Выступление "Повышение творческо-поисковой активности учащихся на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку на тему

Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми написаниями. Хочу поделиться своим опытом, методическими приемами, позволяющими развивать познавательные и творческие способности учащихся.Использование перечисленных приемов способствует прочному усвоению слов с непроверяемыми написаниями, активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к родному языку, обогащает их словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мошникова Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №6 г. Мурманска

Выступление

Повышение творческо-поисковой активности учащихся на уроках русского языка

Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми написаниями. Хочу поделиться своим опытом, методическими приемами, позволяющими развивать познавательные и творческие способности учащихся.

Научить писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Орфографические различия позволяют разделить слова, написание которых нужно запомнить на 3 группы (слайд 2):

1) слова с непроверяемыми написаниями:

- с безударной гласной (ворона);

- с двойным согласным (суббота);

- с парным согласным (вокзал);

- с непроизносимым согласным (лестница);

2) слова, написание которых подчиняется правилам, которые изучаются только в средней школе:

- с чередованием гласных (растение, гореть);

- сложные слова с соединительными гласными (самолет);

- наречия;

- с гласными после шипящих (желтый, черный);

3)слова, которые можно проверить, но подбор проверочного слова сложен для младшего школьника (праздник – празден).

При работе над словами с непроверяемыми написаниями самая большая нагрузка ложится на память. Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий (слайд 3):

- установка на запоминание;

- заинтересованность (легче запоминать то, что интересно);

- яркость восприятия (лучше запоминается все необычное, то, что вызывает определенные эмоции).

Очень важно, чтобы внимание детей было  максимально  сконцентрировано на изучаемой орфограмме. В основе формирования орфографического навыка лежит активная учебная работа учащихся, начиная с этапа введения нового слова (слайд 4):

дети сами определяют место этой орфограммы, записывая слово под диктовку с «дырками»:

м_ро_          в_р_бей      

проверяют орфограммы по сильной позиции:

м_роз          в_робей

знакомятся с непроверяемым написанием:

мороз          воробей

  Процесс запоминания организую с учетом особенностей памяти учащихся. В моем классе преобладает моторный тип памяти у 59% детей, зрительный у 55% детей, слуховой у 18% учащихся. Пользуюсь универсальным способом, когда учащийся сам читает слово вслух, негромко проговаривая его по слогам. Этот способ сочетает сразу 3 фактора:

- зрение (смотрит на слово);

- моторики (проговаривает);

- слуха (слышит то,  что проговаривает)

Чтобы запоминание  было не механическим, а осмысленным, я использую этимологический анализ. Такая справка содержит информацию о происхождении, первоначальном значении слова. Нередко обращение  к истории позволяет объяснить современное правописание некоторых слов. Например,

малина – имеет ягодку, состоящую из маленьких шариков;

медведь – зверь, который «ведает» (знает), где найти в лесу мед;

береза – дерево с белой корой;

город – огороженное, укрепленное место;

капуста – от латинского слова «капут» (голова, кочан);

лопата – «лопа», похожая на ладонь;

пенал – от латинского слова «пена» (перо);

тетрадь – от греческого слова «тетра» (четвертая часть листа);

билет – в переводе с французского языка «записка».

Запоминанию слов способствует и привлечение мнемонических приемов:

  1. стихи

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали « Петя» -

Петь он любит на рассвете.

Чтоб не обиделась корова

И не прокисло молоко,

Мы оба этих нужных слова

Напишем в корне с буквой О.

С чувством «здравствуй» говорю,

С буквой В писать велю.

Каждый знает на зубок,

Что такое сахарок.

Чтобы сладкой жизнь была,

Не забудь про букву А.

2) рисунки на буквах, которые нужно запомнить (слайд 5).

Ребят предупреждаю, чтобы рисунок обязательно соответствовал смыслу слова.

3)ребусы (слайд 6)

4) группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают учащимся запомнить трудные слова, например, шуточные вопросы:

1. В каких словах живет рак? (завтрак, ракета)

2. Назовите слова, в которых спрятались числа. (сорока, Родина, столица)

3. Какие слова любит ворона? (карандаш, картина, картофель)

Для удобства слова с непроверяемыми написаниями я делю на тематические группы. Если на уроке слова даются списком, их не должно быть в группе больше 5. Чтобы правильное написание слова из кратковременной памяти успешно перешло в долговременную, нужно:

во-первых, не менее 4 повторных «встреч» в течение 1-2 недель;

во-вторых, включение изучаемых слов в новые языковые и речевые отношения.

На этапе закрепления ребята составляют

- кроссворды со словами: 1) на определенную букву;

                                                  2) на определенную орфограмму;

                                                  3) на определенную тему;

-  цепочки слов (слайд 7)

Игра «Чья цепочка длиннее?»

      молоко – одежда – автобус – собака – адрес – север – рисунок – килограмм – магазин – народ -        -  деревня – яблоко  - орех - …

- распространяют предложения (слайд 8)

Игра  «Снежный ком»

Земляника.

Созрела земляника.

Созрела душистая земляника.

На поляне созрела душистая земляника.

На лесной поляне созрела душистая земляника.

- сочиняют  тексты по опорным  словам на темы (слайд 9):

В библиотеке.                                                Наш класс.

Школа.                                                             Утро в городе.

Учебные вещи.                                              Кто как голос подает?

Мои друзья.                                                    На катке.

Например, текст «На катке» (слайд 10)

В субботу ребята договорились пойти на каток. Мороз их не испугал. После уроков дети сходили домой за коньками. Через час все собрались на «Льдинке». Мальчики стали играть в хоккей с мячом. Они так быстро гоняли по льду, что только ветер свистел в ушах. Девочки показывали друг другу разные фигуры. Дети весело провели время.

Использование перечисленных приемов способствует прочному усвоению слов с непроверяемыми написаниями, активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к родному языку, обогащает их словарный запас.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности детей на уроках русского языка и литературы

Выявление творческих способностей учащихся.Создание ситуаций успеха.Задания для развития творческого мышления учащихся....

Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.

Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, созн...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.

Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, сознательного и прочного усвоения знаний учащихся....

Активная познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка средствами современных педагогических технологий

«Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы  передать  русским языком». ( К. Паустовский). Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знани...

Статья "Личностно-ориентированный подход при формировании познавательной активности учащихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС"

Статья о проблемах познавательной активности, способах и методах активизации учебной деятельности учащихся....

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка.

Статья поможет развитию познавательной активности учащихся на уроках русского языка....