конспект урока по русскому языку в 3 классе "Семья слов. Вода"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок проведен в рамках РМО, получил хорошую оценку всех присутствовавших. Урок выходит за рамки предмета, в результате получился межпредметный проект о воде. По ходу урока дети создали буклет по теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx67.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

учителя начальных классов

МКОУ «Зыряновская сош» Алтайский край Заринский район

Макашенец Натальи Ивановны

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 16 урок)

Форма проведения

Урок-проект

Тип урока

урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

Современные образовательные технологии :

технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий.

Методы обучения:

 методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный  метод, частично-поисковый метод ,  методы  стимулирования к обучению,  методы контроля и самоконтроля,

Формы организации познавательной деятельности: 

фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
  • Презентация
  • Толковый словарь, орфографический словарь.

Дидактическая цель

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов; исследование русских народных сказок: узнать роль «живой» и «мертвой» воды; опыт по получению «живой» воды в домашних условиях.

Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах и отработка умения применять полученные знания на практике

Развивающая цель: формировать способность к  творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские  навыки

Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, окружающий мир, литературное чтение

                                                                                           Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.; Обсуждать алгоритм разбора слов по составу,

Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова , доказывать  их значимость  в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Проводить разбор слов по составу

Уметь работать над проектом. 

Анализировать  модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

  • формировать орфографическую зоркость;
  • работать с толковым и орфографическим словарями

1.Регулятивные

  • осознавать, формулировать и удерживать  учебную задачу в процессе коллективной работы;
  • осуществлять взаимоконтроль  и  самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах;
  • уметь договариваться в паре, группе  в ходе работы над заданием;
  • учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;
  • учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;
  • коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы  на отдельных этапах урока;

2.Познавательные

  • пользоваться  приемами анализа и синтеза  при работе над словами;
  • сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова;
  • строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);
  • овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.
  • выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.

3.Коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку 

учить уважительно относиться к результату труда одноклассников. 

-личностное самоопределение

( осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

-смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Формирование мотивов достижения и социального признания

Формирование границ собственного знания и «незнания»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Эмонациональный настрой

 

Мы рады приветствовать вас в нашем классе

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень тепло.

- Я тоже желаю вам успехов и достижения целей.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.

Приветствуют учителя, гостей, проверяют свою готовность к уроку

Личностные: самоопределение

2. Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)

Самоопределение к деятельности.

Посмотрите на экран и  разгадайте слово.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре 7 добавлю «Я» -

Что получится …          (семья)   слайд №2

- что для вас значит слово семья?

- где еще встречается понятие семья?

- как думаете, а почему на уроке русского языка мы стали говорить о «семье»?

-зачем нам нужно уметь подбирать однокоренные слова, разбирать их по составу?

А сейчас попробуйте догадаться о «семье» какого слова пойдет речь?

- откройте конверт №1, определите к какому малому жанру относятся эти тексты и выполните задание.

- По какому признаку можно объединить все эти слова в одну группу? (если нет ответа, то последняя загадка о воде)

Так почему можно объединить все отгадки?

 Итак, ребята, сегодня мы заканчиваем работу над проектом «Семья слов. Вода», подведем итог нашей работы и в конце урока представим готовый продукт-буклет. Мы уже проделали много работы и сегодня постараемся его закончить.

Учащиеся  отгадывают загадку, ребус, говорят, как понимают, что такое семья, делятся опытом о том , что в природе тоже есть семьи ( семья пчел, муравейник, семья лис, волков и т.д.)

Приложение №1.

Дети работают с загадками, разгадывают, отгадки записывают в тетрадь (приложение 1)

Дети определяют, что речь о воде в разных ее состояниях.

Познавательные УУД

Постановка и решение проблемы. Выдвижение гипотез

Регулятивные УУД

Учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу.

Планирование деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД

Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.

Повторение и систематизация знаний

Как то много лет назад

Посадили странный сад,

Не был сад фруктовым-

Был он просто словом.

Это слово – слово корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов

            (Е. Измайлов «Как растут слова»)

- Возьмите  конверт №2.

- Что это за слова? Как они относятся к теме урока?

- Я считаю, что все они родственники! А как вы думаете?

Запись слов в тетрадь. Разбор по составу.

Работа с буклетом. Расположить слова соответственно схемы.

(слайд № 8,9)

Возьмите лист оценивания и отметьте пункт над которым работали в баллах)

- Назовите следующий пункт нашего плана.

 Работа в группе. Дети читают слова. Выделяют неоднокоренные

( корень одинаковый, но они не близки по смыслу, отодвигают). Остальные слова-родственные (одинаковый корень и близкие по смыслу слова)

( двое в тетради, а двое прямо на листочках, т.к. очень медленно пишут)

Взаимопроверка и работа в буклете ( наклеивают слова)

Дети читают по листам оценивания:

Мы хотели узнать в каких малых жанрах устного народно творчества есть упоминания о воде.

Работа в группе, дети обсуждают вопрос и приходят к мнению, что во мноих жанрах есть упоминание о воде: пословицы, поговорки, потешки, песни)

Регулятивные УУД

Учатся принимать и сохранять учебную задачу. Учатся осуществлять контроль, проверять , корректировать и оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД 

Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство.

Коммуникативные УУД

Учатся взаимодействовать с учителем  и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными  отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.

Защита проектов.

- Ребята, в озере Сложных слов живет водяной Водокрут.

Он с утра был очень крут.

Все пословицы закрутил, разорвал

И по озеру их разбросал.

А потом успокоился и решил поиграть с  вами в игру «Вершки и корешки»

- Как думаете, что нам предстоит сделать?

Молодцы, вы все пословицы собрали правильно, а что дальше мы с ними будем делать?

Проект №1

Кода мы изучали раздел «Устное народное творчество», мне очень понравилось читать небылицы, потешки. Я решил, что надо найти потешки о воде, если они есть, записать их и, может быть, даже составить книжечку для одноклассников. Оказалось, что русский народ придумал очень много потешек со словом вода, да и многие детские писатели тоже часто говорят в своих стихах  про пользу воды. Я хочу прочитать вам несколько произведений из своей книжки (читает потешки)

Приложение №2.

- в пословицах русского народа тоже часто встречается слово вода. Например:

  • - Под лежачий камень и вода не течёт.
  • - Правда на огне не горит, на воде не тонет.
  • - Хлеб батюшка, водица матушка.
  • - Дурака учить, что на воде писать.

- Думаем, что вершки это начало пословицы, а корешки – конец. (собирают пословицы)

Приложение №3.

- Давайте их поместим в наш буклет.

(наклеивают на страничку буклета

Регулятивные УУД

Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.

Коммуникативные УУД

Умение вести монолог и диалог

Личностные УУД

Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.

Познавательные УУД

Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Физминутка.

«Пошла Влада за водой» рус.нар. песня.

танец

Работа с листом оценивания (отмечают выполненные пункты плана, читают следующий)

- Лиза,ты нам рассказала все о «живой» воде, а что ты знаешь о «мертвой» воде? (проблема на будущее, продолжение исследования)

Работа с листом оценивания.

- Ребята, сумели ли мы применить все свои знания, для того чтобы у нас получился буклет «Семья слов»?

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, работая над проектом и поставьте себе отметку (критерии на доске).

Проект №2.

- Еще есть фразеологизмы, где тоже очень коротко, но очень метко говорится о некоторых недостатках людей.

Я прочитаю стихотворение, а вы запишите в тетрадь те фразеологизмы, которые услышите и объясните их значение.

Приложение №4.

Проект№ 3

Приложение №5.

Проект№ 4.

Приложение №6.

Итог урока.

Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Так давайте же покажем нашим гостям, какой у нас получился замечательный буклет.

Мишень.

А сейчас ребята мы как сказочные герои возьмем стрелы в руки и выстрелим в мишень.

Заключительный слайд. Прочитать.

Дети представляют готовый продукт работы над проектом и зачитывают свои стихи и рассказы о воде.

Приложение №6.

Регулятивные УУД

Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.

Коммуникативные УУД

Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.

Приложение №1.

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (роса)

Шумит он в поле и саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.            (Дождь)

На дворе переполох,с неба сыплется горох. (Град) 

Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина
(Туман)

. Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет.           (Иней)

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.        (Снег)

Очень добродушная

Я, мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.        (Вода)

Приложение №2.

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

(Катя) умывается,

Солнцу улыбается!

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей.

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

И потому всегда

Всем, везде нужна вода.

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки глядели,

Чтобы щёчки краснели, 

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Пришел медведь ко броду — бултых в воду.
Уж он мок там мок, уж он кис там кис,
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду — бултых в воду

Дорогие мои дети!

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно, какой водою:

Кипяченой, ключевой.

Из реки иль из колодца,

Или просто дождевой.

Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою, После сна и перед сном.

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Даня умывается,
Солнцу улыбается!

Приложение №3.

Не плюй в колодец,

случится водицы напиться!  

Лучше хлеб с водой,

чем пирог с бедой.

Под лежачий камень

вода не течет.

Не зная броду –

не лезь в воду.

Приложение №4.

  - А мне было интересно,  есть ли фразеолоизмы о воде и понимаем ли мы значение этих устойчивых выражений? Еще есть фразеологизмы, где тоже очень коротко, но очень метко говорится о некоторых недостатках людей. Прослушайте стихотворение В.Суслова «Как работают слова». Я прочитаю стихотворение, а вы запишите в тетрадь те фразеологизмы, которые услышите и объясните их значение.

Как работают слова

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж
немало «воды утекло», 
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой
«сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»!   
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди:
«Как с гуся вода!»      

Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе?
«Воды в рот набрал»!    
Лентяй отдыхает, а время идёт –
«Под камень лежачий вода не течёт».  
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол,
«воду-то в ступе толочь»!   
Не прочь и другому сказать невзначай:
«
Довольно лить воду! Ты дело давай!»    
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол,
«воду носить решетом»! 

Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…».

                     В.Суслова

Приложение №5.

Когда мы начали работать над проектом, я захотела выяснить, в каких русских народных сказках встречается упоминание о  воде, и в чём заключается её волшебство. Я спросила себя, в каких сказках говорится о живой и мертвой воде и смогла назвать только 2 сказки: «Сказка об Иване царевиче и Сером волке»,   - мы читали их на уроках чтения.

Меня заинтересовал вопрос: А знают ли в нашей школе сказки , где говорится о живой и мертвой воде? Я провела опрос и вот какие результаты получились.

На просьбу, назовите сказки, в которых упоминается живая и мертвая вода

Больше всего отметили сказки, которые  знакомы с детства. Я решила спросить об этом у учеников нашей школы. Оказалось что из 25 человек:

- 11 человек назвали сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

7 человек – «Иван-царевич и серый волк»

1 человек – Марья Моревна

1 человек – «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Мне стало ясно, что не только я знаю мало сказок. Я пошла в библиотеку, вместе с библиотекарем мы нашли очень много сказок, где сказочным героям помогает «живая и мертвая» вода и составила список сказок. Я с большим удовольствием их прочитала, советую прочитать и вам. Вода в сказках не простая, а волшебная, она «живая и мертвая». «Мертвая» вода кусочки собирает как в сказке «Иван и Чудо-Юдо», а «живая» героя оживляет. Так русский народ передал потомкам свою мечту о победе добра над злом.    По древнерусским поверьям мертвой вода становится на Крещение, а живой – на праздник Купала, летом. Для лучшего эффекта и ту и другую воду нужно набирать ночью, еще лучше выкупаться. Хранить потом в глиняной или стеклянной посуде, в темноте и холоде.

 Свой список я помещаю в наш буклет.

Приложение №6.

   В русских народных сказках говорится о «живой и мертвой» воде. А встречается ли в реальной жизни живая и мертвая вода? 

«Да» - ответил 12 учеников  потому что:

  • -я видел много программ, в которых о них говорится 
  • -когда пьют много алкоголя,  человек умирает, а родниковая полезна 
  • - живая - из родника, а мертвая - загрязненная 
  • - потому что есть родники с положительной и отрицательной энергетикой 

              - она существует в святых источниках

«Нет» - ответили 9 человека. Они считают:

  • - волшебства не бывает 
  • - это бывает только в сказках 
  • - вода может быть только чистой и грязной 

-  нет, если бы она была, были бы все живы и здоровы, жили долго и счастливо

       И все таки живая и мертвая вода есть, об этом я узнала из интернета. Оказалось получить «живую» воду даже в домашних условиях можно и это совсем не трудно.(описание опыта. А также из книги   я узнала о том, что вода хорошо запоминает информациюи плохую, и хорошую, а потом передает ее нам. Если вода слышала  хорошие, добрые слова- такая вода будет «живая», а если кто-то ругался, обзывался, то такая вода будет больной и ее лучше не пить.

Сказки говорят, что есть вода живая и мертвая. Все мы знаем с детства, что сказки – это истории, в которые люди перестали верить… Но есть в России такие места, где чудеса описанные в народном фольклоре живы до сих пор. Есть такие места и у нас, совсем рядом, например, в с.Жуланиха есть «Святой ключ». К нему теперь устраивают крестный ход. А вода там очень холодная, вкусная и не портится, сколько бы ни стояла.

Приложение №7.

Image2445


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...

Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...