Уроки обучения грамоте в первом классе.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Жихарева Светлана Анатольевна

Урок в первом классе "Звук и буква "о".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_obucheniya_gramote_v_1_klasse.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           Самый трудный – первый класс,

                                                                                   Всех труднее первый класс,

                                                                                   Потому что в первый раз.

26 лет я работаю в сельской малокомплектной школе. Очень редко, когда дети приходят в первый класс подготовленными. Ещё реже они знают буквы или умеют читать по  слогам. Поэтому за 5 месяцев запомнить все 33 буквы, научиться читать, писать – это огромная нагрузка на 6-7-летнего ребёнка. Как же помочь ему запомнить буквы? Как сделать урок интересным и запоминающимся?

Предлагаю разработки занятий, ориентированные на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и опору на ассоциативное мышление. Занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной теме или сюжету, все задания взаимосвязаны или дополняют друг друга. Предлагаю разнообразное построение занятий: в одном случае это игра, в другом – занятие-спектакль, где дети – и участники спектакля, и зрители.

Хочу отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего урока. Сюжетно – тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а, значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

ТЕМА  УРОКА  «Звук и буква о»

Сюжет: В гостях у бабушки Оли и дедушки Осипа.

Оборудование: фигурки дедушки, бабушки; картинки (дом, кот Овцы, коровы, ослик, окунь, сом, помидоры, укроп, картофель, фасоль, горох, облако, озеро)

Ход урока:

1. Оргмомент.

- Ребята, представьте, что мы с вами отправились в гости в деревню к бабушке и дедушке.

На чём поедем? (на поезде)

Мы с вами удивились, увидев красивую природу: О!

Приехали на вокзал, но оказалось, что нас никто не встречает, и мы с вами огорчились: О-о-о!

Увидели, что за нами приехали знакомые и радостно воскликнули: О-о-о!

2. Сообщение темы урока:

- Какой звук помогал нам сегодня во время поездки в деревню?

- Можете ли вы сказать, чем будем заниматься сегодня на уроке? (…….)

- Правильно, сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком[о ], познакомимся с буквой О.

3. Характеристика звука [о ].

4. Произношение звука [о ] в словах.

 Выставляются фигурки дедушки и бабушки.

- Вот мы с вами и приехали в деревню, в которой живут дедушка и бабушка. Как называется деревня? (дети предлагают названия, в которых есть звук о). итак, мы приехали в деревню Ольговка. 

Нас встречают бабушка Оля и дедушка Осип. Повторите их имена. Какой первый звук в этих словах? (звук о)

Выставляются картинки по ходу урока.

А вот их дом. Где слышится звук в слове «дом»? (в середине слова). Дом бабушки Оли и дедушки Осипа стоит у озера. В озере живут окуни. Какое сейчас время года? (осень).

- Повторите слова со звуком [о]. (Ольговка, Оля, Осип, озеро, окуни, осень)

- Посмотрите, около дома пасутся домашние животные…(козы, овцы, кони, корова), а на окошке греется …(кот)

- Бабушка Оля послала нас в огород. Она просит принести овощи, в названии которых есть звук [о]. (горох, картошка, фасоль, укроп, помидор)

(Дети по очереди выходят и берут картинки с овощами, называют овощ и в какой позиции находится звук [о].)

- Бабушка Оля приготовила нам угощение, угадайте, какое? Из фруктов сварила…(компот). Испекла (пирожные, торт, пирог и т.д.)

- А сейчас дедушка Осип приглашает нас на рыбалку. Где водится рыба? (в озере). Папа забросил удочку и вытащил…(окуня), а дедушка забросил удочку, тащит – тащит, и вытащил.     А это…(сом). Где услышали звук [о]? ( в середине слова).

- Уже поздно, пора возвращаться домой. Идём по тропке. Посмотрите на небо. Что вы видите? (облако). Облако большое, нежно-голубое. Повторите слова со звуком [о].

5. Работа над развитием речи.

- Давайте расскажем бабушке Оле, где мы были и что видели. Я начну предложение, а вы заканчивайте.

Мы были на…(озере). Над нами проплывало (голубое облако). На озере мы поймали (окуня). Большая рыба (сом) чуть не утащила нас в воду.

Задание: Составить схему к предложению «Мы поймали окуня».

Игра «Живые буквы»

6. Знакомство с буквой О.

- Ребята, посмотрите, рядом с домом растёт дерево.

В старом дереве дупло,

Ну совсем как буква О.

Задания: Найти в классе букву О.

Чтение слогов с буквой О.

7. Итог занятия. Релаксация.

- Какую новую букву узнали?

- Сколько гласных звуков знаете? Назовите.

- Понравилось вам в гостях у бабушки Оли и дедушки Осипа? Если понравилось, то покажите зелёную карточку, если не понравилось – красную.

- Попрощайтесь с бабушкой и дедушкой. Скажите им спасибо.

Для того, чтобы дети запомнили слова со звуком [о], изученные на уроке, на следующем занятии проводится игра «Любознательный»:

- Как называется деревня, где живут дедушка и бабушка?

- Как зовут бабушку?

- Как зовут дедушку?

- На каком транспорте мы ехали? (поезд)

- Какие животные живут в деревне?

- Какое угощение приготовила бабушка?

- Куда мы ходили на рыбалку?

- Какую рыбу поймали? и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц".

Презентация к уроку обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц"....

Урок обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц".

Урок обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц"....

Урок обучения грамоте в первом классе по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Данный урок входит  в раздел «Формирование действий чтения и письма». Учащиеся  уже могут выделять слог как единицу чтения и письма, умеют обозначать мягкость-твёрдость  согласных звуко...

Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."

Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."...

Звуковые разминки на уроках обучения грамоте в первом классе.

Здесь представленны небольшие звуковые разминки в виде презентаций для использования на уроках обучения грамоте в первом классе.Главной особенностью является то, что каждый слайд - это вопрос с выборо...

План урока в период обучения грамоте в первом классе первого отделения

Букварный периодЗвуки [к] [к`], буква КЦель: обучение грамотеРезультаты обучения:Предметные: выделять звуки, дать характеристику и познакомить с буквой. Учить читать от слогового к целому слову. Учить...

План урока в период обучения грамоте в первом классе первого отделения Букварный период Закрепление звуков [к] [к`], буквы К

Цель: обучение грамотеРезультаты обучения:Предметные:Припоминание звуков, изученных раннее.Выделять звуки, дать характеристику и познакомить с буквой.Учить читать от слогового к целому слову.Учить пис...