировна

Цель:

  • Познакомиться с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами

Задачи:

  • Уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы на основе наблюдений
  • Увидеть красоту природы и осознать причастность к защите окружающей среды
  • Способствовать развитию логического и образного мышления, внимания, памяти, речи, кругозора учащихся

Оборудование:

Мультимедийная  презентация, сигнальные карточки,  лист-задание для самостоятельной работы.

Игрушка – цветок  подснежника, бумажный кораблик, солнышко.

Ход  урока

I. Организация начала урока.

– Девочки и мальчики, посмотрите  друг  на  друга  и  улыбнитесь друг другу.

– Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

– Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.

II. Целевая установка.

1.Беседа  учителя. Учитель  читает  стихотворение (наизусть)

Солнце лишь коснулось крыши, —

Дед Мороз из дома вышел,

Заспешил Мороз к реке

С белым облаком в руке.

На дорожки, на тропинки,

Там, где были лужицы,

Дед Мороз кидает льдинки

И на льдинках кружится,

По реке скользит, морозит,

В ивы дышит сединой,

Снег кидает под полозья

Рукавицей ледяной,

А потом, схватив охапкой,

Насыпает на крыльцо,

Бьёт по стёклам мёрзлой шапкой,

Озорно пылит в лицо.

А догнать? Поди! Попробуй!

Заведёт Мороз в сугробы,

А в сугробах — терема.

Там живёт сама зима.

– С новым годом! С наступившим новым годом!

– Ребята, что  необычного  вы  видите  на  своих  партах? (ответы  детей)

– Да, у  вас на столе книга, которая  откроет  вам   многие   тайны и вы  получите  чудесные  знания  от  этих  открытий.

– Юные исследователи  и  путешественники, давайте  отправимся  в  чудесный  мир  русского  языка   и  найдём ответ на вопросы:

у людей новый год начинается ……,

а в природе новый год наступит…....

2. Чтение вслух отрывка  из  книги  М.  Пришвина «Кладовая  солнца».

– Как вы думаете, почему именно с весны идёт отчёт нового года в лесу?

Учитель:

– Вы правы, весна – это свет и радость, надежды и мечты о чём – то новом.

3. Выдвижение   гипотезы:

– Как вы думаете, на сегодняшнем уроке, таком  новогоднем  и  одновременно  весеннем  что  мы узнаем о чём - то новом?

– Давайте предположим, с какой частью речи мы будем работать? Почему вы так думаете? Какую работу выполняли на предыдущих уроках?  Поможет ли нам это умение сегодня?  Вы готовы к открытию тайн языка и природы? (ответы  детей)

Учитель:

– Тогда вперёд! Я слышу, как  нашему  солнышку  не терпится пуститься в путешествие. И  мы вслед за солнышком   поплывём  на его волшебном кораблике “ Узнавайка”    и   попадём   в весенний   русский  лес.

4. Минутка чистописания:

 Зажурчал ручеёк. Он подхватил наш кораблик и понёс его по весенним волнам. Это элемент весенний ручеёк. На следующей строке мы выполним написание элементов строчной и заглавной букв  П, п.

C:\Users\us\Desktop\Downloads\i (3).jpg

Экологическая беседа.

– Ах! Как красив весенний лес!

– Но мне немного грустно. Один  цветок однажды  прошептал: “ Мы – первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Всё равно сломают!”

– Чтобы вы сказали этому цветку?

Учитель:

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.  (на  доске появляется  картинка подснежника)

– К элементам букв добавим цветы и листья.

 Работа с картиной

C:\Users\us\Desktop\Downloads\i (4).jpg

Учитель:

Здравствуй лес,

Могучий лес!

Полон сказок и чудес!

– Какое время года? По каким признакам вы это определили?

5. Рефлексия

– Если мы сегодня с вами хорошо поработаем, к нам в гости прилетит фея леса. А в лесу зацветут подснежники.

IV. Работа по теме урока

«Учим  склонения  и  падежи»

Работа со стихотворением.  (читает  наизусть  ученик )

В рощах птичье пение,

А в классе – тишина.

Проходим мы склонение,

Склоняется весна.

Склоняем вслух весна, весны…

А за окном ручьи слышны.

На парте не сидится мне,

А тут весна, весны, весне…

Весна, весны, весне, весну.

Весною, о весне…

Гуляет зайчик по окну,

Как солнце по стене.

C:\Users\us\Desktop\Downloads\83674877_large_4441834_3073947l.jpg

Учитель:

– Какое неизвестное слово услышали?

– На что ещё обратили внимание?

– Выпишем слова весна столбиком вместе с вопросом, выделим окончание и основу.

Что? Весна.

Чего? Весны.

Чему? Весне.

Что? Весна.

Чем? Весной.

О чём? О весне.

– Что изменялось в слове?

– Какой вид работы мы сейчас выполняли?

– Сколько вопросов поставлено к формам слова весна?

Учитель:    Какой   можем  сделать  вывод?

– Изменение существительных по вопросам называется – склонением.

 6. Чтение правила  по  учебнику.

Учитель:

– Мы сделали очень важное открытие.

– А что по этому поводу говорят учёные?

 Склонение одушевлённых существительных.

– Сравните таблицу учебника с нашей таблицей, каких вопросов не хватает?

– Назовите одушевлённые имена существительные.

– Хотите услышать сказку про падежи?

Беседа – сказка  «В  гостях  у  гномов»

У гнома Слова шесть друзей -

Шесть верных эльфов – падежей.

Пока он спал в лесной тиши,

Пришли к нам в гости падежи,

Чтоб о предлогах рассказать,

И смысл Слова передать,

Чтоб правильно сказать о том,

О чем подумал старый гном!

Учитель:

– В русском языке 6 падежей. У немцев – 4. У финнов – 15 , а наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

ФИЗМИНУТКА

Руки подняли и покачали  –  это деревья в лесу.

Руки согнули,   кисти встряхнули  -   ветер сбивает росу

В стороны руки  -  плавно помашем -   это к нам птицы летят.

Как они сядут – тоже покажем – крылья сложим назад.

7.  Работа по теме урока

Игра  «Кто  первый?»

В лесу только появились первые проталинки, а на них уже кипит невидимая глазу жизнь – в земле очнулись разные личинки, букашки, сама земля готова принять в свое лоно каждое живое существо, каждую самую малую травинку. И вот среди островков пористого снега начинают появляться самые смелые цветы – подснежники. Подснежниками у нас принято называть все весенние первоцветы, хотя истинный подснежник – галантус - только один из видов множества весенних первоцветов. Это самый первый цветок весной, и растет он не во всех регионах. Цветок похож на маленький белый фонарик на тоненьком стебельке. Он выдерживает температуру до -10 градусов. Только в такой холод он становится хрупким, как тонкое стекло. Но стоит выглянуть солнышку, и галантус оживает.

– А знаете ли вы, у кого из птиц уже появилось первое яйцо в гнезде?

Сообщение  ученика “ Первое яйцо”.

По старинным поверьям Новый год наступает со сменой положения Солнца на небе. Например, на острове Пасхи этот праздник отмечают весной: с того момента, как будет найдено первое яйцо ласточки. Самка ворона первою из всех птиц снесла яйцо. Ее гнездо - на  высокой ели, густо засыпанной снегом. Чтобы яйцо не застыло и  птенчик  в  нем  не замерз, ворониха не оставляет гнезда. Пищу ей приносит ворон.

– А знаете ли вы, что в новогоднем лесу ещё снег не сошёл с полей, а там уже появились первые новорождённые?

Сообщение  ученика “Сосунки в снегу”.

В поле еще снег, а у зайчих уж родятся зайчата.

Зайчата родятся зрячими, в теплых  шубках.  Сразу,  как  появятся  на свет, они уже умеют  бегать.  Наевшись  досыта  материнского  молока,  они разбегаются и прячутся под кустами,  кочками.  Лежат  смирнехонько,  -  не пищат, не балуются, хоть мать и убежала куда-то.

Проходит день, другой, третий. Зайчиха по всем  полям  скачет,  давно уже про них и забыла. А зайчатки  все  лежат.  Бегать  им  нельзя:  ястреб заметит или нападет на след лиса.

Вот, наконец, бежит мимо зайчиха. Нет, не  мамаша  -  тетка  какая-то чужая. Зайчата  к  ней:  накорми  нас!  Ну  что  ж,  пожалуйста,  кушайте! Накормила - и дальше.

Учитель:  Пока мы с вами познавали лесные тайны, над полянкой тревожно защебетали птицы, что случилось?  Когда  начинает таять снег, реки выходят из берегов. Животным нужна помощь, давайте их переправим на безопасный берег.

8. Самостоятельная работа  по  3 группам:

№ 1

В скобках ставьте нужные вопросы к слову весна. Укажите падеж (пользуйтесь таблицей).

Скоро наступит (_____________) весна. Каждая травинка  чувствует приход (_________) весны. Всякая букашка рада (___________) весне. Скворец    завёл  свою   песню (______________) о весне.

№ 2

Составьте и напишите словосочетания, изменяя существительные по смыслу.

Укажите падеж (пользуйтесь таблицей).

Сидел в (дупло)___________, подошёл к (дерево)______________, добежал до (река) ____________, пролетел над (поле)_______________.

№ 3

Составь и запиши предложения. У существительных определить падеж (пользуйтесь таблицей).

Тропинка, из деревни, узкая, детей, привела, к роще, еловой.

_________________________________________________________

Недалеко, от, остановились, дети, полянки.

__________________________________________________________

9. Рефлексия.

Подведение  итогов:

– Какую ставили перед собой задачу?

– Достигли мы поставленной цели?

– Какие знания и умения с прошлых уроков вам пригодились?

- Оцените  себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Винительный падеж и именительный падеж неодушевлённых имён существительных

Презентация к уроку  русского языка 4 класс "Школа 2100", тема " Винительный и именительный падеж неодушевлённых существительных"...

Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.

Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...

Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.

Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...

План-конспект урока " Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа"

План-конспект урока по русскому языку с использованиес ЭОР 3 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")

Разработка урока в 4 классе по теме  "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")...