Тема урока «Правописание приставок и предлогов» 2 класс
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему

Тема «Правописание приставок и предлогов»

Цель: развитие социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей компетенций учащихся

Задачи: продолжить знакомство с предлогами и приставками  и способом различения предлогов и приставок.

УМК «Начальная школа 21 века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 2 класс.

Учитель Юркина С.В.

Технологическая карта урока

Урок № 9

Технология модульно-развивающего обучения, адаптивно-преобразующий этап  

Тема «Правописание приставок и предлогов»

Цель: развитие социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей компетенций учащихся

Задачи: продолжить знакомство с предлогами и приставками  и способом различения предлогов и приставок.

УМК «Начальная школа 21 века»

Учебник «Русский язык» 2 класс, Под редакцией С.В.Иванова. Издательский цетр «Вентана – Граф», Москва, 2011 г.  

Рабочая тетрадь «Пишем грамотно», автор М.И.Кузнецова. Издательский цетр «Вентана – Граф», Москва, 2011 г.

 

Этап урока

Цель

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание этапа

1.Организационный

Проверка готовности учащихся и настрой на работу

Мотивация учебной деятельности : диалог учитель -ученик (форма: вопрос-ответ)

 

Проверяет готовность к уроку, настраивает на работу

Проверяют рабочие места

СЛАЙД 1.

– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!

– Чему учимся на уроках русского языка? -  Грамотно писать и говорить

– Где могут пригодиться вам эти знания?

– Что необходимо взять с собой, чтобы урок был успешным? – улыбку, знания

– Желаю вам успеха.

2.Проверка домашнего задания

Проверить выполнение домашней работы

Взаимопроверка (рабочая тетрадь)

Проверяет наличие и правильность выполнения заданий.

Проверяют правильность выполнения заданий.

 СЛАЙД 2.

Проверка  дом. задания в рабочей тетради урок 74 упр. 2 - взаимопроверка

3.Минутка чистописания

Написание:

от, с, за

к, для, около

Наблюдение.

Показывает образцы написания.

Выполняют задания в тетради.

СЛАЙД 3.

- Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

 - Посмотрите на доску. Прочитайте, что я выписала. Как вы думаете, что это? (это предлоги и приставки)

- На какие две группы их можно разделить? (в первой группе будут те, которые могут быть и приставками и предлогами: от, с, за; во второй группе те, которые могут быть только предлогами: к, для, около)

-В качестве чистописания,  запишите на  первую строку приставки, которые могут быть предлогами, а на вторую строку только предлоги, запишите их, чередуя, до конца рабочей строки.

от, с, за

к, для, около

4.Словарная работа.

Проверить знание словарных слов

Фронтальная и индивид. работа.

Формулирует вопросы, корректирует ответы учащихся

Выполняют задания в тетрадях, выполняют самопроверку.

СЛАЙД 4.

- Расшифруйте слова:

ЕСДАР, ДОРГО, ТЕРВЕ, ЯЦЗА, ДО  НИЯСВИДА (адрес, город, ветер, заяц, до свидания)

-Что общего у этих слов? (словарные слова)

- Запишем их в тетрадь.

-На какие 2 группы их можно разделить слова?  (по ударению)

-Какое слово лишнее? (заяц, потому что все имена существительные отвечают на вопрос что? а слово заяц отвечает на вопрос кто?)

-Еще какое слово можно исключить? (до свидания)

-Почему? (слово написано с предлогом)  

- Почему так решили?

5. Целеполагание урока

Активизировать знания учащихся.

Наблюдение. Фронтальная работа.

 Формулирует вопросы, корректирует ответы уч-ся

Отвечают на вопросы учителя. Ставят цель урока.

СЛАЙД 5.

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Назовите тему урока.

- Какую цель поставим на урок?

6. Актуализация имеющихся знаний

Формировать познавательные мотивы.

Наблюдение. Фронтальная работа.

Работа с таблицей.

Формулирует вопросы, корректирует ответы учащихся.  

 Работа с карточками. Заполнение таблицы.

Запись под диктовку.

- На доске развешены слова: влететь, отплыть, донести, съехать, в окно, от берега, до стола, с горы. Соберите слова, в которых есть приставки. На доске: 

влететь

отплыть

донести

съехать

Если дети ошибочно собрали слова с предлогами: -  Кто не согласен? Почему?

– Докажите, что в словах есть приставка (учащиеся произносят слово без приставки или заменяют эту приставку на другую).

Работа с первой частью таблицы: слайд 6

Приставка

Это

Часть слова

Пишется

Слитно

Служит

Для образования новых слов

Вставить слово

Нельзя

Запомни

Пишется в словах различных частей речи

– Остальные слова соберите так, чтобы они подходили к словам первого столбика.  На доске:

влететь   в окно

отплыть от берега

донести до стола

съехать с горы

– Что заметили? (собрали слова с предлогами)

– Что такое предлог?  (Появляется табличка – "предлог".)

Работа со второй частью таблицы. Слайд 6.

Приставка

Предлог

Это

Часть слова

Часть речи

Пишется

Слитно

Раздельно

Служит

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

Вставить слово

Нельзя

Можно

Запомни

Пишется в словах различных частей речи

Никогда н
пишется с глаголом

- Работаем у доски и в тетради. Записать под диктовку. Выделить предлог и приставку. – залетел в окно, накричал на кошку, нарисовал в альбоме, зашли в дом, привез на машине.

7.  Открытие нового на уроке.

Организация выбора метода разрешения проблемы.

Первичная проверка понимания.

Проблемная ситуация. Фронтальная  работа.

Фронтальная работа с классом. Создание проблемной ситуации.

 Решение проблемной ситуации.  Запись слов в тетрадь.

 -Какое открытие мы сделали на прошлых уроках про предлог? – предлог не пишется перед глаголом.

- А про приставки без или бес? (отрицательный смысл слова)

- Свой сюрприз сейчас для вас преподнесет еще раз приставка. Внимание.

СЛАЙД 7

- Прочтите слова (бабушка, дедушка, внучка, внук)

- Добавьте к этим словам одинаковую приставку и прочтите про себя.

- Какие слова получились у вас? (прабабушка, прадедушка, правнучка, правнук)

- Кто правильно прочтет слова? Поставим ударение.

- Запомните! В этих словах пишется приставка пра.

- Запишем эти слова и выделим приставку.

Физминутка

Здоровьесбережение.

Аутотренинг

для глаз.

Инструктаж.

Выполнение инструктажа.

8. Игры на закрепление умения различать предлоги и приставки.

Организация метода разрешения проблемной ситуации.

Фронтальная работа с классом, контроль.

Дает задания, формулирует вопросы, корректирует ответы учащихся

Тренируют мыслительные операции.

Выдвигают гипотезы  

Игра 1. Учитель читает слова. Если слово с приставкой, учащиеся делают – хлопок, если слово с предлогом – щелчок. ( У берега, по дорожке, полетел, на небе, по реке, в клетку, нарезать, с крыши, на конверте, до города, с дерева.)

 Игра 2.

- Замените одним словом с приставкой:  
- Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску (прибить)  
- Отделить ножницами часть ткани (отрезать)
- Старое пальто сшить по другому (перешить)
- Сменить место жительство (переехать)
- Проглотить таблетку с водой (запить)

СЛАЙДЫ 8-9

Игра 3. –  Образуй слова с приставками, предлогами.

…писать

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторение.

Самостоятельная работа. Самооценка.

Организация ситуации успеха, включение учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

Самостоятельно выполняют задания по выбору на тренировку ранее изученного, самопроверка.

 Попробуйте применить знания о предлоге и приставке самостоятельно.

СЛАЙД 10.

– Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Выполните задание в тетради.

Зелёная дорожка. Запиши слова, раскрывая скобки:

(по)тропинке, (за)вернула, (за)домом, (на)бежала, (под)столом

Жёлтая дорожка. Запиши предложения, раскрывая скобки:

Мама (под)писала адрес (на)конверте. Лодка (от)чалила (от)берега и (за)вернула за лес.

Красная дорожка: Вставь подходящие по смыслу предлоги и приставки: …катилась …небу темная туча и…лил дождь.

– Кто выбрал зелёную дорожку? Жёлтую? Красную?

Слайд 11.

– Сравните свою работу с образцом (образец на слайде). Исправьте ошибки, если они есть. Оцените свою работу.

– Кто выполнил работу без ошибок? 1–2 ошибки? Больше 2-х ошибок? Не справился с работой? Почему?

10. Итог урока.

Соотнесение планируемых результатов с достигнутыми

Контроль.

Задаёт вопросы.

Проговаривают новые и имеющиеся полученные знания.

- Назовите тему урока еще раз.

- Какую цель мы ставили на урока.

- Достигли ли мы этой цели?

СЛАЙД 12.

Проверь себя: ученик отвечает на вопрос, затем выходит к компьютеру, кликает мышкой и проверяет свой ответ.

- Еще раз проговорим: приставка – это…, предлог – это…. Чем они различаются и чем похожи?

- За урок получили оценки следующие учащиеся: ….

11. Рефлексия.

Проверка эмоционального состояния.

Рефлексия.

Проводит инструктаж.

Уч-ся заканчивают любые выбранные фразы

СЛАЙД 13.   ЗАКОНЧИ ФРАЗУ…

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

СЛАЙД 14.

Д/З

Проверка и оценивание ЗУНов

  1. Проверка знаний с помощью минутки чистописания и словарной работы.
  2. Проверка знаний через проверку д/з.
  3. Проверка знаний с помощью игр.
  4. Проверка знаний с помощью небольшой письменной сам. работы в конце урока.

Домашнее задание

Упр. в рабочей тетради  с учётом дифференцированного подхода.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Правописание приставок и предлогов"

Урок формирует понятие о приставке как части слова и понятие о предлоге как служебной части речи...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание приставок и предлогов"

Открытый урок русского языка в 3 классе с использованием презентации, технологии межпредметной интеграции и технологии проблемного обучения....

Русский язык 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Технологическая карта к уроку русского языка. 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"   Тема урока: правописание приставок на з- и с-...

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Разработка интегрированного урока (русский язык + информатика и ИКТ, 2 класс) на тему:«Правописание приставок и предлогов. Использование алгоритмов»

Урок интересен тем, что на русском языке дети нетолько пишут в тетради, но и работают на персональных компьютерах. Также используется на уроке интерактивное оборудование....

Презентация урока "Правописание приставок и предлогов. Дифференциация"

Данная презентация является интерактивным уроком по теме "Правописание приставок и предлогов. Дифференциация"В ней представлены увлекательные задания для детейНемного сопутствующей теорииПрактиче...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....